«Я есть То»:
Все поиски счастья – это несчастье

Вопрос:   Я приехал из Англии и направляюсь в Мадрас. Там я встречусь со своим отцом, и мы на машине направимся в Лондон. Я изучаю психологию, но пока не знаю, что буду делать, когда закончу учиться. Может быть, я займусь промышленной психологией или психотерапией. Мой отец – терапевт, может быть, я пойду по его стопам.

 

Но мои интересы не ограничиваются только этим. Есть вопросы, которые не меняются со временем. Я полагаю, у вас есть ответы на такие вопросы, это и побудило меня прийти к вам.

Махарадж:   Не знаю, подхожу ли я, чтобы давать ответы на ваши вопросы. Я мало знаю о вещах и людях. Я знаю только, что я есть, а это и вы знаете. Так что мы равны.

В:   Конечно, я знаю, что я есть, но я не знаю, что это значит.

М:   То, что вы принимаете за «я» в «я есть», не является вами. Знать, что вы есть , – естественно. Знать, что  вы есть, – результат большого исследования. Вам надо исследовать всё поле сознания и выйти за его пределы. Для этого вам надо найти правильного учителя и создать условия, необходимые для исследования. Вкратце, есть два пути: внешний и внутренний. Или вы живёте с кем‑то, кто знает Истину, и полностью подчиняете себя его руководящему и формирующему влиянию, или вы ищете внутреннего проводника и следуете внутреннему свету, куда бы он ни вёл вас. В обоих случаях ваши личные желания и страхи следует отбросить. Вы учитесь или через близость, или через исследование, пассивно или активно. Вы или позволяете нести вас реке жизни и любви, воплощённой в вашем Гуру, или совершаете усилия самостоятельно, под руководством вашей внутренней звезды. В обоих случаях вы должны двигаться вперёд, вы должны быть искренне устремлённы. Люди, которым повезло найти кого‑то достойного доверия и любви, редки. Большинство должно идти трудным путём, путём мудрости и понимания, различения и непривязанности (вивека‑вайрагья ). Этот путь открыт для всех.

В:   Мне повезло, что я пришёл сюда: хотя я и уезжаю завтра, один разговор с вами может повлиять на всю мою жизнь.

М:   Да, если вы говорите: «Я хочу найти Истину», – это глубоко повлияет на всю вашу жизнь. Все ваши ментальные и физические привычки, чувства и эмоции, желания и страхи, планы и решения подвергнутся самой радикальной трансформации.

В:   После того как я принял решение найти Реальность, что делать дальше?

М:   Это зависит от вашего темперамента. Если в вас есть устремлённость, какой бы путь вы ни избрали, он приведёт вас к цели. Устремлённость – это решающий фактор.

В:   Что является источником устремлённости?

М:   Инстинкт возвращения домой, который побуждает птицу возвращаться к своему гнезду, а рыбу – к горному потоку, в котором она была рождена. Семя возвращается в землю, когда плод созревает. Созревание есть всё.

В:   И что поможет мне созреть? Нужен ли мне опыт?

М:   У вас уже есть весь необходимый опыт, в противном случае вы бы не пришли сюда. Вам больше не нужно ничего накапливать, вам скорее нужно выйти за пределы опыта. Какие бы усилия вы ни совершали, какому бы методу (садхана ) ни следовали, это только обогатит ваш опыт, но не выведет за его пределы. Не поможет вам и чтение книг. Они разовьют ваш ум, но ваша личность останется нетронутой. Если вы ожидаете каких‑то благ от вашего поиска, материальных, ментальных или духовных, вы сделали не тот выбор. Истина не даёт никакого преимущества. Она не даст вам ни более высокого статуса, ни власти над другими. Всё, что вы получите, – это истина и свобода от ложного.

В:   Я полагаю, истина даёт вам силу помогать другим.

М:   Это всего лишь воображение, хоть и благородное! В истине вы не помогаете другим, потому что других нет. Вы делите людей на благородных и низких и просите благородных помочь низким. Вы разделяете, вы оцениваете, вы судите и выносите приговор – во имя истины вы разрушаете её. Само ваше желание сформулировать истину отрицает её, потому что она не может быть выражена в словах. Истину можно выразить только через отрицание ложного – действием. Для этого вы должны увидеть ложное как ложное (вивека ) и отказаться от него (вайрагья ). Отказ от ложного приносит освобождение и энергию. Он открывает дорогу к совершенству.

