«Я есть То»:
Глоссарий

Аарти   (ар , арьянти  – восхвалять) – ритуал поклонения Божественному.

Аватар   (ава   – из, вниз; аватаран  – нисхождение) – воплощение, инкарнация.

Авьякта   (а   – отриц. частица не; вьякта  – проявленное) – не‑проявленное, противоположность вьякты .

Адхи‑йога   (адхи   – верхнее, высшее) – Высшая Йога.

Акаша  (а   – предлог к; каша  – видимое, проявленное) – пустота; эфир как один из элементов пространства; небо.

Ананда   (а   – предлог к; нанд  – радоваться, наслаждаться) – блаженство, счастье.

Анирвачанья   (а   – отрицат. частица не; вачанья  от вач  – слово, выражение) – невыразимое.

Антахкарана   (антар   – внутренний; карана  – орган чувства) – психика, ум. Ум в собирательном смысле, включая интеллект ( буддхи ), эго (ахамкара ) и ум (манас ).

Анубхава   (ану – после; бхав  – случаться) – прямое восприятие, опыт, сознавание. Опыт, получаемый в конце действия, восприятия, чувства или мысли. В любом переживании единственный переживающий – «я». Следовательно, любая анубхава   ве дё т к основе «я» – «я есть».

Атма ,
Атман
  (атм   – принадлежащий самому себе) – Высшее Я, индивидуальная душа. Атман   за пределом трёх гун Пракрита . Действует не атман , а только Пракрита .

Атма‑бхакти   (атман   + бхакти   от бхадж   – поклоняться, преклоняться) – поклонение Высшему.

Атмарам   (атма   – я; рам , раман   – наслаждаться) – наслаждаться Я.

Ахимса   (а   – отриц. частица не; химса  – убийство, насилие) – ненасилие; непричинение вреда мыслью, словом и действием.

Брахма   (брх   – расти, увеличиваться) – Брахма  создаёт, увеличивает. Один из богов индуистской троицы: Брахма  – создатель, Вишну   – хранитель и Шива  – разрушитель.

Брахман   – Абсолют, Абсолютная Реальность, с её характеристиками – абсолютным существованием (сат ), абсолютным сознанием (чит ) и абсолютным блаженством (ананда ). Согласно Шанкарачарье, Брахман , Абсолют, имеет пять различных фаз: Хираньягарбха   – Космическое Я, Ишвара  – личный бог в форме Аватара , Джива  – индивидуальная душа, Пракрита   – бренная Природа и Шакти  – созидательная энергия.

Брахмасми   (Брахман   – Высшее; асми   – я есть, ас   – быть) – «я есть» ( асми ) символизирует чистое осознание само‑существования и, следовательно, выражение чистого сознания, или Пурушу . Когда это чистое сознание вовлекается в материю, чистое «я есть» превращается в «я есть то», «я такой‑то и такой‑то».

Брахмачарья   – воздержание, религиозное ученичество с сохранением целибата. Брахмачарья   в широком смысле подразумевает не только сексуальное воздержание, но и свободу от стремления к любым чувственным удовольствиям.

Буддхи   (бодхати   – различать, знать) – интеллект, отражение реального в уме. Буддхи   – это способность, позволяющая уму воспринимать объекты феноменального мира. Пока буддхи  функционирует посредством ума, невозможно познать чистое сознание ( будх  – пробуждаться, наблюдать).

Бхаджан   (бхадж   – преклоняться) – практика поклонения, молитва.

Бхакти   – (бхадж   – преклоняться) – преданность, преклонение. Отсюда «бхакта» – преданный.

Бхога ,
бхог
  ( бхудж  – наслаждаться, переносить) – переживание мирских радостей и горестей. «Бхог» – тот, кто вовлечён в мирские радости и печали. «Бхога марга» – путь мирских стремлений – радостей и печалей.

Вайрагья   (ви   – без; рага   – желание) – отсутствие мирских желаний. Равнодушие к нереальному, преходящему. Отсюда полное отсутствие какого‑либо интереса к объектам удовольствия.

Вивека   (ви   – прочь, без; века  – от корня вик  – просеивать, отделять, различать) – различение, правильное различение между истинным и ложным, реальным и нереальным. Вивека  – это выражение духовного сознания, скрытого за умом. Вивека   ведёт к вайрагье .

Вишну   – один из богов индуистской троицы – Брахма , Вишну , Шива .

Вьякта   (ви   – отдельно, без; акта  – пассивная частица) – проявленная материя, эволюционирующая Природа.

Вьякти   – личность, внешнее «я».

Вьяктитва   – личность, ограниченное самоотождествление с телом.

Гуны   – качества, атрибуты. В философии Самкхья три качества Космической Субстанции ( Пракрита ) таковы: прояснение ( саттва ), активизация ( раджас ) и сдерживание ( тамас ).

Гуру   – духовный учитель, наставник.

Деха   – физическое тело.

Деха‑буддхи   – интеллект, который способствует отождествлению Я с физическим телом.

Джаграт‑сушупти   (джагри   – быть пробужденным, внимательным, наблюдательным; сушупти   – сон) – пробужденный сон.

Джива ,
дживатман
  ( джив  – жить) – индивидуальная душа. Согласно Веданте, джива  возникает в результате ложного отождествления атмана с телом, чувствами и умом. Атман  + чувство делания = джива .

Джняна   (джня   – знать) – знание, особенно высшее знание, полученное в медитации. Джняни   – знающий. Джняна  – это реализация единства всех вещей в Брахмане .

Дигамбара   (диш , дик  – сторона света, направление неба; амбар   – одежды) – обнажённый, облачённый в стороны света.

Йог   – тот, кто практикует Йогу.

Йога   ( йудж  – соединять) – одна из шести систем индуистской философии. Йога учит средствам, с помощью которых индивидуальный дух ( дживатма ) может быть объединён с Универсальным Духом ( Параматма ). Считается, что система Йоги была создана Патанджали.

Йога‑вхрашта   – тот, кто выпал из высокого состояния Йоги.

Йога‑кшетра   – поле Йоги, физическое тело в философском смысле ( кшетра  – поле).

Йога‑садхана   – духовная практика Йоги.

Кальпана   – воображение, фантазия.

Карана   – причина; начальная причина, неизменно предшествующая результату; непроявленная потенциальная причина, которая постепенно принимает форму видимого следствия; материальная причина вселенной. Карана  – это космическая энергия в потенциальной форме.

Карма   (карма   – делать, совершать) – действие, особенно ответное действие, хорошее или плохое. Карма   бывает трёх видов: санчита  (накопленная в предыдущих рождениях), прарабдха   (часть прошлой кармы , выделенная для работы над ней в этой жизни) и агами  (текущая карма, результаты которой проявятся в будущем).

Лила   – игра, забава; космос, воспринимаемый как божественная игра. Лила  не является Абсолютной истиной Брахмана . Это частичная истина, неотличимая от неистины. Например, лёд можно описать как воду и как пар. Оба утверждения верны только частично.

Мана ,
манас
  (ман   – думать) – ум, понимание. Манас  – это способность мыслить, способность различать. В философии Ньяя манас  рассматривается как некая сущность, отличная от Атмана , души.

Манана   (ман   – думать) – медитация, размышление.

Мантра   (ман   – думать; тра   – агентивный суффикс) – заклинание, прославление, инструмент мысли, совершенные звуки, визуализируемые как буквы и произносимые как слоги. Мантра   – это группа слов, постоянное повторение которых даёт специфические результаты.

Марга   – путь.

Маха‑вакья   (вак   – слово, звук, выражение; вакья  – речь, фраза, сказанное; Маха‑вакья   – маха , великий, наивысший + вакья , фраза, произнесённое) – наивысшее сказанное. Четыре высказывания из Упанишад, выражающие наивысшие ведантические истины, известны как Махавакьи . Это Праджнянам Брахман  (сознание есть Брахман ), Ахам Брахмасми  (я есть Брахман ), Тат Твам аси  (То есть Ты) и Айам Атма Брахма   (Я есть Брахман ).

Махадакаша   (махат   – великий; акаша  – небо) – великое пространство существования, вселенная материи и энергии.

Маха‑карта   (маха   – великий; карта  – деятель; кар  – делать) – великий деятель. Ум является великим деятелем, поскольку он всегда занят, всегда вовлечён во что‑то.

Маха‑майя   (маха   – великий; майя  – иллюзия) – Великая Иллюзия, Нереальность. Майя   – это иллюзорная сила, скрывающая Реальность. Природа майи   – обманывать. Майя  – это совокупность всех ментальных проекций,

Маха‑мантра   – великое заклинание, (см. Мантра ).

Маха‑мритью   – окончательная утрата иллюзий, великая смерть всего творения.

Маха‑саттва   (маха   – великий; саттва  – бытие, гармоничное существование) – Высшая Гармония.

Маха‑таттва   (маха   – великий; таттва  – реальность, истинная суть) – Великая Реальность, Высшее Сознание.

Мокша   (мук   – отпустить, освободить) – избавление, освобождение от мирского существования. Мукта   – освобождённый человек.

Мокша‑санкальпа   (мокша   – освобождение; санкальпа  – намерение) – намерение освободиться от ложного.

Мумукшаттва   – правильное желание, которое представляет собой искреннюю устремлённость познать Абсолютную Основу и, таким образом, достичь освобождения. В Веданте считается одним из четырёх качеств ищущего Истину: правильное различение (вивека ), правильное бесстрастие (вайрагья ), правильное поведение (сат‑сампат ) и правильное желание (мумукшатва ). Мумукшатва   – это интенсивная жажда свободы.

Нети‑нети   – не это, не то; аналитический процесс постепенного отрицания всех имён и форм (нама‑рупа ), из которых состоит мир, чтобы достичь вечного, Абсолютной Истины.

Нивритти   (нир   – без; вритти   от варт   – вращать, возвращать образ жизни) – освобождение от существования в мире, отказ.

Нирвана   (нис   – наружу; вана   – унесённый ветром, корень ва  – дуть) – окончательное растворение, угасание пламени жизни и, соответственно, освобождение от материи и воссоединение с Высшим Духом ( Брахманом ). Нарвана  – ищущий Нирваны.

Нирвикальпа   (нир   – без; кальпа   – сомнения, мысли, фантазии) – свободный от формирования мыслей, без превращений ума.

Ниргуна   (нир   – без; гуна   – качество) – необусловленный, не имеющий качеств.

Нисарга   – естественный, присущий, природный.

Парабрахман   (пара   – вне; Брахман   – Абсолютная Реальность) – Высшая Реальность.

Парамакаша   (парам   – высшее, самое отдалённое, величайшее; акаша  – пустота) – великое пространство, безвременная и беспространственная Реальность. Отсюда Абсолютное Бытие.

Парамартха   (пара   – вне; артха   – цель, истинное знание) – высшая истина.

Правритти   (пра   – до; вритти   – стиль жизни) – продолжаемая активность, склонность к мирской жизни.

Праджня   (праджин   – мудрый; пра   – высокий; джня  – знать) – несамосознающее знание, познающее сознание, чистое осознание. Праджня  означает высшее сознание.

Пракрити   (пра   – перед, первый; пар  – делать) – Космическая Субстанция, изначальная беспричинная причина феноменального существования, бесформенная, бесконечная, неподвижная, вечная и всепроникающая. Другое название «Авьякта».

Пралайя   (пра – перед, первый; лайя  – угасание, исчезновение) – полное растворение, когда космос сливается с Непроявленным Абсолютом Высшей Реальности.

Прана   (пра   – перед; ана   – дыхание) – дыхание жизни, жизненная основа.

Прарабдха   (пра , прак  – до; абдхам , аддхи  – резервуар) – судьба; то, что начинается как «задуманное». Отсюда запас санчита кармы  (кармы прошлых жизней), который стал судьбой в настоящей жизни.

Премакаша   (прем   – любовь; акаша   – пространство, небо) – Брахман  в своём аспекте безграничной любви. Другое название Чидакаши , но с акцентом на любви, а не на знании. Любовь – это выражение Я через сердце. Премакаша   – это сердце + «я есть», то есть «я есть сердце».

Пуджа   (пу , пуяти , пута   – очищать) – поклонение, восхваление.

Пурна   – полный, завершённый, абсолютный, бесконечный – описания Брахмана .

Пуруша   – Космический Дух, вечная и эффективная причина вселенной, дающая видимость сознания всем проявлениям материи ( пракрити ). Связанность Пуруши   в материи вызвана сознанием «я», рождённым Читта‑вритти , откуда возникают бесчисленные желания.

Раджас   (ра(н)дж   – быть окрашенным, вовлечённым, взволнованным) – движущая сила, активность, энергия. Одна из трёх составляющих Космической Субстанции (саттва , раджас  и тамас ), без которой две другие не могут проявиться.

Сагуна   – проявленное состояние с тремя «гунами» – саттвой , раджасом   и тамасом . Высший Абсолют, представленный как имеющий качества, такие как любовь, сострадание и т.д., в отличие от Недифференцированного Абсолюта Адвайты Веданты.

Саданубхава   (сада   – всегда; анубхава   – переживание) – переживание Предвечной Реальности.

Садашива   (сада   – всегда; шива   – милосердный, процветающий) – вечная красота, всегда процветающий.

Садгуру   (сат   – истинное, трансцендентальное бытие; гуру  – учитель) – истинный духовный учитель.

Садхана   (садх   – идти прямо к цели, быть успешным) – практика, ведущая к успеху в «сиддхи».

Садху   (садх   – идти прямо к цели) – аскет.

Самадхи   (сам   – вместе; а   – предлог к; дхи  – соединять, положить вместе) – сверхсознательное состояние, глубокая медитация, транс, экзальтированная погруженность. Практика Йоги, в которой ищущий ( садхака ) становится одним с объектом своей медитации (садхья ), обретая таким образом лишённое качеств блаженство. Самадхи   бывает пяти видов: савикальпа  – визуализация объекта чувств (обычно идеал или божество) в сфере дуальности, нирвикальпа   – вне сомнений, имён и форм, ниссанкальпа   – желания перестают приходить в форме «санкальпы», нирвриттик   – прекращаются даже невольные движения ума ( вритти ), нирвасана –  останавливается даже инстинктивный подъём «васан».

