Курлов Г.П. - Путь к Дураку. Философия Смеха.       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ШАГ В НАСТОЯЩЕЕ. ОБРЕТЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ

... Скажите , а вы не боитесь привидений ?

Судя по тому , что о страхе мы с вами уже говорили неоднократно , - в наших играх вы его в разных вариантах принимать научились , - то предполагается , что вряд ли ...

Тогда спросим по-другому : какие чувства они вызывают у вас , привидения-то ? Какие чувства могут вызвать существа , а точнее даже - сущности или « элементали », как их ещё называют из-за их примитивности , « увязшие » в плотных земных слоях , остановившиеся в своём посмертном движении , приклеившись нереализованной жаждой жизни к тому , что для них уже недоступно ? К тому . что они ещё могут созерцать , тоску о чём они могут ещё испытывать , но с чем совершенно не в состоянии больше взаимодействовать ?

Они видят своих близких , но поговорить с ними не могут , они видят цветы , но не в силах вдохнуть их аромат , они видят изысканные лакомства , но и это не для них . На их глазах целуют и любят друг друга , они ещё помнят всю прелесть этого , но увы - бесплотные руки проходят незамеченными сквозь некогда любимое тело и не могут ощутить его ...

Вам не жалко их ? Или , может , вы испытываете некое чувство брезгливости , представляя эту бесплотность , эту « нежить », которая « по-человечески » и пожить-то не может ?

Скажите , а вы не боитесь привидений ?.. Почему бы вам не сказать в ответ , недоуменно пожав плечами : « А чств нас бояться ?..»

Ах да , как же это мы забыли , ведь вы же - люди ... да , да - человеки ... И должны звучать гордо ... Ну так и звучите , чего же вы ?.. Что ж вы все по-привидсньи-то ...

Ведь вы не бесплотны , как дух , вам доступна радость всех человеческих ощущений , но где же она , радость-то ? Ваша жизнь , как бледная тень реальности , скользит мимо , мало воспринимаемая и практически не замечаемая вами ... Согласитесь , мы разучились чувствовать , разучились радоваться окружающему нас , да что там - мы его попросту и не видим . Нас будто и нет в настоящем , тело - вот оно , а где же в этот момент наше сознание , нави мысли , наши ощущения ?

Раз нас нет для настоящего , то , значит , и настоящего ас существует для нас - так чем же мы лучше привидений ?

Оглянитесь вокруг : « Как прекрасен этот мир , посмотри ...» -Поскорее , пока вы действительно не стали ещё бесплотным духом , вдохните полной грудью свежесть утреннего восхода , запах летней грозы ... Заройтесь лицом в охапку луговых цветов , и вовсе не обязательно их для этого срывать !.. Утоните в бездонности глаз милого вам человека , впитывайте в себя звук его голоса , вкус его губ ... Бегите по холодной росистой траве босиком ; танцуйте , смеясь , под дождём , сглатывая его капли , стекающие по лицу ; ощущайте каждое бесценное мгновенье полнокровной жизни как Божий дар , который вы не имеете права разменивать на суету ...

Вспомните пронзительные своей простой глубиной слова популярной некогда песни :

« Закрой глаза и подожди ,

и ты услышишь ,

как где-то тёплые дожди

стучат по крышам .

Как нарастает новый день

в разгаре лета ,

Земля приветствует людей ,

землей согретых ...

... Распахни своё сердце ,

приветствуя день приходящий .

Распахни своё сердце ,

настежь ...»

... Что же мы с вами делаем ? Откуда в нас это трусливо-ложное ощущение своей бессмертности ? Ведь у нас не так уж много в активе завтрашних дней , в которые можно отложить переживания дня сегодняшнего со всеми его маленькими радостями . Откуда в нас изначальное неверие в свою способность быть счастливыми и радостными , в возможность получения чудесных , упоительных ощущений от обладания прекраснейшей на свете штукой - нашей жизнью ? « Там хорошо , где нас нет ...» - как уныло и бесплодно ... Вспомните детский мультик про паровозик из Ромашково : « Если мы опоздаем на один рассвет , то мы опоздаем на целый год ... - говорит этот мультяшный мудрец . - Если мы опоздаем на одну весну , то мы можем опоздать на всю жизнь ...»

