Глоссарий
Цель настоящего глоссария – разъяснить используемые в тексте слова и термины (главным образом, на санскрите) и указать подход к их произношению.
В санскрите и тамили нет определенной системы ударения, как в русском языке, но имеется система долгих и кратких звуков. Все долгие гласные находятся под ударением, тогда как краткие – никогда. Поэтому одни слова могут иметь несколько ударений, а другие вообще не содержать ударения. Точная транслитерация с санскрита невозможна без применения специальных фонетических символов. В связи с этим ниже приводится также и латинская транслитерация как наиболее распространенная. Она даётся в упрощенной форме, пусть не всегда совершенно точной, но достаточной для духовного практика. Показано четкое различие долгих и корот ких гласных звуков: долгие звуки помечаются сверху черточками.
Гласные a , i , u сходны с русскими «а», «и», «у», если не учитывать различий по долготе-краткости. Произношение этих гласных приблизительно следующее:
а как звук «а» в первых двух слогах слова «хорошо»
и в последнем слоге слова «папа»;
ā как звук «а» в первом слоге слова «папа»;
i как «и» в «институт» (первый слог);
ī как «и» в «близость»;
u как «у» в «бутылка»;
ū как «у» в «буря».
Звуки е (сходный с русским «эй») и о (сходный с русским «о») – всегда долгие.
В латинской транслитерации сочетание « jna », в какой бы части слова оно ни встретилось, есть попытка выразить звук специфический для санскрита. Индийские санскритологи допускают несколько вариантов его произношения, которые приближенно описываются как:
– носовое « ngya » (с « ng », как в английских словах running , walking и т. п.);
– твердое « gya » (соответствующее русскому «гъя»);
– мягкое « n уа», как в слове «Ваня».
Однако, поскольку в традиционном произношении таких слов, как jnana и prajnana , в русском языке звучит слог «джня», эта традиция удерживается и в русской части настоящего глоссария.
При устном воспроизведении санскритского текста обычно допускается ряд фонетических условностей, приближающих произношение санскритских звуков к родному языку читающего. В нашем случае при произнесении санскритских слов часто отсутствующее в санскрите и обязательное для русского языка ударение проставляется в согласии с просодикой санскрита и акустическим впечатлением для русского уха. Эти условия не всегда совпадают с грамматически верными с позиций санскрита. В частности, при наличии нескольких долгих слогов ударение ставится на последнем из них, если этот слог не последний в слове ( s ā kshā tkā ram –сакшатка ра ), а иначе – на предпоследнем ( dhā ranā – дха -рана ).
А
абхьяса – abhy ā sa – усердная духовная практика.
абхьяси – abhy ā si – тот, кто практикует абхьясу (см.).
авастха – avastha – состояние сознания. Имеются четыре авастхи: джаграт (бодрствование), свапна (сон со сновидениями), сушупти (глубокий сон) и турия (см.).
аватар – avatar – воплощение Бога, обычно Вишну (см.), ради блага мира.
авидья – avidy ā – незнание; неведение.
агами карма – ā gami karma – новая карма (см.), накопленная в нынешней жизни и переносимая для отработки в будущие перевоплощения (см. введение к гл. 21).
адвайта – ā dvaita – недвойственность; также и философское учение недуализма, адвайта-веданта (см.).
адвайта-веданта – advaita v ē danta – направление Веданты (см.), связанное с учением недуализма.
адвайтин – advaitin – последователь философии адвайта-веданты (см.).
аджапа – ajapa – безмолвное и непроизвольное повторение имени Бога.
аджата вада – aj ā tavā da – теория непричинности в адвайта-веданте (см.), доказывающая, что творения мира не было вообще (см. введение к гл. 17).
аджняна – ajn ā na – незнание, противоположность джняны (см.).
аджняни – ajn ā ni – человек, не осознавший Себя, Атман (см.).
Ади Шанкарачарья – Adi Shankar ā charya – букв.: «первый наставник Шанкара», ибо слово «Шанкарачарья.» издавна употребляется как титул главы каждого религиозного ордена, основанного при жизни первым, Ади, Шанкарой (см.).
адхиштхана – adhishth ā na – субстрат, подпочва всего существования.
анананда – ana nanda – букв.: «не-Ананда (см.)», то есть не Блаженство.
Ананда – ā nanda – Блаженство.
ананья шаранагати – ananya sharan ā gati – полная и совершенная отдача себя Богу.
анья – а n уа – различие.
ака ша – ā kā sha – эфир, тончайший из пяти великих элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир), фигурирующих в философии индуизма.
Апарокша анубхути – «Незаочное постижение», произведение, посвященное Само-реализации, приписываемое Шри Шанкарачарье *.
Арджу на – ученик Кришны, чьи наставления содержит Бхагавадгита (см.).
а ртха ва да – artha v ā da – вспомогательные, дополнительные аргументы или теории.
а рул ** – arul – Милость.
Аруна чала *** – Arun ā chala – священная гора в Южной Индии, где Шри Рамана провел всю свою взрослую жизнь.
а сана – ā sana – поза или место (см. введение к гл. 13).
а сат – asat – букв.: «не-Сат (см.)»; нереальное, непостоянное, несуществующее, то есть отличающееся от Бытия.
А тма-вича ра – ā tma vich ā ra – само-исследование.
А тма-свару па – ā tma swar ū pa – истинная природа Атмана (см.).
А тман , или Атма – ā tman ; ā tma – чистое Я, без малейших примесей эго, истинная природа человека, его истинное Я, выражаемое чувством «Я есмь»; Абсолют, высочайшее Быгие, конечная Реальность, Брахман (см.).
Атман вешана – ā tman v ē shana – само-исследование; синоним Атма-вичары.
Атма-ништха – ā tma nishtha – человек, утвердившийся в Атмане (пусть еще и с усилием).
Ахам – aham – принимает различные значения в зависимости от контекста: Я (истинное переживание Атмана); «я» (иллюзорное чувство индивидуальности, вызванное неправильным отождествлением Атмана , Себя, с телом).
ахам-вритти – aham- vritti – первое вритти (см.), или движение ума: чувство индивидуальности, «я»-мысль.
ахамкара – ahamk ā ra – букв.: «создающая „я”»; способность, обычно называемая «эго», вызывающая отожде ствление истинного Я , Атмана , с иллюзорным «я»; чувство личности.
ахам спхурана – aham sphurana – лучезарность, или пульсация, «Я», не привязанного к какому-либо объекту.
ахетука бхакти – ahē tuka bhakti – чистая, бескорыстная преданность.
ахимса – ahims ā – ненасилие, непричинение вреда.
ачит – achit – букв.: «не-Чит (см.)», то есть отличающееся от Сознания.
ашрам – ashram – обитель Мудреца или аскета.
ашрамы – ashramas – четыре традиционные стадии жизни индуиста: целомудренный ученик (брахмачарья), женитьба и семья (грихастха), лесной отшельник (ванапрастха), полное отречение от мира, странствующий монах (санньяса); см. введение к гл. 12.
аюрведа – aurv ē da – система традиционной индусской медицины.
Б
баддха – baddha – букв, «пребывающий в рабстве», человек, который не реализовал Себя, Атман.
бандха – bandha – рабство (привязанность к кругообороту рождения и смерти), противоположность Освобождению.
Блаватская Е. П. – выдающаяся русская подвижница, писательница, путешественница (1831 – 1891), основоположник теософического движения.
Брахма – Brahm ā – индуистский бог, творящий вселенную; одно из трех главных божеств индуизма.
Брахма-джняна – Brahmajnā na – Знание Брахмана (см.), Само-реализация, или реализация Атмана (см.).
Брахман – Brahman – безличный Абсолют в индуизме.
Брахма-сварупа – Brahma- swarū pa – подлинная, истинная природа Брахмана (синоним термина « Атман»).
брахмачари – brahmach ā ri – букв.: «пребывающий в Брахмане». Обычно используется для характеристики человека, соблюдающего обет целомудрия.
буддхи – buddhi – интуиция, интеллект.
бхава – bh ā va – отношение и особенно в духовном смысле: отношение к Богу как другу, хозяину, возлюбленному, отцу и т. д.
бхавана – bh ā vana – представление или отношение и особенно духовное – к Богу и садхане (см.).
Бхагавадгита – Bhagavad Gita – часть Махабхараты (см.), в которой Кришна (см.), воплощение Вишну (см.), дает наставления Арджуне (см.). Почитается всеми индуистами как текст, содержащий сущность индуизма.
Бхагава н – Bhagavan – букв.: «Господь». Часто употребляется как титул того, кто признан достигшим Само-реализации.
бха джан – bhajan – религиозное пение или песня.
бха кта – bhakta – преданный.
бха кти – bhakti – преданность.
бхеда бхава – bhē da bh ā va – чувство различия.
В
вада – v ā da – теория.
вайрагья – vair ā gya – бесстрастие, непривязанность, отсутствие привязанностей и желаний.
Вайкунтха – Vaikuntha – небо Вишну (см.).
васана – v ā sana – внутренняя склонность.
васана-кшайя – vā sana kshaya – разрушение всех васан.
B а cmy – Vastu – конечная, основная субстанция, Реальность.
Веданта – V ē d ā nta – философия, базирующаяся на текстах Упанишад (см.).
Веда, Веды – V ē da – названия собраний священных Писаний XX в. до н. э. – V в. до н. э., являющихся окончательным авторитетом для большинства индуистов.
Веллор – Vellor – город, лежащий в 90 км севернее Шри Раманашрама.
Вивекачудамани – Viv ē kachud ā mani – адвайтическая работа, приписываемая Шанкаре (см.). Большинство современных ученых считают, что она написана не ранее чем через 200 лет после его смерти.
видеха мукти – vidē ha mukti – Освобождение во время смерти.
виджняна-майя-коша – vijnā na m ā ya kō sha – тонкое тело знания.
видья – vidy ā – знание.
Видьяранья – Vidy ā ranya – автор Панчадаси, адвайтической работы, относящейся к XIV в.
викальпа – vikalpa – букв.: «различие».
вичара – vich ā ra – само-исследование.
вишайя-васана – vishaya vasana – склонность к объектам, то есть не к Атману (см.).
Вишну – Vishnu – одно из трех главных божеств индуизма, хранитель вселенной. Вишну периодически воплощается (обычно в человеческом теле) ради наказания злодеев и поддержки добра в мире.
вритти – vritti – видоизменение (обычно – видоизменение ума).
Вриндаван, или Бриндаван – Vrindavan , Brindavan – место в Северной Индии, где некогда провел детство Шри Кришна.
Г
Ганапати – Ganapati – бог индуизма, сын Шивы (см.), имеющий голову слона при человеческом теле. Почитается как удаляющий все препятствия.
Ганеша – Gan ē sha – см. Ганапати.
Гаудапада – Gaudap ā da – Гуру (см.) Учителя Шанкары (см.), ранний представитель аджата вады (см.) и автор известного комментария (см. карика) на Мандукья Упанишаду (см.).
Гаятри – G ā yatri – наиболее известная ведическая мантра (см.): «Пусть тот обожаемый, полный Света (Бог), просветит нас, медитирующих на Нём».
Гита – Gita – см. Бхагавадгита.
гопурам – g ō puram – башня индуистского храма в Южной Индии.
гуна, гуны – guna – три качества всего проявленного – саттва (см.), раджас (см.), тамас (см.); см. также введение к гл. 12.
Гуру – Guru – духовный Учитель. С точки зрения Шри Раманы настоящий Учитель должен быть способен довести ученика до Освобождения.
Д
Дакшинамурти – Dakshin ā mū rti – Шива (см.) в облике юноши, который, обращенный лицом на юг, наставляет учеников посредством Молчания; «Бесформенная Сила». Оба значения связаны с Аруначалой (см.) и Шри Раманой.
Даттатрея – Datt ā trē ya – знаменитый Мудрец, классический пример адвайтина (см.), чье имя упоминается в нескольких Пуранах (см.); ему приписывается авторство адвайтического сочинения Авадхута Гита.
двайта – dvaita – двойственность.
двайтатита – лежащее за пределами двойственности, то есть адвайта.
деха – d ē ha – тело.
дехатма буддхи – dē hā tma buddhi – представление «Я есть тело».
джаграт – jagrat – первая авастха (см.), или состояние бодрствования.
Джада Бхарата – Jada Bharata – царский мудрец, переродившийся в оленя из-за того, что подумал о своем любимом олене перед смертью. Получив таким образом урок цены привязанности к миру, в следующей жизни он родился человеком и достиг Само-реализации.
Джанака – Janaka – знаменитый индийский царь и джняни (см.), образец карма-йогина (см.), собеседник Мудреца Яджнявалкьи в Брихадараньяка Упанишаде ( VIII – VII вв. до н. э.); о его Само-реализации говорится в Аштавакра Гите.
джапа – japa – букв : «бормотание»; обычно означает повторение имени Бога (см. нама-джапа ). Гуру или мантры (см.).
джива – jiva – индивидуальная душа (воплощается снова и снова до Освобождения).
дживанму кта – jivanmukta – человек, достигший Освобождения еще при жизни в теле, например Шри Рамана Махарши.
дживанму кти – jivanmukti – Освобождение еще при жизни в теле; синоним садеха муктпи (см.).
джня на – jnana – Знание Себя, Атмана (см.); см. введение к гл. 1.
джня на дришпги – jn ā na drishti – «глаз» Мудрости, или видение Знания (способность воспринимать всё как Брахмана или Атмана).
джняна мата – jn ā na m ā ta – букв.: «Мать джняны» (см.), то есть бхакти, преданность.
джняна сиддха – jnā na siddha – букв.: «неизменно пребывающий в джняне», то есть джняни (см.).
джняни – jn ā ni – человек, осознавший Себя, Атман.
дикша – diksha – посвящение.
дришти-сришти-вада – drishti srishti v ā da – теория одновременного творения в ад в айта-веданте (см.), согласно которой мир начинает существовать одновременно с видящим его (см. введение к гл. 17).
дхарана – dh ā ranā – концентрация ума.
дхьяна – dhy ā na – медитация.
И
Ишвара – Iswara – высочайший личный Бог индуизма.
Й
йога – yoga – соединение или средство соединения человека с Богом, но обычно обозначает путь раджа-йоги, изложенный Патанджали (см.) в Йога-сутрах (см.).
Йога-Васиштха – Yō ga Vasishtha – адвайтический текст, приписываемый Вальмике, в котором Мудрец Васиштха отвечает на вопросы Рамы, воплощения Вишну.
йога-нидра – yoga nidra – продолжительное состояние транса, напоминающее глубокий сон, часто ошибочно принимаемое за самадхи (см.).
Йога-сутра, Йога-сутры – Yoga Sutra – собрание кратких изречений по йоге; основополагающий текст по раджа-йоге, написанный Мудрецом Патанджали.
Йога-шастра – Yō ga S ā stra – Писание йоги (имеется много йога-шастр о различных методах йоги).
К
кайвалья – kaivalya – состояние Единства.
Кайвалья – Kaivalya – сокращенное название тамильской работы Кайвалья Наванита, посвященной адвайте.
Кайласа – Kail ā sa – священная гора в Гималаях, традиционное местопребывание Шивы.
карана – k ā rika – комментарий (см. «Гаудапада»).
карма – karma – имеются три главные значения:
1) действие;
2) последствия действий;
3) судьба и три главные части:
1) санчита;
2) прарабдха;
3) азами (см.); см. введение к гл. 21.
карма-йога – karma y ō ga – Путь бесстрастного, незаинтересованного, без привязанности, действия.
карма-йогин – karma y ō gin – последователь пути карма-йоги, человек, чьи действия не мотивируются желанием личной пользы или какой-либо привязанностью.
карма марга – путь карма-йоги (см.).
карта – kart ā – деятель, действующий; делатель.
картритва – kartritva – деятельность; делание.
Каурава – Kaurava – семейный клан главных противников рода Пандавов, чья борьба описывается в Махабхарате; Арджуна принадлежал к Пандавам и с помощью Кришны истребил Кауравов.
кевала – k ē vala – Единство.
кохам – k ō ham – вопрос «Кто я?»
крама сришти – krama srishti – постепенное творение; см. сришти-дришти-вада.
Кришна – Krishna – воплощение (аватар) Вишну.
«Кто я?» – одна из наиболее ранних записанных работ Шри Раманы, основанная на некоторых ответах, которые он дал в 1901 г.
кундалини – kundalini – духовная сила, спящая в основании спины, в первой из чакр (см.).
кундалини-йога – kundalini yoga – практика пробуждения кундалини (см.) и ее подъема по сушумне (см.) до сахасрары (см.) с целью достижения Реализации. Три Рамана говорил (см. с. 204), что этого еще не достаточно для достижения Освобождения.
кундалини шакти – kundalini shakti – сила кундалини (см.).
Куртраллам – Kurtrallam – городок в Южной Индии.
Л
лайя – laya – букв.: «растворение», но Шри Рамана использует этот термин для указания на трансоподобное состояние временного бездействия ума; см. манолайя.
лакх – lakh – 100 000.
лила – lila – Божественная Игра.
М
майя – m ā ya – иллюзия.
малаялам – Malay ā lam – один из местных языков Южной Индии.
манана – manana – вторая стадия садханы (см.) на пути Знания: глубокое размышление над Истиной.
манас – manas – ум; мыслящий ум; часто используется, однако, чтобы указать на цельное внутреннее бытие личности – эмоции, мысли, интуицию и т. д., то есть читту (см.).
Мандукья Упанишада – Manduky ō panishad – одна из главных упанишад.
манолайя – man ō laya – временное спокойствие ума, час то, но ошибочно, принимаемое за нирвикальпа самадхи (см.).
манонаша – man ō nā sha – угасание ума, его окончательное уничтожение.
мантра – mantra – священные слова (или слово), успокаивающие ум, которые Гуру обычно дает ученику для повторения – мантра-джапы; см. введение к гл. 8.
мауна – mouna – Тишина; Молчание.
мауна дйкша – mouna diksha – посвящение Молчанием, без слов – высочайший способ посвящения.
Махабхарата – Mah ā- bhā rata – «Великое (сказание) о Бхаратах»; огромный индийский эпос, относящийся к первой половине I тысячелетия до н. э.
махавакья – mah ā vā kyā – букв.: «великое высказывание». Имеются четыре ключевых цитаты, по одной из каждой Веды, провозглашающие истину Брахмана:
1) Праджняна Брахма «Праджняна (Сознание) есть Брахман ».
2) Ахам Брахмасми «Я есмь Брахман»;
3) Тат Твам Аси «ТО ты еси»;
4) Айям Атма Брахма «Этот Атман есмь Брахман».
Маха Йога – Mahā Y ō ga – букв.: «Великая йога»; книга, посвященная Учению Шри Раманы (см. библиографический список).
