Шри Ауробиндо:
ВИТАЛИЧЕСКАЯ ПУСТОТА И ИНЕРЦИЯ

Когда виталическое не слишком хорошо развито, тогда, как только ему велят быть спокойным, оно засыпает… Тогда проблема становится более деликатной и трудной т. е. впасть из заблуждения в инерцию — это очень далеко от развития. Тишину не следует смешивать с инерцией или сонливой бездеятельностью.

МИР И МОЛЧАНИЕ — УСЛОВИЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЯ, СИЛЫ, АНАНДЫ

Невозмутимость и мир во всех обстоятельствах и во всех частях существа есть первое основание Йоги. Либо свет, несущий с собой Знание, либо Сила, несущая с собой крепость и другие виды динамизма, или Ананда, несущая любовь и радость существования, могут затем прийти, согласно склонностям натуры. Но мир есть первое условие, без которого ничто не может быть устойчивым.

Мир есть первое условие, но мир сам не приносит Силы. Однако без мира Сила или не может спустится, или она будет смешана с асурической, вражеской силой.

Если у вас нет очень широкой восприимчивости, чрезвычайно прочной основы из спокойствия, ровности души и внутреннего мира, эта сила придет и унесет вас, как ураган. Только если человек имеет прочный базис из спокойствия, тогда, если шторм приходит, если Свет приходит с великой интенсивностью, человек в состоянии оставаться недвижным и получить, что может, не будучи выбитым из колеи.

В тишине есть наивысшая восприимчивость. Именно в недвижимой тишине происходят наибольшие действия. Давайте научимсябыть тихими, и так, чтобы Верховный Господь мог извлечь из нас пользу.

РЕЗУЛЬТАТ ПУСТОТЫ

Внутри нас есть Пуруша, который может диктовать природе, что ей следует допустить или исключить, но его воля — это тихая воля. Когда человек возбуждается или возмущается из-за трудностей, тогда воля души не может действовать эффективно, как бы она могла в другом случае.

Обычный результат пустоты — успокоение любых виталических волнений, хотя она, пока не станет полной, не останавливает механического повторяющегося действия ума.

Ваше виталическое не опорожнено, т. е. беспокойно и полно желаний, также и физический ум ни в коей мере не находится в покое. Если бы желания были бы отброшены, а Эго — менее активно, и физический ум — в покое. Знание снизошло бы сверху на место глупостей физического ума. Если виталический ум мог бы быть утихомирен и успокоен, Сила пришла бы в действие, и высшее сознание начало бы спускаться. Таково последствие пустоты.

То, что здесь описано, вовсе не является уводом жизненной энергии. Оттягивание жизненной энергии оставляет тело безжизненным, беспомощным, опустошенным и бессильным, и его не посещают никакие переживания, кроме больших страданий. Это же просто эффект пустоты и тишины, вызванной в низших частях сознанием, прежде размещенным выше. Это вполне совместимо с действием, только нужно привыкнуть к мысли о возможности действия в таких условиях. В великом состоянии пустоты я вел ежедневную газету и произносил дюжину речей, за 3 — 4 дня, но я не руководил этим никаким образом, это происходило само. Сила заставляла делать работу без какой-либо внутренней деятельности.

МИР И МОЛЧАНИЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОСТЕПЕННО УСТАНОВЛЕНЫ ВО ВСЕХ ЧАСТЯХ СУЩЕСТВА: УМСТВЕННОМ. ВИТАЛИЧЕСКОМ. ФИЗИЧЕСКОМ

Ум и виталическое всегда более открыты вселенским силам, чем материальное, но они могут быть более беспокойными, чем материальное, до тех пор, пока они не будут подчинены миру, снизошедшему свыше.

Молчание существа — первая естественная цель Йоги. Если люди не находят удовлетворения в этом, они не преодолеют виталического ума, который хочет всегда иметь какой-нибудь вид деятельности, изменений, происшествий. Неизменная неподвижность молчащего Брахмана есть вещь, которую ум не находит приятной. Поэтому, когда пустота приходит, она кажется ему тупым, инертным, монотонным состоянием.

Нет довода, по которому пустота была бы скучным или печальным состоянием. Это обычная привычка ума или виталического ассоциировать радость или интерес только с деятельностью, но духовное сознание не имеет таких ограничений.

Если это действительно пустота, можно покоиться в ней годами.

Определенное опорожнение сознания от старого содержимого необходимо, прежде чем что-то позитивное может установить себя. Это то, что происходит в вашем физическом сознании, старые движения вытесняются наружу и уходят, вы становитесь спокойным, но они вдавливаются внутрь снова, и чаша должна быть повторно опорожнена. Если есть твердое и настойчивое отвержение, тоща эти повторные возвращения старых движений перестанут быть настойчивыми, периоды спокойствия и его интенсивность будут возрастать до тех пор, пока мир и спокойствие смогут быть установлены постоянно.

Это не означает однако, что вся натура должна быть опорожнена от старых движений прежде, чем снизойдет Свет и Милость. Это делается обычно в различных частях натуры и в разное время. У вас были ваши переживания, поскольку ум и высшее виталическое были достаточно опорожнены и спокойны, чтобы получить некоторые откровения нового сознания. Теперь физический ум, физическо-виталиче-ское и тело должны быть опорожнены. Они всегда занимают большее время, чем другие. Физическое более полно старых привычек, более медленно, чтобы получить что-нибудь новое или измениться.

ГЛУБОКО УСТАНОВИВШИЙСЯ МИР ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ МИРОМ ВЫСШЕГО СОЗНАНИЯ

Мир и молчание должны обосноваться глубоко внутри, так глубоко, что все, что ни придет снаружи, могло бы только пройти по поверхности, не беспокоя установившегося внутри мира.

Мир, который нисходит свыше, может остановить низшие действия, если он устанавливается во всем существе.

Когда мир высшего сознания снизойдет, он приносит с собой эту целенаправленность к ровности, самата, без этого мира всегда подвержен атакам его низшей натуры.

Это правильный путь — сохранять мир высшего сознания, тогда, даже если случаются жизненные волнения, они будут только на поверхности. Основание будет оставаться.