«Я есть То»:
В:   В реализованном состоянии вещи изменяются? Становятся яркими и наполненными смыслом?

М:   Это правильный опыт, но он является переживанием не реальности ( саданубхава ), а гармонии (сатванубхава ) мира.

В:   Тем не менее, прогресс есть.

М:   Прогресс может быть только в подготовке (садхана ). Реализация внезапна. Плод созревает медленно, но?падает внезапно и безвозвратно.

В:   Я физически и ментально пребываю в покое. Что ещё мне нужно?

М:   Ваше состояние не высшее. Вы узнаете, что вернулись к своему естественному состоянию, по полному отсутствию желаний и страхов. В конце концов, в корне желаний и страхов лежит чувство, что вы не являетесь тем, что вы есть. Подобно тому как смещённый сустав болит только пока его не вставят на место, так и озабоченность собой является симптомом ментальной деформации, которая исчезает, как только вы попадаете в нормальное состояние.

В:   Да, но какова садхана  для достижения естественного состояния?

М:   Держитесь чувства «я есть», пока не исключите всё остальное. Когда таким образом ум станет совершенно безмолвным, он засияет новым светом и зазвучит новым знанием. Это происходит спонтанно, вам нужно только не упускать «я есть». Так же как по пробуждении или выходе из состояния экстаза вы чувствуете себя отдохнувшим и в то же время не можете объяснить, что способствовало такому хорошему самочувствию, так и при реализации вы чувствуете себя целостным, завершённым, свободным от комплекса удовольствие‑боль, но не всегда можете объяснить, что произошло, почему и как. Вы можете сказать только: «Теперь со мной всё в порядке». Только по сравнению с прошлым вы знаете, что прошло всё, что было не так. Но если не сравнивать с прошлым, то вы – это просто вы сами. Не пытайтесь объяснить это другим. Если вам удастся, значит это не то. Храните внутреннюю тишину и наблюдайте, как она будет выражать себя в действии.

В:   Если бы вы могли сказать мне, чем я стану, это бы помогло мне следить за моим развитием.

М:   Как кто‑то может сказать вам, чем вы станете, если нет никакого «становления»? Вы просто обнаруживаете, кто вы. Подгонять себя под шаблон – это вопиющая потеря времени. Не думайте ни о прошлом, ни о будущем, просто будьте .

В:   Как я могу просто быть? Изменения неизбежны.

М:   Изменения неизбежны в изменяемом, но вы не подвержены им. Вы неизменный фон, на котором воспринимаются изменения.

В:   Всё меняется, и фон тоже. Чтобы заметить изменения, не нужен неизменный фон. «Я» кратковременно – это просто точка, в которой прошлое встречается с будущим.

М:   Конечно, «я», основанное на памяти, кратковременно. Но такое «я» требует наличия неразрывной непрерывности. Вы по опыту знаете, что бывают провалы, когда ваше «я» забывается. Что возвращает его к жизни? Что пробуждает вас утром? Должен быть какой‑то постоянный фактор, соединяющий провалы в сознании. Если вы внимательно понаблюдаете, вы обнаружите, что даже ваше повседневное сознание проявляется вспышками, разделёнными множеством провалов. Что остаётся в этих провалах? Что там может быть, кроме вашего истинного безвременного бытия? Ум и отсутствие ума едины для него.

В:   Вы можете посоветовать мне какое‑то специальное место, где мне лучше заняться духовной практикой?

М:   Единственное правильное место находится внутри. Внешний мир не может ни помочь, ни помешать. Никакая система, никакая структура действий не приведёт вас к вашей цели. Перестаньте работать на будущее, сконцентрируйтесь тотально на сейчас , обращайте внимание только на свою реакцию на каждое движение жизни, как она происходит.

В:   В чём причина стремления странствовать?

М:   Причины нет. Вам просто снится, что вы странствуете. Через несколько лет ваши скитания по Индии покажутся вам сном. В то время вам будет сниться какой‑то другой сон. Осознайте, что это не вы движетесь ото сна ко сну, а сны текут перед вами, вы неизменный свидетель. Ничто происходящее не влияет на ваше истинное бытие – это абсолютная истина.

В:   Можно путешествовать физически и оставаться неизменным внутри?

М:   Можно, но какой в этом толк? Если в вас есть устремлённость, вам в конце концов надоест скитаться и вы пожалеете о такой потере энергии и времени. Чтобы найти себя, вам не нужно делать ни единого шага.

В:   Есть ли какая‑то разница между переживанием Я (атман ) и Абсолюта (брахман )?

М:   Нет никакого переживания Абсолюта, так как он за пределами всех переживаний. С другой стороны, «я» является переживающим фактором в любом переживании и, таким образом, в каком‑то смысле делает действительными все переживания. Мир может быть полон ценнейших вещей, но если не будет никого, кто мог бы купить их, они не будут ничего стоить. Абсолют содержит в себе все переживания, но без переживающего они ничто. Абсолют – это то, что делает переживание возможным. То, что делает его действительным, – это Я.

В:   Разве мы достигаем Абсолюта не через постепенный переход от переживания к переживанию, начиная с самых грубых и заканчивая самыми тонкими?

М:   Не может быть никакого переживания без желания этого. Может быть постепенный переход от желания к желанию, но между тончайшим желанием и свободой от всех желаний лежит пропасть, которую надо пересечь. Нереальное может выглядеть реальным, но оно кратковременно. Реальное не боится времени.

В:   Разве нереальное не является выражением реального?

М:   Каким образом? Это всё равно что сказать, что истинное выражает себя в снах. Для реального нереальное не может быть реальным. Оно кажется реальным только потому, что вы верите в это. Подвергните это сомнению, и оно исчезнет. Когда вы любите кого‑то, вы наделяете это чувство реальностью – вы воображаете, что ваша любовь всемогуща и вечна. Но когда она уходит, вы говорите: «Я думал, что она была настоящая, но это не так». Недолговечность – лучшее доказательство нереальности. То, что ограничено во времени и пространстве и приложимо только к одному человеку, нереально. Реальное существует для всех и навсегда.

 

Превыше всего остального вы дорожите собой. Вы ни на что не променяете своё существование. Желание быть   – самое сильное из всех наших желаний, и оно уйдёт только с реализацией вашей истинной природы.

В:   Даже в нереальном есть присутствие реальности.

М:   Да, реальности, которую вы придаёте ему, считая его реальным. Убедив себя в чём‑то, вы попадаете в ловушку этого убеждения. Когда солнце светит, появляются цвета. Когда оно садится, цвета исчезают. Где цвета без света?

В:   Это думание в терминах двойственности.

М:   Любое думание находится в двойственности. В подлинности ни одна мысль не выживает.

 

Бог – это конец всех желаний и знаний