«Я есть То»:
Различение ведёт к непривязанности

Махарадж:   Вы все промокли насквозь, потому что на улице ливень. А в моём мире всегда хорошая погода. Там нет ни ночи, ни дня, ни жары, ни холода. Меня не осаждают ни заботы, ни сожаления. Мой ум свободен от мыслей, поскольку нет желаний, требующих удовлетворения.

Вопрос:   Существует два мира?

М:   Ваш мир неустойчивый, непостоянный. Мой мир совершенный, неизменный. Вы можете рассказать мне, что есть замечательного в вашем мире, я буду внимательно слушать, даже с интересом, но ни на мгновение не забуду, что вашего мира не существует, что вы видите сон.

В:   Что отличает ваш мир от моего?

М:   Мой мир не имеет характеристик, которыми его можно было бы описать. О нём нельзя ничего сказать. Я и есть мой мир. Мой мир – это я. Он полон и совершенен. Все впечатления стёрты, все переживания отклонены. Я ни в чём не нуждаюсь, даже в себе, потому что не могу потерять себя.

В:   Даже в Боге?

М:   Все эти понятия и признаки существуют в вашем мире. В моём ничего такого нет. Мой мир прост и бесхитростен.

В:   И там ничего не происходит?

М:   Всё, что происходит в вашем мире, действительно и вызывает реакцию только в нём одном. В моём мире ничего не происходит.

В:   Сам факт восприятия вами вашего мира предполагает двойственность, присущую всему переживанию.

М:   На словах это так. Но ваши слова не достигают меня. Мой мир невербален. В вашем мире не произнесённое вслух не существует. В моём не существуют миры и всё, что их составляет. В вашем мире ничто не остаётся неизменным, в моём ничто не изменяется. Мой мир реален, а ваш соткан из снов.

В:   Но мы с вами разговариваем.

М:   Разговор существует только в вашем мире. В моём – вечное безмолвие. Моё безмолвие поёт, моя пустота полна, я ни в чём не нуждаюсь. Вы не сможете понять мой мир, пока не окажетесь в нём.

В:   Похоже, что в вашем мире вы один.

М:   Как можно говорить один или не один, когда словами это не выразить? Конечно, я один, поскольку я есть всё.

В:   Вы когда‑нибудь заходите в наш мир?

М:   Что для меня приходы и уходы? Это пустые слова. Я есть. Откуда мне приходить и куда уходить?

В:   Какая польза мне от вашего мира?

М:   Вам следует ближе изучить ваш мир, критически его исследовать, и однажды вы вдруг обнаружите себя в моём мире.

В:   Что это мне даст?

М:   Вам это ничего не даст. Вы оставите позади то, что вам не принадлежит, и найдёте то, что никогда не теряли, – своё собственное бытие.

В:   Кто правит вашим миром?

М:   Тут нет правителя и управляемого. Здесь вообще нет двойственности. Вы просто проецируете свои собственные представления. Ваши священные писания и боги не имеют здесь никакого смысла.

В:   И всё же у вас есть имя и форма, вы сознательны и активны.

М:   Я кажусь таким в вашем мире. В моём у меня есть только бытие и ничего более. У вас полно идей о качестве, количестве и обладании. У меня же нет никаких представлений.

В:   В моём мире существуют тревоги, депрессия и отчаяние. Создаётся впечатление, что вы живёте на какие‑то неведомые средства, в то время как я должен рабски трудиться, чтобы заработать на жизнь.

М:   Делайте что вам нравится. Вы свободны покинуть свой мир ради моего.

В:   Как совершить переход?

М:   Увидеть свой мир таким, какой он есть, а не каким вы его воображаете. Различение ведёт к непривязанности, непривязанность обеспечит правильные действия, правильные действия построят внутренний мост к вашему истинному бытию. Действие – доказательство искренности. Делайте что вам говорят с усердием и верой, и все препятствия рассеются.

В:   Вы счастливы?

М:   В вашем мире я был бы самым несчастным существом. Просыпаться, есть, разговаривать, снова спать – что за напасть!

В:   Значит, вы не хотите даже жить?

М:   Жить, умереть – какие бессмысленные слова! Когда вы видите меня живым, я мертв. Когда вы думаете, что я умер, я жив. Как вы запутались!