Откуда в нас этот извращённый мазохизм - ужасаясь мукам Тантала , который , будучи погруженным в воду по самые губы , не мог напиться , мы , тем не менее , добровольно обрекаем себя на страдания аналогичные , лишаясь возможности насладиться радостью жизненного изобилия , нас окружающего .

Мы всю жизнь куда-то несёмся в поисках чего-то особенного , того , что даст нам , возможно уже завтра , ощущение удовлетворённости и осмысленности нашего существования , а оно , всё более недоступное , ускользает от нас всё дальше - за ту самую « ленточку финишную », за которой нам станет недоступным уже абсолютно всё ... Остановимся набегу , переведём дыхание , задумаемся-Вчитаемся в строчки предельно искренние , написанные человеком , знающим , что он умирает , что он уже уходит из этой жизни , уходит не только не « насытившись днями », а , напротив , что-то безвозвратно утеряв , чего-то ценного рядом не заметив .

Тихо летят паутинные нити ,

Солнце горит на оконном

стекле ...

Что-то я делал не так ?

Извините .

Жил я впервые на этой Земле .

Я её только теперь ощущаю ,

К ней припадаю и ею клянусь .

И по-другому прожить

обещаю ,

Если вернусь , но ведь я

не вернусь ...

Р . Рождественский

J J J

Игорь Калинаускас рассказывал , что однажды в Московский институт высшей нервной деятельности приехал с лекцией профессор , приглашённый из индийского центра психических исследований .

Начав своё выступление , он неожиданно прервал себя к , обратившись к залу , попросил поднять руку тех , кто в предыдущую секунду в мыслях находился в прошлом . Половина зала подняла руку .

Тогда профессор попросил поднять руку также и тех , кто в тот же момент находился в мыслях о будущем . Теперь руку подняла оставшаяся часть аудитории .

Глядя на частокол поднятых рук , профессор грустно , улыбнулся : « Так для кого же я читаю ату лекцию , если в золе никого нет И покинул аудиторию .

Несколько выше мы , говоря о Хозяйской игре , определим , что Хозяйские метки являются обязательным атрибутом этой игры , так как без них Мир , нас окружающий , оставался , бы неописанным и нами не узнанным . Наше перемещение от метке к метке создаёт некий процесс , который , естественно , имеет , определённую длительность . Именно так в нашем мире понимается такое понятие , « как ВРЕМЯ , определяющее длительность тех или иных процессов . Так в нашей жизни возникает одна из коварнейших ловушек , в плену которой мы находимся всю жизнь , порой кие малой степени даже не догадываясь об этом .

Раз есть « время », значит , есть прошлое и будущее , есть вчера и завтра . И у человека появляется непреодолимое желание это « завтра » улучшить . Сделав таким образом своё существование более комфортным и « безопасным », более « предсказуемым ». « Если я позабочусь о своём завтра сегодня , - думает человек , - то завтра я буду более свободен и более счастлив ».

И он практически « убивает » « сегодня », отказываясь от его качественного переживания в угоду « завтра » . Но завтра происходит то же , и таким образом он включает себя в порочный круг существования , в котором никогда нет радости от сегодня и всё подчинено ублажению никогда не приходящего завтра .

« Наши потомки , - говорим мы с мудрым выражением лица . - будут жить лучше !... Эй , потомки !.. Передайте это своим потомкам ...»

И ведь как всё логично и внешне обоснованно происходит . Реальная ситуация : вы купили несколько килограммов персиков . Легко портящийся товар , верно ? Что вы делаете ? Перебираете и съедаете в первую очередь то , что уже слегка подпорчено . Как это с вашей стороны предусмотрительно . Но завтра происходит то же , и через день , и ещё через ... Персиков в конце концов уже нет , но ни одного целого и качественного вы так и не съели ...

