Смерть

Когда я был ребенком, в нашей общине были люди, которые умирали в возрасте восьмидесяти лет, и все они знали, когда они умрут, за неделю. Они готовились. Они стирали свою одежду, в которой хотели быть похороненными, и складывали ее рядом со своей кроватью. Они покупали гроб и другие вещи. Они знали точно, но это были очень здоровые люди. И это были самые обычные люди. Они не были продвинутыми интеллектуально. Я – единственный, кто закончил среднюю школу.

Вот видите, в таком простом существовании интуиция находится на высоком уровне.

Они знали точно момент смерти.

Самым важным является не время смерти, а отношение к смерти, понимаете?

Когда человек умирает, его тело распадается. Когда я просыпаюсь утром, становясь на один день старше, во мне присутствует страх этого.

«Я» считает, что оно будет продолжать оставаться в этом теле-уме после смерти. Некоторые люди доходят до того, что просят заморозить их тело после смерти. Вот до какой степени может дойти отождествление «я» с телом!

На Западе к смерти очень плохое отношение. Люди на Востоке легче принимают ее. А здесь такое впечатление, что мы не умираем.

Нет, на Востоке то же самое. Если не хуже! Не культура, а понимание недвойственности, знание своей истинной природы и истинной природы всего проявленного мира избавляет от страха смерти.

Мое личное впечатление таково, что понимание недвойственности на Западе определенно глубже, чем на Востоке. На Востоке большинство людей все еще очень беспокоятся о том, чтобы умереть индусом или мусульманином и попасть на особые обособленные небеса. Там все еще очень сильна организованная религия.

Я не думаю, что я боюсь умирать. Я не хочу умирать, я бы предпочел не умирать, но я боюсь погибнуть в авиакатастрофе или в аварии, или тому подобное.

То, что вы говорите, подразумевает, что глубоко внутри есть понимание того, что такое смерть, что по сути нет никакого страха по отношению к феномену смерти, но есть страх по отношению к процессу смерти, понимаете? Присутствует страх того, что процесс умирания болезненен или что-то в этом роде. Это совсем другое дело. Человек, который очень чувствителен к боли, будет иметь сильное беспокойство относительно процесса смерти. Нет ничего неестественного в том, чтобы бояться этого процесса.