Агни-йога:
Когда сопоставляем фpазы нарастания сознания с научными методами

425. Когда сопоставляем фpазы нарастания сознания с научными методами, мы вовсе не желаем иссушить прекрасные источники. Наоборот, мы хотим создать прочные истоки энергии. Наука должна укрепить пути к высшему познаванию. Наступило время, когда древние символы знания должны претворится в научные формулы. Не будем унижать такой процесс очищения мышления. Научимся находить союзников в самых неожиданных областях. Не враги, но сотрудники будут познаватели всех сил Природы.

Очевидность напомнит о глубинах действительности. Так вместо рассечения живого организма будем слагать объединение сознания. Пусть не называют Нас мечтателями, ибо любим точное знание, поскольку оно может быть точным.

426. В школах должен быть введен предмет — синтез науки! Из него учащиеся усмотрят, как тесно связаны многие отрасли познания. Они увидят, как велик круг науки. Они поймут, что каждый ученый соприкасается с целым рядом научных областей. Если он не может вполне познать их, то, по крайней мере, должен понимать их задачи. При ознакомлении с синтезом учащиеся могут сознательнее выбрать свою ученую деятельность. Не забудем, что до сих пор такой выбор был весьма случайным, покоясь часто на смутных традициях семьи. Так же беспомощно проходил учащийся разрозненные школьные предметы, не понимая, почему именно эти предметы необходимы. При изучении языков обычно не указывалось, какие преимущества дает каждый из них. Потому так часто замечалось вялое отношение к познанию. Это было не леностью, но просто незнанием смысла и цели предмета. Если каждый научный предмет должен иметь увлекательное введение, то синтез науки просветит к труду самое малое сознание. Не следует думать, что синтез может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в начальных занятиях дети усваивают широкие взгляды. Конечно, изложение такого синтеза должно быть увлекательно.

427. Именно на всю жизнь останется красота синтеза. Каждый исследователь, посвящающий себя хотя бы малейшей подробности Мироздания, придет к ней от ширины, но не от узости. Так познание будет всеобще. Истинно там, где горит огонь знания, там суждено светлое будущее.

428. Знание есть врата к Братству. Не будем удивляться, если заложение Братства начнется от синтеза наук. Пусть каждый владеет одним предметом, но он сумеет отнестись с уважением к бесчисленным ветвям познания. В таком уважении родится понимание Братства.

429. Даже в течение краткой человеческой жизни можно заметить исчезновение и появление островов, перемещение озер и рек, отмирание и нарождение вулканов. Можно видеть постоянное нарастание одних берегов и оседание других. Никто не скажет, что в течение нескольких десятков лет не происходит заметного изменения планетной коры. Теперь, если взять за полвека отступление известных вам берегов и продолжить это вглубь сотен миллионов лет существования планеты, можно видеть, какие огромные перемещения могли иметь место. Пусть отмечают эти известные всем цифры и удивятся перемене условий планеты. Такие очевидности очень полезны для неразумных людей. Ведь до сих пор древнейшие периоды подлежат сомнению, ибо люди не мыслят о сотнях миллионов лет — такие вычисления запрещаются людям со стороны извратителей древних символов. Но следует поставить молодое поколение перед лицом великих проблем. Движение будет отправным основанием. Пусть наша планета в великом движении превратится в маленький шарик. Пусть не побоимся оказаться в вихре Беспредельности. Тогда и понятие Братства окажется прочным Якорем.

430. Один говорит: «Знаю все это,»- но он не прав. Не ведает он о смысле Братства. Не измерял он значения планеты в исчислении веков. Не мыслил он о течении Небосклона. Так пусть добросовестно признает, насколько самые основные понятия не входили в жизнь и мышление. Такое признание будет первою тропою к Братству.

431. Пусть спросят великого Путника — откуда держит путь? Не даст он ответа, ибо несет сокровенное знание. Он понял, когда и кому передать Ношу препорученную.

432. Некий поселянин построил дом у подножия вулкана. Когда же его спросили — зачем он подвергает себя такой опасности? Он ответил: «Разница лишь в том, что я знаю об опасности, а вы не знаете, чем окружены.» Большое равновесие должно быть найдено между спокойствием и осознанием опасности. Нельзя окружать себя ужасами, но и беззаботность не есть решение.

433. Почему-то птицы считаются беззаботными, но они не только чуют непогоду, но и лучше людей заботятся о сроках гнезд и перелета. Целесообразность превосходно развита во всех царствах Природы — такое качество не всегда оценивается людьми. Они мало знают прошлое и не хотят думать о будущем. Исследования прошлого, по большей части, случайны, и потому находки разнородны. Люди обычно ограничиваются розысками известных мест. Они забывают, что жизнь проходила по самым неожиданным путям и следы ее могут найтись не явно и неожиданно. Особенно нужно хранить записи современников, которые помогают в веках усмотреть места, уже сгладившиеся.