Шри Ауробиндо:
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЙОГОЙ ШРИ АУРОБИНДО И СТАРЫМИ ЙОГАМИ

Ничего нового? Почему здесь должно быть что-то новое?

Объект духовного искания — найти действительную правду, а не новое во времени.

Я сказал, что эта Йога новая потому, что она имеет целью полноту Всевышнего в этом мире, а не только после него, и сверх-разумное осознание.

Выше человеческого ума есть еще много планов, не один сверх-разумный план, и на всех планах САМО может быть осознано, поскольку все они — духовные уровни. Ум, виталическое и физическое перепутаны и смешаны вместе только на поверхности сознания, внутренний ум, внутреннее виталическое и физическое отделены друг от друга. Те, кто ищет САМО путем старых Йог отделяют себя от ума, тела и жизни и осознают себя от всего этого совершенно отличным, другим, чем эти явления, Совершенно легко отделить ум, виталическое и физическое друг от друга без помощи сверх-разума. Это осуществляется обычными Йогами. Разница между этой и старыми Йогами не в том, что последние не компетентны и не могут делать этих вещей — они могут это делать превосходно — но в том, что они отправлялись от осознания САМО в Нирвану или некие небеса и покидали Жизнь.

Прежние Йоги предпочитали оставаться в широком сознании, в стороне от игры энергий. Они рассматривали их как нечто, принадлежащее жизни иллюзии, которая спадет только путем отвердения физической жизни через знание. Только когда вы колеблетесь от одного сознания к другому, вам кажется, что вы теряете высшее, или вы чувствуете себя так, как будто оно совсем потеряно.

Это означает, что утвердившись в высшем сознании, не теряют его в волнах жизни, его страшно потерять только когда оно не утвердилось.

Шри Ауробиндо всегда говорил, что эта Йога начинается там, где кончили старые Йоги, что быть в состоянии осуществить его Йогу возможно только достигнув прежде крайних пределов того, что старые Йоги осуществили, т. е. восприятие Бога, единение с Ним. Но этот Бог, говорит Шри Ауробиндо, есть Бог Над-разума, хотя и он уже есть нечто совершенно немыслимое по отношению к человеческому сознанию, и чтобы достигнуть его, человек должен пройти через несколько планов, и уже в этих планах вы чувствуете ослепление.

Человек нужно начать осознавать индивидуальное САМО сначала, и только затем можно осознавать Сверх-разум.