|
ЛОВУШКИ МЕТОК. КОВАРСТВО «ОПИСАНИЯ МИРА» На одном из занятий у нас уже шёл разговор о том , что Хозяин , выстраивая « игровую площадку » под названием Жизнь , « пометил » пространство своей игры сигналами-обозначениями , названными нами Хозяйскими метками . Сейчас мы остановимся более подробно на этом моменте . Хозяйские метки - это набор обозначений разного рода , определённых нашим языком , нашими словами и помогающий нашей кукольной личности не « потеряться » в созданном Хозяином Ми ре . Это ориентиры , которые проявлены знакомыми всем нам предметами и явлениями , ощущениями и мыслеобразами , такими , например , как дерево , камень , капля , кошка , гром , молния , мысль , боль и т . д . и т . п . В совокупности всё это и составляет то самое « Описание мира » , о котором уже шла речь на предыдущих занятиях . Значение « Описания мира » и Хозяйских меток двойственно и неоднозначно . С одной стороны , работает весьма полезный механизм , позволяющий нам сориентироваться в сложном и многомерном пространстве путём подмены его непознаваемости привычной для нас трёхмерной моделью , уже вполне доступной нашему восприятию . С другой стороны , это своего рода « капкан », ограничивающий для нас восприятие настоящего и живого Мира , омертвляющий его и делающий недоступным . Рассмотрим оба аспекта . На первом этапе трёхмерной проявленности некая Хозяйская сущность , получив воплощение в родившемся ребёнке и утратив осознанную связь со своими многомерными , трансцендентными каналами восприятия , оказывается совершенно беспомощной в человеческом мире , мире гораздо большей плотности и неизмеримо меньших для неё возможностей . Ей , этой сущности , проявленной уже в качестве человека , необходимы новые ориентиры в новом пространстве , некий , трёхмерный уже , « способ » восприятия постигаемого мира . Именно создание меток , и в их совокупности - « Описания мира », позволяет ей ориентироваться в этом мире , говорить о нём , накапливать новый опыт и новые знания . Это очень важно , учитывая то , каким образом происходит обучение и передача жизненно важной информации в человеческом обществе . Созданные Хозяином метки сформировали новый механизм восприятия этого мира . Для того чтобы ориентироваться в нём , каждая метка получила своеобразное обозначение - как мысль , а затем и название - как слово , то есть элемент речи . Существо , получившее возможность мыслить и говорить , сделало колоссальный скачок в своей социальной эволюции . Появилось такое понятие , как сознание , постепенно переросшее в самоосознание . Самоосознание - это и есть то качество , которое отделяет человека от животного . Мыслить - по-своему - могут все живые существа . Но возможность « увидеть » себя со стороны , задаться вопросом « Кто я ?» и « Зачем ?» имеет лишь человек . Вот здесь мы и сделаем остановку . Не один миллион лет понадобился человеку для того , чтобы у него появилась потребность в самоосознании . У ребёнка , как бы повторяющего в период взросления всю эволюцию человеческого сознания , это соответствует примерно 12-14-летнему возрасту . Это так называемый « подростковый » период - и первый этап его становления как личности . Это момент начала его самоопределения в этом мире и начало истинного познавания и исследования Мира , первая , робкая пока , попытка выйти за пределы навязанного « Описания мира ». Детский вопрос « Почему !» сменяется на « Почему именно так !» и начинает доминировать в познании Мира . Всё. На этом этапе положительная роль « Описания мира» и указателей в виде Хозяйских меток заканчивается. И они всё больше проявляют себя как ловушки и « фильтры», препятствующие объективному восприятию реального большого Мира, в познании которого любое человеческое существо имеет ностальгическую потребность. J J J Мы окружены невыразимо чудесным и неповторимым миром , воспринята который , увы , практически не в состоянии . Вместо этого мира мы видим лишь реализацию своего знания о том , каким этот мир должен быть . Мы не видим реальных живых деревьев , облаков , морских волн , а видим лишь свои представления о том , какими они могут быть , какими они бывают ... По-другому быть не может - мы в состоянии увидеть лишь то , что уже вложено в нас , и можем наблюдать лишь проекцию своих знаний о чём-то . Почему так ? Сейчас вы уже в силах сами ответить на этот вопрос . Ведь если мы « Со-Творцы » и строим мир « из себя », то откуда же в нём может появиться то , что в нас не присутствует ? Увы нам ... А что же существует в нас ? Социальные стереотипы восприятия , штампы , модели , переданные некогда нам в процессе нашего « научения ». «Я уверен в одном: то, что нам разрешено видеть, осязать и осмысливать, — это лишь капелька в море жизни. Если бы мир был настолько же примитивен, насколько он нам показан, то этот мир не смог бы существовать» (Николай Варсегов). Подобные ощущения , посещавшие , пожалуй , всех , находят иногда и такое шуточно-афористичное выражение : « № судите о Боге по нашей планете . Это не самая большая его удача ». И всё же согласитесь - Мир прекрасен ! Даже сквозь призму этих несамостоятельных знаний , даже « отфильтрованный » скудностью нашего речевого и ментального аппарата ... Насколько же более прекрасным он может оказаться , если мы расширим границы нашего восприятия , если снимем « заданность » и « условность » такового ... Наверное , каждый хоть раз в жизни сталкивался с тем , что в тот момент , когда вы восхищались закатом , картиной , мелодией , кто-то - находящийся рядом и воспринимающий , казалось бы , всё то же самое - оставался совершенно равнодушным к вашим восторгам . Не вините его . У него иные оценочные критерии , иная модель Мира , иное его « описание ». Оно достаточно близко вашему , но ровно настолько , чтобы вы могли общаться и даже делиться мнениями . Но не слишком обольщайтесь - вы всё же в разных пространствах . Его личная Вселенная лишь частично пересекается с вашей некоторыми общими для вас понятиями и едиными стандартами обучения . Психологи скажут : « Всего лишь различные психологические пространства ». Мы же пойдём дальше - да , это так , но внутреннее пространство - это и есть тот « шаблон », та « матрица », проходя сквозь которую энергия созидания выстраивает соответствующий ей Мир , нашу « личную Вселенную ». Все наши попытки найти общий язык в обсуждении важных , возможно даже глобальных , тем , касающихся , скажем , проблем экологии , разоружения , борьбы с бедностью , болезнями , наркоманией , очень часто , да что там - неизбежно натыкаются на барьер непонимания со стороны прочих участников обсуждения . И по-другому быть не может . Дело в том , что порою , говоря об одном и том же , мы называем это противоположными по смыслу словами , или напротив - очень часто , оперируя одинаковыми терминами , мы говорим о совершенно разных вещах . И это не случайности , не частности - это общий для всех , но неосознаваемый механизм , заставляющий нас постоянно взаимодействовать не с объективной реальностью , а с нашими представлениями о ней . С её описанием . Эта же заданность видения мешает нам выстроить гармонично своё близко-личностное , интимное пространство , мешает рассмотреть тех , кто находится с нами рядом в этом мире . Ведь мы , как правило , видим не самого человека , а лишь своё представление о нём , его же истинная суть остаётся за пределами нашего « зашоренного » ложным человеческим опытом знания . « Ложный опыт » - это , прежде всего , не мой опыт . Это знание , приобретённое через « научение ». Такие величайшие знатоки человеческих душ , как Бальзак , Диккенс , Достоевский , Толстой , надели на нас « эталон » знания о том , « каковы » мы , и теперь вокруг нас все именно таковы - « каковы ». А ведь мы перечислили гениев , но кто их читал ? Кто пользуется их критериями оценки Человека ? Для большинства же из нас такие « критерии » формируются при просмотре боевиков и « мыльных » сериалов . Мы омертвляем человека , находящегося рядом с нами , своим « знанием » о том , каким он должен быть , либо своей памятью о том , каким он был когда-то . И потом смертельно обижаемся на него , если замечаем , что он этому знанию соответствовать не хочет , не понимаем , что он живой и имеет право стать другим , развиваясь ... Это может стать трагедией ... или анекдотом : - Была бы ты чужая , - говорит муж , гладя на переодевающуюся жену , - цены бы тебе не было . Мы смеёмся над собой : « Мечта идиота выглядит как жена соседа », - но преодолеть эти стереотипы не в силах и остаемся в рамках всё тех же кукольных игр . Нас окружает живой Мир , но , навесив на него ярлыки меток , любых словесных определений , мы его тут же « обездвиживаем » и лишаем права на жизнь , на божественную непредсказуемость и Хозяйскую естественность . Стоит нам открыть что-либо новое , прекрасное своей непохожестью ни на что , как мы торопимся его классифицировать , объяснить и сделать неинтересным себе же . Вместо того чтобы радоваться появлению в нашем пространстве чего-то неординарного : явления природы , непривычной способности , нетривиального поведения ребёнка , - мы страшно этого пугаемся и изо всех сил спешим нивелировать всё новое до общего уровня либо навесить любой ярлык , якобы поясняющий , дескать это - « торсионная сингулярность ...» и всё , и мы спокойны - торсионная ведь , а вы что , что-то плохое успели подумать ?.. Но есть всё же особенности восприятия , общие для всех . Именно они , присутствуя в каждом , и позволяют ощущать нашу глубинную общность , находить точки истинно творческого единства и сопричастности чему-то , лежащему уже за пределами нашей кукольной личности . Вспомните себя в состоянии истинно творческого вдохновения - вы пишете стихи , музыку , картину , вы влюблены ( это - творчество !) или , наоборот , вы уже воспринимаете , но столь же вдохновенно , музыку , красоты природы , замерли перед полотном художника , не можете оторвать взора от захлёбывающихся пеной волн ... Что объединяет все эти моменты ? Особое состояние отрешённости , внутреннего безмолвия ... Вы открыты на восприятие чего-то , лежащего вне ментальных механизмов , поддерживающих « Описание мира » и опирающихся на Хозяйские метки . Ментальная тишина и открытость чистому и цельному восприятию ... До обидного редкие мгновения ... Окончательно убрав привязку к « Описанию мира » и включив интуитивные Хозяйские каналы восприятия , вы в каждом предмете , в каждом простейшем процессе - будь то звук капли или тиканье часов , можете увидеть , услышать и осознать Бога , Хозяина . Есть такая притча . Некий просветлённый старец , этакого восточного толка , то есть достаточно невыразительно одетый , не творящий походя чудес и внешне ничем не отличающийся от прочих прохожих , зашёл как-то с группой своих учеников в чайхану . Чайханщик , подававший всем чай , неожиданно пал перед ним на колени и , радостно смеясь и плача одновременно , целуя ему руки , попросил благословения . Немногим позже ученики этого старца увлекли чайханщика в сторону и принялись допытываться у него . - Мы , - говорили они , - ходим с этим человеком уже много лет . Он не творит чудес , он редко поучает , он делает иногда странные вещи - даже мы иногда сомневаемся , - а достигли он ? - Откуда ты , - вопрошали они , - видя его считанные минуты , распознал в нём просветлённого ? Разъясни нам . - Много десятков лет я работаю чайханщиком , - отвечал им чайханщик , - не счесть лиц , что видел я за эти годы . Но я - никогда !.. Никогда не видел , чтобы человек с такой невыразимой любовью смотрел на чашку ! На обыкновенную щербатую глиняную чашку !.. Иногда достаточно убрать этикетку с таким знакомым словом « чашка », чтобы под ней увидеть её суть , её Божественную , Хозяйскую природу . На этом примере хорошо видно , как метки , слова , их обозначающие , понятия , ими фиксируемые , отделяют нас от той самой цельности , от единства с каждым элементом Мира , с нашим общим Хозяином . Мы опутали Живой Мир паутиной слов-обозначений . Самое обидное , что даже эта паутина не наша - это всего лишь чужие , привитые нам понятия и представления . Вначале нас опутывали понятиями этих слов , а затем мы сами этими же словами омертвляли живой Мир . У Карлоса Кастанеды по этому поводу сказано : « Тот мир , который я знаю как окружающий , был просто описанием мира , которым я был напичкан с того момента , как родился ... Первое действие учителя -представить идею о том , что мир , который мы думаем , что видим , на самом деле только видимость , описание мира ». Джебран Халиль Джебран говорит о том же : « Все учения схожи с оконным стеклом . Мы видим истину сквозь него , но оно так же и отделяет нас от истины ». Множество расставленных меток в виде слов , понятий , определений и т . п . мешают « увидеть », ощутить цельность всей системы Мира . Это те самые пресловутые « деревья , за которыми мы не видим леса ». Мы научились видеть детали этого Мира , а сам Мир как целое ускользнул от нашего восприятия , рассыпался на мелочи и фрагменты . Наши излюбленные проблемы - это и есть те самые частности , в рамках которых мы , пытаемся исследовать Целое . Это и смешно , и невозможно . Необходимо выйти за пределы освоенного пространства и взглянуть на проблему со стороны или как бы « сверху », чтобы осознать её условность , а может , даже - смехотворность . Попробуйте решить следующую задачу : К реке одновременно подошли два человека . Им надо переправиться на противоположный берег . Но есть одна лодка , которая может выдержать только одного человека . Как им быть ? Задумались ? Правильно , это очень сложная задача . Смехотворно сложная ... Но похоже , что решение у вас пока не проклюнулось ... Что ж , попробуем ещё раз . Вы сейчас вновь внимательно прочитаете условие , но теперь постараетесь увидеть всё как бы с высоты птичьего полёта , вроде схемы ... ... Ну как ? Как правило , больше половины теперь дают правильный ответ : с разных сторон реки подошли люди - вот и всё решение ... А ведь поначалу задача казалась неразрешимой ... Что мы сделали ? Всего лишь вышли за несуществующие пределы задачи . А чем они были заданы ? Обычными словами . Которые вызвали у нас привычные , но ложные стереотипы . Вот так - детская задачка и в то же время , возможно , модель чьей-то житейской трагедии . Появление в нашем жизненном пространстве Хозяйских меток создаёт ещё одну серьёзную и многоплановую ловушку , куда мы охотно попадаем . Дело в том , что метки - это определённые точки нашего пространства . А поскольку это пространство нашего жизненного существования , то происходит непрерывное перемещение от метки к метке . Это создаёт необходимость ввода ещё одного игрового элемента - понятия времени , то есть некой длительности процесса перемещения . Появляется время , а следовательно , появляются и такие понятия , как будущее , прошлое , старение и , соответственно , умирание . Категория « время » прекрасно соотносится и взаимодействует с нашим менталом , с нашим умом , который теперь охотно влазит в события , давно прожитые и прошедшие , пытаясь как бы « разбавить » прошлым серость настоящего или аналогично ведёт себя по отношению к будущему . Тема эта ёмкая и важная , поэтому мы сейчас исследуем её более подробно .
|