Ну , хорошо , ну , ладно - но ведь всё же съели , хоть чем-то , но порадовали себя ... А вы уверены в этом ? Давайте вспомним , что именно вы делали : вот вы откусили первый кусочек . Ощутили его вкус и аромат , податливую упругость плоти плода , его бархатистую поверхность ... Затем вы откусили второй кусочек , вспоминая - когда же это вы в последний раз ели персики ?.. Вы откусили третий кусочек , и, слизывая липкие капли с пальцев , подумали с тревогой - а где же ваш носовой платок ?.. Вы съели весь персик , вы выбросили косточку , а вы уверены , что действительно сколи персик ? А не кажется вам , что вы съели лишь один , первый кусочек ?.. А остальные - просто сжевали , уже не замечая , что же именно жевать приходится ... Действительно , ведь вас потом уже просто не существовало рядом с плодом : ваше сознание , предаваясь воспоминаниям , бродило где-то в прошлом , заглядывало в карман в поисках платка , то есть убегало в будущее ...

Целый персик - и лишь короткое мгновение радости . Увы , конечно , но хоть какой-то проблеск сопричастности с реальностью , чаще мы даже это у себя бессовестно крадём .

Ещё одна ситуация . Летний отпуск с поездкой на море , о котором мы мечтаем весь год .

Всё , полноценной жизни нет , всё подчинено ожиданию и подготовке . « Ну и что , что дни пролетают бледные и « недожитые »? Мне бы только дотянуть до долгожданного июля , а там уж я за весь год « отыграюсь »«. А пока - живём вполглаза , вполуха , полусонные , « на автомате ».

Наконец долгожданный отпуск ... И тысячи сопутствующих проблем . «... Обещанная радость жизни ? Да-да , между делом и это , а как же ... Хоть , честно говоря , не до неё как-то , слишком забот много ... Да и об отъезде уже пора позаботиться ...»

И часто лишь потом , вернувшись в привычный круг общения и рассказывая всем об отдыхе , вы и получаете « бледную тень » того самого долгожданного переживания ... Выпадая при этом снова из настоящего .

Два примера - и вся наша жизнь . Туда-сюда , туда-сюда в мыслях , в ожиданиях , в сравнениях , в планах - и почти ни одною мгновенья в состоянии здесь и сейчас . В состоянии истинно реального существования , в состоянии радости от происходящего .

Да , признаемся себе - мы разучились жить . А ведь умели , умели все без исключения . Вспомним своё детство - каким бесконечным казался нам день , под завязку набитый разнообразие » событий и ощущений . А лето !.. Несколько наших взрослых жизней можно втиснуть в одно детское лето , если мерить их по количеству впечатлений , по познанию нового , по интенсивности ощущений . Что , если всю жизнь выстроить в потоке такой непрерывности восприятия ? Это сколько же лет вместилось бы в наши среднестатистические семьдесят ? Триста ?.. Или пятьсот ?.. А может , и вся тысяча ? Возможно , именно здесь содержится июне обретения , если не бессмертия , то многократного увеличения субъективной продолжительности жизни за счёт увеличения насыщенности проживания каждого её мига , каждого мгновения .

Увы , реальность несколько иная . Разучившись находиться в состоянии « здесь и сейчас », полноценно проживать каждый момент времени , мы накапливаем в нашей памяти огромное количество не прожитого , не пропущенного через ощущения материалам .

И проживаем мы его затем , лишь извлекая из « запасников - памяти , когда необходимо жить уже новыми мгновениями здесь и сейчас », которые мы вновь складываем на полки не пережитого прошлого . Так мы становимся должниками перед своим прошлым , так мы им же подменяем своё настоящее .

В идеальном варианте каждый момент нашей жизни должен быть воспринят в ощущениях так , чтобы ничего не пережитого оставалось . В этом случае нет пресловутого шатания от метки к метке , и время становится не длительностью этого процесса , а самим потоком жизни . Вы при этом перемещаетесь не от фиксированной метки к фиксированной же метке , а вместе с меткой становясь самим временем .

Абстрактно ? Ничуть - ведь вы уже жили именно так , пока были ребёнком , пока вас не научили « жить правильно »...

