|
ВНУТРЕННИЙ СМЕХ« Смех - техника безопасности бытия ». Оскар Уайльд В процессе становления человека как вида и возникновения у него такого качества , как сознание , его физическая эволюция практически прекратилась . Конечно , это не означает , что он действительно стал « венцом творения » и достиг своего совершенства . Теперь на первый план для него выходят иные критерии развития , лишь косвенно связанные с его физикой . Вы ещё не забыли о том , что мы в большей степени духовные существа , чем физические ? Именно это положение и определяет направление нашего дальнейшего эволюционного продвижения , а именно - освобождение и совершенствование духовной составляющей человека, эволюция Сознания . А следовательно - эволюция всех компонентов Сознания . Какие же качества , помимо способности к самоосознанию , появились у Человека Разумного ? Их не так уж много , и одним из самых удивительных и , как это ни странно , наименее изученных представляется нам смех . Оказывается, именно смех, умение человека смеяться является одним из важных качеств, одним из условий, совершенно необходимых для его духовной эволюции. > Одно это заставляет уже более пристально вглядеться в эту способность и в какой-то момент осознать её как дар Божий , ощутить смех как один из самых неожиданных и интересных путей , ведущих к Хозяину . Действительно - способность к смеху начисто отсутствует в животном мире , даже у высших приматов . Недаром кто-то очень точно пошутил , что из всех животных лишь один человек может смеяться , хоть для этого у него меньше всего оснований . Так что же это такое - смех ? Как правило , смех возникает , когда в мозге - нашем « управляющем центре », сталкиваются две разнонаправленные команды , блокирующие друг друга ; либо неожиданно возникает некое препятствие , создающее невозможность осуществления стандартной программы . Вспомните известный анекдот : «... Вам кофе в постель ? - Нет , лучше в чашечку ...» - и отследите свои ощущения . Не успели ? Ну что же , давайте попробуем ещё раз , уже вместе . Итак ... Нервный импульс , уже получивший движение в привычном направлении : « Официант , зубочистку !» - и вдруг лишившийся возможности реализовать начальную команду : «. Занятая !» - находит свою разрядку в смехе ( обратите особое внимание на этот момент - именно смех способствует разрядке программы ). У любого животного подобная ситуация ( не с кофе и зубочисткой , разумеется , а с прерыванием паттерна привычного поведения ) неизбежно вызовет ступор - состояние торможения , транса и временной беспомощности . Возможно , вы видели , как « гипнотизируют » лягушку или курицу , обездвиживая их , всего лишь резко перевернув на спину ? Работает именно этот механизм . Если подобную реакцию вызывать многократно , то это может привести к нервному срыву , шоку и даже смерти . Человек же научился смеяться . Вместо того чтобы мучиться и умирать от несоответствия своих действий внутренней программе , он , напротив , даже получает от этого странное удовольствие . Но вот тут-то и начинаются некоторые отличия в человеческой массе , некий « разброс параметров » человеческого сознания . Так ли уж все могут посмеяться в тех случаях , когда не происходит ожидаемое или , напротив , случается то , что совсем не предполагалось ? Чего больше для нас в неожиданных и нестандартных ситуациях - настроения весёлого приключения или мучительного ощущения , что « всё опять пошло к чертям собачьим ?..» К кому мы ближе - к животным созданиям или к « венцам творения »? Как видим , всё не так просто ... Одни смеются , когда видят , что торт , обычно предназначенный для съедения , размазывают по чьей-то физиономии , но - только попробуйте проделать то же самое с ними ! Другие лишь недоуменно усмехнутся , увидев подобную сценку , но зато охотно согласятся поучаствовать в ней сами . Возникает подозрение , что далеко не всё то , что мы смехом называем , смехом является . Действительно , следует различать смех ментальный , оценочный , то есть насмешку , сарказм . И смех тотальный , самозабвенный , безоценочный - смех очищающий и снимающий напряжение . В первом случае работают достаточно примитивные механизмы , ориентированные на необходимость самоутверждения за чей-то счёт , на подтверждение собственной значимости , амбициозности . Это одно из гипертрофированных проявлений работы программы выживания . При этом всегда происходит разрушение и разъединение . Во втором же случае мы имеем дело со смехом истинным , объединяющим . Рушит он лишь барьеры , отделяющие нас от себя же , друг от друга и от Мира . Это воистину Божественное качество . При этом в процесс смеха включён не всё оценивающий мозг , а всё