В:   Как вы равнодушны! Все печали мира для вас ничего не значат.

М:   Я вполне осознаю ваши беды.

В:   Тогда что вы с ними делаете?

М:   Мне не нужно ничего делать. Они приходят и уходят.

В:   Они уходят только из‑за того, что вы уделяете им внимание?

М:   Да. Трудности могут быть физического, эмоционального или ментального плана, но они всегда индивидуальны. Величайшие бедствия – это сумма бесчисленных индивидуальных судеб, для их устранения требуется время. Но смерть – это совсем не бедствие.

В:   Даже когда человека убивают?

М:   Это беда убийцы.

В:   И всё же, по‑видимому, есть два мира – мой и ваш.

М:   Мой реален, ваш – продукт ума.

В:   Представьте себе валун, в валуне дырку, а в дырке – лягушку. Лягушка может провести свою жизнь в абсолютном блаженстве, спокойная и сосредоточенная. За пределами валуна жизнь идёт своим чередом. Если бы лягушке рассказали про мир снаружи, она бы сказала: «Всего этого не существует. Мой мир – это покой и блаженство. Ваш мир – это просто слова, он нереален». То же самое и с вами. Когда вы говорите нам, что наш мир попросту не существует, дискуссия невозможна. Или возьмём другой пример. Я иду к врачу и жалуюсь на боли в животе. Врач осматривает меня и говорит: «Вы в полном порядке». «Но ведь боль не проходит!» – говорю я. «Ваша боль ментального характера», – заявляет он. Я говорю: «Ваши слова ничего не меняют. Мне по‑прежнему больно. Вы врач, вылечите мою боль. Если вы не можете меня вылечить, вы не врач».

М:   Совершенно верно.

В:   Вы построили железную дорогу, но ни один поезд не может проехать, потому что нет моста. Постройте мост.

М:   Мост не нужен.

В:   Что‑то должно связывать мой мир и ваш.

М:   Между реальным миром и воображаемым не нужна никакая связь, поскольку её просто не может быть.

В:   Так что же нам делать?

М:   Исследуйте свой мир. Используйте для этого свой ум, критически изучите этот мир, внимательно рассмотрите каждую мысль о нём. Это сработает.

В:   Мир слишком велик. Я знаю только, что я есть, что мир есть, что мир мучает меня, а я его.

М:   Мой опыт говорит, что всё есть блаженство. Но желание блаженства рождает боль. Так блаженство становится источником боли. Вселенная боли порождается желанием. Перестаньте желать удовольствий, и вы забудете, что такое боль.

В:   Почему удовольствия – источник боли?

М:   Потому что из‑за них вы совершаете кучу ошибок. И результат этих ошибок – страдания и смерть.

В:   Вы говорите, что от мира нам никакой пользы, только страдания. Но я чувствую, что это не так. Бог не такой дурак. Этот мир кажется мне великим предприятием по преобразованию потенциального в актуальное, материи – в жизнь, бессознательного – в чистое осознание. Для реализации высшего нам необходим опыт противоположного. Подобно тому как для строительства храма нужны камень и раствор, дерево и железо, стекло и изразцы, так и для преобразования человека в божественного мудреца, мастера жизни и смерти, нужны материалы всего опыта, всех переживаний. Как женщина идёт на рынок, покупает продукты, приходит домой, готовит и кормит своего господина, так и мы готовим себя на огне жизни и кормим нашего Бога.

М:   Хорошо, если вы так думаете, действуйте в соответствии с этим. Кормите своего Бога любой ценой.

В:   Ребёнок идёт в школу и учится там многим вещам, которые ему так никогда и не пригодятся. Но в процессе обучения он растёт. Так и мы приобретаем многообразный опыт и забываем о нём, но в процессе мы растём. И что такое джняни , если не человек с талантом к реальности! Мой мир не может быть случайностью. Он имеет смысл, за всем этим должен быть какой‑то план. У моего Бога есть такой план.

М:   Если мир фальшивый – значит план и его создатель тоже фальшивые.

В:   Вы опять отрицаете мир. Между нами нет моста.

М:   Мост не нужен. Ваша ошибка в том, что вы считаете, что были рождены. Вы никогда не были рождены и никогда не умрёте, но полагаете, что были рождены в определённом месте в определённое время и что это конкретное тело принадлежит вам.

В:   Мир есть, я есть. Это непреложные факты.

М:   Почему вы беспокоитесь о мире, вместо того чтобы позаботиться о себе? Вы хотите спасти мир, не так ли? Вы можете спасти мир до того, как спасёте себя? И что значит спасти себя? Спасти от чего? От иллюзии. Спасение означает видеть вещи такими, какие они есть. Я действительно не связан ни с кем и ни с чем. Не связан даже с собой, чем бы это «я» ни было. Я всегда есть, неописуемый. Я внутри и вне – близкий и недосягаемый.

В:   Как вы к этому пришли?

М:   Через доверие к своему Гуру. Он сказал мне: «Есть только ты», – и я ему поверил. Я просто размышлял над этим, пока не осознал, что это совершенная истина.

В:   Убедили себя повторением?

М:   Самореализацией. Я обнаружил, что полностью сознателен и счастлив и что только по ошибке считал, что обязан телу и миру тел бытием – сознанием – блаженством.

В:   Вы необразованный человек. Вы мало читали, и то, что вы читали или слышали, вероятно, не было противоречивым. Я же получил хорошее образование и много читал. И я обнаружил, что разные книги и учителя безнадёжно противоречат друг другу. С тех пор что бы я ни читал и ни слышал, я подвергаю это сомнению. «Это может быть так, а может быть и не так» – вот моя первая реакция. И поскольку мой ум не способен решить, где правда, а где ложь, я совершенно потерялся в своих сомнениях. В Йоге сомневающийся ум считается огромным недостатком.

М:   Я рад это слышать, но мой Гуру тоже учил меня сомневаться – во всем и абсолютно. Он говорил: «Отрицай существование всего, кроме самого себя». Посредством желаний вы создали мир с его болью и удовольствиями.

В:   Неужели они обязательно должны приносить боль?

М:   Что же ещё? По своей природе удовольствия ограничены и скоротечны. Из боли рождаются желания, в боли они ищут удовлетворения и заканчиваются болью от разочарования и отчаяния. Боль – изнанка удовольствий. Погоня за удовольствиями рождается из боли и заканчивается болью.

В:   Всё, что вы говорите, мне понятно. Но когда возникает какой‑то физический или душевный недуг, мой ум тупеет и мрачнеет или неистово ищет облегчения.

М:   Какое это имеет значение? Это ум делается тупым или беспокойным, не вы. Вот смотрите, в этой комнате происходят разные вещи. Не я заставляю их происходить. Они просто случаются. Так и с вами – клубок судьбы разматывается сам и приводит в действие неизбежное. Вы не можете изменить течение событий, но вы можете изменить своё отношение, ведь именно отношение имеет значение, а не само событие. Мир – это притон желаний и страхов. Вы не найдёте в нём покой. Чтобы найти покой, вам надо выйти за пределы мира. Основная причина мира – это любовь к себе. Из‑за неё мы ищем удовольствий и избегаем боли. Замените любовь к себе любовью к высшему Я, и картина изменится. Брахма ‑Создатель – это сумма всех желаний. Мир – это инструмент для их удовлетворения. Души получают удовольствия, которых жаждут, и платят за них слезами. Время сравняет все счета. Закон равновесия господствует безраздельно.

В:   Чтобы стать сверхчеловеком, сначала надо быть просто человеком. Человечество – плод огромнейшего опыта. Желание ведёт к опыту. Следовательно, в каком‑то смысле желание правильно.

М:   Всё это верно в некотором роде. Но придёт день, когда вы накопите достаточно и должны будете начинать строить. Тогда совершенно необходимо будет уметь отбирать нужное и отбрасывать лишнее (вивека‑вайрагья ). Нужно будет всё тщательно просмотреть и безжалостно уничтожить лишнее. Поверьте мне, нельзя уничтожить слишком   много. Потому что в действительности ничто не имеет ценности. Будьте страстно беспристрастны – это всё.

 

Бог – все-деятель, джняни  – не-деятель