«Я есть То»:
Я находится за пределами ума

Вопрос:   В детстве у меня довольно часто бывали состояния абсолютного счастья, переходящего в экстаз. Позже они прекратились. Но с тех пор, как я приехал в Индию, они вернулись, в частности, после встречи с вами. Однако эти состояния, какими бы замечательными они ни были, не длятся долго. Они приходят и уходят, и неизвестно, когда они придут снова.

Махарадж:   Как может что‑то быть постоянным в уме, если он сам по себе непостоянен?

В:   Как сделать ум постоянным?

М:   Как может непостоянный ум сделать самого себя постоянным? Разумеется, он не может. Природа ума – блуждать. Всё, что вы можете сделать, – это сдвинуть фокус восприятия за пределы ума.

В:   Как это сделать?

М:   Отклоняйте все мысли, кроме одной: мысли «я есть». Вначале ум будет протестовать, но если сохранять терпение и упорство, он уступит и успокоится. Когда вы в покое, вещи начинают происходить спонтанно и совершенно естественно, без какого‑либо вмешательства с вашей стороны.

В:   Могу ли я избежать этой затяжной битвы со своим умом?

М:   Да, можете. Просто предоставьте свою жизнь самой себе, но будьте внимательны, наблюдательны, позволяйте всему происходить так, как оно происходит, делайте то, что приходит к вам естественно, страдайте, наслаждайтесь – принимайте всё, что приносит жизнь. Это тоже путь.

В:   Значит, я могу жениться, иметь детей, заниматься бизнесом… быть счастливым.

М:   Конечно. Вы можете быть счастливы или нет, относитесь к этому спокойно.

В:   Но я хочу быть счастливым.

М:   Истинное счастье нельзя найти в вещах, которые меняются и уходят. Удовольствие и боль неумолимо сменяют друг друга. Счастье исходит из Я и может быть найдено только в Я. Найдите своё истинное Я (сварупа ), и всё остальное тоже придёт.

В:   Если моё истинное Я – это покой и любовь, то почему оно так беспокойно?

М:   То, что беспокойно, – это не ваше истинное бытие, а его отражение в уме, которое кажется беспокойным, поскольку ум беспокоен. Это как отражение луны в воде, покрытой рябью из‑за ветра. Ветер желаний поднимает рябь в уме, и «я», которое есть просто отражение Я в уме, кажется изменчивым. Но концепции движения, беспокойства, удовольствия и боли существуют только в уме. Я находится за пределами ума – осознавая, но не вовлекаясь.

В:   Как его достичь?

М:   Вы и есть это Я, здесь и сейчас. Оставьте ум в покое, будьте осознанны, но не вовлечённы, и вы постигнете, что быть бдительным, но незатронутым, созерцать происходящее – это одно из проявлений вашей истинной природы.

В:   Каковы другие проявления?

М:   Проявлений бесчисленное множество. Реализуйте одно, и вы реализуете их все.

В:   Скажите мне что‑нибудь, что могло бы мне помочь.

М:   Вы лучше всех знаете, что вам нужно!

В:   Я в смятении. Как мне обрести покой?

М:   Для чего вам нужен покой?

В:   Чтобы быть счастливым.

М:   А сейчас вы не счастливы?

В:   Нет, не счастлив.

М:   Что делает вас несчастным?

В:   У меня есть то, чего я не хочу, а того, что хочу, нет.

М:  Почему бы вам не перевернуть это так: хотеть то, что у вас есть, и не заботиться о том, чего нет?

В:   Я хочу того, что приятно, и не хочу того, что болезненно.

М:   Как вы различаете, что приятно, а что нет?

В:   Из прошлого опыта, конечно.

М:   Ведомый памятью, вы гонитесь за удовольствиями и избегаете неприятного. У вас получается?

В:   Нет, не получается. Удовольствия не длятся долго. Опять возвращается боль.

М:   Какая боль?

В:   Желание удовольствия и страх боли – это страдание. Существует ли чистое наслаждение?

М:   Любое наслаждение, физическое или ментальное, нуждается в инструменте. Физические и ментальные инструменты материальны, они устают и изнашиваются. Удовольствие, которое они приносят, всегда ограничено по интенсивности и продолжительности. И на заднем фоне всех ваших удовольствий – боль. Вы стремитесь к ним, потому что страдаете. С другой стороны, сам поиск удовольствий становится причиной боли. Это замкнутый круг.

