«Я есть То»:
Недолговечность – доказательство нереальности

Вопрос:   Мой друг приехал из Германии, а я родился в Англии от родителей‑французов. В Индии я уже больше года, путешествую из ашрама в ашрам.

Махарадж:   Выполняете какие‑нибудь духовные практики ( садханы )?

В:   Учёба и медитация.

М:   На что вы медитируете?

В:   На то, о чём читаю.

М:   Хорошо.

В:   Что вы делаете, сэр?

М:   Сижу.

В:   А что ещё?

М:   Говорю.

В:   О чём вы говорите?

М:   Вам нужна лекция? Лучше спросите что‑нибудь, что вас действительно интересует, что‑то, к чему вы испытываете сильные чувства. Пока вы не вовлечены эмоционально, вы можете спорить со мной, но между нами не будет подлинного понимания. Если вы скажете: «Меня ничто не тревожит, у меня нет проблем», – тогда всё в порядке, мы можем просто помолчать. Но если вас что‑то волнует, есть смысл поговорить об этом.

 

Давайте я спрошу вас. Зачем вы переезжаете с места на место?

В:   Чтобы встречаться с людьми, чтобы пытаться понять их.

М:   Каких людей вы пытаетесь понять? Чего именно вы хотите?

В:   Объединения.

М:   Если вы хотите объединения, вы должны знать, кого хотите объединить.

В:   Встречаясь с людьми и наблюдая за ними, можно понять также и себя. Это взаимосвязанно.

М:   Это не обязательно взаимосвязанно.

В:   Одно проясняет другое.

М:   Это действует не так. Зеркало отражает образ, но образ не проясняет зеркало. Вы не являетесь ни зеркалом, ни отражением в нём. Усовершенствовав зеркало настолько, чтобы оно отражало всё точно, истинно, вы можете развернуть его и увидеть в нём своё отражение – настолько истинное, насколько это возможно в зеркале. Но отражение – это ещё не вы. Вы тот, кто его видит. Поймите это правильно: что бы вы ни воспринимали, вы не то, что вы воспринимаете.

В:   Я зеркало, а мир – образ?

М:   Вы можете видеть и образ, и зеркало. Вы не являетесь ни тем, ни другим. Кто вы? Не ищите формулы. Ответ не содержится в словах. Самое ближайшее, что можно сказать словами: я то, что?делает восприятие возможным, я жизнь за пределами воспринимающего и того, что он воспринимает.

 

А теперь, вы можете отделить себя и от зеркала, и от образа в зеркале и остаться совершенно один, самим собой?

: