Шри Рамана Махарши. Глава 15. Видения и психические силы

Практика медитации иногда вызывает эффектные побоч­ные результаты: видения богов или развитие сверхобычных сил, таких, как ясновидение и телепатия. Последние можно вырабатывать и намеренно. Концентрация на мысленном об­разе временами ведет к видениям, особенно если она выпол­няется с преданностью или при сильном желании появления видений. Достичь психических сил (сиддхи) можно и специ­альными йогическими упражнениями. Йога-сутры Патанд­жали, классический текст йоги, содержит перечень ряда уп­ражнений, ускоряющих развитие восьми сиддх, от невидимо­сти до хождения по воде.

Шри Рамана отговаривал своих почитателей от предна­меренной погони за видениями или сиддхами, указывая, что они являются продуктами ума, которые могут скорее воспре­пятствовать, чем помочь Само-реализации. Если видения приходили самопроизвольно, то Бхагаван иногда допускал, что они знаменуют прогресс, но обычно добавлял, что это только временные переживания ума, лежащие «ниже плана Само-реализации»1.

Если сиддхи появлялись спонтанно, то он обрисовывал опасность привязанности к ним, поясняя, что такие силы больше раздувают эго, чем уничтожают его, и подчеркивал, что страсть к сиддхам и жажда Само-реализации взаимно исключают друг друга.

Атман – это наиболее сокровенное и вечное Бытие, тогда как сиддхи – чужды Ему. Сиддхи требуют усилия, тогда как Атман – нет. Силы ищет ум, который должен сохраняться живым, тогда как Атман осознаётся при уничтоженном уме. Си­ лы проявляются только при наличии эго, Атман же находится за пределами эго и реализуется только после его уничтожения2.

И: Я как-то уже говорила Шри Бхагавану, что име­ла видение Шивы о времени моего перехода в индуизм.Подобное переживание повторилось со мной в Куртрал­ламе. Эти видения преходящие, но счастливые. Хочется знать, как сделать их постоянными и непрерывными. Во всём, что я вижу вокруг, без Шивы нет жизни. Я так счастлива думать о нем. Пожалуйста, скажите, как сделать его видение для меня вечным.

М: Вы говорите о видении Шивы. Видится всегда объ­ект, и это подразумевает существование субъекта. Ценность видения та же, что и видящего, то есть природа видения при­надлежит к тому же плану, что и видящий. Появление пред­полагает также исчезновение. Что бы ни появлялось, долж­но исчезнуть, а потому видение никогда не может быть веч­ным. Но Шива вечен.

Зрение заключает в себе и зрящего, а тот не может от­рицать существование Себя. Не бывает времени, когда Ат­ман как Сознание не существует, и наблюдатель никогда не остаётся отдельным от Сознания. Это Сознание – вечное Бытие и единственное Бытие. Видящий не может видеть се­ бя. Но разве он отрицает свое существование, если не ви­ дит себя глазами, как в видении? Нет. Поэтому пратьяк­ша [прямое переживание] означает не видение, а Бытие.

БЫТЬ значит Реализовать. «Я есмь то Я есмь». «Я есмь» – это Шива. Ничто не может жить без Него. Всё существует в Шиве и благодаря Шиве.

Поэтому исследуйте «Кто я?» Погрузитесь глубоко во­внутрь и пребывайте Атманом. Это Шива как Бытие. Не ожидайте повторения видений Его. В чем разница между объ­ектами, которые вы наблюдаете, и Шивой? Он – одновре­менно и субъект, и объект. Вы не можете оставаться без Шивы, ибо всегда осознаёте Его здесь и теперь. Ошибочно думать, что вы не осознали Его. Это и есть препятствие для реализации Шивы. Отбросьте также эту мысль, и Реализа­ция уже тут.

И: Да, но как мне выполнить это быстрее всего?

М: Сам ваш подход – препятствие для Реализации. Мо­жет ли человек быть без Шивы? Даже сейчас Он – это вы. Вопроса о времени нет. Если есть мгновение не-Реализации, то возникает вопрос о Реализации. Но поскольку Шива ЕСТЬ, вам невозможно быть без Него. Он всегда реализован, на­вечно реализован, а Его не-Реализации никогда нет3.

И: Я жажду обрести сакшаткару [прямую реализацию] Шри Кришны. Что мне следует делать для этого?

М: Каково ваше представление о Шри Кришне и что вы понимаете под сакшаткарой ?

И: Я имею в виду Шри Кришну, который жил в Врин­даване, и хочу видеть Его таким, каким видели гопи [женщины, почитавшие Кришну].

М: Дело в том, что вы считаете Его человеческим су­ ществом или кем-то в человеческой форме, сыном такого-то, тогда как Он сам сказал: «В Сердце каждого существа Я пребываю, Я – начало и середина, а также конец всех существ» *. Он должен быть внутри вас, поскольку Он вну­три всего. Он есть ваше Я или Атман вашего Я. Поэтому, если вы видите эту Сущность [Атман] или имеете ее сак­шаткару, то получите сакшаткару Кришны. Прямая реа­лизация Атмана и прямая реализация Кришны – не могут различаться. Однако, идя своим путем, полностью отдайтесь Кришне, и вы обеспечите желаемую сакшаткару 4.