махатма – mah ā tmā – Великая душа, великий человек или святой.
мокша – m ō ksha – Освобождение.
мрита манас – mrita manas – букв., «мертвый ум», то есть умерший для внешнего, обращенный к своему Источнику.
мукта – mukta – Освобожденный.
мукти – mukti – Освобождение.
мурти дхьяна – murti dhy ā na – почитание формы Бога или медитация на ней.
Н
нади – n ā di – тонкий, или психический, нерв.
нама-джапа – nama japa – повторение имени Бога как духовная практика.
нивритти – nivritti – прекращение вритти (см.) внутри читты, (см.).
нидидхьясана – nididhy ā sana – третья и последняя стадия на пути Знания перед Реализацией: твердое пребывание в Истине (с усилием), которое при Само-реализации переходит в прямое, без усилий, переживание Атмана.
нираса – nirasa – состояние отсутствия чувств, желаний; синоним вайрагьи (см.).
нирвикальпа – nirvikalpa – отсутствие различий.
нирвикальпа самадхи – nirvikalpa sam ā dhi – самадхи (см.), в котором различия не воспринимаются (см. введение к гл. 14).
нишкама карма – nishk ā ma karma – незаинтересованное, бескорыстное действие, цель карма-йоги (см.).
нитья карма – nitya karma – ежедневные ритуалы, предписанные правоверному индуисту.
нэти-нэти – n ē ti- nē ti – букв.: «не это, не это»; духовная практика, в которой отвергается всё, относящееся к не-Атману, для того чтобы в конце процесса отрицания остался только Атман (см.).
П
паква – pakva – развитие души.
пакви – развитая, зрелая душа.
Панчадаси – Panchadasi – сочинение по адвайта-веданте, датируемое XIV в.
папа – p ā pa – грех, или плохие последствия скверных действий, см. пунья.
Парабрахман – Parabrahman – Высочайший Брахман.
Патанджали – Patanjali – автор Йога-сутр – наиболее авторитетной работы по раджа-йоге.
писача – pisach ā – демон, злой дух.
праджняна – prajn ā na – полное, или совершенное, Сознание.
прамада – pram ā da – букв.: «невнимательность»; забывчивость истинной природы человека, Атмана (см.).
прана – р r ā nа – жизненная энергия, поддерживающая и вселенную, и тело.
пранава – pr ā nava – священный звук ОМ.
прарабдха – pr ā rabdha – та часть общей кармы (см.), накопленной человеком, которую ему суждено пережить в нынешней жизни; она включает три вида действий:
1) и чха – ради собственных желаний;
2) аничха – выполняемые без желания;
3) паречха – действия, вызванные желаниями других.
пратьякша – pratyaksha – непосредственное знание; прямое переживание.
према – р r ē mа – духовная Любовь.
пуджа – p ū ja – ритуальное почитание.
пунья – punya – заслуги, накопленные добрыми делами; см. папа.
Пурана, Пураны – purā na – букв.: «сказание древних времен». Традиция насчитывает 18 основных сборников.
пурва самскара – pū rva samsk ā ra – наклонность, скрытое стремление.
пурна – p ū rna – полный; совершенный.
пурушакара – purushak ā ra – человеческое усилие (в отличие от Божественной Милости).
Пуруша Сукта – Purusha Sukta – гимн из Ригведы (10.90); Ригведа – древнейшее священное Писание индуизма.
Р
раджа-йога – Rā ja Y ō ga – букв.: «царственная йога»; система йоги, сформулированная Патанджали.
раджас – rajas – гуна (см.), или качество, активности.
Рамакришна – R ā makrishna – великий бенгальский святой (1836 – 1886), доказавший на опыте истинность и единство всех мировых религий.
Рибху Гита – Ribhu Gita – адвайтический текст, который Шри Рамана очень ценил.
Ромен Роллан – известный французский писатель, гуманист (1866 – 1944). Написал ряд произведений, посвященных духовной жизни Индии: биографии Рамакришны (см.), Вивекананды, Махатмы Ганди.
С
савикальпа – savikalpa – букв.: «с различиями».
савикальпа самадхи – savikalpa sam ā dhi – Шри Рамана использовал этот термин для обозначения уровня самадхи (см.), который поддерживается постоянным усилием (см. введение к гл. 14).
Садгуру, или Cam Гуру – Sadguru , Sat Guru – Истинный Гуру, то есть Гуру, который может даровать Освобождение (первый термин происходит от слов Cam и Гуру).
садеха мукти – sadeha mukti – Освобождение еще при жизни в теле.
садхак, или садхака – sadhak, sadhaka – духовный практик.
садхана – sadhana – буквально переводится как «средства», но в более общем смысле означает «духовная практика».
Садхана Панчакам – Sā dhana Panchakam – произведение, приписываемое Шанкаре, содержащее советы духовным искателям.
садху – s ā dhu – выдающийся человек или духовный искатель, отрекшийся от мира. Однако Шри Рамана часто использовал этот термин как титул человека, осознавшего Себя, Атман.
самадхи – sam ā dhi – Шри Рамана употреблял этот термин, имея в виду состояние прямого переживания Атмана (см. введение к гл. 14).
самвит – samvit – местопребывание Сознания в физическом теле.
самсара – samsa ra – круговорот рождений и смертей, прерывающийся только с достижением Освобождения.
самскара, самскары – samskā ra – врожденная склонность ума.
сакшаткара – s ā kshā tkā ram – непосредственное осознание, Само-реализация.
санкальпа – sankalpa – желание, намерение.
санчита карма – sanchita karma – карма (см.), накопленная в предшествующих жизнях, часть которой – прарабдха (см.) – будет отработана в данном воплощении.
Cam – Sat – Бытие, Истина, Реальность, Постоянство.
cam карма – sat karma – хорошая, чистая карма.
Сат-Чит-Ананда – sat- chit-ā nanda – Бытие-Сознание-Блаженство.
сат-санг – sat sanga – букв.: «пребывание в Бытии»; обычно означает жизнь или пребывание в обществе Мудреца.
саттва – sattva – качество чистоты, гармонии (см. гуна).
саттвический – s ā ttvic – чистый, гармоничный, связанный с саттвой (см. введение к гл. 12).
сахаджа – sahaja – естественное (ый).
сахаджа стхити – sahaja sthiti – естественное состояние бытия.
caxacp а pa – sahasr ā ra – «тысячелепестковый лотос», высшая из чакр (см.), расположенная над головой.
свапна – svapna – вторая авастха, или состояние сна со сновидениями.
сварга – svarga – духовные небеса в индуизме.
сварупа – swar ū pa – истинная форма, или природа; часто употребляется как синоним Атмана.
сварупа-смарана – swar ū pa — smarana – воспоминание, память об истинной природе человека, Атмане.
Сварупананда – Swar ū pā nanda – тамильский Гуру семнадцатого столетия.
сиддха – siddha – человек, достигший сверхобычных сил; состояние Освобождения; человек, достигший Освобождения.
сиддхи – сверхобычная сила или силы (по контексту).
сохам – soham – утверждение «Я есмь Он (то есть Брахман )».
сришти-дришти-вада – srishti drishti v ā da – теория постепенного творения (см. введение к гл. 17).
сушумна – sushumna – психический канал, идущий от основания спины до верхушки головы (см. введение к гл. 13).
сушупти – sushupti – третья авастха, или состояние сна без сновидений (глубокий сон).
Т
тамас – tamas – качество инерции или вялости (см. гуна).
тамили – Tamil – южноиндийский язык, родной язык Шри Раманы.
танха – tanh ā – жажда жизни, переживаний, ведущая к перерождению.
тапас – tapas – букв.: «жар»; обычно этот термин означает интенсивную медитацию, связанную с практикой самоотречения, контроля физического тела, ума и воздержания.
Таттварайя – Tattvaraya – ученик Сварупананды, тамильского Гуру XVII в., и автор нескольких философских работ на тамйли.
Теософское общество – Общество, основанное Е. П. Блаватской в 1875 г. для исследования скрытых в человеке сил и содействия распространению вселенского братства.
Тируваннамалай – Tiruvannamalai – город, лежащий у подножия Аруначалы (см.). От его центра до Шри Раманашрама – около трех километров.
турия – turiya – четвертая авастха, или состояние сознания, которое содержит и превосходит бодрствование, сновидения, сон без сновидений, являясь их субстратом и сознанием Атмана.
туриятита – turiyatita – букв.: «превосходящее четвертое».
У
у ллам * – ullam – духовное Сердце, или Атман.
упадеша – upadesha – наставление.
Упадеша Сарам – Upadē sha S ā ram – поэма, содержащая тридцать стихов, написанных Шри Раманой на санскрите.
Упанишады. – Upanishads – завершающие части Вед (см.), наиболее авторитетных священных Писаний индуизма. Из Упанишад берет начало вся философия Веданты.
упасана – upasana – медитация.
Х
хатха-йога – hatha y ō ga – система физических практик, направленная на поддержание здоровья тела и продление его жизни.
Хридаям – hridayam – букв.: «это – центр»; Сердце; духов ное Сердце (не чакра ), местопребывание Атмана в физическом теле.
хрит-гуха – hrit guha – пещера духовного Сердца.
Ч
чайтанья – chaitanya – Сознание [термин происходит от слова Чит (см.)].
чакра, чакры – chakra – психический центр в теле (см. введение к гл. 13). Имеются семь главных чакр.
Чит – chit – Сознание.
чит-джада-грантхи – chit jada granthi – узел, или звено, между Сознанием и физическим телом, который связывает их, чтобы дать иллюзию индивидуальности.
читта – chitta – психика человека в широком смысле слова (эмоции, чувства, ум, интеллект и т. д.), представленная совокупностью всех его тонких тел (витального, ментального, интеллекта). При Само-реализации видоизменения читты (см. вритти) прекращаются окончательно.
читта вритти ниродха – chitta vritti nir ō dha – прекращение активностей, или движений, читты (см.).
Ш
шакти – shakti – сила.
Шанкара – великий религиозный реформатор и философ VIII в. [также называемый и Шанкарачарья, то есть Учитель Шанкара (см. «Ади Шанкарачарья»)]. Первый популяризатор учения адвайта-веданты.
шанти – sh ā nti – мир, спокойствие.
шаранагати – sharan ā gati – отдача себя Богу.
шастра, шастры – shā stra – Писание.
Шива – Shiva – одно из трех главных божеств индуизма и воплощение Абсолюта. Шри Рамана также использовал это слово как синоним для Атмана.
Ширди Сай Баба – Shirdi Sai B ā ba – великий, эксцентрич ный и обаятельный духовный Учитель, широко известный благодаря своим сверхобычным силам. Умер в 1918г.
шлока – shl ō ka – стих или часть стиха в священных текстах, написанных на санскрите.
шравана – shravana – первая стадия садханы (см.) на пути Знания: слушание Истины от Учителя.
Шри, Шримад – Shri , Shrimad – почетная форма обращения.
Шри Ауробиндо – Shri Aurobindo – Мудрец из Западной Бенгалии (1872 – 1950). Большую часть жизни писал и учил в своем ашраме в Пондишерри, в 90 км к востоку от Шри Раманашрама.
Шри, или Шримад, Бхагаватам – Shri Bhagavatam – произ ведение, входящее в состав Пуран (см.), описывающее в основном жизнь и наставления Кришны.
Шри Раманашрам – Shri Ramanashramam – ашрам, выросший вокруг Шри Раманы (по-тамильски – Шри Раманасрамам).
Шри Чайтанья – Shri Chaitanya – индуистский святой XVI в., известный своей преданностью Кришне.
шрути – shruti – букв.: «услышанное». Писания, полученные непосредственно от Бога или Гуру, а потому – на иболее авторитетные; монотонность, присутствующая во всей классической индийской музыке и лежащая в основе различных мелодий.
шуддха-саттва – shuddha- sattva – неоскверненная Чистота.
шуддха-саттва-сварупа – shuddha- sattva- swarū pa – форма первоначальной Чистоты.
шунья – sh ū nya – «абсолютная пустота», синоним Брахмана.
Ю
югапат-сришти – yugapat srishti – одновременное творение; см. дришти-сришти-вада.
Я
Яма – Yama – бог смерти в индуизме.
Примечания и ссылки
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.ATM АН
1. S. Om ( переводчик ), The Original Writings of Sri Ramana, Ulladu Narpadu Anubandham, благословляющий стих .
Глава 1. Природа Атмана
1.М . Venkataramiah ( составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 123.
2. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, w. 1036, 1034, 901, 438.
3. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 244.
4. M. Venkataramiah, op. cit., p. 243.
5. Ibid., pp. 110–111.
6. D. Mudaliar, op. cit., p. 296.
7. Ibid., p. 155.
8. Muruganar, op., cit., v. 1161.
9. T. N. Venkataraman (издатель ), Maharshi’s Gospel, p. 15.
10. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, p. 81.
11. Muruganar, op. cit., w. 1056, 422.
12. S. Natanananda, Spiritual Instruction of Bhagavan Sri Ramana Maharshi, p. 20.
13. Muruganar, op. cit., w. 97, 99, 343.
14. D. Midaliar, op. cit., p. 88.
15. Ibid., p. 65.
16. S. Nagamma, op. cit., pp. 310–311.
17. „Who”, Maha Yoga, p. 202.
18. D. Mudaliar, op. cit., p. 90.
19. Ibid., p. 79.
20. Ibid., pp. 90–91.
21. S. Nagamma, op. cit., p. 196.
22. S. Natanananda, op. cit., p. 21.
23. M. Venkataramiah, op. cit., p. 402.
24. Ibid., p. 31.
25. Muruganar, op. cit., v. 1029.
26. M. Venkataramiah, op. cit., p. 1.
27. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 72.
28. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 92–93.
29. Ibid., p. 93.
30. Ibid., p. 229.
31. Muruganar, op. cit., v. 435.
Глава 2. Сознавание Себя и неведение Себя
1. Т.N .Venkataraman (издатель), Maharshi ’ s Gospel , pp . 31– 32.
2.М . Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, pp. 326–327.
3. Ibid., pp. 91–92.
4. Ibid., pp. 561–563.
5. T. N. Venkataraman, op. cit., pp. 52–54.
6. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, p. 201.
7. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 287.
8. M. Venkataramiah, op. cit, pp. 330–331.
9. D. Mudaliar, op. cit., p. 74.
10. S. Cohen, Guru Ramana, p. 63.
11. M. Venkataramiah, op. cit., p. 6.
12. D. Mudaliar, op. cit., pp. 79–80.
13. T. N. Venkataraman, op. cit., pp. 86–87.
14. M. Venkataramiah, op. cit., p. 4.
15. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, v. 779.
16. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 248–249.
17. Ibid., pp. 128–129.
18. D. Mudaliar, op. cit., p. 148.
19. M. Venkataramiah, op. cit., p. 615.
20. Ibid., p. 589.
21. Ibid., pp. 564 –565.
22. D. Midaliar, op. cit., pp. 15 –16.
23. S. Nagamma, op. cit., p. 130.
Глава 3 . Джняни
1.К . Sastri, Sat-Darshana Bhashya, p. XX.
2. T. N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, pp 85– 86.
3. S. Cohen, Guru Ramana, pp. 101–102.
4. T. N. Venkataraman, op. cit., pp. 60–62.
5. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 217.
6. S. Cohen, op. cit., p. 100.
7. S. Om ( переводчик ), „The Original Writings of Sri Ramana”, Ulladu Narpadu Anubandham, v. 32.
8. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 88.
9. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 349–350.
10. S. Om, Guru Vachaka Kovai Urai, p. 360.
11. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, pp. 189–190.
12. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 479–480.
13. K. Sastri, op. cit., pp. XXX–XXXI.
14. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, p. 147
15. Ibid., pp. 139–140.
16. M. Venkataramiah, op. cit., p. 221.
17. S. Cohen, op. cit., pp. 101–102.
18. D. Mudaliar, op. cit., p. 144.
19. M. Venkataramiah, op. cit., p. 393.
20. Ibid., p. 3.
21. Ibid., p. 53.
22. Ibid., p. 534.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОТДАЧА СЕБЯ
1. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 157.
2. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 176.
3. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, w. 722, 731.
Глава 4.Теория само -исследования
1. M. Spenser, „Sri Bhagavan’s letter to Ganapati Muni”, The Mountain Path, 1982, vol. 19, p. 96.
2. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 25.
3. A. Osborne ( редактор ), The Collected Works of Ramana Maharshi, Upadesa Saram, w. 19, 17, 18, p. 85.
4. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 232–233.
5. T. N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, pp. 83– 85.
6. S, Cohen, Guru Ramana, p. 46.
7. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 94–95.
8. Ibid., pp. 154–155.
9. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, w. 42, 613.
10. M. Venkataramiah, op. cit., p. 574.
11. Ibid., pp. 244–245.
12. S. Om ( переводчик ), „Ulladu Narpadu – Kalivenba”, The Mountain Path, 1981, vol. 18, pp. 219–220.
13. S. Om ( переводчик ), The Path of Sri Ramana, Atmavidya Kirtanam, v. 2, p. 45.
14. M. Venkataramiah, op. cit., p. 357.
15. Muruganar, op. cit., v. 756.
16. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 51.
17. Muruganar, op. cit., v. 294.
18. M. Venkataramiah, op. cit., p. 130.
Глава 5.Практика само -исследования
1. S. Abhishiktananda, The Secret of Arunachala, p. 73.
2. K. Sastri, Sal-Darshana Bhashya, pp. III–IV.
3. T. N. Venkataraman (издатель ), Maharshi’s Gospel, p. 87.
4. S. Om, The Path of Sri Ramana, pp. 157, 159, 160, 163.
5. P. Brunton, A Search in Secret India, pp. 156–167.
6. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, pp. 161–162.
7. Ibid., pp. 571–572.
8. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 73.
9. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 43.
10. R. Swarnagiri, Crumbs from his Table, pp. 25–27.
11. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 184–185.
12. Ibid., pp. 463–464.
13. D. Mudaliar, op. cit., p. 31.
14. M. Venkataramiah, op. cit., p. 163.
15. Ibid., p. 27.
16. Muruganar, Guru Vachaka Kouai, v. 399.
17. S. Cohen, Guru Ramana, p. 91.
18. M. Venkataramiah, op. cit., p. 145.
19. D. Mudaliar, op. cit., p. 7.
20. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 582–583.
21. D. Mudaliar, op. cit., p. 76.
22. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 50.
23. M. Venkataramiah, op. cit., p. 550.
24. K. Sastri, op. cit., p. IX.
25. M. Venkataramiah, op cit., p. 470.
26. Ibid., pp. 151–152.
27. Ibid., pp. 332–333.
28. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 35.
29. Muruganar, op. cit., vv. 433, 1232.
Глава 6.Ошибочные представления о само-исследовании
1. S. Om ( переводчик ), „Ulladu Narpadu – Kalivenba”, The Mountain Path, 1981, vol. 18, p. 217.
2. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 162.
3. Ibid., pp. 47–48.
4. Ibid., p. 235.
5. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 68.
6. Ibid., pp. 192–193.
7. M. Venkataramiah, op. cit., p. 221.
8. Ibid., pp. 306–307.
9. D. Mudaliar, op. cit., p. 72.
10. K, Sastri, Sat-Darshana Bhashya, p. VIII–IX.
11. D. Mudaliar, op cit., pp. 280–281.
12. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 464–465.
13.К . Sastri, op. cit., pp. XVII–XIX.
14. T. N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, pp. 73– 74.
15. M. Venkataramiah, op. cit, p. 378.
16. D. Mudaiiar, op. cit., p. 202.
17. M. Venkataramiah, op. cit., p. 229.
18. Ibid., p. 488.
19. „Who”, Maha Yoga, p. 197.
20. D. Mudaliar, op. cit., p. 185.
21. G. Muni, Sri Ramana Gita, ch. 5, v. 2.
22. Это описание дано в Ashtangahridayam , трактате по традиционной индусской медицине, который уже цитировался в этой главе.
23. M. Venkataramiah, op. cit., p. 116.
24. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, w. 251, 261, 257.
Глава 7.Отдача Себя
1. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 285.
2. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 140.
3. Ibid., p. 72.
4. Ibid., p. 30.
5. M. Venkataramiah, op. cit., p. 334.
6. Ibid., pp. 322–323.
7. D. Mudaliar, op. cit., p. 42.
8. M. Venkataramiah, op. cit., p. 49.
9. Ibid., p. 425.
10. Ibid., p. 195.
11. Ibid., p. 175.
12. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, pp. 181–183.
13. M. Venkataramiah, op. cit., p. 69.
14. S. Nagamma, op. cit., pp. 309–310.
15. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, w. 974, 652, 655.
16. M. Venkataramiah, op. cit., p. 219.
17. Ibid., p. 133.
18. Ibid., p. 69.
19. Muruganar, op. cit., w. 658, 657, 521, 520, 721, 1205, 472.
20. S. Nagamma, op. cit., p. 18.
21. Muruganar, op. cit., v. 683.
22. T. N. Venkataraman (издатель ), Maharshi’s Gospel, p. 24.
23. D. Mudaliar, op. cit., p. 157.
24. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 29-30.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ .ГУРУ
1. S. Om, The Path of Sri Ramana, p. 160.
2. A. Osborne, Ramana Maharshi and the Path of Self Knowledge, p. 142.
3. P. Brunton, Conscious Immortality, p. 35.
Глава 8. Гуру
1.Т . N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, pp. 36– 37.
2. S. Natanananda, Spiritual Instruction of Bhagavan Sri Ramana Maharshi, p. 2.
3. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 169.
4. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, pp. 554 –555.
5. „Who”, Maha Yoga, p. 193.
6. S. Natanananda, op. cit., pp. 1 –3.
7. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, p. 161.
8. M. Venkataramiah, op. cit., p. 516.
9. Шри Рамана написал несколько поэтических произведений, восхваляющих Аруначалу. В некоторых строфах он специально отмечает, что Аруначала – как воплощение Абсолюта – был его Гуру, его Бог и его Я.
10. S. Cohen, Guru Ramana, pp. 67–68.
11. M. Venkataramiah, op. cit., p. 46.
12. Ibid., p. 404.
13. Ibid., p. 392.
14. S. Nagamma, op. cit., p. 75.
15. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 240–241.
16. Ibid., p. 281.
17. Ibid., pp. 20–21.
18. Ibid., p. 242.
19. Muruganar, Guru Vachaka Kpvai, w. 270, 248, 799, 800, 324, 290.
20. M. Venkataramiah, op. cit., p. 208.
21. K- Sastri, Sat-Darshana Bhashya, p. V.
22. M. Venkataramiah, op. cit., p. 80.
23. Ibid., p. 124.
24. Ibid., p. 33.
25. Ibid., p. 114.
26. Ibid., p. 181.
27. Ibid., p. 183.
28. D. Mudaliar, My Reminiscences, p. 106.
29. M. Venkataramiah, op. cit., p. 5.
30.Ibid ., p. 136.
Глава 9. Тишина и сат-санг
1. S.О m ( переводчик ), „The Original Writings of Sri Ramana”, Ulladu Narpadu Anubandham, w. 1–5.
2. T. N. Venkataraman (издатель ), Maharshi’s Gospel, p. 16.
3. P. Brunton, Conscious Immortality, pp. 141–142.
4. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, v. 286.
5. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 402.
6. Ibid., p. 501.
7. Ibid., pp. 369–370.
8. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, pp. 34–35.
9. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 200–201.
10. D. Mudaliar, op. cit., pp. 145–146.
11. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 500–501.
12. Ibid., pp. 74–75.
13. Ibid., p. 528.
14. Ibid., p. 135.
15. Ibid., p. 177.
16. Ibid., p. 123.
17. Ibid., p. 572.
18. Ibid., p. 247.
19. Ibid., p. 318.
20. P. Brunton, op. cit., p. 147.
21. M. Venkataramiah, op. cit., p. 461.
22. Ibid., p. 140.
23. Ibid., p. 186.
24. D. Mudaliar, op. cit., pp. 236-237.
25. M. Venkataramiah, op. cit., p. 242.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. МЕДИТАЦИЯ И ЙОГА
1.S .Cohen , Guru Ramana , p. 78.
2. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, v. 691.
Глава 10. Медитация и концентрация
1.R Brunton , Conscious Immortality , p. 176.
2. G. Muni, Sri Ramana Git a, ch. 7, w. 26, 22.
3. S. Om, The Path of Sri Ramana, p. 163.
4. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, pp. 144–145.
5. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, w. 738–739.
6. M. Venkataramiah, op. cit., p. 261.
7. Ibid., p. 429.
8. Ibid., p. 145.
9. Ibid., pp. 255–256.
10. S. Natanananda, Spiritual Instruction of Bhagavan Sri Ramana Maharshi, p. 13.
11. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 256–257.
12. Ibid., p. 514.
13. Ibid., p. 66.
14. S. Cohen, Guru Ramana, pp. 73–74.
15. Ibid., p. 76.
16. M. Venkataramiah, op. cit., p. 337.
17. T. N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, pp. 81– 82.
18. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 169–170.
19. Ibid., p. 28.
20. Ibid., pp. 518-519.
21. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 243.
22. M. Venkataramiah, op. cit., p. 88.
Глава 11. Мантры и джапа
1.Т . N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, p. 25.
2.М . Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 417.
3. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, pp. 146–147.
4. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 416–417.
5. D. Mudaliar, op. cit., p. 147.
6. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, v. 707.
7. M. Venkataramiah, op. cit., p. 376.
8. D. Mudaliar, op. cit., p. 210.
9. Ibid., p. 229.
10. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, pp. 202–203.
11. M. Venkataramiah, op. cit., p. 296.
12. Ibid., pp. 507–508.
13. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 25.
14. Muruganar, op. cit., w. 710, 709.
15. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 2–3.
16. S. Cohen, Guru Ramana, pp. 75–76.
17. G. Muni, Sri Ramana Gita, ch. 7, w. 10, 11.
18. M. Venkataramiah, op. cit., p. 508.
Глава 12.Жизнь в миру
1. R. Swarnagiri, Crumbs from his Table, p. 43.
2. T. N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, pp. 7–8.
3. P. Brunton, Conscious Immortality, pp. 130–131.
4. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, pp. 211– 212.
5. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 50.
6. Ibid., p. 15.
7. Ibid., p. 80.
8. S. Natanananda, Spiritual Instruction of Bhagavan Sri Ramana Maharshi, p. 17.
9. P. Brunton, op. cit., pp. 123–124.
10.Ibid ., p. 133.
11.Ibid ., p . 43. Вопрос об ашраме Шри Ауробиндо взят из ру кописи книги. Он был удален из опубликованной версии.
12.Ibid ., pp. 139 –140.
13.Ibid ., p. 31.
14. „Who”, Maha Yoga, p. 204.
15. S. Nagamma, op. cit., pp. 175–176.
16. P. Brunton, op. cit., p. 32.
17. Ibid., p. 62.
18. M. Venkataramiah, op. cit., p. 20.
19. P. Brunton, op. cit., pp. 11–12.
20. S. Natanananda, op. cit., p. 14.
Глава 13.Йога
1. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 576.
2. Ibid., p. 27.
3. Ibid., p. 178.
4. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, pp. 188–189.
5. Читта-вритти-ниродха – это вторая сутра в Йога-сутрах Патанджали.
6. „Who”. Maha Yoga, p. 194.
7. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 417–418.
8. Ibid., p. 26.
9. S. Natanananda, Spiritual Instruction of Bhagavan Sri Ramana Maharshi, p. 6.
10. M. Venkataramiah, op. cit., p. 134.
11. Murugaflar, Guru Vachaka Kouai, v. 701.
12. D. Mudaliar, op. cit., p. 32.
13. Ibid., p. 47.
14. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, pp. 373–374.
15. D. Mudaiiar, op. cit., pp. 14–15.
16. M. Venkataramiah, op. cit., p. 366.
17. Ibid., p. 576.
18. R. Swarnagiri, Crumbs from his Table, pp. 35–36.
19. „Who”, op. cit., p. 203.
20. M. Venkataramiah, op. cit., p. 584.
21. Ibid., p. 532.
22. Muruganar, op. cit., v. 690.
23. S. Nagamma, op. cit., p. 179.
24. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 599–600.
25. Ibid., p. 414.
26. R. Swarnagiri, op. cit., pp. 30 –31.
27. T. N. Venkataraman (издатель ), Maharshi’s Gospel, p. 34.
28. „Who”, op. cit., pp. 197-180.
29. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 34.
30. M. Venkataramiah, op. cit., p. 484.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ .ОПЫТ
1.М . Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, pp. 116–117.
2. Ibid., p. 123.
Глава 14. Самадхи
1. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, pp. 357–358.
2. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, v. 898.
3. R. Swarnagiri, Crumbs from his Table, p. 42.
4. S. Cohen, Guru Ramana, p. 89.
5. Ibid., p. 88.
6. Ibid., p. 87.
7. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 116.
8. K. Sastri, Sat-Darshana Bhashya, pp. XI–XII.
9. M. Venkataramiah, op. cit., p. 79.
10. S. Cohen, op. cit., pp. 89–90.
11. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, p. 269.
12. Ibid., p. 270.
13. S. Cohen, op. cit., p. 90.
14. T. N. Venkataraman (издатель ), Maharshi’s Gospel, p. 32.
15. Muruganar, op. cit., v. 919.
16. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 381–382.
17. S. Cohen, op. cit., pp. 86–87.
18. Muruganar, op. cit., w. 893, 174.
19. „Who”, Maha Yoga, pp. 202–203.
20. T. N. Venkataraman, op. cit., p. 34.
21. S. Nagamma, op. cit., pp. 239-240.
22. M. Venkataramiah, op. cit., p. 121.
23. Muruganar, op. cit., v. 895.
Глава 15.Видения и психические силы
1. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 357.
2. Ibid., p. 550.
3. Ibid., pp. 423-425.
4. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, pp. 184–185.
5. M. Venkataramiah, op. cit., p. 355.
6. Ibid., pp. 278–279.
7. Ibid., p. 442.
8. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, p. 46.
9. D. Mudaliar, op. cit, p. 232.
10. K. Sastri, Sat-Darshana Bhashya, p. XXII.
11. M. Venkataramiah, op. cit., p. 552.
12. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, v. 1212.
13. M. Venkataramiah, op. cit., p. 578.
14. Muruganar, op. cit., w. 219, 221, 222, 224.
15. S. Cohen, Guru Ramana, p. 100.
16. M. Venkataramiah, op. cit., p. 487.
17.Ibid ., pp. 17 –18.
Глава 16. Проблемы и переживания
1. Т.N .Venkataraman (издатель), Maharshi ’ s Gospel , p . 33.
2. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 314.
3. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 22.
4. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, p. 251.
5. D. Mudaliar, op. cit., p. 193.
6. M. Venkataramiah, op. cit., p. 129.
7. S. Cohen, Guru Ramana, p. 39.
8. D. Mudaliar, op. cit., p. 182.
9. P. Brunton, Conscious Immortality, p. 202.
10. T. N. Venkataraman, op. cit., pp. 43–44.
11. D. Mudaliar, op. cit., pp. 237–238.
12. M. Venkataramiah, op cit., p. 179.
13. Ibid., p. 55.
14. Ibid., p. 549.
15. Ibid., pp. 435–437.
16. D. Mudaliar, op. cit., p. 198.
17. R. Swarnagiri, Crumbs from his Table, p. 36.
18. D. Mudaliar, op. cit., pp. 169–170.
19. M. Venkataramiah, op. cit., p. 394.
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ .ТЕОРИЯ
1. P. Brunton, Conscious Immortality, p. 195.
Глава 17.Теории творения и реальность мира
1. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 132.
2. S. Madhavatirtha, „Conversations with the Maharshi”, The Mountain Path, 1980, vol. 17, p. 211.
3. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, w. 85–86.
4. D. Mudaliar, op. cit., pp. 149–150.
5. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, pp. 612–613.
6. Ibid., p. 341.
7. Ibid., p. 354.
8. Ibid., pp. 36–37.
9. Ibid., p. 432.
10. Ibid., p. 41.
11. S. Cohen, Guru Ramana, p. 65.
12. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, p. 94.
13. Muruganar, op. cit., w. 49, 50, 51, 52, 57.
14. T. N. Venkataraman (издатель ), Maharshi’s Gospel, pp. 63–64.
15. S. Madhavatirtha, „Conversations with Bhagavan”, The Mountain Path, 1981, vol. 18, pp. 154–155.
16. S. Cohen, op. cit., pp. 56–57.
Глава 18.Перевоплощение
1.T. N. Venkataraman (издатель ), Maharshi’s Gospel, p. 41.
2. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, w. 874, 1122, Bhagavan 9.
3. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 235.
4. Ibid., p. 13.
5. Ibid., pp. 191–192.
6. Ibid., p. 55.
7. Ibid., p. 121.
8. Ibid., p. 40.
9. S. Cohen, Guru Ramana, p. 44.
10. Ibid., pp. 41–42.
11. M. Venkataramiah, op. cit., p. 164.
12. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 263.
13. S. Cohen, op. cit., p. 40.
14. T. N. Venkataraman, op cit., p. 27.
15. „Who”, Maha Yoga, p. 196.
16. M. Venkataramiah, op. cit., p. 531.
17. D. Mudaliar, op. cit., p. 221.
18. M. Venkataramiah, op. cit., p. 602.
Глава 19.Природа Бога
1.Т N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, pp. 55– 58.
2. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 333.
3. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, v. 867.
4. M. Venkataramiah, op. cit, pp. 610–611.
5. Ibid., p. 102.
6. Muruganar, op. cit., w. 714–716.
7. Ibid., w. 105–109.
8. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 31–32.
9. Muruganar, op. cit., v. 1191.
10. P. Brunton, Conscious Immortality, pp. 7, 8, 10.
11. M. Venkataramiah, op. cit., p. 268.
12. P. Brunton, op. cit., pp. 180–181.
13. Ibid, p. 187.
14. Muruganar, op. cit., w. 1098, 1099, 194, 195, 196.
15. S. Nagamma, Letters from Sri Ratnanasramam, p. 148.
16. Muruganar, op. cit., v. 930.
17. M. Venkataramiah, op. cit., p. 127.
18. P. Brunton, op. cit., p. 7.
19. Согласно космологии индуизма вся проявленная вселенная периодически погружается в непроявленный Брахман. Это погружение известно как пралайя.
20.M .Venkataramiah , op .cit ., pp. 34 – 35.
21. P. Brunton, op. cit., p. 186.
22. R. Swarnagiri, Crumbs from his Table, p. 44.
23. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, pp. 242-243. 34. Muruganar, op. cit., v. 1207.
Глава 20.Страдание и этика
1. S. Om ( переводчик ), „Ulladu Narpadu – Kalivenba”, The Mountain Path, 1981, vol. 18, p. 218.
2. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 120.
3. T. N. Venkataraman ( издатель ), Maharshi’s Gospel, pp. 51– 52.
4. S. Natanananda, Spiritual Instruction of Bhagavan Sri Ramana Maharshi, p. 27.
5. S. Cohen, Guru Ramana, pp. 47–48.
6. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 388–389.
7. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, vv. 952–954.
8. M. Venkataramiah, op. cit., pp. 593–594.
9. „Who”, Maha Yoga, p. 192.
10. D. Mudaliar, My Reminiscences, pp. 98–99.
11. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, pp. 80–81.
12. Ibid, p. 286.
13. D. Mudaliar, 1970, op. cit, pp. 94–95.
14. Muruganar, op. cit, w. 807, 808.
15. M. Venkataramiah, op. cit, pp. 226–228.
16. Ibid, p. 428.
17. D. Mudaliar, 1977, op cit, pp. 304–305.
18. Muruganar, op. cit, w. 574, 573.
19. D. Mudaliar, 1977, op. cit, p 258
20. S. Nagamma, Letters from Sri Ramanasramam, pp. 151–152.
21. Muruganar, op. cit, v. 791.
Глава 21. Карма , судьба и свободная воля
1. S. Natanananda, Spiritual Instruction of Bhagavan Sri Ramana Maharshi, p. 21.
2. C. Aiyer, „Quotations from the Maharshi”, The Mountain Path, 1982, vol. 19, p. 23.
3. P. Brunton, Conscious Immortality, p. 135.Часть этой цитаты была по невнимательности выброшена из опуб ликованной версии. Приведенный здесь отрывок взят непосредственно из рукописи книги.
4.S .Nagamma , Letters from Sri Ramanasramam , p. 78.
5. M. Venkataramiah (составитель ), Talks with Sri Ramana Maharshi, p. 470.
6. Ibid, p. 462.
7. D. Mudaliar, Day by Day with Bhagavan, p. 222.
8. S. Nagamma, op. cit, p. 171.
9. Muruganar, Guru Vachaka Kovai, v. 703.
10. S. Nagamma, op. cit, p. 65.
11. Muruganar, op. cit, v. 150.
12. D. Mudaliar, op. cit, pp. 295–296.
13. Muruganar, op. cit, v. 697.
14. D. Mudaliar, My Reminiscences, p. 63.
15. S. Nagamma, op. cit, pp. 347–348.
16. M. Venkataramiah, op. cit, pp. 159–160.
17. D. Mudaliar, 1977, op. cit, p. 75.
18. S. Cohen, Guru Ramana, p. 50.
19. D. Mudaliar, 1970, op. cit, pp. 90–91
20. M. Venkataramiah, op. cit, p. 393.
21. D. Mudaliar, 1977, op. cit, p. 230.
Библиографический список
Могилевер О. М. (составитель-переводчик), (1991), Шри Ра–мана Махариш: Весть Истины и Прямой Путь к Себе, Ленинград.
Abhishiktananda (1979), The Secret of Arunachala, New Delhi, ispck.
Aiyer, C. S. (1982), „Quotations from the Maharshi”, The Mountain Path, vol. 19, p. 23.
Brunton, P. (1980), A Search in Secret India, Bombay, BI Publications.
Brunton, P. (1984), Conscious Immortality, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.
Cohen, S. (1980), Guru Ramana, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.
Madhavatirtha, S. (1980), „Conversations with the Maharshi”, The Mountain Path, vol. 17, p. 211.
Madhavatirtha, S. (1981), „Conversations with Bhagavan”, The Mountain Path, vol. 18, pp. 153–155.
Mudaliar, D. (1970), My Reminiscences, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.
Mudaliar, D. (1977), Day by Day with Bhagavan, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.
Muni, G. (1977), Sri Ramana Gita, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.
Muruganar, Guru Vachaka Kovai. Неопубликованный перевод Шри Садху Ома , Тируваннамалай .
Nagamma, S. (1973), Letters from Sri Ramanasramam, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.
Natanananda, S. (1974), Spiritual Instruction of Bhagavan Sri Ramana Maharshi, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.
Om, S. (1980), Guru Vachaka Kovai (Urai), New Delhi, Sri Ramana Kendra.
Om, S. (1981A), The Path of Sri Ramana, Part One, Varkala, Kerala, Sri Ramana Kshetra.
Om, S. (1981B), „Ulladu Narpadu – Kalivenba”, The Mountain Path, vol. 18, pp. 217–220.
Om, S. ( переводчик ), „The Original Writings of Sri Ramana”.Неопубликованный перевод .
Osborne, А . ( редактор ), (1972), The Collected Works of Ramana Maharshi, London, Rider and Company *.
Osborne, A. (1979), Ramana Maharshi and the Path of Self-Knowledge, Bombay, BI Publications **.
Sastri, K. (1975), Sat-Darshana Bhashya, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.
Spenser, M. (1982), „Sri Bhagavan’s Letter to Ganapati Muni”, The Mountain Path, vol. 19, pp. 95–101.
Swarnagiri, R. (1981), Crumbs from his Table, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.
Venkataraman, T. N. (издатель ), (1979), Maharshi’s Gospel, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam ***.
Venkataramiah, M. ( составитель ) (1978), Talks with Sri Ramana Maharshi, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.
„Who” (1973), Maha Yoga, Tiruvannamalai, Sri Ramanasramam.
Центр Самопознания «Аруначала» (С.-Петербург) совместно с Аруначала Ашрама (Нью-Йорк) и Шри Раманашрамом
представляют документальный видеофильм:
«Мудрец Аруначалы: Жизнь и Путь Шри Раманы Махарши»
Заказы на видеофильм и книгу: «Беседы с Шри Раманой Махарши» (том I – С.-Петербург, Экополис и культура, 2002; том ?II – готовится к изданию) можно высылать по адресу:
?
С.-Петербург, 194291, а/я 63, Могилеверу О.М.
?или на сайт в Интернете:
http :// ?www . ramana . narod <. ru /
? ? ?
Указатель
А
абхьяса, 100, 230
авидья, 53, 57 –58, 257
агама карма, 288
адвайта, 107, 246
аджапа, 179
аджата вада, 243 –247
аджняна, 57, 70, 85
аджняни, 56, 63, 65 –74, 244
алкоголь, употребление его, 194–195
амританади, 197
Ананда, 32, 41, 46, 51, 59-60, 231–232, 234; см. также Атман как Счастье
Апарокша Анубхути, 205
Арджуна, 187, 206
Аруначала, 19, 20, 140
асана, 196, 205 –206
астрология, 294
Атман, 31 –46, 58– 62, 83 –84, 239, 248;
вечен, 112, 221;
вечно присутствующий, 35, 149;
всегда переживается, 42, 45, 51, 58, 60, 101, 115, 144, 232;
единственно существует, 44, 55, 66, 78, 232;
есть единственная Реальность, 100, 113, 207, 227;
забывчивость Его, 53, 56, 85, 131, 238, 251,259;
знание Его, 37, 51, 54, 85–86, 105, 132, 152, 226, 227, 295;
как Бог, 52, 138, 145, 267–270;
как Бытие, 54, 105, 165, 207, 209, 222, 250, 281;
как Гуру, 137 – 141, 143 –145, 147 – 149;
как Любовь, 130;
как Мир, см. Мир;
как свидетель, 39;
как Сердце, 42– 43, 117 –120, 170 – 171;
как Сознание, 48, 68, 83, 84, 96, 180, 222, 255;
как существование, 52, 54, 58, 60, 77, 166, 262;
как Счастье или Блаженство, 42, 60, 168, 232, 235, 238, 252, 261, 279, 280 –281;
как Тишина, 36;
Как Я, 52, 58, 62, 84, 88, 91, 95, 105, 106, 112, 171 –173, 218, 269, 270– 271;
неведение Его, 56, 102, 137, 147, 166;
ничто не отделено от Него, 37, 48, 55, 62, 149, 166, 187, 191;
определение Его, 31;
превосходит время и пространство, 60–62, 118, 148, 238, 244, 248–249, 261–262;
препятствия для реализации Его, 56, 103;
природа Его, 31–43;
реализация Его, см. Само-реализация;
созпаваиие Его, см. Само-сознавание
Атма сварупа, 52; см. также сварупа
Ауробиндо (Шри), 142
Ауробипдо Ашрам (Шри), 106, 191
Ахам Брахмасми, см. «Я семь Брахман»
ахамкара, 80, 282
ахам-вритти, см. «я»-мысль
Ахам спхурана, 202
ахимса, 194
Аштангахридаям, 116
ашрамы, 184
Б
баддха, 63
Библия, 177
Блаватская Е. П., 262
блаженство, см. Ананда
Бог, 32, 105, 112, 113, 121–134, 137, 138, 172, 181, 186, 187, 208, 223–227, 239, 247–248, 260, 267–276, 277, 280, 282–286, 289, 290; см. также Ишвара; см. Атман как Бог
Бодрствование, сон и глубокий сон, см. три состояния сознания.
Брахман , 32, 34, 41, 62, 63, 94, 107, 111, 171–172, 225, 250–251, 270, 285, 287, 290; см. также «Я есмь Брахман »
Брахма-сварупа, 34; см. также сварупа
брахмачари, 191
брахмачарья, 184
буддизм, 260
буддхи, 80
Бхагавадгита, 127, 198, 206, 234, 269
Бхагаватам (Шри), 59, 132
бхакти, 122, 126, 130, 296; см. также преданность; см. Любовь; см. отдача
бхеда бхава, 59
Бытие, 48, 49–52, 105, 125, 221; см. также Атман как Бытие; см. Атман как существование
В
Вайкунтха, 225, 274
вайрагья, 93, 134
васаны, 45, 56, 92, 93, 103, 123, 157, 204, 213, 239
веданта, 107, 205, 246, 248
Веды, 249, 274
Вивекананда (Свами), 153, 156
Вивекачудамани, 73
видения, 221–225, 272
видеха мукта, 72
виджняна-майя-коша, 65
Видьяранья, 39
видящий и видимое, 36, 66, 95, 224, 227, 247
вичара, см. само-исследование
воли свобода, 294–296
время, 60–61, 117, 148, 261, 263, см. также Атман превосходит время и пространство
Вриндаван, 223
вритти, 82
Г
Гаудапада, 246
гаятри, 169, 179
голодание, см. пост
Голос Безмолвия, 262
Гуру, 135–149, 153, 154, 157–159, милость его, см. Милость; необходимость его, 137, 201
Д
Дакшинамурти, 150, 153–156
Даттатрея, 142, 145
двойственность, 35, 129, 232
десять глупцов, притча о них, 50–51
дехатма буддхи, 37, 68, 78, 85-88, 238, 258 – 262, 266, 280
Джада Бхарата, 263
Джанака, 87
джапа, 115, 123, 174 –183, 235, 292
джива, 56, 80, 116, 140, 260, 264, 274
дживанади, 197, 204
дживанмукти, 72
джняна, 33, 57, 62, 63, 70, 71, 75, 82, 93, 226, 265, 273. 280, 282 , 286, 295
джняна-дришти, 61
джняна, 33, 37, 49, 63–74, 155, 202, 203, 281, 293;
действия его, 68, 69, 73,
действует только для других, 72;
его восприятие мира, 65, 207, 244;
его восприятие различии, 70, 71,
есть Сердце, 64, 65,
не делатель, 70, 293,
не имеет ума, 68,
не тело, 69;
подобен зеркалу,72,
сны его, 67,
чувство равенства у него, 71
диета, 185, 193
дикша, 153, 156
дришти-сришти-вада, 245–249
дхарана, 196, 200
дхьяна, см. медитация
дэвы, 275
Е
естественное состояние, см. сахаджа стхити
З
Знание, Самопознание, см Атман, см. также джняна
И
Иегова, 270
имя и форма, 41, 140, 175, 207, 255
индивидуальность, 64, 77, 78, 264, 280, 295
Индралока, 225
Ишвара, 69, 128, 145, 223, 268, 272–275, 289
Й
йога, 95, 161, 196-208, 214, 219, 237, 239
йога-брашта, 265
Йога-Васиштха, 81
Йога-нидра, 98
Йога-сутры, 221
К
Кайвалья, 143
Кайласа, 225, 274
карма, 68, 74, 128, 207, 208, 265, 288–295
карма-йога, 198, 206–208, 292
кевала нирвикальпа самадхи, 209–216
киноэкран, аналогия с ним,38, 55, 66, 256
концентрация, 143, 168, 170–173, 200; см. также медитация
кохам, см. «Кто я?»
крама-сришти, 249
Кришна (Шри), 132, 187, 206, 223
Кришнамурти Д., 142
«Кто я?», 88–89, 91–95, 96, 103, 107, 110, 111, 113, 114, 119, 132, 165, 203, 222, 241, 292, см. также само-исследование
кумбхака, 201
кундалини, 197, 202, 203
курение, 194
Л
лайя, 215, 232
лила, 54, 246
Любовь, 129, 186, 276, 282, 296; см. также Атман как Любовь
М
майя, 54–57, 250, 251
манана, 57
Мандукья Упанишада, 219
манолайя, 97–99
манонаша, 98, 238
мантра, 104, 107, 111, 114, 172, 174, 176–179, 182–183, 201, 226, 236, 292
мауна, см. Тишина; см. также Молчание
махавакья, 182
медитация, 86, 93, 94, 113, 118, 132, 138, 140, 161-173, 175, 192, 196, 200, 201, 215, 218, 219, 224, 235, 238, 282
Милость, 59, 125, 131, 135, 138, 140, 141, 144–149, 153, 156, 157
Мир, 41, 45, 125, 127, 146, 154, 158, 219, 224, 225, 228, 296
мир, реальность его, см. ум как причина мира; см. также реальность мира
Молчание, 152–156
мукта, 64
мукти, см. Освобождение
мысли, отвержение их, 91–92
Н
пади, 197, 203, 239
Намдэв, 175, 176
наша, 216
не- Атман, 45, 52, 178, 235, 248
неведение Атмана, см. Атман, см.. также авидья
нивритти, 190
нидидхьясана, 57
нияма, 196, 287
нэти-нэти, 108, 110
О
оджас стхана, 116
ожерелье, аналогия с ним, 60–61
отдача себя, 121–134, 142, 144, 147, 174, 199, 208, 296;
то же, что и само-исследование, 121, 122, 126–127
отречение, 185, 186, 189
П
Панчадаси, 39
паранади, 197
Патанджали, 72, 221, 225
перевоплощение, 258–266, 294
переживание, 209, 229
перерождение животным, 262–263
посвящение, см. дикша
пост, 192
почитание, 130, 131, 276, 282
праджняна, 65
пралайя, 275
прамада, 22; см. также Атман, забывчивость Его
прана, 183, 202, 203, 249
пранаяма, 179, 196, 200, 201
прарабдха, 69, 288, 289, 292, 293
пратьякша, 194, 222, 224
преданность, 75, 122, 130, 133, 147; см. также бхакти; см. Любовь; см. отдача; см. почитание
пространство, 60, 148, 262
пурака, 201
Пуруша Сукта, 170, 270
Р
раджа-йога, 196, 199, 214
раджас, 65, 185, 190, 237
Рамакришиа (Шри), 223
распятие Иисуса, 262
Реализация, см. Само-реализация
Реальность 34, 88, 209, 217, 227, 250, 254, 259, 276, 280, см. также Атман есть единственная Реальность,
мира, 67, 244, 250–257, 273; см. также ум как причина мира
речака, 201
Ромен Роллан, 217
С
савикальпа самадхи, 212–214
Садгуру, см. Гуру
садхана, 59, 87, 88, 103, 115, 134, 232, 235
Садхана Панчакам, 128
самадхи, 135, 157, 167, 183, 187, 196, 200, 204, 206, 211 – 220, 226, 234, 257
само-внимание, 90, 122, 163, 188, 19
само-исследование, 164-166, 168, 170, 177, 178, 189, 197, 199, 203, 204, 205, 230, 231, 236, 287, 292, 296; см. также «Кто я?»;
когда его проводить, 90, 93–94, 104;
необходимость его, 79, 80–84, 86-88;
ошибочные представления о нем, 107–120;
практика его, 78-81, 82, 89–106, 107–120;
превосходит другие методы, 86–88, 112, 113, 172;
теория его, 77–88;
цель его, 104
Само-реализация, 31, 35, 44, 45, 58, 63, 69, 77, 85–86, 100, 121, 123, 130, 132–133, 137, 146–148, 158, 163–165, 174, 177, 183–185, 197, 207, 218, 223, 224–226, 240, 250, 258, 267, 278, 289, 292
Само-сознавание, 31, 44, 77, 104, 117, 137, 163, 211–212, 255
самсара, 84, 271
самскары, 37, 58, 205, 264, 286
санчита карма, 265, 288, 290, 291
сат-санг, 150–151, 157-159, 189
саттва, 185, 193, 234, 237
сахаджа нирвикальпа самадхи, 211–218
сахаджа стхити, 33, 62, 181, 183, 220, 230
сахасрара, 170, 197, 203, 204
сварадж, 208
сварупа, 34, 36, 93, 130, 141
Сварупанаида, 154
свидетель, 39, 190, 217
Сердце, 32, 56, 84, 92, 102, 108, 116–120, 159, 161, 168, 170–172, 175, 177, 201, 204, 206, 223, 235, 264, 270, 273, 276, 280;
как Брахман, 42,
как источник «я»-мысли, 119;
как Сознание, 43,
как центр всего, 42–43, 116,
медитация на Нем, 109; см. также хридаям
секс, 191–192
Сердечный центр, 108, 116–120, 197;
Сознание, 34, 39, 41, 47–49, 56, 65, 83, 84, 95–96, 106, 117, 213, 219–220, 229-231, 233-234, 252, 257, 261, 273, 285, 293;
космическое, 46; см. также Атман как Сознание; см. три состояния сознания
Сократ, 59
сон глубокий, 82, 98, 99, 100, 119, 166, 181, 212, 233
социальная служба, 282
сохам, 113, 124, 179, 270
сиддхи, 219, 221, 225–228
спокойствие, 45, 105, 113, 201, 212, 217
сришти-дришти-вада, 245, 247
страх, 232, 233
страдание, 277–284
судьба, 189, 226, 294–296
сушумна, 197, 202–204
существование, см. Атман как существование; см. также Атман как Бытие
Счастье, см. Ананда; см. также Атман как Счастье
Т
тамас, 65, 185, 237
Таттварайя, 154
творения теории, 208, 243–250, 260, 271–273
тело грубое, 81;
причинное, 81–83,
тонкое, 81–83
Теософия, 262, 263
Теософское общество, 138
Тишина, 34, 36, 125, 131, 154, 157, 217, 220, 284, 285
три состояния сознания, 33, 38–40, 47–49, 67–68, 161, 220, 233, 253–254, 260, 283
турия, 33, 39, 67, 213–214
турия авастха, см. турия
туриятита, 33, 67, 273
У
уединение, 189–190
Улладу Нарпаду Анубандхам, 151
ум, 125, 132, 168, 189–194, 199–201, 203, 212, 215, 236, 237, 263–265, 276;
как препятствие для Само-реализации, 87, 187, 268,
как причина мира, 62, 100, 203, 244, 250–256, 265, 277, 285;
контроль его, 100, 199, 200;
космический, 84;
несуществование его, 77, 81, 97, 101, 215, 262;
природа его, 40, 56, 58, 77, 80 – 81, 82 – 85, 91, 97, 99, 100, 105, 166, 167, 180;
разрушение его, 85;
уничтожение его, 58, 101, 215, 277
Ф
Философия Божественного Имени, 175
X
хатха-йога, 171, 196, 204, 205
Ч
Чайтанья, 187
чакры, 170, 197, 200
Чандралока, 225
читта, 80
читта вритти ниродха, 100, 199
чит-джада-грантхи, 83, 203
Ш
шакти, 202-203, 270, 290
Шанкара (Шри), 73, 128, 159, 246, 250, 286
Шива, 20, 165, 222, 274
Шивалока, 274
шивохам, 113
Ширди Сай Баба, 143, 175, 301
шравана, 57
Шри Рамана Гита, 163, 203
Э
эго, 36 –38, 52–53, 56, 80 –85, 96, 103, 105, 152, 166, 181, 197, 211, 221, 227, 232, 262, 265, 273, 277 , 283–286, 296;
джняни, 65;
как «я»-мысль, 58, 80;
связь эго с Атманом, 39–41, 52, 55, 58, 96;
три тела его, 81;
уничтожение его, 85, 124, 271;
функция его, 83
Ю
югапат-сришти, 248
Я
«Я есмь», 75, 86–87, 119, 125, 172, 217, 222, 269, 270
«Я есмь Брахман», 107, 112, 113, 165, 171, 270
«я есмь»-ность, 64, 82, 170
«я», индивидуальное, см. ум; см. эго; см. также «я»-мысль
Я, есть имя Бога, 179, 269–271;
как Атман, см. Атман как Я; см. также «Я есмь»;
повторение Его, 79, 178–179
Яма, 196
«я»-мысль, 36, 49, 65, 78–83, 89–92, 99, 102, 105, 108–112, 115, 121–123, 155, 171, 173
«я не делатель», 129, 185, 187–190, 198, 206, 237, 278
«Я есть тело», идея, см. дехатма буддхи