Шри Ауробиндо:
ТРИ РЕГИОНА ВНУТРЕННЕГО СОЗНАНИЯ

Шри Ауробиндо дифференцировал во внутреннем сознании три региона или области. Одна — подсознание — лежит ниже, чем наше пробудившееся сознание, другая — засознание — расположена на уровне с нашим пробудившимся сознанием, но за его порогом, и еще одна область — сверх-сознание, находящееся выше, над нормальным сознанием.

Три формы сознания — это три стороны натуры, представленные тремя гунами — сила подсознательного Тамаса, Инерции, которая есть закон Материи; сила подсознательного желания Кинесис, Раджас, которая есть закон Жизни; сила саттвической Пракаши, которая есть закон Ума.

Подсознание есть невыраженное, нерасчлененное, невнятное сознание, которое работает ниже всех сознаваемых физических деятельностей. Оно удерживает следы ото всего нашего прошлого опыта не как восприятие, реакцию, воспоминание, мысль, не как текучую субстанцию этого, а как впечатление, одновременно неясное и упорное.

В нашей Йоге мы подразумеваем под подсознанием ту совершенно затопленную часть нашего существа, в которой нет пробуждающегося осознания и связной мысли, воли и чувствования, или организованной реакции, но которая все же получает неясные впечатления обо всем и собирает их в себе, и оттуда все стимулы, все виды настоятельных привычных движений, незрело повторяющиеся или измененные в странные формы, могут подняться во сне или прорваться в бодрствующую натуру. Но это подсознание должно быть точно отделено от засознательных мыслей нашего существа, таких, как внутреннее или тонкое физическое сознание, внутреннее виталическое или внутреннее умственное.

Засознание — сублимальное сознание — вмещает за наружным умом внутренний ум, более глубокий, обширный и эффективный, за поверхностным виталическим — внутреннее виталическое, более вместительное и сильное, за внешним физическим существом — тонкое физическое сознание, более открытое, пластичное и свободное. Выше нормального уровня засознание открывает себя в области сверхсознания, также оно открывается вниз в области подсознания.

Сверхсознание содержит определенные области ума, которые обычный человек не осознает нормально, источники более высокой интуиции и вдохновений, затем Сверх-разум и финально то, что над и за этим — планы Сат-Чит-Ананды.

СОЗНАНИЕ ИМЕЕТ В СЕБЕ СИЛУ ОТДЕЛЯТЬСЯ ОТ РАБОТЫ СВОИХ ИНСТРУМЕНТОВ

Сознание по своей натуре не отделено от умственной и другой деятельности. Но оно может быть отделено, оно может быть развито. В человеческом существе сознание, как правило, всегда завернуто, но оно развило силу отделения себя — вещь, которая низшим формам недоступна. Поскольку сознание развивается, эта сила отделения также развивается.

Конечно, ум и внутреннее существо суть — сознание. Для людей, которые не проникли глубоко в себя, ум, сознание — синонимы;

только когда человек начинает более сознавать себя путем роста сознания, тогда можно видеть различные степени, виды, силы сознания:

умственного, виталического, физического, душевного, спиритуального.

Ум есть видоизмененное сознание, которое выдвигает вперед умственную энергию. Но как Всевышнее может стоять сзади от своей энергии и наблюдать ее в работе — это может быть свидетель Пуруша, наблюдающий работу Пракрити — так и ум может делать это. Человек может стоять сзади в своем уме-сознании и наблюдать умственную энергию, делающую, думающую, планирующую. Все самонаблюдения основаны на факте, что человек может разделить себя в сознании на то, что наблюдает, и энергию, что действует. Это совершенно элементарная вещь, вероятно, известная каждому. Любой, кто наблюдает собственные мысли, чувства, действия, уже начал делать это. В Йоге мы делаем это разделение полным.