Шри Рамана Махарши. Глава 19. Природа Бога

На первый взгляд заявления Шри Раманы о Боге кажут­ся насквозь противоречивыми: в одном случае он мог ска­ зать, что Бог ничего не совершает, а в другом – что ниче­го не случается без Его воли. Иногда он говорил, что Бог – это не что иное, как представление ума, тогда как в другое время утверждал, что Бог есть единственно существующая Реальность.

Эти противоречия в значительной степени являются от­ражением различных уровней понимания, которые он встре­чал у задающих вопросы. Почитавшим личность Бога часто давались антропоморфные объяснения. Им говорилось, что Бог сотворил мир, что Он поддерживает его своей божест­венной силой, что Он присматривает за нуждами всех его обитателей и что противоречащее Его воле никогда не слу­чится. С другой стороны, тем, кого такая теория не привле­ кала, он говорил, что все подобные идеи о Боге и Его си­ле являются творениями ума, только затемняющими подлин­ное переживание Бога, которое неотъемлемо присуще каж­дому.

На высочайшем уровне его Учения термины «Бог» и «Ат­ман» – синонимы всепроникающей Реальности, которая об­ наруживается Само-реализацией. Таким образом, постижение Атмана есть постижение Бога, проявляющееся для искате­ля не переживанием Бога, но, скорее, пониманием, что он есть Бог. Для этого конечного уровня высказывания Шри Раманы о природе Бога можно резюмировать следующим об­разом:

1. Он имманентен и бесформен; Он есть чистое Бытие и чистое Сознание.

2. Проявление выступает в Нём и посредством Его силы, но Он не творец. Бог никогда не действу­ет. Он просто ЕСТЬ. У Него нет ни воли, ни жела­ния.

3. Отдельное бытие – это иллюзия, что мы не тождественны с Богом; то, что остаётся после рас­сеивания этой иллюзии, есть Бог.

На более низком уровне он говорил об Ишваре, высо­чайшем личном Боге индуизма, о том, что Ишвара выступа­ет как реальное существо только до тех пор, пока человек воображает себя отдельной личностью. Если отдельное бытие существует, то существует и Бог, наблюдающий за активностями вселенной; в отсутствие индивидуальности Ишвара не существует.

Кроме Ишвары, в индуизме имеется множество божеств, напоминающих богов и демонов норвежской и греческой ми­фологий. Эти божества являются главной особенностью мас­сового индуизма, и их реальность до сих пор широко при­нимается. Шри Рамана многих удивлял, говоря, что такие существа так же реальны, как и верящие в них люди. Он допускал, что после Реализации они разделят судьбу Ишва­ры, но до этого они, по его словам, будут занимать важные посты в космологической иерархии, наблюдая за делами это­го мира.

И: Бога описывают как проявленного и непроявленного. В первом случае говорят, что Он включает мир как часть Своего Бытия. Если это так, то мы как часть этого мира должны были бы легко познать Его в проявленной форме.

М: Прежде чем решать вопросы, касающиеся природы Бога и мира, познайте себя.

И: Мое самопознание включает познание Бога?

М: Да, потому что Бог – внутри вас.

И: Что же тогда стоит на пути познания мною себя или Бога?

М: Ваш блуждающий ум и извращенный образ жизни.

И: Бог – это личность?

М: Да, Он всегда первое Лицо, Я, постоянно стоящее перед вами, но из-за того, что вы отдаёте предпочтение мир­скому, кажется, что Бог удалился от вас. Если же вы всё отбросите и будете искать только Его, то Он один останет­ся как Я, Атман1.

И: Бог – в стороне от Атмана ?

М: Атман – это Бог. «Я есмь» – это Бог. Такой во­прос возникает потому, что вы привязаны к эго. Он не под­нимется, если вы держитесь за истинное Я, ибо Оно не хо­чет и не может о чем-либо спрашивать. Если бы Бог был в стороне от Я, то Он должен был бы быть Богом без Я, а это абсурдно2. Бог, который кажется человеку несуществу­ющим, один единственно существует, в то время как инди­видуальность, считающаяся реальной, никогда (в действитель­ности) не существует. Мудрецы говорят, что то состояние, где познаётся собственное небытие [шунья], одно есть ве­ликолепное высочайшее Знание3.

Сейчас вы думаете, что являетесь индивидуальностью, что имеется вселенная и Бог пребывает вне космоса. Поэтому есть идея «отделенности». Она должна уйти, ибо Бог не от­делен от вас или космоса. Гита утверждает то же.

Я есмь Атман, о Гудакеша,

В сердце каждого существа

Я пребываю,

Я – начало и середина,

А также конец всех существ.

(Бхагавадгита, X : 20).

Таким образом, Бог живет не только в сердце каждого.Он – опора всех, источник всех, всеобщее местопребыва­ние и финал. Всё исходит из Него, пребывает в Нем и окон­чательно растворяется в Нем. Следовательно, Он не нахо­дится в стороне.

И: Как мы должны понимать следующую выдержку из Гиты: «Весь этот космос составляет частичку Меня»? *

М: Это не означает, что какая-то маленькая часть Бога отделяется от Него и формирует вселенную. Действует Его шакти [сила], и в результате одной фазы подобной актив­ности космос проявляется. Похожим образом и утверждение в Пуруша-Сукте: «Все существа составляют одну ногу Его» – совсем не имеет в виду, что в Брахмане есть несколько ча­стей.

И: Я это понимаю. Брахман, конечно, неделим.

М: Суть в том, что Брахман есть всё и остается неде­лимым. Он всегда реализован, однако человек не сознаёт это и должен прийти к такому знанию. Знание подразумевает преодоление препятствий, которые мешают открытию вечной истины, что Атман тождествен Брахману. Эти препятствия, взятые вместе, формируют вашу идею об отделенности, как индивидуальности4.

И: Бог – это то же, что и Атман ?

М: Атман известен каждому, но не отчетливо. Вы все­гда существуете. Это Бытие есть Атман. «Я есмь» – имя Бога. Из всех определений Бога действительно нет лучше библейского утверждения «Я есмь то Я есмь» в третьей гла­ве книги «Исход» *. Имеются другие формулировки, такие, как Брахмаивахам [Брахман есмь Я], Ахам Брахмасми [Я есмь Брахман ] и сохам [Я есмь Он]. Но ни одно не явля­ется столь непосредственным, как имя Иегова, означающее «Я есмь». Абсолютное Бытие таково, каково есть. Оно есть Атман. Оно есть Бог. Познанием Атмана познаётся Бог. В сущности, Бог есть не что иное, как Атман5.

И: Бога познают под множеством различных имен. Имеются ли для какого-нибудь из них доказательства?

М: Среди многих тысяч имен Бога ни одно так не соот­ ветствует Богу, пребывающему в Сердце, лишенному мысли, не является таким точным, подходящим и прекрасным, как Я, или «Я есмь». Из всех известных имен Бога имя «Я – Я» одно зазвучит триумфально после уничтожения эго, возникая словно безмолвное высочайшее Слово [мауна-пара-вак] в пространстве Сердца тех, кто обращен к Атману. Даже если человек непрерывно медитирует на этом имени «Я – Я», внимая чувству «я», то оно погрузится в источник воз­никновения мысли, уничтожая эго – зародыш, сочлененный с телом6.

И: Каковы отношения между Богом и миром? Бог творит мир или только поддерживает его?

М: Все существа, чувствующие и не чувствующие, со­вершают свои действия исключительно благодаря простому присутствию солнца, которое всходит без какого-либо его желания. Подобным образом все действия выполняются Гос­ подом без волевого усилия или желания с Его стороны. Толь­ко при свете солнца увеличительное стекло создает огонь, распускается бутон лотоса, водяная лилия закрывается и все бесчисленные творения совершают действия и отдыхают.

Порядок в огромном множестве миров поддерживается простым присутствием Бога, так же, как иголка движется в магнитном поле, как при свете луны лунный камень выделя­ет воду, распускается водяная лилия, а лотос закрывается.

Просто в присутствии Бога, не имеющего даже малейше­го желания, живые существа, занятые бесчисленными актив­ностями, после вступления на множество путей, к которым они приводятся в соответствии с их собственными кармами, в конечном счете осознают тщетность действия, поворачива­ются обратно к Атману и достигают Освобождения.

Деятельности живых существ никоим образом не задева­ют Бога, который превосходит ум, так же как активности мира не влияют на солнце и качества четырех Великих эле­ментов [земля, вода, огонь, воздух] не влияют на безгранич­ный эфир7.

И: Почему самсара – творение и ограниченное про­явление – так полна горя и зла?

М: Божья воля!

И: Почему Бог так проявляет волю?

М: Непостижимо. Такой Силе невозможно приписать ни­какого мотива – ни желание, ни стремление достичь не ут­верждаются этим единым бесконечным, всезнающим и все­могущим Существом. Бог не затрагивается действиями, про­исходящими в Его присутствии. Сравните это с солнцем и мирскими активностями. Нет смысла приписывать ответст­венность и побуждение Единому, прежде чем Оно становит­ся множеством8.

И: Всё происходит по воле Бога?

М: Никто не может что-либо противопоставить Плану всемогущего Бога. Поэтому лучше всего оставаться безмолв­ным у Стоп Бога, удаляющих все беспокойства нечистого, несовершенного и нереального ума9.

И: Существует ли особый Ишвара [личный Бог], на­граждающий за добродетели и наказывающий за греки? Есть ли Бог?

М: Да.

И: На кого Он похож?

М Ишвара обладает отдельным бытием в уме и теле, которые тленны, но в то же время имеет также трансцен­дентальное сознание и внутреннее освобождение.

Ишвара, личный Бог, верховный творец вселенной, дейст­вительно существует. Но это справедливо только с относи­ тельной точки зрения тех, кто не постиг Истину, кто верит в реальность индивидуальных душ. С абсолютной точки зре­ния Мудрец не признает никакого другого Бытия, кроме без­личного Атмана, единого и бесформенного.

Ишвара имеет физическое тело, имя и форму, но не столь грубое, как это материальное тело. Тело Ишвары мож­но наблюдать в видениях в форме, создаваемой преданным почитателем. Формы и имена Бога многочисленны, различ­ны и отличаются у каждой религии. Его Суть та же, что и у нас, ибо Атман един и бесформен. Следовательно, фор­мы, которые Он принимает, являются лишь творениями, или кажимостями.

Ишвара всепроникающ, присущ каждому человеку и каж­дому объекту во вселенной. Всё количество предметов и су­ществ учреждает Бога. Есть Сила, маленькая частичка кото­рой становится всей этой вселенной, а остальное – скрыто. Обе – скрытая Сила плюс проявленная как материаль­ный мир Сила – вместе составляют Ишвару10 .

И: Таким образом, в конечном счете Ишвара нереален?

М: Существование Ишвары следует из нашего понимания Ишвары. Давайте сначала познаем, чье оно. Это понимание будет только соответствием тому, кто понимает. Найдите, кем вы являетесь, и остальные проблемы решатся сами собой11.

Ишвара, Бог, творец, личный Бог – последняя из нере­альных форм, которая должна уйти. Только абсолютное Бы­тие реально. Следовательно, не только мир, не только эго, но также и личный Бог – нереальны. Мы должны отыскать Абсолют – никак не менее12.

И: Вы говорите, что даже высочайший Бог всё еще только идея. Это означает, что Бога нет?

М: Нет, Ишвара существует13.

И: Он существует в каком-то особенном месте или форме?

М: Если человек – форма, то даже Атман, Источник, который есть Господь, также появится в форме. В против­ном случае, поскольку тогда не может быть знания чего-ли­бо другого, верно ли утверждение, что Бог имеет форму? Бог принимает любую форму, воображаемую почитателем при многократном размышлении в продолжение медитации. Хотя таким образом Он допускает бесчисленные имена, одно лишь реальное бесформенное Сознание – Бог.

Что касается Его местообитания, то нет иного места для пребывания Бога, кроме Сердца. Только благодаря иллюзии, вызванной эго, или мыслью «Я есть тело», царство Бога представляется расположенным где-то в другом месте. Будь­те уверены, что царство Божие – Сердце.

Познайте, что вы есть совершенный сияющий Свет, кото­рый не только делает возможным существование царства Бо­жьего, но также позволяет ему быть видимым, словно какие-то замечательные небеса. Это Знание одно и есть джняна. Следовательно, царство Божие – внутри вас. Безграничное пространство туриятиты [по ту сторону четырех состояний, то есть Атман], которое внезапно воссияет во всей своей полноте внутри Сердца превосходно подготовленного искателя в период совершенного поглощения ума как свежее и ранее не известное переживание, есть редко достижимая и истинная Шива-лока [царство Божие], сияющая светом Атмана14.

И: Говорят, что джива [индивидуальность] подвластна злым воздействиям иллюзии, таким, как ограниченные пред­видение и знание, в то же время Ишвара имеет всеохваты­вающие Взгляд и Знание. Кроме того, утверждают, что джива и Ишвара становятся тождественными, если человек отбрасывает свои ограниченные видение и знание. Не следу­ет ли и Ишваре тоже отказаться от своих, особых черт – всепроникающего Видения и Знания? Они тоже являются иллюзиями, не так ли?

М: В этом ваше сомнение? Сначала отбросьте свое соб­ ственное ограниченное видение, и тогда будет достаточно вре­мени, чтобы думать о всеохватывающих чертах Ишвары. Прежде всего откажитесь от своего ограниченного знания. Почему вы беспокоитесь об Ишваре ?Он сам позаботится о Себе. Разве у Него меньше возможностей, чем у нас? По­чему нас должно тревожить, обладает ли Он всепроникаю­щим Взглядом и Знанием? Это действительно великая вещь, если мы можем присмотреть за собой15.

И: Но Бог знает всё?

М: Веды провозгласили Бога всезнающим только для тех, кто невежественно считает себя людьми малого знания. Но если человек достигает и познаёт Его тем, кем Он действи­тельно является, то обнаружит, что Бог ничего не знает, ибо Его природа есть вечнореальное Целое и нет другого для по­знавания16.

И: Почему религии говорят о Богах, небесах, аде и т. п.?

М: Единственно для того, чтобы люди осознали, что они живут наравне с этим миром и только Атман реален. Ре­лигии соответствуют возможным точкам зрения искателя17.

И: А Вишну, Шива и другие Боги существуют?

М: Индивидуальные человеческие души – не единствен­ные известные существа18.

И: И их священные местообитания – Кайласа или Вайкунтха – реальны?

М: Так же реальны, как и вы в этом теле.

И: Они, подобно моему телу, обладают феноменаль­ным существованием? Или же это чистые выдумки, как рога зайца?

М: Они действительно существуют.

И: Если так, то они где-то должны быть. Где они?

М: Люди, видевшие их, говорят, что Кайласа и Вайкунт­ха где-то есть. Поэтому мы должны принять такое утвержде­ние.

И: Где же они существуют?

М: В вас.

И: Тогда это только идея, которую я могу создать и контролировать?

М: Всё подобно этому.

И: Но ведь я могу сотворить чистые фикции, на­пример рога зайца, или только частичные фикции, на­пример мираж, в то время как имеются также факты, не зависимые от моего воображения. Боги Ишвара или Вишну существуют таким образом?

М: Да.

И: Подвержен ли Бог пралайе19 [космическому раство­рению]?

М: Почему Он должен быть подвержен? Человек, осо­знавший Себя, превосходит космическое растворение и ста­новится освобожденным. Что тогда говорить об Ишваре, ко­торый бесконечно мудрее и способнее?

И: Подобным образом существуют дэвы [ангелы] и писачи [черти]?

М: Да20.

И: Каково положение этих божеств относительно Атмана?

М: Шива, Ганапати и другие божества, подобные Брах­ме, существуют только с человеческой точки зрения; то есть если вы считаете свое личное «я» реальным, то они также существуют. Как правительство для ведения дел располага­ет администрацией высокого ранга, так и Творец. Но с точ­ки зрения Атмана все эти боги – иллюзорны и сами долж­ны поглотиться единой Реальностью21.

И: Когда бы я ни почитал Бога с именем и формой, я чувствую искушение мыслить, нет ли здесь ошибки в ограничении беспредельного и придании формы бесфор­менному. В то же время чувствую, что не могу посто­янно поклоняться Богу без формы.

М: Пока вы отзываетесь на имя, какие могут быть воз­ражения вашему почитанию Бога с именем или формой? По­клоняйтесь Богу с формой или без нее до тех пор, пока не познаете, кто вы есть22.

И: Мне трудно верить в личность Бога. Фактичес­ки я нахожу это невозможным. Но я могу верить в без­ личного Бога, божественную Силу, которая правит ми­ ром и направляет его. Для меня было бы огромной по­мощью даже в моей работе врача, если бы эта вера воз­росла. Могу я узнать, как ее увеличить?

М: Верят в неизвестное, но Атман самоочевиден. Да­же величайший эгоцентрист не в состоянии отрицать свое собственное существование, другими словами, не отрицает Себя. Вы можете называть конечную Реальность любыми именами, которые вам нравятся, и говорить, что верите в Нее или любите Её, но кто здесь не верит в свое собствен­ное существование или не любит себя? А это так, потому что вера и любовь являются нашей истинной природой23.

И: Значит, мне не следует иметь какого-либо пред­ставления о Боге?

М: Только пока есть другие мысли в Сердце, в Нем мо­жет быть мысль о Боге, зачатая человеческим умом. Разру­шение даже этой мысли о Боге, обусловленное разрушением всех остальных мыслей, одно есть безмысленная мысль – истинная мысль Бога24.