В:   Когда я узнаю, что раскрыл истину?

М:   Когда не будет возникать идея «это истинно», «то истинно». Истина не утверждает себя, она содержится в видении ложного как ложного и в отказе от него. Бесполезно искать истину, когда ум не видит ложного. Он должен быть полностью очищен от ложного, прежде чем истина сможет снизойти на него.

В:   Но что такое ложное?

М:   Несомненно, то, что не имеет бытия, есть ложное.

В:   Что вы имеете в виду, говоря «не имеет бытия»? Ложное находится здесь, твёрдое, как гвоздь.

М:   То, что противоречит само себе, не имеет бытия. Или у него есть только мгновенное бытие, что одно и то же. Потому что то, что имеет начало и конец, не имеет середины. Оно пустое. У него есть только имя и форма, данные ему умом, но у него нет ни субстанции, ни сущности.

В:   Если всё преходящее не имеет бытия, тогда и вся вселенная не имеет бытия.

М:   Разве кто‑то отрицает это? Разумеется, вселенная не имеет бытия.

В:   А что имеет?

М:   То, что не зависит от своего существования, что не появляется с появлением вселенной и не исчезает с её закатом, что не нуждается в доказательствах, но придаёт реальность всему, чего касается. Природа ложного такова, что на мгновение оно кажется реальным. Можно было бы сказать, что истинное становится отцом ложного. Но ложное ограничено во времени и пространстве и создаётся обстоятельствами.

В:   Как избавиться от ложного и укрепить реальное?

М:   Для чего?

В:   Чтобы жить лучшей, более приятной жизнью, целостной и счастливой.

М:   Всё, что задумано умом, ложно, потому что вынуждено быть относительным и ограниченным. Реальное невообразимо и не может служить какой‑то цели. Оно должно желаться ради самого себя.

В:   Как я могу желать невообразимого?

М:   А чего ещё стоит желать? Само собой, реального нельзя желать так же, как какую‑то вещь. Но вы можете видеть нереальное как нереальное и отбросить его. Отбрасывание ложного открывает путь к истинному.

В:   Я понимаю, но как это выглядит в конкретной повседневной жизни?

М:   Заинтересованность и озабоченность собой – это главные черты ложного. Ваша каждодневная жизнь вибрирует между желанием и страхом. Наблюдайте за ней пристально, и увидите, как ум присваивает бесчисленные имена и формы, подобно реке, пенящейся между валунами. Проследите каждое действие до его эгоистичного мотива и пристально наблюдайте этот мотив, пока он не растворится.

В:   Чтобы жить, человек должен следить за собой, должен зарабатывать деньги, чтобы обеспечивать себя.

М:   Вам не надо зарабатывать для себя, но, возможно, вы должны это делать – для женщины и ребёнка. Вы можете продолжать работать ради других. Даже поддержание собственной жизни может быть жертвованием. Так что нет нужды быть эгоистом. Отбрасывайте всё своекорыстные мотивы, как только заметите их, и вам не придётся искать истину. Истина сама найдёт вас.

В:   Но есть какой‑то минимум необходимостей.

М:   Разве они не были обеспечены с тех пор, как вы о них узнали? Сбросьте путы озабоченности собой и будьте тем, чем являетесь, – мудростью и любовью в действии.

В:   Но человек должен выживать!

М:   Вам никуда не деться от выживания! Вы реальный – вне времени и вне рождения и смерти. А тело будет жить, пока в нём есть необходимость. Ему нет нужды жить долго. Наполненная жизнь лучше долгой жизни.

В:   Кто может сказать, что такое наполненная жизнь? Это зависит от моего культурного содержания.

М:   Если вы ищете реальность, вы должны освободить себя от всех содержаний, всех культур, всех шаблонов думания и чувствования. Даже представление о себе как о мужчине или женщине, или даже человеке, должно быть отброшено. Океан жизни содержит всё, не только людей. Так что прежде всего отбросьте все самоотождествления, перестаньте думать о себе как о таком‑то и таком‑то, этом или том. Отбросьте озабоченность собой, перестаньте беспокоиться о своём благосостоянии, материальном или духовном, отбросьте все желания, грубые или тонкие, перестаньте думать о достижениях любого свойства. Вы абсолютно здесь и сейчас, вам совершенно ничего не нужно.

