«Я есть То»:
Личность, свидетель и Высшее

Вопрос:   У нас за спиной долгая история принятия расширяющих сознание наркотических веществ. Они дают опыт других состояний сознания, высоких и низких, а также убеждённость, что на наркотики нельзя положиться, что они в лучшем случае кратковременны, а в худшем – разрушают организм и личность. Мы ищем более подходящие способы развития сознания и трансцендентности. Мы хотим, чтобы плоды нашего поиска оставались с нами и обогащали нашу жизнь, а не превращались в бледные воспоминания и беспомощные сожаления. Если под «духовным» подразумевается самоисследование и развитие, тогда цель нашего приезда в Индию определённо духовна. Мы оставили позади счастливое время хиппи, теперь мы серьёзны и не хотим стоять на месте. Мы знаем, что реальность можно найти, но не знаем, как её найти и удержать. Нас не нужно убеждать, нам нужно только руководство. Вы можете нам помочь?

Махарадж:   Вам не нужна помощь, только совет. То, что вы ищете, уже находится в вас. Возьмите, к примеру, меня. Я ничего не делал, чтобы реализоваться. Мой учитель сказал мне, что реальность внутри меня. Я посмотрел внутрь и нашёл её там, в точности как говорил мой учитель. Увидеть реальность так же просто, как увидеть своё отражение в зеркале. Только зеркало должно быть чистым и настоящим. Тихий ум, не искажённый желаниями и страхами, свободный от идей и мнений, ясный на всех уровнях, необходим для отражения реальности. Будьте чистыми и спокойными, внимательными и непривязанными, всё остальное произойдёт само по себе.

В:   Вы должны были очистить и успокоить свой ум, прежде чем могли реализовать истину. Как вы это сделали?

М:   Я ничего не делал. Это просто случилось. Я жил своей жизнью, обеспечивал нужды своей семьи. И мой Гуру не делал этого. Это просто произошло, как он и говорил.

В:   Вещи не происходят просто так. У всего должна быть причина.

М:   Всё, что происходит, является причиной всего, что происходит. Причин бесконечное множество, представление о единственной причине – иллюзия.

В:   Вы должны были что‑то практиковать – какую‑нибудь медитацию или йогу. Как вы можете говорить, что реализация случится сама по себе?

М:   Я ничего не практиковал. Я просто жил своей жизнью.

В:   Поразительно!

М:   Меня это тоже поразило. Но чему поражаться? Слова моего Гуру сбылись. Ну и что? Он знал меня лучше, чем я сам себя, вот и всё. Зачем искать причины? В самом начале я уделял немного внимания и времени чувству «я есть», но только в начале. Вскоре мой Гуру умер, а я продолжал жить. Его слова оказались правдой. Вот и всё. Это всё один процесс. Вы разделяете вещи во времени и затем ищете причины.

В:   Какова ваша работа сейчас? Что вы делаете?

М:   В вашем представлении быть и делать – одно и то же. Это не так. Ум и тело двигаются и изменяются и заставляют двигаться и меняться другие тела, это называется деланием, действием. Я вижу, что действие по своей природе создаёт дальнейшее действие, как огонь, поддерживаемый горением. Я не действую сам и не вынуждаю действовать других. Я безвременно осознаю всё, что происходит.

В:   В своём уме или также в умах других?

М:   Есть лишь один ум, который кишит идеями: «Я это, я то, это моё, то моё». Я не являюсь умом, никогда им не был и никогда не буду.

В:   Как появился ум?

М:   Мир состоит из материи, энергии и разума. Они проявляются различными способами. Желание и воображение создают мир, а разум примиряет их друг с другом и создаёт чувство гармонии и покоя. Для меня всё это просто происходит, я всё осознаю, но ни во что не вовлекаюсь.

В:   Вы не можете осознавать, но не вовлекаться. Здесь противоречие. Восприятие – это изменение. Если вы однажды испытали какое‑то ощущение, память не позволит вам вернуться в старое состояние.

М:   Да, то, что добавлено в память, не может быть стёрто легко. Но это возможно, и, фактически, это я и делаю всё время. Я не оставляю следов, как летящая на крыльях птица.

В:   У свидетеля есть имя и форма или он вне их?

М:   Свидетель – это всего лишь точка в осознании. У него нет ни имени, ни формы. Он как солнечное отражение в капле росы. У капли росы есть имя и форма, но маленькая точка света вызвана солнцем. Чистота и гладкость капли – это необходимое условие, но не достаточное. Аналогично, ясность и тишина ума необходимы для появления отражения реальности в уме, но их не достаточно. За ним должна быть реальность. Поскольку реальность присутствует всегда, остаётся выполнить необходимые условия.

В:   Может так случиться, что ум станет ясным и тихим, но никакого отражения не появится?

М:   Нужно ещё учитывать судьбу. Бессознательное находится в руках судьбы, фактически, оно и есть судьба. Придётся подождать. Но какой бы тяжёлой ни была рука судьбы, её можно приподнять терпением и самоконтролем. Целостность и чистота удаляют препятствия, и видение реальности появляется в уме.

В:   Как обрести самоконтроль? У меня такой слабый ум!

М:   Для начала поймите, что вы не являетесь личностью, какой себя считаете. То, чем вы себя считаете, – просто предположение или воображение. У вас нет родителей, вы не рождались и не умрёте. Или поверьте моим словам, или дойдите до всего сами через изучение и исследование. Путь полного доверия короткий, второй длинный, но надёжный. Оба пути надо испытать в действии. Действуйте в соответствии с тем, что считаете истиной, – это путь к истине.

В:   Заслуживание истины и судьба – это одно и то же?

М:   Да, они оба находятся в бессознательном. Сознательные заслуги – пустое тщеславие. Сознаются всегда только препятствия, если препятствий нет, значит вы вышли за пределы сознания.

В:   Может ли понимание того, что я не тело, дать мне силу характера, достаточную для самоконтроля?

М:   Когда вы знаете, что не являетесь ни телом, ни умом, тогда они не могут сбить вас с пути. Вы будете следовать истине, куда бы она ни привела вас, и делать то, что должно быть сделано, какой бы ни была цена.

В:   Существенно ли действие для самореализации?

М:   Для самореализации существенно понимание. Действие – просто случайность. Человек с глубоким пониманием не будет удерживаться от действия. Действие – это испытание истины.

В:   Разве нужны испытания?

М:   Если вы не будете испытывать себя всё время, вы не будете способны отличить реальность от выдумки. Созерцание и уединённые размышления помогают до определённого предела, но реальность парадоксальна. Как вы можете понять, что реализовались, если не будете наблюдать свои мысли и чувства, слова и действия и удивляться происходящим в вас переменам, не зная, как и почему они произошли? Именно их неожиданность позволяет вам понять, что они реальны. Предсказанное и ожидаемое редко оборачивается истинным.

В:   Как появляется личность?

М:   Точно так же, как появляется тень, когда свет перекрывается телом, так и личность возникает, когда чистое самоосознание перегораживается идеей «я есть тело». И как тень меняет свою форму и положение в соответствии с поверхностью земли, так и личность наслаждается и страдает, отдыхает и тяжело трудится, находит и теряет в соответствии с рисунком судьбы. Когда тела больше нет, личность исчезает без следа, остаётся лишь свидетель и Великое Неизвестное. Свидетель – это то, что говорит: «Я знаю». Личность – то, что говорит: «Я делаю». Слова «я знаю» не являются неправильными, они просто ограничены. Но говорить «я делаю» – абсолютно ложно, потому что нет никого, кто делает, всё происходит само по себе, включая и саму идею о собственном делании.

В:   Тогда что такое действие?

М:   Вселенная полна действий, но нет деятеля. Есть бесчисленное множество личностей, маленьких, больших и очень больших, которые, посредством отождествления, считают, что действуют они, но это не меняет тот факт, что мир действия ( махадакаша ) – это единое целое, в котором всё зависит от всего и всё влияет на всё. Звёзды сильно влияют на нас, а мы влияем на звёзды. Сделайте шаг назад от действия к сознанию, оставьте действие телу и уму, это их территория. Оставайтесь чистым свидетелем, пока даже свидетельствование не растворится в Высшем.

 

Представьте себе густой лес, поросший большими деревьями. Из древесины сделана большая доска и маленький карандаш, чтобы писать на ней. Свидетель читает надписи и знает, что, хотя карандаш и доска отдалённо связаны с лесом, написанное не имеет к нему никакого отношения. Оно полностью принесено извне, и его исчезновение просто не имеет значения. Разрушение личности всегда сопровождается чувством огромного облегчения, как будто свалилась тяжёлая ноша.

В:   Какой опыт позволяет вам говорить: «Я нахожусь в состоянии за пределами свидетеля»? Как он отличается от состояния свидетеля?

М:   Это похоже на стирку разрисованной красками ткани. Сначала смывается узор, затем фон, и наконец ткань становится совершенно белой. Личность уступает место свидетелю, затем свидетель уходит, и остаётся чистое осознание. Ткань была белой в начале и становится белой в конце, узор и цвета просто случились – на время.

В:   Может ли существовать осознание без объекта осознания?

М:   Осознание, имеющее объект, мы называем свидетельствованием. Когда имеет место также самоотождествление с объектом, вызванное желанием или страхом, такое состояние называется личностью. В реальности есть только одно состояние. Когда оно искажается самоотождествлением, оно называется личностью, когда оно окрашивается чувством бытия, – это свидетель, когда оно бесцветно и безгранично, оно называется Высшим.

В:   Я всегда беспокоен – стремлюсь, надеюсь, ищу, нахожу, наслаждаюсь, бросаю, снова ищу. Что заставляет меня всё время бурлить?

М:   На самом деле вы всё время ищете себя, не зная этого. Вы жаждете любви к тому, что достойно любви, что идеально подходит, чтобы его любили. Из‑за своего неведения вы ищете это в мире противоположностей и противоречий. Когда вы найдёте это внутри, ваш поиск окончится.

В:   Всё равно придётся удовлетворяться этим полным печали миром.

М:   Не прогнозируйте. Вы не знаете. Правда, что всё проявленное состоит из противоположностей. Удовольствие и боль, хорошее и плохое, высокое и низкое, прогресс и регресс, отдых и усилие – все они появляются и исчезают вместе, и пока существует мир, его противоречия останутся в нём. Могут также наступать периоды совершенной гармонии, блаженства и красоты, но только на время. Совершенное возвращается к источнику всего совершенства, и противоположности продолжают свою игру.

В:   Как достичь совершенства?

М:   Храните покой. Делайте свою работу в мире, но внутри храните покой. Тогда всё само придёт к вам. Не надейтесь, что работа поможет вам реализоваться. Она может быть полезна другим, но не вам. Ваша настоящая надежда – в тишине вашего ума и спокойствии сердца. Реализованные люди совершенно спокойны.

 

Осознание