Йога нидра: ВНЕ ТЕЛА И УМА

Предварительная цель йога нидры — расслабить тело и ум. Вторая цель — отделить себя от тела и ума. Мы постоянно отождествляем себя с телом и умом, которые доставляют нам столько беспокойств, напряжений, стрессов и огорчений. Однако, ночью, когда человек погружается в глубокий сон, его отделение от тела и ума происходит автоматически: вас зовут — вы не слышите, к вам подходят вплотную — вы не видите, дурной запах вас не беспокоит, во сне вы забываете свое имя, вы выключены из внешней жизни, вас нет наяву. Точно так же вы отсутствуете, когда погружаетесь в глубокую релаксацию йога нидры, но здесь вам необходимо сознательно отделить себя от тела и ума.

Пять кош

В то время, как современные психологи различают три слоя в природе человеческого ума (сознание, подсознание и бессознательное), мы, опираясь на учение веданты и философию йоги, в человеческой личности обнаруживаем грубую, тонкую и причинную сущности, которые подразделяются на пять кош (или форм) — от самых грубых до самых тонких проявлений жизни:

Аннамайя коша (питающее тело) — кровь, кости, жир, кожа, т.е. пастбище чувств, самый грубый уровень проявления.

Пранамайя коша (энергетическое тело) — глубоко скрытая энергетическая сеть, в которой циркулирует прана (жизненная сила или протоплазма)

Маномайя коша (ментальное тело) — активность ума

Вигъянамайя коша (астральное или душевное тело) — сфера нашей индивидуальной личности, проявляемая на астральном уровне, во время сна, т.е. различные психические феномены

Анандамайя коша (блаженное тело) — трансцендентальная сфера человеческой личности, освобожденная от привязанности и отвращения. Состояние очень важное, но трудно объяснимое.

Слово «ананда» часто неверно истолковывается, как «праздник», «радость» или «блаженство», потому что это действительно особое состояние, когда не осознаются радость-горе, удовольствие-страдание, бедность-богатство и т.п. И все же в этом состоянии человек испытывает всеобщее осознание, известное как ананда-майя. У обычного человека боль или удовольствие вызывают беспокойство, ум его выходит из равновесия. Это означает, что боль или удовольствие являются пробным камнем, испытанием для человека, но в анандамайе человек не испытывает ничего подобного, потому что его сознание трансформировано и он превзошел прошлые переживания. Йога нидра в конечной фазе приводит именно к этому состоянию, когда вибрации бессознательного уже не способны к модификациям и абсолютное бессознательное проявляется, как блаженное тело анандамайи. Ади Шанкарачарья так описал это состояние в Йогатаравали:

Когда разум обуздал майю (иллюзию),

Когда твое «я» стало неподвижным и устойчивым,

Когда чувства, наконец, умолкли,

и разум сбросил с себя эти оковы, Тогда «я» и «ты» -уже одно и то же…

СОГЛАСНО ТАБЛИЦЕ ПЯТЬ КОШ

ПРЕДСТАВЛЯЮТ ТРИ МОДИФИКАЦИИ

ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