«Я есть То»:
Чтобы узнать, кто вы, определите, кем вы не являетесь

Вопрос:   Ваш способ описания вселенной как совокупности материи, ума и духа один из многих. Существуют другие описания, по‑своему представляющие вселенную, и невозможно определить, какое описание является верным. В конце концов приходишь к выводу, что все описания – просто слова и ни одно из них не отражает реальности. Вы утверждаете, что реальность состоит их трёх сфер: сферы материи‑энергии (махадакаша ), сферы сознания (чидакаша ) и сферы чистого духа (парамакаша ). Первая характеризуется движением и инерцией. Её мы воспринимаем. Мы также знаем, что воспринимаем, – мы обладаем сознанием и осознаем это. Таким образом, мы обладаем двумя сферами: материей‑энергией и сознанием. Материя, по‑видимому, находится в пространстве, а энергия – во времени, они связаны с изменением и определяются степенью изменения. Сознание находится здесь и сейчас, в одной‑единственной точке времени и пространства. Но вы, кажется, полагаете, что сознание тоже универсально, то есть безвременно, беспространственно и безличностно. Я ещё могу как‑то понять, что нет противоречия между «безвременно и беспространственно» и «здесь и сейчас», но я не могу представить безличное сознание. Для меня сознание всегда сфокусировано, локализовано, индивидуально – личность. Вы говорите, что может существовать восприятие без воспринимающего, сознавание без сознающего, любовь без любящего, действие без деятеля. Я чувствую, что тройственность сознавания, сознающего и сознаваемого прослеживается в каждом моменте жизни. Сознание предполагает сознательное существо, объект сознания и факт сознавания. Того, кто сознаёт, я называю личностью. Личность живёт в мире, является его частью, воздействует на мир и подвергается его воздействию.

М:   Почему вас не интересует, насколько реальны мир и личность?

В:   О нет! Мне это знать ни к чему. Достаточно, если личность не менее реальна, чем мир, в котором она существует.

М:   Тогда в чём вопрос?

В:   Является ли личность реальной, а универсальное – концепцией, или наоборот, реально универсальное, а личность воображаема?

М:   И то, и другое нереально.

В:   По‑моему, я достаточно реален, чтобы заслужить ваш ответ, и я личность.

М:   Не тогда, когда вы спите.

В:   Погружение – ещё не отсутствие. Даже когда сплю, я есть.

М:   Чтобы быть личностью, необходимо иметь самосознание. Вы всегда себя сознаёте?

В:   Не тогда, когда сплю, конечно, не в обмороке и не под воздействием наркотических веществ.

М:   В период бодрствования вы всегда себя сознаёте?

В:   Нет. Иногда я бываю рассеян или просто чем‑то поглощён.

М:   Остаетесь ли вы личностью во время этих провалов в сознавании себя?

В:   Конечно, я тот же самый. Я помню себя и вчера, и в прошлом году – определённо я остаюсь одной и той же личностью.

М:   Значит, чтобы быть личностью, вам необходима память?

В:   Конечно.

М:   А без памяти, кто вы?

В:   Неполноценная память влечёт за собой неполноценную личность. Без памяти я не могу существовать как личность.

М:   Конечно же, вы можете существовать без памяти. Во сне, например.

В:   Только в смысле продолжения жизни. Не как личность.

М:   Раз вы признаёте, что существование личности прерывисто, можете ли вы сказать мне, чем являетесь в промежутках между сознаванием себя личностью?

В:   Я есть, но я не личность. Поскольку я не сознаю себя в эти интервалы, я могу сказать только, что существую, но не как личность.

М:   Может, назовём это безличным существованием?

В:   Я бы скорее назвал это бессознательным существованием. Я есть, но я не знаю, что я есть.

М:   Вы только что сказали: «Я есть, но я не знаю, что я есть». Вы смогли бы сказать это о своём существовании в бессознательном состоянии?

В:   Нет, не смог бы.

М:   Вы можете только описать это в терминах прошедшего времени: «Я не знал, я не сознавал», в смысле, не помнил.

В:   Пребывая без сознания, как и что я могу помнить?

М:   Вы действительно не сознавали или просто не помните?

В:   Как это определить?

М:   Подумайте. Вы помните каждую секунду вчерашнего дня?

В:   Конечно, нет.

М:   Значит, вы были без сознания?

В:   Конечно, нет.

М:   Значит, вы сознавали, но не помните?

В:   Да.