принимающее сердце . Такой смех - это вход в Сверхсознание . Недаром почти всегда моменты сатори , просветления , тотальных внутренних прорывов сопровождаются смехом - это « рвутся », разряжаются оболочки программ , создававших нашу фрагментарность и разъединённость с Миром . Именно об этом смехе и его объединяющей способности, которая позволяет очень легко достичь своей гармоничной природной основы, — всё нижеследующее. В своём движении человечество многократно приближалось к загадке смеха , но каждый раз , лишь слегка прикоснувшись , тут же смущённо отворачивалось , будучи не в силах разумно объяснить невероятно притягательную силу этого иррационального , совершенно неуправляемого и « несолидного » занятия . Но оставались « следы » такого внимания и тайной страсти к весёлой свободе сознания - в сказках , в притчах , в анекдотах . Буратино . Ходжа Насреддин , бравый солдат Швейк , неунывающий Иван-Дурак ... А в честь одного « народного Дурака », а точнее - городского юродивого , народ даже храм в Москве назвал - всем известный Собор Василия Блаженного . В чём же здесь дело ? Чем объяснить удивительную привлекательность и трансформирующую силу этого с виду невинного и абсолютно несерьёзного явления ? Как ни странно , вопрос этот весьма непрост , исследование его выходит далеко за пределы первого уровня и более подробно будет рассматриваться лишь на второй ступени , именуемой « Освоение пространства смеха ». Нас же сейчас больше интересуют прикладные аспекты смеха , позволяющие ускорить расчистку проблемного пространства и упрочить Хозяйское состояние . На первом курсе мы сделаем как бы три прикосновения к теме смеха , три входа в него , освоив три его условных уровня . Уже было неоднократно сказано , что мы во многом - кукольные создания , зависимые от работы неких встроенных в наше сознание механизмов , которые управляются внешним социумным миром . Ну что же , если такими оказались условия игры под названием « жизнь », то глупой выглядела бы попытка бегства от подобного положения , а значит - от себя . Намного естественней будет использовать эти же механизмы , но как бы « запустив их вспять » - обратив всю их силу для решения своих задач . То есть если разрядка наших искусственных и почти всегда деструктивных программ возникает на фоне смеха , то вполне логично попробовать нечто обратное - смехом же произвести разрядку этих программ . Вообще-то эта возможность хорошо известна - даосы , суфии , некоторые последователи школы Ошо давно и успешно применяют смех для подобных целей . Буквально « с того света » вытащил себя американец Норман Казинс , сумевший , смеясь по 5 - 6 часов в день , одолеть редкую и неизлечимую болезнь . В последнее время появились сообщения об успешных попытках лечения смехом алкоголиков , наркоманов и раковых больных . Но во всех случаях речь шла либо о « спровоцированном » кем-то смехе ( комедии , анекдоты и т . п .), либо о групповых сеансах смехотерапии . Мы же с вами пойдём намного дальше - мы позволим смеху обрести автономность и независимость от внешних мероприятий , провоцирующих смех . Мы сможем « включать » смех в любой нужный нам момент для достижения внутренней разрядки , избавления от негативных настроений и поддержания устойчивого Хозяйского состояния . Как этого можно достичь ? Разве возможно вызвать смех преднамеренно , в одиночестве , и достаточно долго его продолжать ? Да и нормально ли это , в конце концов ? Вне всякого сомнения . Смех , например , равно как и слёзы , могут вызывать у себя актёры , хоть это и не так уж легко . Они « встраиваются » в подходящий образ , « проигрывают » внутри себя соответствующую эмоцию - и возникает смех . Это действительно непросто . Но нам это и не нужно . Оказывается , нет необходимости провоцировать эмоциональное состояние для превращения его в смех . Возможно включить этот же механизм с обратной стороны , то есть : мы имитируем характерные для смеха дыхание , движения грудной клетки , скрепляем это всё улыбкой - и через 2 - 3 « высмеянных » вдоха эта имитация превращается в смех , психофизиологически неотличимый от настоящего . Удивительно просто и столь же действенно . Легко в такой « Внутренний смех » включаются даже не верящие в него скептики , конечно , если позволяют себе всё же попробовать . Очень важно , что « стартовать » в этой технике необходимо от чисто физических , простых действий , а не от эмоций , что позволяет использовать « Внутренний смех » в любой ситуации , возможно совершенно не предполагающей подобную реакцию . Эмоцией как таковой « Внутренний смех » становится лишь после « включения » улыбки , часто переходя после этого в смех внешний , безудержный и искренний .
|