В:   Я вижу механизм моих заблуждений, но не знаю, как мне выбраться.

М:   Само исследование этого механизма укажет вам путь. В конце концов, ваши заблуждения существуют только в вашем уме, который никогда до сих пор не бунтовал и не боролся против них. Он протестовал только против боли.

В:   Значит, всё, что мне остаётся, – заблуждаться?

М:   Будьте внимательны. Задавайте вопросы, наблюдайте, исследуйте, изучайте заблуждения – как они возникают, что они приносят вам и другим. Прояснив природу заблуждений, вы освободитесь от них.

В:   Когда я заглядываю в себя, я обнаруживаю, что моё сильнейшее желание – создать памятник, построить что‑то, что переживёт меня. Я даже подумываю о доме, жене и ребёнке, потому что это продолжительное и убедительное свидетельство меня.

М:   Правильно, возведите себе памятник. Как вы собираетесь это сделать?

В:   Не важно, что я построю, главное, чтобы это осталось надолго.

М:   Несомненно, вы понимаете, что ничто не вечно. Всё изнашивается, разрушается, разваливается. Сама земля, на которой вы строите, разрушается. Что такое вы можете построить, что переживёт всё?

В:   На интеллектуальном уровне, на словах, я понимаю, что всё мимолётно. Однако моё сердце почему‑то хочет постоянства. Я хочу создать что‑то, что сохранится.

М:   Тогда вам надо сделать это из чего‑то долговечного. Что из того, что вы имеете, долговечно? Ни тело, ни ум не вечны. Ищите в другом месте.

В:   Я жажду постоянства, но не нахожу его нигде.

М:   А разве вы сами не постоянны?

В:   Я был рождён, я должен умереть.

М:   Можете ли вы утверждать, что вас не было до рождения, и сможете ли сказать после смерти: «Теперь меня больше нет»? Вы не можете утверждать этого, исходя из своего опыта. Вы можете сказать только: «Я есть». Другие тоже не могут сказать вам: «Тебя нет».

В:   Во сне нет никакого «я есть».

М:   Прежде чем делать такие огульные заявления, внимательно исследуйте своё бодрствующее состояние. Вы вскоре обнаружите, что в нём полно разрывов, когда сознание затуманивается. Заметьте, как мало вы помните даже в бодрствующем состоянии. Вы не можете утверждать, что были без сознания во время сна. Вы просто не помните. Провал в памяти – не обязательно провал в сознании.

В:   Можно ли заставить себя вспомнить своё состояние в глубоком сне?

М:   Конечно! Устранив периоды невнимательности в часы бодрствования, вы постепенно избавитесь от продолжительных периодов рассеянного внимания, которое называете сном. Вы будете осознавать, что спите.

В:   И всё же проблема постоянства, продолжения бытия не решена.

М:   Постоянство – это просто концепция, рождённая действием времени. Время же зависит от памяти. Под постоянством вы понимаете неизменную вечную память. Вы хотите увековечить ум, а это невозможно.

В:   Тогда что вечно?

М:   То, что не меняется со временем. Вы не можете увековечить преходящую вещь, вечно только неизменное.

В:   Мне знаком общий смысл того, о чём вы говорите. Я не стремлюсь к более глубокому знанию. Я хочу только покоя.

М:   Вам стоит только попросить – и вы получите этот покой.

В:   Я прошу.

М:   Вы должны просить с неразделённым сердцем и жить целостной жизнью.

В:   Как?

М:   Отстранитесь от всего, что делает ваш ум беспокойным. Отрекитесь от всего, что нарушает его покой. Если вы хотите покоя, заслужите его.

В:   Конечно же, все заслуживают покоя.

М:   Покоя заслуживают только те, кто не нарушает его.

В:   Как я нарушаю покой?

М:   Становясь рабом своих желаний и страхов.

В:   Даже когда они оправданны?

М:   Эмоциональные реакции, рождённые неведением или небрежностью, не могут быть оправданны. Ищите ясный ум и чистое сердце. Всё, что вам нужно, – быть внимательным, исследуя свою истинную природу. Это единственный путь к покою.

 

Отзвуки памяти