Научитесь говорить «НЕТ»

Иногда самым лучшим ответом будет ваше «нет», сказанное в самом начале. Это короткое слово, произнесенное вежливо, но оно может сберечь вам массу времени. Очень важно, чтобы другие люди не разбазаривали ваше время. Когда вы заявляете «нет», не стоит казаться без нужды несправедливым или бессердечным, однако окружающие вас люди должны почувствовать твердость вашего слова.

Вы можете сказать другому человеку, что прекрасно понимаете важность его просьбы, но, что у вас слишком много дел, чтобы помочь ему. Если вы считаете, что для вас будет так легче, то извинитесь, объясните, что у вас одно или два важных дела, которые требуют вашего неотложного внимания. Возможно, что этот человек поймет вашу точку зрения и даже извинится за попытку отнять ваше время.

Некоторым людям чрезвычайно трудно сказать «нет». Мой клиент миссис Филмор обнаружила, что она тратит большую часть своего времени, выполняя дела других людей. Когда мы внимательно разобрали с ней сложившееся положение, то оказалось, что она говорила «да», потому что боялась встать на защиту своих приоритетов. Возможно, что ее беды начались еще в детстве. Ее родители давили на нее, ограничивали свободу действий и не только говорили ей, что ей надо делать, но и когда она должна это делать.

По мере того, как мы разбирали ее проблемы, она поняла, что ее нежелание сказать «нет» является несправедливым даже по отношению к окружающим людям. Она признала, что часто говорит «да» даже в тех случаях, когда почти нет никаких гарантий того, что она сможет выполнить обещанное. В одном случае она очень разочаровала человека, который имел большое значение для миссис Филмор. Он договорился бы с другими людьми, если бы только догадался, что «да» миссис Филмор на самом деле означает «может быть». Она сумела принять правильное решение, когда, наконец, поняла, что сказать «да» и не выполнить обещание гораздо хуже, чем сказать «нет».

Помимо нежелания сказать «нет» существуют другие способы обмана людей. Служащий, который клятвенно заявляет, что «сейчас будет сделано» (вне зависимости от того, намерен он выполнить свое обязательство или нет), коллега, который выражает вам сочувствие в то время, когда требуются действия, человек, который утверждает, что никогда не получал вашего письма с просьбой, – все они расхищают ваше время и свое собственное просто потому, что они не научились говорить «нет». Все это свидетельствует о низкой морали, низком уровне деловой жизни, низком качестве межличностных отношений и усложняет жизнь.