И: Возможно ли беседовать с Ишварой [Богом], как это делал Шри Рамакришна?

М: Если мы можем разговаривать друг с другом, то от­чего бы нам так же не говорить и с Богом?

И: Но тогда почему этого с нами не происходит?

М: Здесь требуются чистота и сила ума, практика меди­тации.

И: И если эти условия выполнены, то можно воочию видеть Бога?

М: Подобные проявления имеют такую же реальность, как и вы сами. Другими словами, если вы отождествляете себя с телом, как в бодрствовании, то видите грубые объ­екты. Находясь в тонком теле или на ментальном плане, как во сне, вы видите объекты одинаково тонкие. В отсутствие отождествления, в глубоком сне, вы ничего не видите. Та­ким образом, объекты видения имеют отношение к состоя­нию видящего. То же самое применимо и к видениям Бога.

При длительной практике медитации на образе Бога он приходит в сновидениях, а позднее может проявляться так же и в бодрствовании5.

И: Многие посетители здесь говорят мне, что получают от Бхагавана видения, или мысле-токи. Я нахожусь тут вот уже полтора месяца и еще не имел ни малейшего переживания чего-либо. Это потому, что я не достоин вашей Милости?

М: Видения и мысле-токи возникают в соответствии с состоянием ума. Всё это зависит от индивидуальностей, а не от Всеобщего Присутствия. Более того, они несущественны. Что важно, так это Мир ума6.

Что такое Реализация? Разве это значит видеть Бога с четырьмя руками, несущего раковину, боевой диск и пали­цу? * Даже если Бог появится в такой форме, то сотрет ли это неведение ученика? Истина должна быть вечной Реали­зацией. Прямое восприятие есть вечно присутствующее пе­реживание. Бог Сам познаётся тогда, когда Он воспринима­ется непосредственно. Это не значит, что Он появляется пе­ред преданным в некоторой определенной форме. Если Реа­лизация не вечна, она не послужит какой-либо полезной це­ли. Может ли появление четырехрукого Бога быть вечной Реализацией? Оно феноменально и иллюзорно. Здесь должен быть видящий. Только видящий реален и вечен.

Пусть Бог появляется как свет миллионов солнц. Это ли пратьякша [прямое переживание]? Чтобы наблюдать видё ­ ние Бога, глаза и ум необходимы. Это косвенное знание, тог­да как видящий есть прямое переживание. Лишь видящий есть пратьякша7 .

И: Люди говорят о Вайкунтхе, Кайласе, Индралоке, Чандралоке [небеса в индуизме]. Существуют ли они в действительности?

М: Конечно. Вы можете быть уверены, что они все су­ществуют. Там так же подобный мне Свами будет сидеть на кушетке, и ученики будут окружать его. Они спросят, а он что-то ответит. Всё будет более или менее похоже на это. Но что это значит? Если человек видит Чандралоку, то он спросит об Индралоке, затем о Вайкунтхе, после неё о Кай­ласе и так далее, и ум продолжает блуждать. Где здесь шан­ти [Мир]? Если требуется шанти, то единственно правиль­ным методом, гарантией достижения, является само-иссле­ дование. Благодаря ему и возможна Само-реализация. Ес­ли человек осознаёт Атман, то может видеть все эти ми­ры внутри Себя. Источник всего есть собственное Я че­ловека, и если он реализует Себя, то не найдет ничего отличного от Себя. После этого такие вопросы не возник­нут. Могут или не могут быть Вайкунтха или Кайласа, но факт тот, что вы здесь, не так ли? Как вы оказались тут? Где вы? Сначала узнайте это, а потом думайте о всех иных мирах8.

И: Сиддхи, упомянутые в сутрах Патанджали, дей­ствительно существуют или это только его греза?

М: Тот, кто является Брахманом, или Атманом , не до­рожит сиддхами. Патанджали сам говорит *, что это всего лишь работа ума и что они препятствуют Само-реализации.

И: А силы так называемого «сверхчеловека»?

М: Высокие силы или низкие, ум или сверх-ум – все они существуют только относительно имеющего эту способ­ность. Найдите, кто это9.

И: На духовном пути следует достигать сиддх или же они враждебны мукти [Освобождению]?

М: Высочайшие сиддхи – это осознание Атмана, ибо сразу после осознания Истины вас уже не тянет к пути не­ведения.

И: Тогда в чем же польза сиддх?

М: Существует два вида сиддх, первый из которых мо­жет оказаться хорошим камнем преткновения в Само-реали­зации. Говорят, что с помощью мантры, некоторых нарко­тиков, обладающих оккультными свойствами, сурового аске­тизма или самадхи определенного рода эти силы могут быть достигнуты. Но они не являются средством Самопознания, ибо даже когда вы обретете их, можете великолепно пребы­вать в неведении.

И: А другой вид?

М: Это способность проявления силы и знания, совер­ шенно естественного для вас после осознания Атмана. Это сиддхи, выступающие как результат нормального и естествен­ного тапаса [духовной практики] человека, постигшего Се­бя. Они приходят самопроизвольно, ибо даются Богом соот­ветственно судьбе каждого, но джняни, утвердившийся в вы­сочайшем Мире, не беспокоится, произойдет это или нет. Ведь он знает Атман, а это есть сиддхи. Но эти высшие сиддхи приходят не в результате их усиленного поиска. Ког­да вы будете в состоянии Реализации, то поймете, чем они являются10.

И: Использует ли Мудрец оккультные силы, чтобы другие осознали Атман, или для этого достаточно про­стого факта его Само-реализации?

М: Сила его Само-реализации значительно более могу­щественна, чем использование всех других сил11.

Хотя говорят, что сиддхи многочисленны и различны, только джняна является высочайшей из них, поскольку до­стигшие других сиддх будут желать джняны. Те же, кто до­бился джняны, других сиддх не хотят. Поэтому стремитесь лишь к джняне 12 .

Хотя эти силы кажутся удивительными для тех, кто ими не обладает, они исключительно преходящи. Бесполезно до­могаться того, что временно. Все эти чудеса содержатся в одном неизменном Атмане13.

Жадно вымаливать никчемные оккультные силы [сиддхи] у Бога, готового отдать Себя, Кто есть всё, значит выпра­шивать тарелку пустого прокисшего супа у великодушного филантропа, готового пожертвовать всем, что у него есть.

В Сердце, горящем ярким пламенем высочайшей предан­ности, содержатся все оккультные силы. Однако ученик, ко­торый целиком жертвует сердце к Стопам Господа, не жа­ждет этих сиддх. Знайте, что если стремящиеся к Освобо­ждению сердцем склоняются к оккультным силам, то цепи рабства будут всё прочнее и прочнее, а отсюда и блеск их эго только усилится.

Постижение [сиддхи] Атмана , который есть совершен­ное целое, сияние Освобождения, одно является обретением истинного Знания, тогда как другие разновидности сиддх, на­ чиная с анимы [способности уменьшаться до размера ато­ма], относятся к заблуждению, создаваемому силой вообра­жения невежественного ума14.

Люди видят многое и гораздо более удивительное, чем так называемые сиддхи, однако они не дивятся им, ибо те встречаются ежедневно. При рождении человек меньше это­го светильника, но затем он растет и становится великим борцом, всемирно известным художником, оратором, полити­ком или мудрецом. Люди не считают это чудом, но востор­гаются, если кто-то сделает так, чтобы труп заговорил10.

И: Я интересуюсь метафизикой более двенадцати лет, но не получил какого-либо неизведанного опыта в отличие от многих. У меня нет способностей яснови­дения, яснослышания и т. п. Я чувствую себя запертым в этом теле и ничего более.

М: Это верно. Реальность только одна – Атман. Всё остальное – просто феномены в Нем, Его и благодаря Ему. Видящий, объекты видения и само видение – всё это толь­ко Атман. Может ли кто-нибудь видеть или слышать, ос­тавив Атман в стороне? В чем разница между видением или слышанием вблизи или на сверхгромадном расстоянии? И там, и там нужны органы зрения и слуха, а потому также требу­ется и ум. В любом случае без перечисленного не обойтись. Так или иначе, но эта зависимость существует. Зачем же тог­да очаровываться ясновидением или яснослышанием ?

Более того, всё, что приобретается, будет также соот­ветствующим образом утрачено. Оно никогда не может быть постоянным16.

И: Разве не полезно приобретать такие способнос­ти, как, телепатия?

М: Телепатия и радио позволяют человеку видеть и слы­шать на расстоянии. Нет разницы между слухом и зрением. Для того, кто слушает, безразлично, слушает ли он с близ­кого или дальнего расстояния. Основной фактор здесь – слу­шатель, субъект. Без слушателя или зрителя не может быть ни слушания, ни видения, которые являются функциями ума. Оккультные силы [сиддхи] появляются, следовательно, толь­ко в уме. Они не присущи Атману . Не естественное, а при­обретенное не может быть постоянным, и не стоит стремить­ся к нему.

Эти сиддхи означают расширение способностей. Человек обладает ограниченными силами и чувствует себя несчаст­ным, поэтому он хочет увеличить их, чтобы стать счастли­вым. Но посмотрим, произойдет ли это. Если с ограничен­ными восприятиями есть несчастья, то с их расширением не­ взгоды должны пропорционально увеличиваться. Оккультные силы не принесут кому-либо счастья, но сделают еще более несчастным.

Кроме того, для чего все эти силы? Претендующий стать оккультистом [сиддха] хочет показать свои сиддхи, чтобы другие похвалили его. Он ищет восхищения, и, если его не находит, то опять-таки несчастлив. Здесь должны быть «дру­гие», чтобы оценить его. Он может даже найти еще одного обладателя высших сил, что вызовет зависть и увеличит его несчастье.

Что есть подлинная сила? В том ли она, чтобы увели­чить процветание или чтобы принести внутренний Мир? То, которое приводит к Миру, есть высочайшее совершенство [сиддхи]17.