Самвид   – осознание.

Самскара   (санс   – вместе; кара   – действие, соединять) – ментальный отпечаток, память. Другое название васана , остаточный отпечаток.

Сат   – трансцендентный аспект Абсолютной Основы в активном состоянии. Противоположность – «асат».

Сат‑санг   (сат   – истинное, мудрое; санг  – объединение) – общение с истинными и мудрыми людьми.

Саттва   (сат   – бытие; тва  – абстрактное производное) – бытие, существование, истинная сущность. В Йоге – качество чистоты или гармонии. «Саттвичный» – чистый, истинный.

Саттванубхава   – переживание (анубхава ) подлинной гармонии вселенной (саттвы , бытия).

Сат‑чит   (сат   – бытие; чит   – сознание) – трансцендентальное условие универсальной потенциальности.

Сатчитананда   (сат   – бытие; чит   – сознание; ананда  – блаженство) – Абсолютная Основа с тремя атрибутами в абсолютном совершенстве.

Сатьякама   (сатья   – истина, Брахман ; кама , камана  – желание) – тот, кто желает Высшую Истину.

Сатьям‑Шивам‑Сундарам   – истинный, хороший, красивый – сатьям   (сат   – истинный), шивам  ( шива  – милостивый, процветающий), сундарам   (сундар   – красивый).

Сварга   – небесная область.

Сварупа   (сва   – свой собственный; рупа  – тонкий элемент формы) – своя собственная форма, природа, характер.

Сиддха   (садх   – идти прямо к цели, быть успешным) – реализованный, тот, кто достиг совершенства.

Смарана   – вспоминание, ментальное повторение.

Сохам   (со   – он; ахам   – я есть) – я есть Он.

Сутратма   (сутра   – нить, струна; атма  – душа) – взаимосвязь между всеми существами.

Тамас   – темнота, инерция, пассивность. Одна из трёх составляющих ( гун ) Космической Субстанции ( саттва , раджас , тамас ).

Тат‑сат   (тат   – то;  сат  – истина, Бытие, Реальность) – это есть Истина. «Ом Тат Сат» – это священная фраза, в которой Брахман  отождествляется с каждым из трёх слов.

Таттва   (тад , тат  – то; тва  – абстрактный суффикс, «таковость») – истинная сущность, Реальность.

Турия  (турия   – четвёртый) – сверхсознательное состояние самадхи , четвёртое состояние души, в котором она становится единой с Брахманом , высшее осознание.

Туриятита   (турия   + атита , вышедший за пределы) – за пределами высшего осознания.

Тьяга   – отказ. Тьяга   – это отказ от плодов любой работы, т.е. тьяги  должен совершать карму с непривязанностью и без ожидания результатов.

Упарати   (упа   – к, под, вниз; рати  – покой, отдых, от корня рам   – удовлетворять) – покой, отдых, терпение и отказ от всех сектантских ритуалов. В Веданте одно из шести требований ( сат‑сампат ): сама  – спокойствие, дама  – сдержанность, упарати   – терпение, титикша  – стойкость, сраддха  – вера и самадхана   – равновесие.

Четана   (чит   – воспринимать) – сознание, внутреннее пробуждение.

Чидакаша   (чит   – воспринимать; акаша  – пространство, небо) – Брахман   в его аспекте ограниченного знания, пространство осознания. Используется для обозначения сознания, как индивидуального, так и универсального.

Чидананда   (чит   – воспринимать; ананда  – радость) – Сознание‑Блаженство, радость духа.

Чидарам   (чит   – воспринимать; рам  – наслаждаться) – радость сознания.

Чит   ( чит  – воспринимать) – Универсальное Сознание.

Читта   (чит – воспринимать) – индивидуальное сознание. Читта   имеет природу сознания, которая нематериальна, но находится под влиянием материи. Её можно описать как продукт сознания и материи, или Пуруши   и Пракрити . Читта включает в себя все уровни ума, самым нижним из которых является манас .

Шива   – один из богов индуистской троицы: Брахма   – создатель, Вишну  – хранитель и Шива  – разрушитель. Шива   означает благосклонный, милостивый. Разрушение космоса богом Шивой   – это милостивый акт, поскольку разрушение предшествует творению. Шива   – это абсолютная любовь основы «я» в человеке. Как разрушитель, Он способствует полному уничтожению человеческого эго.

Шравана   – слушание писаний, акт слушания.