Глоссарий

Цель настоящего глоссария – разъяснить используемые в тексте слова и термины (главным образом, на санскрите) и указать подход к их произношению.

В санскрите и тамили нет определенной системы ударе­ния, как в русском языке, но имеется система долгих и крат­ких звуков. Все долгие гласные находятся под ударением, тогда как краткие – никогда. Поэтому одни слова могут иметь несколько ударений, а другие вообще не содержать ударе­ния. Точная транслитерация с санскрита невозможна без при­менения специальных фонетических символов. В связи с этим ниже приводится также и латинская транслитерация как на­иболее распространенная. Она даётся в упрощенной форме, пусть не всегда совершенно точной, но достаточной для ду­ховного практика. Показано четкое различие долгих и корот­ ких гласных звуков: долгие звуки помечаются сверху черточ­ками.

Гласные a , i , u сходны с русскими «а», «и», «у», если не учитывать различий по долготе-краткости. Произношение этих гласных приблизительно следующее:

а как звук «а» в первых двух слогах слова «хорошо»

и в последнем слоге слова «папа»;

ā как звук «а» в первом слоге слова «папа»;

i как «и» в «институт» (первый слог);

ī как «и» в «близость»;

u как «у» в «бутылка»;

ū как «у» в «буря».

Звуки е (сходный с русским «эй») и о (сходный с рус­ским «о») – всегда долгие.

В латинской транслитерации сочетание « jna », в какой бы части слова оно ни встретилось, есть попытка выразить звук специфический для санскрита. Индийские санскритологи до­пускают несколько вариантов его произношения, которые при­ближенно описываются как:

–  носовое « ngya » (с « ng », как в английских словах running , walking и т. п.);

– твердое « gya » (соответствующее русскому «гъя»);

– мягкое « n уа», как в слове «Ваня».

Однако, поскольку в традиционном произношении таких слов, как jnana и prajnana , в русском языке звучит слог «джня», эта традиция удерживается и в русской части на­стоящего глоссария.

При устном воспроизведении санскритского текста обыч­но допускается ряд фонетических условностей, приближаю­щих произношение санскритских звуков к родному языку чи­тающего. В нашем случае при произнесении санскритских слов часто отсутствующее в санскрите и обязательное для русского языка ударение проставляется в согласии с просо­дикой санскрита и акустическим впечатлением для русского уха. Эти условия не всегда совпадают с грамматически вер­ными с позиций санскрита. В частности, при наличии не­скольких долгих слогов ударение ставится на последнем из них, если этот слог не последний в слове ( s ā kshā tkā ram –сакшатка ра ), а иначе – на предпоследнем ( dhā ranā – дха -рана ).

А

абхьяса – abhy ā sa – усердная духовная практика.

абхьяси – abhy ā si – тот, кто практикует абхьясу (см.).

авастха – avastha – состояние сознания. Имеются четыре авастхи: джаграт (бодрствование), свапна (сон со сно­видениями), сушупти (глубокий сон) и турия (см.).

аватар – avatar – воплощение Бога, обычно Вишну (см.), ради блага мира.

авидья – avidy ā – незнание; неведение.

агами карма – ā gami karma – новая карма (см.), накоп­ленная в нынешней жизни и переносимая для отработки в будущие перевоплощения (см. введение к гл. 21).

адвайта – ā dvaita – недвойственность; также и философ­ское учение недуализма, адвайта-веданта (см.).

адвайта-веданта – advaita v ē danta – направление Ведан­ты (см.), связанное с учением недуализма.

адвайтин – advaitin – последователь философии адвайта-веданты (см.).

аджапа – ajapa – безмолвное и непроизвольное повторе­ние имени Бога.

аджата вада – aj ā tavā da – теория непричинности в адвайта-веданте (см.), доказывающая, что творения мира не было вообще (см. введение к гл. 17).

аджняна – ajn ā na – незнание, противоположность джняны (см.).

аджняни – ajn ā ni – человек, не осознавший Себя, Атман (см.).

Ади Шанкарачарья – Adi Shankar ā charya – букв.: «первый наставник Шанкара», ибо слово «Шанкарачарья.» издав­на употребляется как титул главы каждого религиозного ордена, основанного при жизни первым, Ади, Шанкарой (см.).

адхиштхана – adhishth ā na – субстрат, подпочва всего суще­ствования.

анананда – ana  nanda – букв.: «не-Ананда (см.)», то есть не Блаженство.

Ананда – ā nanda – Блаженство.

ананья шаранагати – ananya sharan ā gati – полная и совер­шенная отдача себя Богу.

анья – а n уа – различие.

ака ша – ā kā sha – эфир, тончайший из пяти великих элемен­тов (земля, вода, огонь, воздух, эфир), фигурирующих в философии индуизма.

Апарокша анубхути – «Незаочное постижение», произве­дение, посвященное Само-реализации, приписываемое Шри Шанкарачарье *.

Арджу на – ученик Кришны, чьи наставления содержит Бха­гавадгита (см.).

а ртха ва да – artha v ā da – вспомогательные, дополнитель­ные аргументы или теории.

а рул ** – arul – Милость.

Аруна чала *** – Arun ā chala – священная гора в Южной Индии, где Шри Рамана провел всю свою взрослую жизнь.

а сана – ā sana – поза или место (см. введение к гл. 13).

а сат – asat – букв.: «не-Сат (см.)»; нереальное, непосто­янное, несуществующее, то есть отличающееся от Бытия.

А тма-вича ра – ā tma vich ā ra – само-исследование.

А тма-свару па – ā tma swar ū pa – истинная природа Атма­на (см.).

А  тман , или Атма – ā tman ; ā tma – чистое Я, без малей­ших примесей эго, истинная природа человека, его ис­тинное Я, выражаемое чувством «Я есмь»; Абсолют, вы­сочайшее Быгие, конечная Реальность, Брахман (см.).

Атман вешана – ā tman v ē shana – само-исследование; сино­ним Атма-вичары.

Атма-ништха – ā tma nishtha – человек, утвердившийся в Атмане (пусть еще и с усилием).

Ахам – aham – принимает различные значения в зависимо­сти от контекста: Я (истинное переживание Атмана); «я» (иллюзорное чувство индивидуальности, вызванное неправильным отождествлением Атмана , Себя, с телом).

ахам-вритти – aham- vritti – первое вритти (см.), или движение ума: чувство индивидуальности, «я»-мысль.

ахамкара – ahamk ā ra – букв.: «создающая „я”»; способ­ность, обычно называемая «эго», вызывающая отожде­ ствление истинного Я , Атмана , с иллюзорным «я»; чув­ство личности.

ахам спхурана – aham sphurana – лучезарность, или пульса­ция, «Я», не привязанного к какому-либо объекту.

ахетука бхакти – ahē tuka bhakti – чистая, бескорыстная преданность.

ахимса – ahims ā – ненасилие, непричинение вреда.

ачит – achit – букв.: «не-Чит (см.)», то есть отличающе­еся от Сознания.

ашрам – ashram – обитель Мудреца или аскета.

ашрамы – ashramas – четыре традиционные стадии жизни индуиста: целомудренный ученик (брахмачарья), женить­ба и семья (грихастха), лесной отшельник (ванапраст­ха), полное отречение от мира, странствующий монах (санньяса); см. введение к гл. 12.

аюрведа – aurv ē da – система традиционной индусской ме­дицины.

Б

баддха – baddha – букв, «пребывающий в рабстве», чело­век, который не реализовал Себя, Атман.

бандха – bandha – рабство (привязанность к кругообороту рождения и смерти), противоположность Освобождению.

Блаватская Е. П. – выдающаяся русская подвижница, писа­тельница, путешественница (1831 – 1891), основополож­ник теософического движения.

Брахма – Brahm ā – индуистский бог, творящий вселенную; одно из трех главных божеств индуизма.

Брахма-джняна – Brahmajnā na – Знание Брахмана (см.), Само-реализация, или реализация Атмана (см.).

Брахман – Brahman – безличный Абсолют в индуизме.

Брахма-сварупа – Brahma- swarū pa – подлинная, истинная природа Брахмана (синоним термина « Атман»).

брахмачари – brahmach ā ri – букв.: «пребывающий в Брах­мане». Обычно используется для характеристики чело­века, соблюдающего обет целомудрия.

буддхи – buddhi – интуиция, интеллект.

бхава – bh ā va – отношение и особенно в духовном смысле: отношение к Богу как другу, хозяину, возлюбленному, от­цу и т. д.

бхавана – bh ā vana – представление или отношение и осо­бенно духовное – к Богу и садхане (см.).

Бхагавадгита – Bhagavad Gita – часть Махабхараты (см.), в которой Кришна (см.), воплощение Вишну (см.), дает наставления Арджуне (см.). Почитается всеми индуиста­ми как текст, содержащий сущность индуизма.

Бхагава  н – Bhagavan – букв.: «Господь». Часто употребля­ется как титул того, кто признан достигшим Само-реа­лизации.

бха джан – bhajan – религиозное пение или песня.

бха кта – bhakta – преданный.

бха кти – bhakti – преданность.

бхеда бхава – bhē da bh ā va – чувство различия.

В

вада – v ā da – теория.

вайрагья – vair ā gya – бесстрастие, непривязанность, отсут­ствие привязанностей и желаний.

Вайкунтха – Vaikuntha – небо Вишну (см.).

васана – v ā sana – внутренняя склонность.

васана-кшайя – vā sana kshaya – разрушение всех васан.

B а cmy – Vastu – конечная, основная субстанция, Реальность.

Веданта – V ē d ā nta – философия, базирующаяся на текс­тах Упанишад (см.).