Пока в вас не « встроили » стереотипные понятия , не сформировали окончательно вашу речь , ваше « Описание мира », сплошь состоящее из пережитого кем-то ( заметите - не вами !) опыта , то есть - всё из того же прошлого . Н-да , затруднительно находиться в « здесь и сейчас », оперируя понятиями и определениями , уже умершими , то есть прожитыми в прошлом .

Мы уже говорили об этом - наша речь , слова , наши мысли омертвляют реальность , не позволяя воспринимать её вживую , так как мёртвы вы сами , так как они - представители прошлого , их создавшего , но уже прожитого , а следовательно - тоже мёртвого .

Значит , когда мы говорим , когда мыслим словами - мы не находиться в настоящем , нас нет « здесь и сейчас ». Это важнейший момент , и мы к нему будем ещё неоднократно возвращаться .

Нам с детства прививали стремление к непрерывному улучшению самих себя , стремление к некому совершенству : « Плох тот солдат , что не стремится стать генералом ». Многочисленные примеры героев , народных любимцев , финансово благополучных людей преследуют нас на каждом шагу . Хорошие люди , спору нет . Но - почему ?.. Я - созданный по образу и подобию Божьему , должен хо теть быть таким , как они ? Они что - лучше ? Лучше кого меня или Богаа , которого я собой же и отражаю ?

Есть ли в этом логика ? В этом скорее не логика , а богохульства , отрицание своей уникальности , отрицание себя как проявлю »« божественной воли , божьего помысла и творчества .

Всё , созданное нашим Творцом , Хозяином , - совершенно изначально , ибо отражает собой совершенство своего Создателя . Совершенен и неповторим каждый человек , совершенен и неповторим каждый шествующей жизни . Любая попытка улучшить их качество это отрицание вышесказанного , это неприятие себя , это неприятие состояния сейчас в угоду вымышленному завтра . Завтра , по большому счёту , не существует , существует очередное , а точнее , непрерывное « здесь и сейчас ». Поэтому вы практически отказываетесь от жизни реальной ради жизни вымышленной , призрачной . Обозначим эту мысль ещё более лаконично и предельно чётко - вы отказываетесь от жизни вообще ...

Увы , согласитесь : « Жизнь - это бесконечная подготовка к путешествию , которое так никогда и не состоится ...» - как сказал да Ошо .

Мы бесконечно готовимся , планируем , ждём . « Какое там и сейчас » - завтра »!.. или послезавтра . Сегодня я ещё не готов , сегодня , я ещё не совершенен . Кто там стучится ко мне в дверь ? Жизнь ? ты мне нужна , конечно , но зайди , пожалуйста , позже , сейчас я достоин тебя ».

« Се - стою и стучусь ... Кто отворит мне двери , с тем сяду и вечерять буду », - говорит Христос Откровение »). Но ведь не отворяем , ждём , снова готовимся ...

И жизнь , для кого-то такая естественная и замечательная штука , уходит от нас прочь , превращённая в нечто иллюзорное , привиденческое ».

Залетит однажды в сад,

Исхудавший от ненастья,

Пущенная наугад

Золотая пуля счастья.

И не встретившись со мной

Проскользнёт неуловимо

Рядышком, но стороной'.

Около,

но мимо, мимо!..

В. Максимов

А ведь как всё просто ...

... А я на зуб возьму полтравиночки

И уже веселей от подарка полей

От кислиночки

и от горчиночки .

Я легонько кусну лето или весну ,

И я счастлив зелёною малостью .

Е. Евтушенко

Большая ошибка думать, что жизнь — это цель, результат,»« есть то, что можно получить, лишь «достигнув», «созрев», «заслужил»; не меньшая ошибка полагать, что жизнь — это обучение, приготовление к чему-то. К чему может подготовить жизнь? Ну разве что к смерти. Жизнь - это дорога , но не к чему-нибудь , а сама в себе , это действо , это игра , от которой мы просто обязаны получить радость , наслаждение , удовольствие . Ради этого , в конечном счёте , и был создан этот Мир . Вы ещё не забыли ? - ведь вы и есть глаза и уши Бога , руки Его , нос и язык Его . Выполняйте, пожалуйста, свою тяжкую предназначенность и миссию — будьте счастливы. Так Бог велел , так Хозяин распорядился ...

