«Я есть То»:
Медитация

Вопрос:   Все учителя советуют медитировать. Какова цель медитации?

Махарадж:   Мы хорошо знаем внешний мир ощущений и действий, но наш внутренний мир мыслей и чувств мы знаем очень плохо. Первоначальная цель медитации – осознать и освоиться с нашей внутренней жизнью. Конечная цель – достичь источника жизни и сознания.

 

Ненамеренно, практика медитации глубоко влияет на наш характер. Мы являемся рабами того, чего не знаем, и хозяевами того, что знаем. Когда мы обнаруживаем в себе пороки и слабости и понимаем, откуда они берутся и как действуют, мы преодолеваем их самим знанием о них. Попадая в сознание, бессознательное растворяется. Растворение бессознательного высвобождает энергию, ум чувствует себя на своём месте и успокаивается.

В:   Зачем нужен спокойный ум?

М:   Когда ум спокоен, мы осознаём себя как чистых свидетелей. Мы отстраняемся от переживания и переживающего и стоим поодаль, в чистом восприятии, которое находится между и за пределами того и другого. Личность, основанная на самоотождествлении, воображающая «я есть это», «я есть то», остаётся, но только как часть мира объектов. Её отождествление со свидетелем обрывается.

В:   Как я понимаю, я живу на нескольких уровнях, и жизнь на каждом из них требует энергии. Эго по своей природе таково, что для него всё является источником наслаждения, и его энергия вытекает наружу. Разве не является целью медитации сдерживание утечки энергии на высших уровнях или перекрывание потока энергии, текущего вовне, и направление его вверх для развития высших уровней?

М:   Здесь речь идёт скорее не об уровнях, а о гунах   (качествах). Медитация – это саттвичное   действие, направленное на полное устранение тамаса  (инерции) и раджаса   (мотивации). Чистая саттва  (гармония) – это совершенное освобождение от лени и суеты.

В:   Как усилить и очистить саттву ?

М: Саттва   всегда чиста и сильна. Она подобна солнцу. Оно может казаться затемненным, неясным из‑за облаков и пыли, но лишь с точки зрения воспринимающего. Боритесь с причинами, вызвавшими затемнение, а не с солнцем.

В:   Для чего нужна саттва ?

М:   А для чего нужны истина, доброта, гармония, красота? Их цель – они сами. Они проявляют себя спонтанно и без усилий, когда вещи предоставлены самим себе, не подвержены воздействию, не избегаются и не являются предметом страсти, не становятся концепцией, а просто воспринимаются в полном осознании. Такое осознание и является саттвой . Оно не использует вещи или людей – оно придаёт им целостность.

В:   Поскольку я не могу улучшить саттву , мне придётся взаимодействовать только с тамасом   и раджасом . Что мне с ними делать?

М:   Наблюдать их влияние в себе и на себя. Осознавайте, как они действуют, наблюдайте их проявление в своих мыслях, словах и делах, и постепенно их хватка ослабнет, и проявится ясный свет саттвы . Это не трудно и займёт не так уж много времени. Искренняя устремлённость – единственный залог успеха.

 

Ум