М:   Может быть, вы были сознательны и во сне и просто не помните этого?

В:   Нет, я не был в сознании. Я спал. Я не вёл себя как сознательный человек.

М:   Спрошу снова, откуда вы знаете?

В:   Так мне говорили те, кто видел меня спящим.

М:   Все, что они могут заявить, – это что они видели, как вы тихо лежали с закрытыми глазами и ровным дыханием. Они не могли определить, были ли вы в сознании или нет. Ваше единственное доказательство – ваша память. Очень ненадёжное доказательство!

В:   Да, я признаю, что в этом смысле я являюсь личностью только в часы бодрствования. Чем я являюсь в промежутках, я не знаю.

М:   По крайней мере вы знаете, что вы не знаете! Поскольку вы делаете вид, что не сознавали в промежутках между часами бодрствования, оставим эти интервалы. Рассмотрим только часы бодрствования.

В:   В сновидениях я остаюсь той же личностью.

М:   Согласен. Давайте рассмотрим их вместе – часы бодрствования и сны. Разница только в непрерывности. Если бы ваши сны были непрерывными, ночь за ночью повторяющими одно и то же окружение, одних и тех же людей, вы бы не смогли решить, что есть бодрствование, а что – сон. С этого времени, говоря о бодрствующем состоянии, мы будем включать в него состояние сна со сновидениями.

В:   Согласен. Я являюсь личностью при сознательном отношении к миру.

М:   Являются ли мир и сознательное отношение к нему определяющими факторами личности?

В:   Даже замурованный в пещеру, я остаюсь личностью.

М:   Это требует тела и пещеры. И мира, в котором они могут существовать.

В:   Да, я понимаю. Мир и сознание мира являются определяющими в моём существовании как личности.

М:   Это делает личность частью и частицей мира, или наоборот. Два есть одно.

В:   Сознание стоит отдельно. Личность и мир появляются в сознании.

М:   Вы сказали «появляются». Можете ли вы добавить «исчезают»?

В:   Нет, не могу. Я могу быть уверен только в своём появлении и появлении мира. Как личность я не могу сказать: «Мира нет». Не будь мира, не было бы и меня, говорящего это. Поскольку мир есть, я присутствую в нём и могу сказать: «Мир есть».

М:   Может быть, всё как раз наоборот. Мир есть, потому что вы есть.

В:   Для меня подобное утверждение является бессмысленным.

М:   Его бессмысленность может исчезнуть при исследовании.

В:   С чего мы начнём?

М:   Я точно знаю, что то, что зависимо, не может быть реальным. Реальное абсолютно независимо. Поскольку существование человека зависит от существования мира, а также ограничено и определяемо миром, оно не может быть реальным.

В:   Оно определённо не может быть сном.

М:   Даже сон имеет существование, когда он сознаётся и вызывает эмоции. Всё, что вы чувствуете и думаете, имеет существование. Но это может не быть тем, за что вы это принимаете. То, что вы считаете личностью, может оказаться совсем иным.

В:   Я тот, кем я себя считаю.

М:   Вы никак не можете утверждать, что вы тот, кем себя считаете! Ваши мысли о себе меняются день ото дня и от момента к моменту. Ваш образ себя – самая изменчивая вещь в вашем мире. Он предельно уязвим, зависит от всего происходящего. Тяжёлая утрата, потеря работы, оскорбление – и ваш образ себя, который вы называете своей личностью, меняется очень глубоко. Чтобы узнать, кто вы на самом деле, вы должны сначала выяснить и понять, чем вы не являетесь. А чтобы понять, чем вы не являетесь, вам надо внимательно наблюдать за собой, отбрасывая всё, что не относится к основополагающему факту «я есть». Такие мысли, как «я рождён в определённом месте, в определённое время, от своих родителей, и сейчас я такой‑то и такой‑то, живу в…, женат на…, чей‑то отец, работаю на…» и т.д., не присущи чувству «я есть». Наш обычный подход: «Я есть это». Настойчиво и упорно отделяйте «я есть» от «это» и «то» и пытайтесь почувствовать, что значит быть , просто быть , без «этим» и «тем». Все наши привычки идут с этим вразрез, и борьба с ними бывает долгой и трудной, но ясное понимание сильно помогает. Чем яснее вы понимаете, что на уровне ума вы можете быть описаны только в терминах отрицания, тем быстрее вы придёте к концу своего поиска и реализуете своё беспредельное бытие.

 

Реальность – в объективности