Состояние « здесь и сейчас ». Жизнь ради жизни . Непрерывное ощущение Хозяйской игры , упоительная радость от самых простых , незамысловатых событий и поступков , от своих качеств и достоинств . Насколько это просто , настолько же и необычно для нас , привыкших к вечной борьбе .

« Стоп-стоп , - скажете вы , - чем наслаждаться , чему радоваться - своему гневу и раздражительности ? Своей болезни и хромоте ? Может , всё же поработать предварительно с собой , подлечиться , а затем уж ... И себе будет на что посмотреть , и людям показать ...» Наша логика вновь устремляется нам на помощь , и мы вновь в ловушке .

Пресловутое совершенство — это не результат движения к нему, это осознание. Осознание его в себе. Мы рождены совершенными, заметьте - не становиться совершенными , а уже совершенными. Несовершенными , ущербными нас делает лишь непрерывное сравнивание , непрерывный выбор , наше знание , что есть эталон, а эталон - это то , с чем себя принято соразмерять . Кем принято , зачем ? Мы не знаем , но послушно сравниваем , и , не принимая себя « таковыми » в жизни в этот момент , в « здесь и сейчас », убиваем саму жизнь и сами в каком-то смысле совершаем самоубийство .

На самом деле всё очень просто - мы таковы , какими являемся , и живём только свою необходимую нам жизнь . Если мы станем другими , « лучшими » по чужим рецептам , то мы и проживём жизнь чужую , а не свою , в угоду неизвестным советчикам .

Согласие с тем , что мы уже состоялись , уже являемся потенциально совершенными , сразу же нас таковыми и делает , так как именно нашего согласия не хватало для реализации этого потенциала . Мы начинаем просто жить , и жизнь превращается из некого процесса с конечной целью просто в качество .

И тогда : мы спим , когда нам спится , и получаем от этого радость , незамутненную укорами совести ; мы дышим , просто дышим , ощущая , как это прекрасно , оказывается ; мы пьём воду , ощущая это как некое сакральное , медитативное действо , наслаждаясь каждым глотком , каждым ощущением ...

И делаем это не рассуждая и сравнивая , не анализируя и классифицируя ощущения , а просто испытывая их .

Ни в коем случае не пытайтесь стать собой , не соглашаясь при этом с собой нынешним , не начинайте борьбу по переделыванию себя . Просто оставайтесь самим собой каждую минуту , в каждом действии и поступке . Ощущайте себя в состоянии « здесь и сейчас ».

Мы с вами уже готовы к тому , чтобы воспринять эти с виду простые , но фантастически трансформирующие рекомендации . Они как бы завершают логику всех предыдущих занятий .

Рассмотрим это на каком-нибудь драматическом примере , не будем облегчать себе жизнь .

Предположим , что кто-то тяжело болен . Болезнь причиняет мучительные страдания , возникает всеподавляющее желание освободиться от мучений . К чему приведёт попытка согласия с собой « таковым » без попыток облегчить страдания , изменить ситуацию ? Может быть , мы этим зафиксируем себя в этом болезненном состоянии , продлим его ? Вряд ли .

Выскочим из душного болезненно-постельного пространства и попытаемся взглянуть на происходящее из Хозяйской точки . Мы уже говорили , что в этом Мире существует лишь один закон - закон Цельности и Единства Мира со всеми элементами , его составляющими . И лишь одно преступление и грех - нарушение , « попрание » этой цельности . Окружающий нас Мир является нашей частью и - никогда нас не наказывает . Он предельно дружествен к нам . На каждом шагу мы лишь получаем от него сигналы , подсказки , либо подтверждающие правильность пути , то есть - гармоничность нашего внутреннего состояния ; либо предупреждающие нас сигналы - « не то делаешь , не туда идёшь », то есть сигналы о том , что внутренняя гармония . Хозяйское состояние утеряно .