Веда, Веды – V ē da – названия собраний священных Писа­ний XX в. до н. э. – V в. до н. э., являющихся окон­чательным авторитетом для большинства индуистов.

Веллор – Vellor – город, лежащий в 90 км севернее Шри Раманашрама.

Вивекачудамани – Viv ē kachud ā mani – адвайтическая рабо­та, приписываемая Шанкаре (см.). Большинство со­временных ученых считают, что она написана не ранее чем через 200 лет после его смерти.

видеха мукти – vidē ha mukti – Освобождение во время смерти.

виджняна-майя-коша – vijnā na m ā ya kō sha – тонкое тело знания.

видья – vidy ā – знание.

Видьяранья – Vidy ā ranya – автор Панчадаси, адвайтической работы, относящейся к XIV в.

викальпа – vikalpa – букв.: «различие».

вичара – vich ā ra – само-исследование.

вишайя-васана – vishaya vasana – склонность к объектам, то есть не к Атману (см.).

Вишну – Vishnu – одно из трех главных божеств индуизма, хранитель вселенной. Вишну периодически воплощается (обычно в человеческом теле) ради наказания злодеев и поддержки добра в мире.

вритти – vritti – видоизменение (обычно – видоизменение ума).

Вриндаван, или Бриндаван – Vrindavan , Brindavan – место в Северной Индии, где некогда провел детство Шри Кришна.

Г

Ганапати – Ganapati – бог индуизма, сын Шивы (см.), име­ющий голову слона при человеческом теле. Почитается как удаляющий все препятствия.

Ганеша – Gan ē sha – см. Ганапати.

Гаудапада – Gaudap ā da – Гуру (см.) Учителя Шанкары (см.), ранний представитель аджата вады (см.) и автор из­вестного комментария (см. карика) на Мандукья Упани­шаду (см.).

Гаятри – G ā yatri – наиболее известная ведическая мант­ра (см.): «Пусть тот обожаемый, полный Света (Бог), просветит нас, медитирующих на Нём».

Гита – Gita – см. Бхагавадгита.

гопурам – g ō puram – башня индуистского храма в Южной Индии.

гуна, гуны – guna – три качества всего проявленного – саттва (см.), раджас (см.), тамас (см.); см. также введение к гл. 12.

Гуру – Guru – духовный Учитель. С точки зрения Шри Ра­маны настоящий Учитель должен быть способен довести ученика до Освобождения.

Д

Дакшинамурти – Dakshin ā mū rti – Шива (см.) в облике юно­ши, который, обращенный лицом на юг, наставляет учени­ков посредством Молчания; «Бесформенная Сила». Оба значения связаны с Аруначалой (см.) и Шри Раманой.

Даттатрея – Datt ā trē ya – знаменитый Мудрец, классический пример адвайтина (см.), чье имя упоминается в несколь­ких Пуранах (см.); ему приписывается авторство адвай­тического сочинения Авадхута Гита.

двайта – dvaita – двойственность.

двайтатита – лежащее за пределами двойственности, то есть адвайта.

деха – d ē ha – тело.

дехатма буддхи – dē hā tma buddhi – представление «Я есть тело».

джаграт – jagrat – первая авастха (см.), или состояние бодрствования.

Джада Бхарата – Jada Bharata – царский мудрец, переро­дившийся в оленя из-за того, что подумал о своем лю­бимом олене перед смертью. Получив таким образом урок цены привязанности к миру, в следующей жизни он ро­дился человеком и достиг Само-реализации.

Джанака – Janaka – знаменитый индийский царь и джняни (см.), образец карма-йогина (см.), собеседник Мудреца Яджнявалкьи в Брихадараньяка Упанишаде ( VIII – VII вв. до н. э.); о его Само-реализации говорится в Аш­тавакра Гите.

джапа – japa – букв : «бормотание»; обычно означает по­вторение имени Бога (см. нама-джапа ). Гуру или ман­тры (см.).

джива – jiva – индивидуальная душа (воплощается снова и снова до Освобождения).

дживанму кта – jivanmukta – человек, достигший Освобож­дения еще при жизни в теле, например Шри Рамана Махарши.

дживанму кти – jivanmukti – Освобождение еще при жизни в теле; синоним садеха муктпи (см.).

джня на – jnana – Знание Себя, Атмана (см.); см. введение к гл. 1.

джня на дришпги – jn ā na drishti – «глаз» Мудрости, или видение Знания (способность воспринимать всё как Брах­мана или Атмана).

джняна мата – jn ā na m ā ta – букв.: «Мать джняны» (см.), то есть бхакти, преданность.

джняна сиддха – jnā na siddha – букв.: «неизменно пребы­вающий в джняне», то есть джняни (см.).

джняни – jn ā ni – человек, осознавший Себя, Атман.

дикша – diksha – посвящение.

дришти-сришти-вада – drishti srishti v ā da – теория одно­временного творения в ад в айта-веданте (см.), соглас­но которой мир начинает существовать одновременно с видящим его (см. введение к гл. 17).

дхарана – dh ā ranā – концентрация ума.

дхьяна – dhy ā na – медитация.

И

Ишвара – Iswara – высочайший личный Бог индуизма.

Й

йога – yoga – соединение или средство соединения человека с Богом, но обычно обозначает путь раджа-йоги, из­ложенный Патанджали (см.) в Йога-сутрах (см.).

Йога-Васиштха – Yō ga Vasishtha – адвайтический текст, приписываемый Вальмике, в котором Мудрец Васиштха отвечает на вопросы Рамы, воплощения Вишну.

йога-нидра – yoga nidra – продолжительное состояние тран­са, напоминающее глубокий сон, часто ошибочно при­нимаемое за самадхи (см.).

Йога-сутра, Йога-сутры – Yoga Sutra – собрание кратких изречений по йоге; основополагающий текст по раджа-йоге, написанный Мудрецом Патанджали.

Йога-шастра – Yō ga S ā stra – Писание йоги (имеется много йога-шастр о различных методах йоги).

К

кайвалья – kaivalya – состояние Единства.

Кайвалья – Kaivalya – сокращенное название тамильской работы Кайвалья Наванита, посвященной адвайте.

Кайласа – Kail ā sa – священная гора в Гималаях, традицион­ное местопребывание Шивы.

карана – k ā rika – комментарий (см. «Гаудапада»).

карма – karma – имеются три главные значения:

1) действие;

2) последствия действий;

3) судьба и три главные части:

1) санчита;

2) прарабдха;

3) азами (см.); см. введение к гл. 21.

карма-йога – karma y ō ga – Путь бесстрастного, незаинте­ресованного, без привязанности, действия.

карма-йогин – karma y ō gin – последователь пути карма-йоги, человек, чьи действия не мотивируются желанием личной пользы или какой-либо привязанностью.

карма марга – путь карма-йоги (см.).

карта – kart ā – деятель, действующий; делатель.

картритва – kartritva – деятельность; делание.

Каурава – Kaurava – семейный клан главных противников рода Пандавов, чья борьба описывается в Махабхарате; Арджуна принадлежал к Пандавам и с помощью Кришны истребил Кауравов.

кевала – k ē vala – Единство.

кохам – k ō ham – вопрос «Кто я?»

крама сришти – krama srishti – постепенное творение; см. сришти-дришти-вада.

Кришна – Krishna – воплощение (аватар) Вишну.

«Кто я?» – одна из наиболее ранних записанных работ Шри Раманы, основанная на некоторых ответах, которые он дал в 1901 г.

кундалини – kundalini – духовная сила, спящая в основа­нии спины, в первой из чакр (см.).

кундалини-йога – kundalini yoga – практика пробуждения кундалини (см.) и ее подъема по сушумне (см.) до са­хасрары (см.) с целью достижения Реализации. Три Ра­мана говорил (см. с. 204), что этого еще не достаточно для достижения Освобождения.

кундалини шакти – kundalini shakti – сила кундалини (см.).

Куртраллам – Kurtrallam – городок в Южной Индии.

Л

лайя – laya – букв.: «растворение», но Шри Рамана исполь­зует этот термин для указания на трансоподобное состо­яние временного бездействия ума; см. манолайя.

лакх – lakh – 100 000.

лила – lila – Божественная Игра.

М

майя – m ā ya – иллюзия.

малаялам – Malay ā lam – один из местных языков Южной Индии.

манана – manana – вторая стадия садханы (см.) на пути Знания: глубокое размышление над Истиной.

манас – manas – ум; мыслящий ум; часто используется, однако, чтобы указать на цельное внутреннее бытие личности – эмоции, мысли, интуицию и т. д., то есть читту (см.).

Мандукья Упанишада – Manduky ō panishad – одна из глав­ных упанишад.

манолайя – man ō laya – временное спокойствие ума, час­ то, но ошибочно, принимаемое за нирвикальпа самад­хи (см.).

манонаша – man ō nā sha – угасание ума, его окончательное уничтожение.

мантра – mantra – священные слова (или слово), успокаи­вающие ум, которые Гуру обычно дает ученику для по­вторения – мантра-джапы; см. введение к гл. 8.

мауна – mouna – Тишина; Молчание.

мауна дйкша – mouna diksha – посвящение Молчанием, без слов – высочайший способ посвящения.

Махабхарата – Mah ā- bhā rata – «Великое (сказание) о Бха­ратах»; огромный индийский эпос, относящийся к первой половине I тысячелетия до н. э.

махавакья – mah ā vā kyā – букв.: «великое высказывание». Имеются четыре ключевых цитаты, по одной из каждой Веды, провозглашающие истину Брахмана:

1) Праджняна Брахма    «Праджняна (Сознание) есть Брахман ».

2) Ахам Брахмасми         «Я есмь Брахман»;

3) Тат Твам Аси             «ТО ты еси»;

4) Айям Атма Брахма    «Этот Атман есмь Брахман».

Маха Йога – Mahā Y ō ga – букв.: «Великая йога»; книга, посвященная Учению Шри Раманы (см. библиографи­ческий список).

махатма – mah ā tmā – Великая душа, великий человек или святой.

мокша – m ō ksha – Освобождение.

мрита манас – mrita manas – букв., «мертвый ум», то есть умерший для внешнего, обращенный к своему Ис­точнику.

мукта – mukta – Освобожденный.

мукти – mukti – Освобождение.

мурти дхьяна – murti dhy ā na – почитание формы Бога или медитация на ней.

Н

нади – n ā di – тонкий, или психический, нерв.

нама-джапа – nama japa – повторение имени Бога как ду­ховная практика.

нивритти – nivritti – прекращение вритти (см.) внутри читты, (см.).

нидидхьясана – nididhy ā sana – третья и последняя стадия на пути Знания перед Реализацией: твердое пребывание в Истине (с усилием), которое при Само-реализации пе­реходит в прямое, без усилий, переживание Атмана.

нираса – nirasa – состояние отсутствия чувств, желаний; синоним вайрагьи (см.).

нирвикальпа – nirvikalpa – отсутствие различий.

нирвикальпа самадхи – nirvikalpa sam ā dhi – самадхи (см.), в котором различия не воспринимаются (см. введение к гл. 14).

нишкама карма – nishk ā ma karma – незаинтересованное, бескорыстное действие, цель карма-йоги (см.).

нитья карма – nitya karma – ежедневные ритуалы, предпи­санные правоверному индуисту.

нэти-нэти – n ē ti- nē ti – букв.: «не это, не это»; духовная практика, в которой отвергается всё, относящееся к не-Атману, для того чтобы в конце процесса отрицания остался только Атман (см.).

П

паква – pakva – развитие души.

пакви – развитая, зрелая душа.

Панчадаси – Panchadasi – сочинение по адвайта-веданте, датируемое XIV в.

папа – p ā pa – грех, или плохие последствия скверных дей­ствий, см. пунья.

Парабрахман – Parabrahman – Высочайший Брахман.

Патанджали – Patanjali – автор Йога-сутр – наиболее авторитетной работы по раджа-йоге.

писача – pisach ā – демон, злой дух.

праджняна – prajn ā na – полное, или совершенное, Сознание.

прамада – pram ā da – букв.: «невнимательность»; забывчи­вость истинной природы человека, Атмана (см.).

прана – р r ā nа – жизненная энергия, поддерживающая и вселенную, и тело.

пранава – pr ā nava – священный звук ОМ.

прарабдха – pr ā rabdha – та часть общей кармы (см.), на­копленной человеком, которую ему суждено пережить в нынешней жизни; она включает три вида действий:

1) и чха – ради собственных желаний;

2) аничха – выполняемые без желания;

3) паречха – действия, вызванные желаниями других.

пратьякша – pratyaksha – непосредственное знание; прямое переживание.

према – р r ē mа – духовная Любовь.

пуджа – p ū ja – ритуальное почитание.

пунья – punya – заслуги, накопленные добрыми делами; см. папа.

Пурана, Пураны – purā na – букв.: «сказание древних вре­мен». Традиция насчитывает 18 основных сборников.

пурва самскара – pū rva samsk ā ra – наклонность, скрытое стремление.

пурна – p ū rna – полный; совершенный.

пурушакара – purushak ā ra – человеческое усилие (в отли­чие от Божественной Милости).

Пуруша Сукта – Purusha Sukta – гимн из Ригведы (10.90); Ригведа – древнейшее священное Писание индуизма.

Р

раджа-йога – Rā ja Y ō ga – букв.: «царственная йога»; систе­ма йоги, сформулированная Патанджали.

раджас – rajas – гуна (см.), или качество, активности.

Рамакришна – R ā makrishna – великий бенгальский святой (1836 – 1886), доказавший на опыте истинность и единство всех мировых религий.

Рибху Гита – Ribhu Gita – адвайтический текст, который Шри Рамана очень ценил.

Ромен Роллан – известный французский писатель, гуманист (1866 – 1944). Написал ряд произведений, посвященных духовной жизни Индии: биографии Рамакришны (см.), Вивекананды, Махатмы Ганди.

С

савикальпа – savikalpa – букв.: «с различиями».

савикальпа самадхи – savikalpa sam ā dhi – Шри Рамана ис­пользовал этот термин для обозначения уровня самадхи (см.), который поддерживается постоянным усилием (см. введение к гл. 14).

Садгуру, или Cam Гуру – Sadguru , Sat Guru – Истинный Гуру, то есть Гуру, который может даровать Освобожде­ние (первый термин происходит от слов Cam и Гуру).

садеха мукти – sadeha mukti – Освобождение еще при жизни в теле.

садхак, или садхака – sadhak, sadhaka – духовный практик.

садхана – sadhana – буквально переводится как «средства», но в более общем смысле означает «духовная практика».

Садхана Панчакам – Sā dhana Panchakam – произведение, приписываемое Шанкаре, содержащее советы духовным искателям.

садху – s ā dhu – выдающийся человек или духовный иска­тель, отрекшийся от мира. Однако Шри Рамана часто использовал этот термин как титул человека, осознавше­го Себя, Атман.

самадхи – sam ā dhi – Шри Рамана употреблял этот термин, имея в виду состояние прямого переживания Атмана (см. введение к гл. 14).

самвит – samvit – местопребывание Сознания в физичес­ком теле.

самсара – samsa  ra – круговорот рождений и смертей, преры­вающийся только с достижением Освобождения.

самскара, самскары – samskā ra – врожденная склонность ума.

сакшаткара – s ā kshā tkā ram – непосредственное осознание, Само-реализация.

санкальпа – sankalpa – желание, намерение.

санчита карма – sanchita karma – карма (см.), накоплен­ная в предшествующих жизнях, часть которой – пра­рабдха (см.) – будет отработана в данном воплощении.

Cam Sat – Бытие, Истина, Реальность, Постоянство.

cam карма – sat karma – хорошая, чистая карма.

Сат-Чит-Ананда – sat- chit-ā nanda – Бытие-Сознание-Бла­женство.

сат-санг – sat sanga – букв.: «пребывание в Бытии»; обыч­но означает жизнь или пребывание в обществе Мудреца.

саттва – sattva – качество чистоты, гармонии (см. гуна).

саттвический – s ā ttvic – чистый, гармоничный, связанный с саттвой (см. введение к гл. 12).

сахаджа – sahaja – естественное (ый).

сахаджа стхити – sahaja sthiti – естественное состояние бытия.

caxacp а pa – sahasr ā ra – «тысячелепестковый лотос», высшая из чакр (см.), расположенная над головой.

свапна – svapna – вторая авастха, или состояние сна со сновидениями.

сварга – svarga – духовные небеса в индуизме.

сварупа – swar ū pa – истинная форма, или природа; часто употребляется как синоним Атмана.

сварупа-смарана – swar ū pa — smarana – воспоминание, па­мять об истинной природе человека, Атмане.

Сварупананда – Swar ū pā nanda – тамильский Гуру семнадца­того столетия.

сиддха – siddha – человек, достигший сверхобычных сил; состояние Освобождения; человек, достигший Освобож­дения.

сиддхи – сверхобычная сила или силы (по контексту).

сохам – soham – утверждение «Я есмь Он (то есть Брахман )».

сришти-дришти-вада – srishti drishti v ā da – теория посте­пенного творения (см. введение к гл. 17).

сушумна – sushumna – психический канал, идущий от осно­вания спины до верхушки головы (см. введение к гл. 13).

сушупти – sushupti – третья авастха, или состояние сна без сновидений (глубокий сон).

Т

тамас – tamas – качество инерции или вялости (см. гуна).

тамили – Tamil – южноиндийский язык, родной язык Шри Раманы.

танха – tanh ā – жажда жизни, переживаний, ведущая к перерождению.

тапас – tapas – букв.: «жар»; обычно этот термин означает интенсивную медитацию, связанную с практикой само­отречения, контроля физического тела, ума и воздержа­ния.

Таттварайя – Tattvaraya – ученик Сварупананды, тамильского Гуру XVII в., и автор нескольких философских работ на тамйли.

Теософское общество – Общество, основанное Е. П. Бла­ватской в 1875 г. для исследования скрытых в человеке сил и содействия распространению вселенского братства.

Тируваннамалай – Tiruvannamalai – город, лежащий у под­ножия Аруначалы (см.). От его центра до Шри Рама­нашрама – около трех километров.

турия – turiya – четвертая авастха, или состояние созна­ния, которое содержит и превосходит бодрствование, сновидения, сон без сновидений, являясь их субстратом и сознанием Атмана.

туриятита – turiyatita – букв.: «превосходящее четвертое».

У

у ллам * – ullam – духовное Сердце, или Атман.

упадеша – upadesha – наставление.

Упадеша Сарам – Upadē sha S ā ram – поэма, содержащая тридцать стихов, написанных Шри Раманой на санскри­те.

Упанишады. – Upanishads – завершающие части Вед (см.), наиболее авторитетных священных Писаний индуизма. Из Упанишад берет начало вся философия Веданты.

упасана – upasana – медитация.

Х

хатха-йога – hatha y ō ga – система физических практик, направленная на поддержание здоровья тела и продление его жизни.

Хридаям – hridayam – букв.: «это – центр»; Сердце; духов­ ное Сердце (не чакра ), местопребывание Атмана в фи­зическом теле.

хрит-гуха – hrit guha – пещера духовного Сердца.

Ч

чайтанья – chaitanya – Сознание [термин происходит от слова Чит (см.)].

чакра, чакры – chakra – психический центр в теле (см. введение к гл. 13). Имеются семь главных чакр.

Чит – chit – Сознание.

чит-джада-грантхи – chit jada granthi – узел, или звено, между Сознанием и физическим телом, который связывает их, чтобы дать иллюзию индивидуальности.

читта – chitta – психика человека в широком смысле слова (эмоции, чувства, ум, интеллект и т. д.), представленная совокупностью всех его тонких тел (витального, мен­тального, интеллекта). При Само-реализации видоизме­нения читты (см. вритти) прекращаются окончатель­но.

читта вритти ниродха – chitta vritti nir ō dha – прекраще­ние активностей, или движений, читты (см.).

Ш

шакти – shakti – сила.

Шанкара – великий религиозный реформатор и философ VIII в. [также называемый и Шанкарачарья, то есть Учи­тель Шанкара (см. «Ади Шанкарачарья»)]. Первый по­пуляризатор учения адвайта-веданты.

шанти – sh ā nti – мир, спокойствие.

шаранагати – sharan ā gati – отдача себя Богу.

шастра, шастры – shā stra – Писание.

Шива – Shiva – одно из трех главных божеств индуизма и воплощение Абсолюта. Шри Рамана также использо­вал это слово как синоним для Атмана.

Ширди Сай Баба – Shirdi Sai B ā ba – великий, эксцентрич­ ный и обаятельный духовный Учитель, широко известный благодаря своим сверхобычным силам. Умер в 1918г.

шлока – shl ō ka – стих или часть стиха в священных текс­тах, написанных на санскрите.

шравана – shravana – первая стадия садханы (см.) на пути Знания: слушание Истины от Учителя.

Шри, Шримад – Shri , Shrimad – почетная форма обращения.

Шри Ауробиндо – Shri Aurobindo – Мудрец из Западной Бенгалии (1872 – 1950). Большую часть жизни писал и учил в своем ашраме в Пондишерри, в 90 км к восто­ку от Шри Раманашрама.

Шри, или Шримад, Бхагаватам – Shri Bhagavatam – произ­ ведение, входящее в состав Пуран (см.), описывающее в основном жизнь и наставления Кришны.

Шри Раманашрам – Shri Ramanashramam – ашрам, вырос­ший вокруг Шри Раманы (по-тамильски – Шри Рама­насрамам).

Шри Чайтанья – Shri Chaitanya – индуистский святой XVI в., известный своей преданностью Кришне.

шрути – shruti – букв.: «услышанное». Писания, получен­ные непосредственно от Бога или Гуру, а потому – на­ иболее авторитетные; монотонность, присутствующая во всей классической индийской музыке и лежащая в осно­ве различных мелодий.

шуддха-саттва – shuddha- sattva – неоскверненная Чистота.

шуддха-саттва-сварупа – shuddha- sattva- swarū pa – форма первоначальной Чистоты.

шунья – sh ū nya – «абсолютная пустота», синоним Брахмана.

Ю

югапат-сришти – yugapat srishti – одновременное творе­ние; см. дришти-сришти-вада.

Я

Яма – Yama – бог смерти в индуизме.

Примечания и ссылки

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.ATM АН

1. S. Om ( переводчик ), The Original Writings of Sri Ramana, Ulladu Narpadu Anubandham, благословляющий стих .

Глава 1. Природа Атмана

1.М . Venkataramiah ( составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 123.

2. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, w. 1036, 1034, 901, 438.

3. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 244.

4. M. Venkataramiah, op. cit., p. 243.

5. Ibid., pp. 110–111.

6. D. Mudaliar, op. cit., p. 296.

7. Ibid., p. 155.

8. Muruganar, op., cit., v. 1161.

9. T. N. Venkataraman (издатель ), Maharshi’s Gospel, p. 15.

10. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, p. 81.

11. Muruganar, op. cit., w. 1056, 422.

12. S. Natanananda, Spiritual Instruction of Bhagavan Sri Ramana Maharshi, p. 20.

13. Muruganar, op. cit., w. 97, 99, 343.

14. D. Midaliar, op. cit., p. 88.

15. Ibid., p. 65.

16. S. Nagamma, op. cit., pp. 310–311.

17. „Who”, Maha Yoga, p. 202.

18. D. Mudaliar, op. cit., p. 90.

19. Ibid., p. 79.

20. Ibid., pp. 90–91.

21. S. Nagamma, op. cit., p. 196.

22. S. Natanananda, op. cit., p. 21.

23. M. Venkataramiah, op. cit., p. 402.

24. Ibid., p. 31.

25. Muruganar, op. cit., v. 1029.

26. M. Venkataramiah, op. cit., p. 1.

27. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 72.

28. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 92–93.

29. Ibid., p. 93.

30. Ibid., p. 229.

31. Muruganar, op. cit., v. 435.

Глава 2. Сознавание Себя и неведение Себя

1. Т.N .Venkataraman (издатель), Maharshi ’ s Gospel , pp . 31– 32.

2.М . Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, pp. 326–327.

3. Ibid., pp. 91–92.

4. Ibid., pp. 561–563.

5. T. N. Venkataraman, op. cit., pp. 52–54.

6. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, p. 201.

7. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 287.

8. M. Venkataramiah, op. cit, pp. 330–331.

9. D. Mudaliar, op. cit., p. 74.

10. S. Cohen, Guru Ramana, p. 63.

11. M. Venkataramiah, op. cit., p. 6.

12. D. Mudaliar, op. cit., pp. 79–80.

13. T. N. Venkataraman, op. cit., pp. 86–87.

14. M. Venkataramiah, op. cit., p. 4.

15. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, v. 779.

16. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 248–249.

17. Ibid., pp. 128–129.

18. D. Mudaliar, op. cit., p. 148.

19. M. Venkataramiah, op. cit., p. 615.

20. Ibid., p. 589.

21. Ibid., pp. 564 –565.

22. D. Midaliar, op. cit., pp. 15 –16.

23. S. Nagamma, op. cit., p. 130.

Глава 3 . Джняни

1.К . Sastri, Sat-Darshana Bhashya, p. XX.

2. T. N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, pp 85– 86.

3. S. Cohen, Guru Ramana, pp. 101–102.

4. T. N. Venkataraman, op. cit., pp. 60–62.

5. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 217.

6. S. Cohen, op. cit., p. 100.

7. S. Om ( переводчик ), „The Original Writings of Sri Ra­mana”, Ulladu Narpadu Anubandham, v. 32.

8. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 88.

9. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 349–350.

10. S. Om, Guru Vachaka Kovai Urai, p. 360.

11. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, pp. 189–190.

12. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 479–480.

13. K. Sastri, op. cit., pp. XXX–XXXI.

14. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, p. 147

15. Ibid., pp. 139–140.

16. M. Venkataramiah, op. cit., p. 221.

17. S. Cohen, op. cit., pp. 101–102.

18. D. Mudaliar, op. cit., p. 144.

19. M. Venkataramiah, op. cit., p. 393.

20. Ibid., p. 3.

21. Ibid., p. 53.

22. Ibid., p. 534.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОТДАЧА СЕБЯ

1. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 157.

2. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 176.

3. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, w. 722, 731.

Глава 4.Теория само -исследования

1. M. Spenser, „Sri Bhagavan’s letter to Ganapati Muni”, The Mountain Path, 1982, vol. 19, p. 96.

2. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 25.

3. A. Osborne ( редактор ), The Collected Works of Ramana Maharshi, Upadesa Saram, w. 19, 17, 18, p. 85.

4. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 232–233.

5. T. N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, pp. 83– 85.

6. S, Cohen, Guru Ramana, p. 46.

7. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 94–95.

8. Ibid., pp. 154–155.

9. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, w. 42, 613.

10. M. Venkataramiah, op. cit., p. 574.

11. Ibid., pp. 244–245.

12. S. Om ( переводчик ), „Ulladu Narpadu – Kalivenba”, The Mountain Path, 1981, vol. 18, pp. 219–220.

13. S. Om ( переводчик ), The Path of Sri Ramana, Atmavidya Kirtanam, v. 2, p. 45.

14. M. Venkataramiah, op. cit., p. 357.

15. Muruganar, op. cit., v. 756.

16. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 51.

17. Muruganar, op. cit., v. 294.

18. M. Venkataramiah, op. cit., p. 130.

Глава 5.Практика само -исследования

1. S. Abhishiktananda, The Secret of Arunachala, p. 73.

2. K. Sastri, Sal-Darshana Bhashya, pp. III–IV.

3. T. N. Venkataraman (издатель ), Maharshi’s Gospel, p. 87.

4. S. Om, The Path of Sri Ramana, pp. 157, 159, 160, 163.

5. P. Brunton, A Search in Secret India, pp. 156–167.

6. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, pp. 161–162.

7. Ibid., pp. 571–572.

8. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 73.

9. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 43.

10. R. Swarnagiri, Crumbs from his Table, pp. 25–27.

11. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 184–185.

12. Ibid., pp. 463–464.

13. D. Mudaliar, op. cit., p. 31.

14. M. Venkataramiah, op. cit., p. 163.

15. Ibid., p. 27.

16. Muruganar, Guru Vachaka Kouai, v. 399.

17. S. Cohen, Guru Ramana, p. 91.

18. M. Venkataramiah, op. cit., p. 145.

19. D. Mudaliar, op. cit., p. 7.

20. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 582–583.

21. D. Mudaliar, op. cit., p. 76.

22. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 50.

23. M. Venkataramiah, op. cit., p. 550.

24. K. Sastri, op. cit., p. IX.

25. M. Venkataramiah, op cit., p. 470.

26. Ibid., pp. 151–152.

27. Ibid., pp. 332–333.

28. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 35.

29. Muruganar, op. cit., vv. 433, 1232.

Глава 6.Ошибочные представления о само-исследовании

1. S. Om ( переводчик ), „Ulladu Narpadu – Kalivenba”, The Mountain Path, 1981, vol. 18, p. 217.

2. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 162.

3. Ibid., pp. 47–48.

4. Ibid., p. 235.

5. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 68.

6. Ibid., pp. 192–193.

7. M. Venkataramiah, op. cit., p. 221.

8. Ibid., pp. 306–307.

9. D. Mudaliar, op. cit., p. 72.

10. K, Sastri, Sat-Darshana Bhashya, p. VIII–IX.

11. D. Mudaliar, op cit., pp. 280–281.

12. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 464–465.

13.К . Sastri, op. cit., pp. XVII–XIX.

14. T. N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, pp. 73– 74.

15. M. Venkataramiah, op. cit, p. 378.

16. D. Mudaiiar, op. cit., p. 202.

17. M. Venkataramiah, op. cit., p. 229.

18. Ibid., p. 488.

19. „Who”, Maha Yoga, p. 197.

20. D. Mudaliar, op. cit., p. 185.

21. G. Muni, Sri Ramana Gita, ch. 5, v. 2.

22. Это описание дано в Ashtangahridayam , трактате по тра­диционной индусской медицине, который уже цитировал­ся в этой главе.

23. M. Venkataramiah, op. cit., p. 116.

24. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, w. 251, 261, 257.

Глава 7.Отдача Себя

1. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 285.

2. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 140.

3. Ibid., p. 72.

4. Ibid., p. 30.

5. M. Venkataramiah, op. cit., p. 334.

6. Ibid., pp. 322–323.

7. D. Mudaliar, op. cit., p. 42.

8. M. Venkataramiah, op. cit., p. 49.

9. Ibid., p. 425.

10. Ibid., p. 195.

11. Ibid., p. 175.

12. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, pp. 181–183.

13. M. Venkataramiah, op. cit., p. 69.

14. S. Nagamma, op. cit., pp. 309–310.

15. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, w. 974, 652, 655.

16. M. Venkataramiah, op. cit., p. 219.

17. Ibid., p. 133.

18. Ibid., p. 69.

19. Muruganar, op. cit., w. 658, 657, 521, 520, 721, 1205, 472.

20. S. Nagamma, op. cit., p. 18.

21. Muruganar, op. cit., v. 683.

22. T. N. Venkataraman (издатель ), Maharshi’s Gospel, p. 24.

23. D. Mudaliar, op. cit., p. 157.

24. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 29-30.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ .ГУРУ

1. S. Om, The Path of Sri Ramana, p. 160.

2. A. Osborne, Ramana Maharshi and the Path of Self Knowledge, p. 142.

3. P. Brunton, Conscious Immortality, p. 35.

Глава 8. Гуру

1.Т . N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, pp. 36– 37.

2. S. Natanananda, Spiritual Instruction of Bhagavan Sri Ramana Maharshi, p. 2.

3. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 169.

4. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, pp. 554 –555.

5. „Who”, Maha Yoga, p. 193.

6. S. Natanananda, op. cit., pp. 1 –3.

7. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, p. 161.

8. M. Venkataramiah, op. cit., p. 516.

9. Шри Рамана написал несколько поэтических произведе­ний, восхваляющих Аруначалу. В некоторых строфах он специально отмечает, что Аруначала – как воплощение Абсолюта – был его Гуру, его Бог и его Я.

10. S. Cohen, Guru Ramana, pp. 67–68.

11. M. Venkataramiah, op. cit., p. 46.

12. Ibid., p. 404.

13. Ibid., p. 392.

14. S. Nagamma, op. cit., p. 75.

15. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 240–241.

16. Ibid., p. 281.

17. Ibid., pp. 20–21.

18. Ibid., p. 242.

19. Muruganar, Guru Vachaka Kpvai, w. 270, 248, 799, 800, 324, 290.

20. M. Venkataramiah, op. cit., p. 208.

21. K- Sastri, Sat-Darshana Bhashya, p. V.

22. M. Venkataramiah, op. cit., p. 80.

23. Ibid., p. 124.

24. Ibid., p. 33.

25. Ibid., p. 114.

26. Ibid., p. 181.

27. Ibid., p. 183.

28. D. Mudaliar, My Reminiscences, p. 106.

29. M. Venkataramiah, op. cit., p. 5.

30.Ibid ., p. 136.

Глава 9. Тишина и сат-санг

1. S.О m ( переводчик ), „The Original Writings of Sri Rama­na”, Ulladu Narpadu Anubandham, w. 1–5.

2. T. N. Venkataraman (издатель ), Maharshi’s Gospel, p. 16.

3. P. Brunton, Conscious Immortality, pp. 141–142.

4. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, v. 286.

5. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 402.

6. Ibid., p. 501.

7. Ibid., pp. 369–370.

8. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, pp. 34–35.

9. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 200–201.

10. D. Mudaliar, op. cit., pp. 145–146.

11. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 500–501.

12. Ibid., pp. 74–75.

13. Ibid., p. 528.

14. Ibid., p. 135.

15. Ibid., p. 177.

16. Ibid., p. 123.

17. Ibid., p. 572.

18. Ibid., p. 247.

19. Ibid., p. 318.

20. P. Brunton, op. cit., p. 147.

21. M. Venkataramiah, op. cit., p. 461.

22. Ibid., p. 140.

23. Ibid., p. 186.

24. D. Mudaliar, op. cit., pp. 236-237.

25. M. Venkataramiah, op. cit., p. 242.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. МЕДИТАЦИЯ И ЙОГА

1.S .Cohen , Guru Ramana , p. 78.

2. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, v. 691.

Глава 10. Медитация и концентрация

1.R Brunton , Conscious Immortality , p. 176.

2. G. Muni, Sri Ramana Git a, ch. 7, w. 26, 22.

3. S. Om, The Path of Sri Ramana, p. 163.

4. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, pp. 144–145.

5. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, w. 738–739.

6. M. Venkataramiah, op. cit., p. 261.

7. Ibid., p. 429.

8. Ibid., p. 145.

9. Ibid., pp. 255–256.

10. S. Natanananda, Spiritual Instruction of Bhagavan Sri Ramana Maharshi, p. 13.

11. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 256–257.

12. Ibid., p. 514.

13. Ibid., p. 66.

14. S. Cohen, Guru Ramana, pp. 73–74.

15. Ibid., p. 76.

16. M. Venkataramiah, op. cit., p. 337.

17. T. N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, pp. 81– 82.

18. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 169–170.

19. Ibid., p. 28.

20. Ibid., pp. 518-519.

21. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 243.

22. M. Venkataramiah, op. cit., p. 88.

Глава 11. Мантры и джапа

1.Т . N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, p. 25.

2.М . Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 417.

3. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, pp. 146–147.

4. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 416–417.

5. D. Mudaliar, op. cit., p. 147.

6. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, v. 707.

7. M. Venkataramiah, op. cit., p. 376.

8. D. Mudaliar, op. cit., p. 210.

9. Ibid., p. 229.

10. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, pp. 202–203.

11. M. Venkataramiah, op. cit., p. 296.

12. Ibid., pp. 507–508.

13. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 25.

14. Muruganar, op. cit., w. 710, 709.

15. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 2–3.

16. S. Cohen, Guru Ramana, pp. 75–76.

17. G. Muni, Sri Ramana Gita, ch. 7, w. 10, 11.

18. M. Venkataramiah, op. cit., p. 508.

Глава 12.Жизнь в миру

1. R. Swarnagiri, Crumbs from his Table, p. 43.

2. T. N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, pp. 7–8.

3. P. Brunton, Conscious Immortality, pp. 130–131.

4. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, pp. 211– 212.

5. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 50.

6. Ibid., p. 15.

7. Ibid., p. 80.

8. S. Natanananda, Spiritual Instruction of Bhagavan Sri Ramana Maharshi, p. 17.

9. P. Brunton, op. cit., pp. 123–124.

10.Ibid ., p. 133.

11.Ibid ., p . 43. Вопрос об ашраме Шри Ауробиндо взят из ру­ кописи книги. Он был удален из опубликованной версии.

12.Ibid ., pp. 139 –140.

13.Ibid ., p. 31.

14. „Who”, Maha Yoga, p. 204.

15. S. Nagamma, op. cit., pp. 175–176.

16. P. Brunton, op. cit., p. 32.

17. Ibid., p. 62.

18. M. Venkataramiah, op. cit., p. 20.

19. P. Brunton, op. cit., pp. 11–12.

20. S. Natanananda, op. cit., p. 14.

Глава 13.Йога

1. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 576.

2. Ibid., p. 27.

3. Ibid., p. 178.

4. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, pp. 188–189.

5. Читта-вритти-ниродха – это вторая сутра в Йога-сутрах Патанджали.

6. „Who”. Maha Yoga, p. 194.

7. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 417–418.

8. Ibid., p. 26.

9. S. Natanananda, Spiritual Instruction of Bhagavan Sri Ramana Maharshi, p. 6.

10. M. Venkataramiah, op. cit., p. 134.

11. Murugaflar, Guru Vachaka Kouai, v. 701.

12. D. Mudaliar, op. cit., p. 32.

13. Ibid., p. 47.

14. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, pp. 373–374.

15. D. Mudaiiar, op. cit., pp. 14–15.

16. M. Venkataramiah, op. cit., p. 366.

17. Ibid., p. 576.

18. R. Swarnagiri, Crumbs from his Table, pp. 35–36.

19. „Who”, op. cit., p. 203.

20. M. Venkataramiah, op. cit., p. 584.

21. Ibid., p. 532.

22. Muruganar, op. cit., v. 690.

23. S. Nagamma, op. cit., p. 179.

24. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 599–600.

25. Ibid., p. 414.

26. R. Swarnagiri, op. cit., pp. 30 –31.

27. T. N. Venkataraman (издатель ), Maharshi’s Gospel, p. 34.

28. „Who”, op. cit., pp. 197-180.

29. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 34.

30. M. Venkataramiah, op. cit., p. 484.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ .ОПЫТ

1.М . Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, pp. 116–117.

2. Ibid., p. 123.

Глава 14. Самадхи

1. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, pp. 357–358.

2. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, v. 898.

3. R. Swarnagiri, Crumbs from his Table, p. 42.

4. S. Cohen, Guru Ramana, p. 89.

5. Ibid., p. 88.

6. Ibid., p. 87.

7. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 116.

8. K. Sastri, Sat-Darshana Bhashya, pp. XI–XII.

9. M. Venkataramiah, op. cit., p. 79.

10. S. Cohen, op. cit., pp. 89–90.

11. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, p. 269.

12. Ibid., p. 270.

13. S. Cohen, op. cit., p. 90.

14. T. N. Venkataraman (издатель ), Maharshi’s Gospel, p. 32.

15. Muruganar, op. cit., v. 919.

16. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 381–382.

17. S. Cohen, op. cit., pp. 86–87.

18. Muruganar, op. cit., w. 893, 174.

19. „Who”, Maha Yoga, pp. 202–203.

20. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 34.

21. S. Nagamma, op. cit., pp. 239-240.

22. M. Venkataramiah, op. cit., p. 121.

23. Muruganar, op. cit., v. 895.

Глава 15.Видения и психические силы

1. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 357.

2. Ibid., p. 550.

3. Ibid., pp. 423-425.

4. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, pp. 184–185.

5. M. Venkataramiah, op. cit., p. 355.

6. Ibid., pp. 278–279.

7. Ibid., p. 442.

8. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, p. 46.

9. D. Mudaliar, op. cit, p. 232.

10. K. Sastri, Sat-Darshana Bhashya, p. XXII.

11. M. Venkataramiah, op. cit., p. 552.

12. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, v. 1212.

13. M. Venkataramiah, op. cit., p. 578.

14. Muruganar, op. cit., w. 219, 221, 222, 224.

15. S. Cohen, Guru Ramana, p. 100.

16. M. Venkataramiah, op. cit., p. 487.

17.Ibid ., pp. 17 –18.

Глава 16. Проблемы и переживания

1. Т.N .Venkataraman (издатель), Maharshi s Gospel , p . 33.

2. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 314.

3. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 22.

4. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, p. 251.

5. D. Mudaliar, op. cit., p. 193.

6. M. Venkataramiah, op. cit., p. 129.

7. S. Cohen, Guru Ramana, p. 39.

8. D. Mudaliar, op. cit., p. 182.

9. P. Brunton, Conscious Immortality, p. 202.

10. T. N. Venkataraman, op. cit., pp. 43–44.

11. D. Mudaliar, op. cit., pp. 237–238.

12. M. Venkataramiah, op cit., p. 179.

13. Ibid., p. 55.

14. Ibid., p. 549.

15. Ibid., pp. 435–437.

16. D. Mudaliar, op. cit., p. 198.

17. R. Swarnagiri, Crumbs from his Table, p. 36.

18. D. Mudaliar, op. cit., pp. 169–170.

19. M. Venkataramiah, op. cit., p. 394.

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ .ТЕОРИЯ

1. P. Brunton, Conscious Immortality, p. 195.

Глава 17.Теории творения и реальность мира

1. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 132.

2. S. Madhavatirtha, „Conversations with the Maharshi”, The Mountain Path, 1980, vol. 17, p. 211.

3. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, w. 85–86.

4. D. Mudaliar, op. cit., pp. 149–150.

5. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, pp. 612–613.

6. Ibid., p. 341.

7. Ibid., p. 354.

8. Ibid., pp. 36–37.

9. Ibid., p. 432.

10. Ibid., p. 41.

11. S. Cohen, Guru Ramana, p. 65.

12. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, p. 94.

13. Muruganar, op. cit., w. 49, 50, 51, 52, 57.

14. T. N. Venkataraman (издатель ), Maharshi’s Gospel, pp. 63–64.

15. S. Madhavatirtha, „Conversations with Bhagavan”, The Mountain Path, 1981, vol. 18, pp. 154–155.

16. S. Cohen, op. cit., pp. 56–57.

Глава 18.Перевоплощение

1.T. N. Venkataraman (издатель ), Maharshi’s Gospel, p. 41.

2. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, w. 874, 1122, Bhagavan 9.

3. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 235.

4. Ibid., p. 13.

5. Ibid., pp. 191–192.

6. Ibid., p. 55.

7. Ibid., p. 121.

8. Ibid., p. 40.

9. S. Cohen, Guru Ramana, p. 44.

10. Ibid., pp. 41–42.

11. M. Venkataramiah, op. cit., p. 164.

12. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 263.

13. S. Cohen, op. cit., p. 40.

14. T. N. Venkataraman, op cit., p. 27.

15. „Who”, Maha Yoga, p. 196.

16. M. Venkataramiah, op. cit., p. 531.

17. D. Mudaliar, op. cit., p. 221.

18. M. Venkataramiah, op. cit., p. 602.

Глава 19.Природа Бога

1.Т N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, pp. 55– 58.

2. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 333.

3. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, v. 867.

4. M. Venkataramiah, op. cit, pp. 610–611.

5. Ibid., p. 102.

6. Muruganar, op. cit., w. 714–716.

7. Ibid., w. 105–109.

8. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 31–32.

9. Muruganar, op. cit., v. 1191.

10. P. Brunton, Conscious Immortality, pp. 7, 8, 10.

11. M. Venkataramiah, op. cit., p. 268.

12. P. Brunton, op. cit., pp. 180–181.

13. Ibid, p. 187.

14. Muruganar, op. cit., w. 1098, 1099, 194, 195, 196.

15. S. Nagamma, Letters from Sri Ratnanasramam, p. 148.

16. Muruganar, op. cit., v. 930.

17. M. Venkataramiah, op. cit., p. 127.

18. P. Brunton, op. cit., p. 7.

19. Согласно космологии индуизма вся проявленная вселен­ная периодически погружается в непроявленный Брах­ман. Это погружение известно как пралайя.

20.M .Venkataramiah , op .cit ., pp. 34 – 35.

21. P. Brunton, op. cit., p. 186.

22. R. Swarnagiri, Crumbs from his Table, p. 44.

23. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, pp. 242-243. 34. Muruganar, op. cit., v. 1207.

Глава 20.Страдание и этика

1. S. Om ( переводчик ), „Ulladu Narpadu Kalivenba”, The Mountain Path, 1981, vol. 18, p. 218.

2. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 120.

3. T. N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, pp. 51– 52.

4. S. Natanananda, Spiritual Instruction of Bhagavan Sri Ramana Maharshi, p. 27.

5. S. Cohen, Guru Ramana, pp. 47–48.

6. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 388–389.

7. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, vv. 952–954.

8. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 593–594.

9. „Who”, Maha Yoga, p. 192.

10. D. Mudaliar, My Reminiscences, pp. 98–99.

11. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, pp. 80–81.

12. Ibid, p. 286.

13. D. Mudaliar, 1970, op. cit, pp. 94–95.

14. Muruganar, op. cit, w. 807, 808.

15. M. Venkataramiah, op. cit, pp. 226–228.

16. Ibid, p. 428.

17. D. Mudaliar, 1977, op cit, pp. 304–305.

18. Muruganar, op. cit, w. 574, 573.

19. D. Mudaliar, 1977, op. cit, p 258

20. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, pp. 151–152.

21. Muruganar, op. cit, v. 791.

Глава 21. Карма , судьба и свободная воля

1. S. Natanananda, Spiritual Instruction of Bhagavan Sri Ramana Maharshi, p. 21.

2. C. Aiyer, „Quotations from the Maharshi”, The Mountain Path, 1982, vol. 19, p. 23.

3. P. Brunton, Conscious Immortality, p. 135.Часть этой цитаты была по невнимательности выброшена из опуб­ ликованной версии. Приведенный здесь отрывок взят не­посредственно из рукописи книги.

4.S .Nagamma , Letters from Sri Ramanasramam , p. 78.

5. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 470.

6. Ibid, p. 462.

7. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 222.

8. S. Nagamma, op. cit, p. 171.

9. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, v. 703.

10. S. Nagamma, op. cit, p. 65.

11. Muruganar, op. cit, v. 150.

12. D. Mudaliar, op. cit, pp. 295–296.

13. Muruganar, op. cit, v. 697.

14. D. Mudaliar, My Reminiscences, p. 63.

15. S. Nagamma, op. cit, pp. 347–348.

16. M. Venkataramiah, op. cit, pp. 159–160.

17. D. Mudaliar, 1977, op. cit, p. 75.

18. S. Cohen, Guru Ramana, p. 50.

19. D. Mudaliar, 1970, op. cit, pp. 90–91

20. M. Venkataramiah, op. cit, p. 393.

21. D. Mudaliar, 1977, op. cit, p. 230.

Библиографический список

Могилевер О. М. (составитель-переводчик), (1991), Шри Ра–мана Махариш: Весть Истины и Прямой Путь к Се­бе, Ленинград.

Abhishiktananda (1979), The Secret of Arunachala, New Delhi, ispck.

Aiyer, C. S. (1982), „Quotations from the Maharshi”, The Mountain Path, vol. 19, p. 23.

Brunton, P. (1980), A Search in Secret India, Bombay, BI Publications.

Brunton, P. (1984), Conscious Immortality, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.

Cohen, S. (1980), Guru Ramana, Tiruvannamalai, Sri Ramana­sramam.

Madhavatirtha, S. (1980), „Conversations with the Maharshi”, The Mountain Path, vol. 17, p. 211.

Madhavatirtha, S. (1981), „Conversations with Bhagavan”, The Mountain Path, vol. 18, pp. 153–155.

Mudaliar, D. (1970), My Reminiscences, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.

Mudaliar, D. (1977), Day by Day with Bhagavan, Tiruvanna­malai, Sri Ramanasramam.

Muni, G. (1977), Sri Ramana Gita, Tiruvannamalai, Sri Rama­nasramam.

Muruganar, Guru Vachaka Kovai. Неопубликованный перевод Шри Садху Ома , Тируваннамалай .

Nagamma, S. (1973), Letters from Sri Ramanasramam, Tiru­vannamalai, Sri Ramanasramam.

Natanananda, S. (1974), Spiritual Instruction of Bhagavan Sri Ramana Maharshi, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.

Om, S. (1980), Guru Vachaka Kovai (Urai), New Delhi, Sri Ramana Kendra.

Om, S. (1981A), The Path of Sri Ramana, Part One, Varkala, Kerala, Sri Ramana Kshetra.

Om, S. (1981B), „Ulladu Narpadu – Kalivenba”, The Moun­tain Path, vol. 18, pp. 217–220.

Om, S. ( переводчик ), „The Original Writings of Sri Ramana”.Неопубликованный перевод .

Osborne, А . ( редактор ), (1972), The Collected Works of Ra­mana Maharshi, London, Rider and Company *.

Osborne, A. (1979), Ramana Maharshi and the Path of Self-Knowledge, Bombay, BI Publications **.

Sastri, K. (1975), Sat-Darshana Bhashya, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.

Spenser, M. (1982), „Sri Bhagavan’s Letter to Ganapati Mu­ni”, The Mountain Path, vol. 19, pp. 95–101.

Swarnagiri, R. (1981), Crumbs from his Table, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.

Venkataraman, T. N. (издатель ), (1979), Maharshi’s Gospel, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam ***.

Venkataramiah, M. ( составитель ) (1978), Talks with Sri Ra­mana Maharshi, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.

„Who” (1973), Maha Yoga, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.

Центр Самопознания «Аруначала» (С.-Петербург) совме­стно с Аруначала Ашрама (Нью-Йорк) и Шри Раманашрамом

представляют документальный видеофильм:

«Мудрец Аруначалы: Жизнь и Путь Шри Раманы Махарши»

Заказы на видеофильм и книгу: «Беседы с Шри Раманой Махарши» (том I – С.-Петербург, Экополис и культура, 2002; том ?II – готовится к изданию) можно высылать по адресу:

?

С.-Петербург, 194291, а/я 63, Могилеверу О.М.

?или на сайт в Интернете:

http :// ?www . ramana . narod <. ru /

? ? ?

Указатель

А

абхьяса, 100, 230

авидья, 53, 57 –58, 257

агама карма, 288

адвайта, 107, 246

аджапа, 179

аджата вада, 243 –247

аджняна, 57, 70, 85

аджняни, 56, 63, 65 –74, 244

алкоголь, употребление его, 194–195

амританади, 197

Ананда, 32, 41, 46, 51, 59-60, 231–232, 234; см. также Атман как Счастье

Апарокша Анубхути, 205

Арджуна, 187, 206

Аруначала, 19, 20, 140

асана, 196, 205 –206

астрология, 294

Атман, 31 –46, 58– 62, 83 –84, 239, 248;

вечен, 112, 221;

вечно присутствующий, 35, 149;

всегда переживается, 42, 45, 51, 58, 60, 101, 115, 144, 232;

единственно существует, 44, 55, 66, 78, 232;

есть единственная Реальность, 100, 113, 207, 227;

забывчивость Его, 53, 56, 85, 131, 238, 251,259;

знание Его, 37, 51, 54, 85–86, 105, 132, 152, 226, 227, 295;

как Бог, 52, 138, 145, 267–270;

как Бытие, 54, 105, 165, 207, 209, 222, 250, 281;

как Гуру, 137 – 141, 143 –145, 147 – 149;

как Любовь, 130;

как Мир, см. Мир;

как свидетель, 39;

как Сердце, 42– 43, 117 –120, 170 – 171;

как Сознание, 48, 68, 83, 84, 96, 180, 222, 255;

как существование, 52, 54, 58, 60, 77, 166, 262;

как Счастье или Блаженство, 42, 60, 168, 232, 235, 238, 252, 261, 279, 280 –281;

как Тишина, 36;

Как Я, 52, 58, 62, 84, 88, 91, 95, 105, 106, 112, 171 –173, 218, 269, 270– 271;

неведение Его, 56, 102, 137, 147, 166;

ничто не отделено от Него, 37, 48, 55, 62, 149, 166, 187, 191;

определение Его, 31;

превосходит время и пространство, 60–62, 118, 148, 238, 244, 248–249, 261–262;

препятствия для реализации Его, 56, 103;

природа Его, 31–43;

реализация Его, см. Само-реализация;

созпаваиие Его, см. Само-сознавание

Атма сварупа, 52; см. также сварупа

Ауробиндо (Шри), 142

Ауробипдо Ашрам (Шри), 106, 191

Ахам Брахмасми, см. «Я семь Брахман»

ахамкара, 80, 282

ахам-вритти, см. «я»-мысль

Ахам спхурана, 202

ахимса, 194

Аштангахридаям, 116

ашрамы, 184

Б

баддха, 63

Библия, 177

Блаватская Е. П., 262

блаженство, см. Ананда

Бог, 32, 105, 112, 113, 121–134, 137, 138, 172, 181, 186, 187, 208, 223–227, 239, 247–248, 260, 267–276, 277, 280, 282–286, 289, 290; см. также Ишвара; см. Атман как Бог

Бодрствование, сон и глубокий сон, см. три состояния сознания.

Брахман , 32, 34, 41, 62, 63, 94, 107, 111, 171–172, 225, 250–251, 270, 285, 287, 290; см. также «Я есмь Брахман »

Брахма-сварупа, 34; см. также сварупа

брахмачари, 191

брахмачарья, 184

буддизм, 260

буддхи, 80

Бхагавадгита, 127, 198, 206, 234, 269

Бхагаватам (Шри), 59, 132

бхакти, 122, 126, 130, 296; см. также преданность; см. Любовь; см. отдача

бхеда бхава, 59

Бытие, 48, 49–52, 105, 125, 221; см. также Атман как Бытие; см. Атман как существование

В

Вайкунтха, 225, 274

вайрагья, 93, 134

васаны, 45, 56, 92, 93, 103, 123, 157, 204, 213, 239

веданта, 107, 205, 246, 248

Веды, 249, 274

Вивекананда (Свами), 153, 156

Вивекачудамани, 73

видения, 221–225, 272

видеха мукта, 72

виджняна-майя-коша, 65

Видьяранья, 39

видящий и видимое, 36, 66, 95, 224, 227, 247

вичара, см. само-исследование

воли свобода, 294–296

время, 60–61, 117, 148, 261, 263, см. также Атман превосходит вре­мя и пространство

Вриндаван, 223

вритти, 82

Г

Гаудапада, 246

гаятри, 169, 179

голодание, см. пост

Голос Безмолвия, 262

Гуру, 135–149, 153, 154, 157–159, милость его, см. Милость; необхо­димость его, 137, 201

Д

Дакшинамурти, 150, 153–156

Даттатрея, 142, 145

двойственность, 35, 129, 232

десять глупцов, притча о них, 50–51

дехатма буддхи, 37, 68, 78, 85-88, 238, 258 – 262, 266, 280

Джада Бхарата, 263

Джанака, 87

джапа, 115, 123, 174 –183, 235, 292

джива, 56, 80, 116, 140, 260, 264, 274

дживанади, 197, 204

дживанмукти, 72

джняна, 33, 57, 62, 63, 70, 71, 75, 82, 93, 226, 265, 273. 280, 282 , 286, 295

джняна-дришти, 61

джняна, 33, 37, 49, 63–74, 155, 202, 203, 281, 293;

действия его, 68, 69, 73,

действует только для других, 72;

его восприятие мира, 65, 207, 244;

его восприятие различии, 70, 71,

есть Сердце, 64, 65,

не делатель, 70, 293,

не имеет ума, 68,

не тело, 69;

подобен зеркалу,72,

сны его, 67,

чувство равенства у него, 71

диета, 185, 193

дикша, 153, 156

дришти-сришти-вада, 245–249

дхарана, 196, 200

дхьяна, см. медитация

дэвы, 275

Е

естественное состояние, см. сахаджа стхити

З

Знание, Самопознание, см Атман, см. также джняна

И

Иегова, 270

имя и форма, 41, 140, 175, 207, 255

индивидуальность, 64, 77, 78, 264, 280, 295

Индралока, 225

Ишвара, 69, 128, 145, 223, 268, 272–275, 289

Й

йога, 95, 161, 196-208, 214, 219, 237, 239

йога-брашта, 265

Йога-Васиштха, 81

Йога-нидра, 98

Йога-сутры, 221

К

Кайвалья, 143

Кайласа, 225, 274

карма, 68, 74, 128, 207, 208, 265, 288–295

карма-йога, 198, 206–208, 292

кевала нирвикальпа самадхи, 209–216

киноэкран, аналогия с ним,38, 55, 66, 256

концентрация, 143, 168, 170–173, 200; см. также медитация

кохам, см. «Кто я?»

крама-сришти, 249

Кришна (Шри), 132, 187, 206, 223

Кришнамурти Д., 142

«Кто я?», 88–89, 91–95, 96, 103, 107, 110, 111, 113, 114, 119, 132, 165, 203, 222, 241, 292, см. также само-исследование

кумбхака, 201

кундалини, 197, 202, 203

курение, 194

Л

лайя, 215, 232

лила, 54, 246

Любовь, 129, 186, 276, 282, 296; см. также Атман как Любовь

М

майя, 54–57, 250, 251

манана, 57

Мандукья Упанишада, 219

манолайя, 97–99

манонаша, 98, 238

мантра, 104, 107, 111, 114, 172, 174, 176–179, 182–183, 201, 226, 236, 292

мауна, см. Тишина; см. также Молчание

махавакья, 182

медитация, 86, 93, 94, 113, 118, 132, 138, 140, 161-173, 175, 192, 196, 200, 201, 215, 218, 219, 224, 235, 238, 282

Милость, 59, 125, 131, 135, 138, 140, 141, 144–149, 153, 156, 157

Мир, 41, 45, 125, 127, 146, 154, 158, 219, 224, 225, 228, 296

мир, реальность его, см. ум как причина мира; см. также реальность мира

Молчание, 152–156

мукта, 64

мукти, см. Освобождение

мысли, отвержение их, 91–92

Н

пади, 197, 203, 239

Намдэв, 175, 176

наша, 216

не- Атман, 45, 52, 178, 235, 248

неведение Атмана, см. Атман, см.. также авидья

нивритти, 190

нидидхьясана, 57

нияма, 196, 287

нэти-нэти, 108, 110

О

оджас стхана, 116

ожерелье, аналогия с ним, 60–61

отдача себя, 121–134, 142, 144, 147, 174, 199, 208, 296;

то же, что и само-исследование, 121, 122, 126–127

отречение, 185, 186, 189

П

Панчадаси, 39

паранади, 197

Патанджали, 72, 221, 225

перевоплощение, 258–266, 294

переживание, 209, 229

перерождение животным, 262–263

посвящение, см. дикша

пост, 192

почитание, 130, 131, 276, 282

праджняна, 65

пралайя, 275

прамада, 22; см. также Атман, забывчивость Его

прана, 183, 202, 203, 249

пранаяма, 179, 196, 200, 201

прарабдха, 69, 288, 289, 292, 293

пратьякша, 194, 222, 224

преданность, 75, 122, 130, 133, 147; см. также бхакти; см. Любовь; см. отдача; см. почитание

пространство, 60, 148, 262

пурака, 201

Пуруша Сукта, 170, 270

Р

раджа-йога, 196, 199, 214

раджас, 65, 185, 190, 237

Рамакришиа (Шри), 223

распятие Иисуса, 262

Реализация, см. Само-реализация

Реальность 34, 88, 209, 217, 227, 250, 254, 259, 276, 280, см. также Атман есть единственная Реальность,

мира, 67, 244, 250–257, 273; см. также ум как причина мира

речака, 201

Ромен Роллан, 217

С

савикальпа самадхи, 212–214

Садгуру, см. Гуру

садхана, 59, 87, 88, 103, 115, 134, 232, 235

Садхана Панчакам, 128

самадхи, 135, 157, 167, 183, 187, 196, 200, 204, 206, 211 – 220, 226, 234, 257

само-внимание, 90, 122, 163, 188, 19

само-исследование, 164-166, 168, 170, 177, 178, 189, 197, 199, 203, 204, 205, 230, 231, 236, 287, 292, 296; см. также «Кто я?»;

когда его проводить, 90, 93–94, 104;

необходимость его, 79, 80–84, 86-88;

ошибочные представления о нем, 107–120;

практика его, 78-81, 82, 89–106, 107–120;

превосходит другие методы, 86–88, 112, 113, 172;

теория его, 77–88;

цель его, 104

Само-реализация, 31, 35, 44, 45, 58, 63, 69, 77, 85–86, 100, 121, 123, 130, 132–133, 137, 146–148, 158, 163–165, 174, 177, 183–185, 197, 207, 218, 223, 224–226, 240, 250, 258, 267, 278, 289, 292

Само-сознавание, 31, 44, 77, 104, 117, 137, 163, 211–212, 255

самсара, 84, 271

самскары, 37, 58, 205, 264, 286

санчита карма, 265, 288, 290, 291

сат-санг, 150–151, 157-159, 189

саттва, 185, 193, 234, 237

сахаджа нирвикальпа самадхи, 211–218

сахаджа стхити, 33, 62, 181, 183, 220, 230

сахасрара, 170, 197, 203, 204

сварадж, 208

сварупа, 34, 36, 93, 130, 141

Сварупанаида, 154

свидетель, 39, 190, 217

Сердце, 32, 56, 84, 92, 102, 108, 116–120, 159, 161, 168, 170–172, 175, 177, 201, 204, 206, 223, 235, 264, 270, 273, 276, 280;

как Брахман, 42,

как источник «я»-мысли, 119;

как Сознание, 43,

как центр всего, 42–43, 116,

медитация на Нем, 109; см. также хридаям

секс, 191–192

Сердечный центр, 108, 116–120, 197;

Сознание, 34, 39, 41, 47–49, 56, 65, 83, 84, 95–96, 106, 117, 213, 219–220, 229-231, 233-234, 252, 257, 261, 273, 285, 293;

космическое, 46; см. также Атман как Сознание; см. три состояния сознания

Сократ, 59

сон глубокий, 82, 98, 99, 100, 119, 166, 181, 212, 233

социальная служба, 282

сохам, 113, 124, 179, 270

сиддхи, 219, 221, 225–228

спокойствие, 45, 105, 113, 201, 212, 217

сришти-дришти-вада, 245, 247

страх, 232, 233

страдание, 277–284

судьба, 189, 226, 294–296

сушумна, 197, 202–204

существование, см. Атман как существование; см. также Атман как Бытие

Счастье, см. Ананда; см. также Атман как Счастье

Т

тамас, 65, 185, 237

Таттварайя, 154

творения теории, 208, 243–250, 260, 271–273

тело грубое, 81;

причинное, 81–83,

тонкое, 81–83

Теософия, 262, 263

Теософское общество, 138

Тишина, 34, 36, 125, 131, 154, 157, 217, 220, 284, 285

три состояния сознания, 33, 38–40, 47–49, 67–68, 161, 220, 233, 253–254, 260, 283

турия, 33, 39, 67, 213–214

турия авастха, см. турия

туриятита, 33, 67, 273

У

уединение, 189–190

Улладу Нарпаду Анубандхам, 151

ум, 125, 132, 168, 189–194, 199–201, 203, 212, 215, 236, 237, 263–265, 276;

как препятствие для Само-реализации, 87, 187, 268,

как причина мира, 62, 100, 203, 244, 250–256, 265, 277, 285;

контроль его, 100, 199, 200;

космический, 84;

несуществование его, 77, 81, 97, 101, 215, 262;

природа его, 40, 56, 58, 77, 80 – 81, 82 – 85, 91, 97, 99, 100, 105, 166, 167, 180;

разрушение его, 85;

уничтожение его, 58, 101, 215, 277

Ф

Философия Божественного Имени, 175

X

хатха-йога, 171, 196, 204, 205

Ч

Чайтанья, 187

чакры, 170, 197, 200

Чандралока, 225

читта, 80

читта вритти ниродха, 100, 199

чит-джада-грантхи, 83, 203

Ш

шакти, 202-203, 270, 290

Шанкара (Шри), 73, 128, 159, 246, 250, 286

Шива, 20, 165, 222, 274

Шивалока, 274

шивохам, 113

Ширди Сай Баба, 143, 175, 301

шравана, 57

Шри Рамана Гита, 163, 203

Э

эго, 36 –38, 52–53, 56, 80 –85, 96, 103, 105, 152, 166, 181, 197, 211, 221, 227, 232, 262, 265, 273, 277 , 283–286, 296;

джняни, 65;

как «я»-мысль, 58, 80;

связь эго с Атманом, 39–41, 52, 55, 58, 96;

три тела его, 81;

уничтожение его, 85, 124, 271;

функция его, 83

Ю

югапат-сришти, 248

Я

«Я есмь», 75, 86–87, 119, 125, 172, 217, 222, 269, 270

«Я есмь Брахман», 107, 112, 113, 165, 171, 270

«я есмь»-ность, 64, 82, 170

«я», индивидуальное, см. ум; см. эго; см. также «я»-мысль

Я, есть имя Бога, 179, 269–271;

как Атман, см. Атман как Я; см. также «Я есмь»;

повторение Его, 79, 178–179

Яма, 196

«я»-мысль, 36, 49, 65, 78–83, 89–92, 99, 102, 105, 108–112, 115, 121–123, 155, 171, 173

«я не делатель», 129, 185, 187–190, 198, 206, 237, 278

«Я есть тело», идея, см. дехатма буддхи