«Я есть То»:
Джняни

Вопрос:   Без силы Бога ничто не может быть сделано. Даже вы не сидели бы здесь и не говорили с нами без Него.

Махарадж:   Всё есть Его деяние, без сомнения. Но что мне до этого, если я ничего не желаю? Что Бог может мне дать или забрать у меня? Что моё – моё, и было моим, даже когда Бога ещё не было. Конечно, это такая крошечная вещь, крупинка – чувство «я есть», факт бытия. Это мой дом, никто мне его не давал. Земля моя, а что на ней растёт, принадлежит Богу.

В:   Бог арендовал вашу землю?

М:   Бог – мой преданный и сделал всё это для меня.

В:   Нет никакого Бога, отдельного от вас?

М:   А как он может быть? «Я есть» – это корень. Бог – это дерево. Кому мне поклоняться и зачем?

В:   Вы преданный или объект преданности?

М:   Ни тот, ни другой. Я – сама преданность.

В:   В мире недостаточно преданности.

М:   Вы всё время стремитесь сделать мир лучше. Вы действительно верите, что мир ждёт, что вы спасёте его?

В:   Я просто не знаю, что я могу сделать для мира. Всё, что я могу, – попытаться. Есть ли что‑то ещё, что вы бы хотели, чтобы я сделал?

М:   Есть ли мир без вас? Вы знаете о мире всё, но о себе не знаете ничего. Вы сами являетесь инструментом своей работы, других инструментов у вас нет. Почему бы вам не позаботиться об инструменте, прежде чем думать о работе?

В:   Я могу подождать, а мир не может.

М:   Вы заставляете мир ждать, откладывая самоисследование.

В:   Ждать чего?

М:   Того, кто мог бы его спасти.

В:   Бог правит миром, Бог его и спасёт.

М:   Что вы говорите! Разве Бог приходил к вам и говорил, что мир – это его творение и забота, а не ваша?

В:   Почему это должна быть исключительно моя забота?

М:   Задумайтесь. Кто ещё знает о мире, в котором вы живёте?

В:   Вы знаете. Все знают.

М:   Кто‑нибудь приходил к вам из другого мира, чтобы сообщить об этом? Я и все другие появляемся и исчезаем в вашем мире. Мы в вашей власти.

В:   Всё не может быть так плохо! Я существую в вашем мире так же, как и вы в моём.

М:   У вас нет ничего, подтверждающего мой мир. Вы полностью окутаны миром собственного изготовления.

В:   Понятно. Полностью – значит безнадёжно?

М:   В тюрьме вашего мира появляется человек, который говорит вам, что мир болезненных противоречий, созданный вами, не является ни непрерывным, ни долговечным, что он основан на непонимании. Он умоляет вас покинуть этот мир тем же путём, каким вы в него попали. Вы попали в него, когда забыли, кто вы есть на самом деле, и сможете покинуть его, узнав себя снова.

В:   И как это отразится на мире?

М:   Когда вы свободны от мира, вы можете что‑то для него сделать. Пока вы заключённый в его тюрьме, вы бессильны его изменить. Наоборот, что бы вы ни делали, это только ухудшит ситуацию.

В:   Меня освободит праведность.

М:   Праведность несомненно сделает вас и ваш мир комфортабельным, даже счастливым местом. Но что толку? В нём всё равно нет реальности. Он недолговечен.

В:   Бог поможет.

М:   Чтобы помочь вам, Бог должен знать о вашем существовании. Но вы и ваш мир подобны снам. Во сне вы можете страдать от ужасных мучений. Но никто о них не узнает, никто вам не поможет.

В:   Значит, все мои вопросы, мой поиск и обучение бесполезны?

М:   Это просто шевеление человека, который устал спать. Они не являются причиной пробуждения, но это начальные признаки. Вы не должны задавать праздные вопросы, на которые уже знаете ответ.

В:   Как мне получить правильный ответ?

М:   Задав правильный вопрос. Не словами, а отважившись жить в соответствии со своими убеждениями. Человек, готовый умереть за истину, получит её.

В:   Ещё вопрос. Есть личность. Есть сознающий эту личность. И есть свидетель. Сознающий и свидетель – это одно и то же или это разные состояния?

М:   Сознающий и свидетель – это два или одно? Когда сознающий рассматривается отдельно от сознаваемого, свидетель стоит отдельно. Когда сознающий и сознаваемое видятся как одно, свидетель становится одним с ними.

В:   Кто такой джняни ? Свидетель или высшее?

М: Джняни   – это и высшее, и свидетель. Он есть и бытие, и осознание. Относительно сознания он осознание. Относительно вселенной он чистое бытие.

В:   А личность? Что первично: личность или сознающий?

М:   Личность – это очень маленькая вещь. На самом деле это составная часть, она не может существовать сама по себе. Если она не воспринимается, то её просто нет. Это всего лишь тень в уме, общая сумма памяти. Чистое бытие отражается в зеркале ума как сознавание. То, что сознаётся, принимает форму личности, основанной на памяти и привычках. Это просто тень, или проекция сознающего на экран ума.

В:   Зеркало есть. Отражение есть. А где же солнце?

М:   Солнце – это высшее.

В:   Оно должно быть сознательно.

М:   Оно не сознательно и не бессознательно. Не думайте о нём в терминах сознания и бессознательности. Оно есть жизнь, которая включает в себя и то, и другое, и то, что за пределами обоих.

В:   Жизнь так разумна. Как она может быть не сознательна?

М:   Вы говорите о бессознательном, когда в памяти есть разрыв. В действительности есть только сознание. Вся жизнь сознательна, всё сознание – живое.

В:   Даже камни?

М:   Даже камни сознательны и живы.

В:   Моя проблема в том, что я склонен отрицать существование того, что не могу вообразить.

М:   Было бы мудрее отрицать существование того, что вы воображаете. Всё воображаемое нереально.

В:   Является ли нереальным всё, что можно вообразить?

М:   Воображение, основанное на памяти, нереально. Будущее не является абсолютно нереальным.

В:   Какая часть будущего реальна, а какая нет?

М:   Реально неожидаемое и непредсказуемое.

 

Отсутствие желаний – высшее блаженство