Что это значит ? Утеряна Целостность с Миром , заигравшаяся кукла забыла о себе - Хозяине , включила выбор , несогласие , осуждение и т . п ., то есть перестала узнавать себя же - Хозяина в обстоятельствах , людях , болезнях .

К чему приведёт согласие мучительно больного человека с самим собой ? Приятие им себя ? Это прежде всего согласие с болезнью , с обстоятельствами . Это - снятие сопротивления . Болезнь ( а точнее , энергия , ею связанная ) изначально пытается « объединиться » с нами , некогда её отвергнувшими , возникает некое « давление » с её стороны . Наш же страх , наше « знание » (!) о том , что « болезнь » - это враг , опасность , заставляет нас сопротивляться этому давлению , сопротивляться спасительному « объединению ». Более того , мы начинаем лечиться , то есть « убивать » болезнь , убивать свою же частицу . Тупик .

Соглашаясь же со своим « болезненным сейчас », то есть соглашаясь с собой , с болью , с проблемой , мы « открываемся » ей , « узнаем » её , мы говорим ей : « Мы с тобой одной крови , ты - часть от моей части ». Мы объединяемся ...

Если нет сопротивления , будет ли давление , будет ли боль ? Может ли существовать правое без левого ? Конечно же , нет .

Есть ли необходимость сейчас Миру указывать мне на моё нехозяйское состояние проблемами , болезнями , неприятностями ? Вряд ли .

Мы согласились с собой нынешним - больным . Мы сказали себе :

« И это прекрасно , ибо создано Хозяином для игры ». Мы решили не прятаться от боли и интенсивно проживать каждую секунду , находясь в « здесь и сейчас ». Мы этим зафиксировали себя в болезни ? Нет - мы открыли себе проход в Хозяйское состояние . В состояние « здесь и сейчас ». В состояние единственно возможного существования .

J J J

Как возможно добиться этого технически ? Как войти в « здесь и сейчас » и , сделав это состояние устойчивым , пребывать в нём ?

Это серьёзная задача . Но определённые шаги в этом направлении , причём далеко не первые , нами сделаны , некий путь уже пройден .

Выполняя наши техники , вы уже умеете выходить из подчинения своему менталу и возвращаться в Хозяйское качество , освобождая тем самым свою « куклу » из-под её кукольной зависимости .

Пока вас всё ещё « швыряет » из крайности в крайность , вы либо « вклеиваетесь » вновь в кукольную игру , забывая о себе - Хозяине , либо , войдя в Хозяйское состояние , боитесь « расплескать », потерять его и как бы замираете в неподвижности , на время выключая себя из гущи жизни .

На данном этапе это нормально . Но всё чаще и чаще пробуйте , ощущая себя Хозяином , активно участвовать во всех его игровых затеях . Делайте это тотально , насыщаясь каждым мгновением происходящей игры , ведь , повторимся , ради этих ощущений Хозяин изначально и « запустил » всю эту карусель под названием Жизнь .

Умение радоваться проблемам и препятствиям , безоценочное участие в реализации любой Хозяйской команды , любой его затеи , существование в потоке интуитивного канала , интенсивное проживание каждого мгновенья нашей жизни в состоянии « здесь и сейчас » - друзья , мы близки к финалу первой части нашего Хозяйского спектакля . Конечно же , названные темы должны ещё « прорасти » и укрепиться ; вам ещё предстоит изрядно поработать , чтобы сделать их своими , но это лишь дело времени - естественно , если не ослабеет ваше намерение . Мы уже далеко забрались с вами ...

Вернёмся же к нашей теме « здесь и сейчас ». Для того чтобы это состояние « проросло » в вас , вошло в повседневность и в какой-то момент целиком стало ею , вам придётся проявить достаточную настойчивость .

Возможно , поможет вам в этом следующая техника . На Востоке она известна под названием « Випассана » и имеет несколько вариантов . Вам будет предложена дыхательная модификация этого упражнения .

Сразу оговоримся , конкретно к дыхательным техникам « Випассана » никакого отношения не имеет . Это всего лишь один из способов удержания сознания в потоке непрерывного восприятия действительности , в данном случае - через ваши действия , связанные с дыханием .

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен