«Я есть То»:
Вечно-присутствующее

Вопрос:   Высшие силы ума – это понимание, интеллект и интуиция. У человека есть три тела – физическое, ментальное и каузальное (причинное) ( прана , мана , карана ). Физическое тело человека отражает его бытие, ментальное – его познание и каузальное – приносящее радость творчество. Конечно, все эти формы существуют в сознании. Но они кажутся отличными друг от друга, имеющими разные качества. Интеллект (буддхи ) – это отражение в уме силы сознания (чит ). Это то, что даёт уму способность к познанию. Чем ярче интеллект, тем шире, глубже и точнее знание. Познавать вещи, познавать людей и познавать себя – это все функции интеллекта, причём последняя – самая важная, включающая в себя две остальные. Непонимание себя и мира приводит к ложным концепциям и желаниям, которые, в свою очередь, ведут к рабству. Правильное понимание себя необходимо для освобождения от рабства иллюзии. Теоретически я понимаю всё это, но на практике я безнадёжно зависим от своих реакций на ситуации и людей, и эти неправильные реакции только усугубляют моё рабство. Жизнь слишком быстра для моего тупого и заторможенного ума. Я прихожу к пониманию, но слишком поздно, когда старые ошибки уже повторяются снова и снова.

Махарадж:   Так в чём ваша проблема?

В:   Я хочу реагировать на жизнь не только интеллектуально, но и очень быстро. Я могу быть достаточно быстрым, только если мои реакции абсолютно спонтанны. Как мне достичь такой спонтанности?

М:   Зеркало ничего не делает, чтобы привлечь солнце. Оно может только удерживать свет. Когда ум готов, солнце само засияет в нём.

В:   Свет Я или свет ума?

М:   Того и другого. Сам по себе этот свет не имеет причины и не подвержен изменениям, он преображается умом, который движется и меняется. Это очень похоже на кино. В кинопленке света нет, но она преображает свет и создаёт видимость движения, перехватывая его.

В:   Сейчас вы в совершенном состоянии?

М:   Совершенство – это состояние ума, когда он чист. Я за пределами ума, в каком бы состоянии он ни находился, чистом или не чистом. Моя природа – осознание, я всецело за гранью бытия и небытия.

В:   Поможет ли мне медитация достичь вашего состояния?

М:   Медитация поможет вам ощутить свои путы, ослабить их, развязать их и выбросить удерживающий вас якорь. Когда вы больше ни к чему не привязаны, это значит, что вы выполнили свою часть работы. Остальное будет сделано за вас.

В:   Кем?

М:   Той же силой, которая привела вас сюда, которая подтолкнула ваше сердце к желанию истины, а ваш ум – к её поиску. Это та же сила, которая удерживает вас живым. Можете называть её Жизнью, или Высшим.

В:   Эта же сила убьёт меня со временем.

М:   Разве вы не присутствовали при собственном рождении? И разве вы не будете присутствовать при собственной смерти? Найдите того, кто присутствует всегда, и ваша проблема спонтанности и совершенных реакций будет решена.

В:   Реализация вечного и адекватное, не требующее усилий реагирование на вечно меняющиеся повседневные события – это два разных, не связанных друг с другом вопроса. Вы почему‑то объединяете их в один. Зачем вы это делаете?

М:   Реализовать Вечное – значит стать Вечным, целым, вселенной со всем, что её составляет. Любое событие есть следствие и выражение целого и пребывает в изначальной гармонии с целым. Любая реакция целого будет правильной, безусильной и мгновенной.

 

По‑другому и быть не может, если она правильная. Замедленная реакция – это неправильная реакция. Мысль, чувство и действие должны быть одним целым и возникать одновременно с ситуацией, вызывающей их.

В:   Как это происходит?

М:   Я уже говорил. Найдите того, кто присутствовал при вашем рождении и будет свидетелем вашей смерти.

В:   Моих отца и мать?

М:   Да, ваших отца‑и‑мать, источник, из которого вы появились. Чтобы решить эту проблему, вы должны проследить её до самого источника. Только в растворении проблемы в универсальном растворителе исследования и бесстрастия можно найти правильный ответ.

 

Чтобы узнать, кто вы, определите, кем вы не являетесь