 

Это не значит, что вы должны стать безмозглым и безрассудным, недальновидным или безразличным. Должна уйти только основная обеспокоенность собой. Вам нужна пища, одежда и кров для себя и своей семьи, но это не будет проблемой, если жадность не будет приниматься за необходимость. Живите в гармонии с вещами, какие они есть, а не какими вы их воображаете.

В:   Что я, если не человек?

М:   То, что заставляет вас считать себя человеком, не человек. Это не что иное, как лишённая размеров точка в сознании, сознательное ничто. Всё, что вы можете об этом сказать, – это: «Я есть». Вы есть чистое бытие – осознание – блаженство. Осознание этого означает конец всех поисков. Вы приходите к этому, когда видите всё, чем себя считали, как чистое воображение и непривязанно остаетесь в чистом осознании преходящего как преходящего, воображаемого как воображаемого, нереального как нереального. Это совсем не сложно, но здесь необходима невовлечённость. Цепляние за ложное делает истинное таким неясным. Когда вы понимаете, что ложное нуждается во времени, и всё нуждающееся во времени ложно, вы приближаетесь к Реальности, которая безвременна, всегда в сейчас . Вечность во времени – это простая повторяемость, как движение стрелки часов. Оно без конца течёт из прошлого в будущее, пустая бесконечность. Реальность – это то, что делает настоящее таким живым, таким непохожим на прошлое и будущее, которые существуют только в уме. Если вам нужно время, чтобы достичь чего‑либо, значит оно ложное. Реальное всегда с вами, вам не нужно ждать, чтобы быть тем, что вы есть . Только вы не должны позволять своему уму выходить вовне в процессе поиска. Если вы хотите чего‑то, спросите себя: мне это действительно нужно? И если ответом будет «нет», просто оставьте это.

В:   Я не должен быть счастлив? Я могу не нуждаться в какой‑то вещи, но если она может сделать меня счастливым, разве я не должен взять её?

М:   Ничто не может сделать вас счастливее, чем вы уже есть. Любой поиск счастья – это несчастье, ведущее к ещё большему несчастью. Единственное счастье, достойное своего имени, – это естественное счастье сознательного бытия.

В:   Разве мне не нужно набрать большой опыт, прежде чем я смогу достичь такого высокого уровня осознания?

М:   Опыт оставляет после себя только воспоминания и делает и без того нелёгкую ношу ещё более тяжёлой. Вам больше не нужно никакого опыта. Прошлого вполне достаточно. А если вы чувствуете, что всё‑таки нуждаетесь в опыте, загляните в сердца людей, окружающих вас. Вы обнаружите такое разнообразие опыта, которое не сможете впитать и за тысячу лет. Учитесь на печалях других, а себя от них избавьте. Вам нужен не опыт, не переживания, а свобода от всех переживаний. Не будьте жадными до опыта, он вам не нужен.

В:   А вы не пропускаете опыт через себя?

М:   Вещи случаются вокруг меня, но я не принимаю в них участия. Событие становится переживанием, только если я эмоционально вовлечён. Я пребываю в завершённом состоянии, которое не стремится к самоулучшению. Зачем мне опыт?

В:   Людям нужны знания, образование.

М:   Чтобы иметь дело с вещами, нужно знание вещей. Чтобы иметь дело с людьми, вам нужно внутреннее знание, взаимопонимание. Чтобы иметь дело с самим собой, вам не нужно ничего. Будьте тем, что вы есть, – сознательным бытием – и не отклоняйтесь от себя.

В:   Университетское образование самое полезное.

М:   Без сомнения, оно помогает вам зарабатывать на жизнь. Но оно не учит вас тому, как жить. Вы изучаете психологию. Это может помочь вам в определённых ситуациях. Но можете ли вы жить психологией? Жизнь достойна своего имени только когда она отражает Реальность в действии. Ни один университет не может научить вас жить так, чтобы, когда придёт время умирать, вы могли сказать: «Я жил хорошо, мне не нужно жить снова». Большинство из нас умирает, желая жить снова. Совершено так много ошибок, осталось так много несделанного. Большинство людей не живут, а прозябают. Они просто накапливают опыт и обогащают свою память. Но опыт – это отрицание Реальности, которая не чувственна и не концептуальна, не является ни телом, ни умом, хотя включает и превосходит всё.

