«Я есть То»:
Все страдания порождаются желаниями

Вопрос:   Я приехал издалека. У меня был некоторый опыт внутренних переживаний, и я хотел бы обменяться впечатлениями.

Махарадж:   Пожалуйста. Вы знаете, кто вы?

В:   Я знаю, что я не тело и не ум.

М:   Откуда вы это знаете?

В:   Я чувствую, что нахожусь не в теле. Кажется, что я повсюду, везде. Что касается ума, я могу его «включать» и «выключать». Это даёт мне ощущение, что я не являюсь умом.

М:   Когда вы чувствуете себя везде в мире, вы остаетесь отделённым от мира? Или вы и есть мир?

В:   И то, и это. Иногда я чувствую себя не умом или телом, а одним‑единственным всевидящим оком. Когда я погружаюсь глубже в него, я обнаруживаю, что стал тем, что я вижу, тогда мир и я становимся одним.

М:   Очень хорошо. А какие‑нибудь желания у вас остались?

В:   Да, они приходят, короткие и неглубокие.

М:   И что вы с ними делаете?

В:   А что я могу сделать? Они приходят и уходят. Я наблюдаю за ними. Иногда я замечаю, что мои тело и ум объединяются для их исполнения.

М:   Чьи желания исполняются?

В:   Они – часть мира, в котором я живу. Они подобны деревьям или облакам.

М:   Разве они не являются признаком несовершенства?

В:   Почему они должны им быть? Они такие, какие они есть, и я такой, какой я есть. Как может появление и исчезновение желаний повлиять на меня? Конечно, они влияют на форму и содержимое ума.

М:   Очень хорошо. Кем вы работаете?

В:   Я осуществляю надзор за условно осуждёнными.

М:   Что это значит?

В:   Несовершеннолетних преступников отпускают на испытательный срок, и существуют специальные служащие, чтобы следить за их поведением и помогать им пройти обучение и найти работу.

М:   Вы обязаны работать?

В:   Кто работает? Работа просто происходит.

М:   Вам нужно работать?

В:   Мне нужна работа, чтобы зарабатывать деньги. Она мне нравится, потому что благодаря ей я могу общаться с людьми.

М:   Зачем вам нужны люди?

В:   Они могут нуждаться во мне, это их судьбы направили меня на эту работу. В конце концов, это всего лишь одна жизнь.

М:   Как вы пришли к этому состоянию?

В:   Учение Шри Раманы Махарши указало мне путь. Затем я встретил некоего Дугласа Хардинга, который помог мне, показав, как нужно работать с «Кто я?».

М:   Это произошло внезапно или постепенно?

В:   Это случилось довольно внезапно. Будто вернувшееся воспоминание о чём‑то давно забытом. Или как внезапная вспышка понимания. «Как просто, – сказал я себе. – Как просто. Я не то, чем себя считал! Я не воспринимаемое и не воспринимающий, я только восприятие».

М:   Даже не восприятие, а то, что делает всё это возможным.

В:   Что такое любовь?

М:   Когда нет чувства разделения и различия, это можно называть любовью.

В:   Почему так много напряжения в любви между мужчинами и женщинами?

М:   Потому что счастье в такой любви занимает очень важное место.

В:   Разве это так не во всякой любви?

М:   Необязательно. Любовь может приносить боль. Тогда вы называете её состраданием.

В:   Что такое счастье?

М:   Счастье – это гармония между внутренним и внешним. С другой стороны, самоотождествление с внешними причинами – это страдание.

В:   Как происходит самоотождествление?

М:   Я, по своей природе, знает только себя. Из‑за отсутствия опыта, всё, что оно воспринимает, оно принимает за себя. Получив достаточно ударов, оно учится бдительности (вивека ) и одиночеству (вайрагья ). Когда правильное поведение (упарати ) становится нормой, сильное внутреннее побуждение (мукмукшутва ) заставляет его искать свой источник. Свеча тела зажжена, и всё становится ясным и ярким (атмапракаш ).

В:   Какова истинная причина страдания?

М:   Самоотождествление с ограниченным (вьяктитва ). Чувства как таковые, какими бы сильными они ни были, не являются причиной страдания. Это ум, сбитый с толку ложными представлениями, цепляющийся за мысль «я есть это, я есть то», боится потери, стремится к приобретению и страдает, когда не оправдываются его ожидания.

В:   Одному моему другу ночь за ночью снились ужасные кошмары. Мысль о том, что пора спать, была мукой. Ничто не могло ему помочь.

М:   Общество подлинных (сатсанг ) могло бы ему помочь.

В:   Сама жизнь – это кошмар.

М:   Истинная дружба ( сатсанг ) – это наилучшее лекарство от всех бед, физических и ментальных.

В:   Обычно человек не может найти такую дружбу.

М:   Ищите внутри. Ваше Я – ваш лучший друг.

В:   Почему жизнь так полна противоречий?

М:   Это нужно, чтобы сломить гордость ума. Мы должны понять, насколько мы бедны и бессильны. Пока мы обманываем себя, воображая, чем мы являемся, что знаем, имеем или делаем, наше положение незавидно. Только в полном самоотречении есть шанс найти наше истинное бытие.

В:   Почему такое значение придаётся самоотречению?

М:   Такое же, как самореализации. Ложное «я» следует отбросить, тогда может быть найдено истинное Я.

В:   То «я», которое вы называете ложным, для меня мучительно реально. Это единственное «я», которое я знаю. То, что вы называете истинным Я, – просто концепция, манера говорить, создание разума, привлекательный призрак. Я признаю, что моё обычное «я» не отличается красотой, но это моё собственное и единственное «я». Вы говорите, что я есть, или имею, другое «Я». Вы видите его? Оно для вас реально, или вы хотите, чтобы я поверил в то, что вы сами не видите?

М:   Не спешите выносить суждения. Конкретное – не значит реальное, задуманное – не значит ложное. Восприятие, основанное на чувствах и упорядоченное памятью, требует воспринимающего, чью природу вы никогда не пытались исследовать. Уделите ей всё своё внимание, исследуйте её с любовной заботой, и вы обнаружите такие высоты и глубины бытия, которые вам, погруженному в свой ничтожный образ себя, и не снились.

В:   Я должен быть в правильном настроении, чтобы моё самоисследование принесло результаты.

М:   Вы должны быть серьёзным, полным решимости, по‑настоящему заинтересованным. Вы должны быть доброжелательны к себе.

В:   Я достаточно эгоистичен.

М:   Недостаточно. Вы всё время разрушаете себя и своё, служа чужим богам, вредным и ложным. Будьте эгоистичным любыми средствами, но в правильном смысле. Желайте себе добра, работайте над тем, что для вас хорошо. Уничтожьте всё, что стоит между вами и счастьем. Будьте всем – любите всё – будьте счастливы – приносите счастье. Нет счастья более великого.

В:   Почему любовь приносит столько страданий?

М:   Все страдания порождаются желаниями. Настоящая любовь никогда не разочаровывает. Как чувство единства может приносить разочарование? Что может принести разочарование, так это желание выражения. Такое желание исходит из ума. Как и со всеми ментальными вещами, разочарование здесь неизбежно.

В:   Какое место занимает секс в любви?

М:   Любовь – это состояние бытия. Секс – это энергия. Любовь мудра, секс слеп. Если понять истинную природу любви и секса, то не будет ни конфликтов, ни недоразумений.

В:   Но вокруг столько секса без любви.

М:   Без любви всё является злом. Сама жизнь без любви – это зло.

В:   Что может помочь мне полюбить?

М:   Вы – сама любовь, когда вы не боитесь.

 

Жить – единственное предназначение жизни