Агни-йога:
Мужество усиляется правильным развитием психической энергии

77. Мужество усиляется правильным развитием психической энергии. Правильное развитие нужно понимать, как естественный рост. Пусть каждый увеличивает запас мужества; оно, как открытое окно.

78. Разрушительно чувство удовлетворения, оно ведет к пресыщению, к параличу энергии. В Тонком Мире можно наблюдать самую жалкую судьбу таких паралитиков. Даже то малое, что они успели накопить при земной жизни, пресекается параличом энергии. Бродящие тени, они не могут преуспевать, ибо без энергии невозможно продвигаться. Вас могут спросить — чья доля мрачнее, таких паралитиков или злобных ненавистников? Ответ труден. Ненавистники могут страдать и тем очищаться, но паралитики, по бездействию энергии, теряют возможность продвижения. Не лучше ли сильно страдать, но при возможности движения? Мучения очищающие лучше, нежели беспросветное разложение. Ненависть может преобразиться в любовь, но паралич есть ужас ночи. Такие беспомощные разрушения не могут вести к Братству. Паралич отдельных членов можно одолеть волею, но если сама основа энергии бездействует, то как проявить приказ? Много ходит таких живых мертвецов!

79. Полезно наблюдать, как люди действуют под внушением, но, в то же время, они яро отрицают возможность такого влияния. Иногда по злобе человек уверяет, что он поступает по-своему намерению, между тем, он действует по прямому внушению. Человек передает мысли, которые не свойственны ему, и употребляет выражения, которые ему чужды, но по злобе пытается приписывать себе. Если вы знаете, откуда идут внушения, то можете судить о намерниных извращениях.

Мрачно и непрочно все творимое по злобе.

80. Обычно, когда люди возвращаются на прежнее место, они чувствуют некоторую грусть. Они ощущают, что нечто не было сделано. Так оно и есть. В беспредельности всегда должно ощущаться нечто предсужденное.

81. Разделим книгу «Братство» на две части. Первую об основах Братства дадим теперь, вторую о Внутренней Жизни Братства пошлем тем, кто примут основы.

82. Составные сны и воспоминания представляют собою целую науку. Иногда они сплетаются в небылицы, но при расчленении они уявят целый ряд отдельных эпизодов вполне реальных. Потому, когда говорят о чем-то невозможном, следует подумать, что может быть сочетание частей неестественно, но каждая из них вполне возможна. Поучительно наблюдать, какие именно части из воспоминаний легче выпадают, так можно выяснять характер самого лица. Уявление самых дальних воспоминаний может создать сложные узоры из разных веков. Можно видеть самые разноородные встречи, так нередко могли встречаться Братья, но даже самые высокие встречи могли заслониться подробностями из разных веков. Не случайно сказано, что каждый человек представляет собою сложное хранилище. Много огня нужно, чтобы осветить все темные склады.

83. Люди много говорят о мыслеобразах, но далеко не все мысли могут облекаться в форму. Может быть мысленная пыль, которая не только лишена оформления, но смешивается с другими такими же пыльными клубнями. Можно начать чихать от такого сора.

84. Говорящие о мыслеобразах редко заботятся, как утончить и усилить эти образования. Между тем, даже самовнушение уже может быть полезным. Давно сказано, что мысли несутся в пространстве, тем уже предпосылается, что они должны быть оформлены. Клубни мусора не годятся для посылок.

85. Блаженство мыслителя или муки мыслителя? Обычно принято изображать мыслителя в муках, но если спросите его — хочет ли он освободиться от таких мук, каждый мыслитель ответит отрицательно. В глубине сознания он ощущает великое блаженство, ибо процесс мышления уже есть высшее наслаждение. Лишь два наслаждения имеют люди — мышление и экстаз красоты. Путь к Миру Огненному утвержден этими двумя уявлениями. Только при них человек может продвинуться к высоким сферам. Каждое Высшее Собеседование уже будет содержать эти обе основы. Потому нелепо говорить о муках мыслителя или творца. Они не мучаются, но радуются. Впрочем, люди так своеобразно понимают радость! Для некоторых радость будет безмыслие и неделание.

Путь к Братству в мышлении и труде.

86. Пощада не легкое понятие, лишь очень дальнозоркие могут присмотреться к следствиям пощады. Когда великодушие произносит: «Пусть живет», не будет этот приговор трудным. Может быть, именно в этот час могло наступить разрушение, но дальновидец понял, что положительное больше отрицательного. Для близоруких такая пощада не уместна, но для дальнозорких она, как стрела в цель.