В:   Но опыт наиболее важен. Через опыт мы учимся не прикасаться к пламени.

М:   Я уже сказал, что опыт важен при обращении с вещами. Но он не говорит вам, как обращаться с людьми и с самим собой, как прожить жизнь. Мы говорим не о вождении автомобиля и не о зарабатывании денег. Для этого вам нужен опыт. Но чтобы быть светом, материальное знание вам не поможет. Чтобы быть самим собой в истинном смысле этого слова, вам нужно нечто более сокровенное и глубокое, чем среднее знание. Ваша внешняя жизнь не важна. Вы можете быть ночным сторожем и жить счастливо. Значение имеет только то, что вы представляете собой внутренне. Внутренний покой и радость надо заработать. Это гораздо труднее зарабатывания денег. Ни один университет не может научить вас быть самим собой. Единственный способ научиться этому – практика. Начните быть собой прямо сейчас. Отбросьте всё, чем вы не являетесь, и идите ещё глубже. Как человек, роющий колодец, отбрасывает всё, что не является водой, пока не достигнет содержащего воду слоя земли, так и вы должны отбрасывать всё, что не является вашим собственным, пока не останется ничего, от чего вы могли бы отречься. Вы обнаружите, что осталось то, за что ум не может зацепиться. Вы даже не человеческое существо. Вы просто есть – точка осознания, совпадающая со временем и пространством и превосходящая обоих, изначальная причина, сама не имеющая причины. Если вы спросите меня: «Кто вы?» – я отвечу. «Ничто конкретное. И всё же я есть».

В:   Если вы не являетесь ничем конкретным, вы должны быть всем.

М:   Что значит быть всем, не концептуально, а как способ жизни? Не разделять, не противопоставлять, а понимать и любить всё, что приходит в соприкосновение с вами, – вот что значит жить всюду. Иметь возможность искренне сказать: я есть мир, мир есть я, я дома в мире, мир мой собственный. Каждое существование – моё существование, каждое сознание – моё сознание, каждая печаль – моя печаль и каждая радость – моя радость – вот что значит вселенская жизнь. Однако моё реальное бытие, как и ваше, за пределами вселенной и потому выходит за пределы категорий частного и общего. Оно такое, какое есть, тотально самодостаточное и независимое.

В:   Мне трудно это понять.

М:   Дайте себе время, чтобы эти вещи могли созреть в вас. Старая колея должна быть стёрта в мозгу без формирования новой. Вы должны осознать себя как неподвижного, находящегося позади и за пределами движущегося, безмолвного свидетеля всего происходящего.

В:   Значит ли это, что я должен отказаться от всей активной жизни?

М:   Совсем нет. Будут и женитьба, и дети, и зарабатывание денег для поддержания семьи. Всё это будет происходить естественной чередой событий, потому что судьба должна быть исчерпана. Вы пройдёте через всё это без сопротивления, внимательно и основательно берясь за дела по мере их появления, как за малые, так и за большие. Но общим отношением будет наполненная любовью невовлечённость, огромная благожелательность без ожидания вознаграждения, постоянное отдавание без требования. В браке вы не муж и не жена, вы сама любовь между ними. Вы ясность и доброта, делающие всё упорядоченным и счастливым. Сейчас это может быть для вас неочевидно, но если вы немного поразмышляете, вы поймёте, что мистическое – самое практичное, так как оно делает вашу жизнь творчески счастливой. Ваше сознание поднимется к более высокому измерению, с которого вы увидите всё более ясно и с большей интенсивностью. Вы осознаёте, что личность, которой вы стали при рождении и перестанете быть после смерти, временна и фальшива. Вы не являетесь чувствующей, эмоциональной и интеллектуальной личностью, зажатой между желаниями и страхами. Найдите своё реальное бытие. «Что я такое?» – вот фундаментальный вопрос всей философии и психологии. Погрузитесь в него как можно глубже.

 

Опыт не является реальностью