Ф. Буттерзак - Психические лучи и резонанс.       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



VI. Взаимодействие психических лучей


47. Каждый человек уникален и, подобно Солнцу, излучает свой личный душевный спектр. Душевные спектры людей разнятся между собой более значительно, чем спектры Ориона, Сириуса, Альдебарана, Беттельгейзе, Полярной звезды и нашего Солнца. Как среди звёзд было установлено семь спектральных типов и классов, так и среди людей, только несравнимо больше, так как каждый человек неповторим.
Интерес представляют не отдельные лучи, а их конгломераты, пучки, пакеты излучаемых волн.
Внутри они проявляются как чувства, снаружи - как характер. Здесь большое значение имеет то, как эти пучки взаимодействуют друг с другом, как они переносят друг друга. Обычно эти взаимоотношения локализуют чисто внешне, анатомически, от разного рода соприкосновений. Сюда относятся пожатие руки, поглаживания, поцелуи, объятия, клятвы через рукопожатия, братские поцелуи, кровное братство и тому подобное. Но эти формы пусты без самого существенного: душевного излучения. Первое может подделать искусный актёр, последнее – нет. Как много любовных сцен играют в театре правдоподобно, когда на самом деле актёры не любят друг друга; а из разговора с великими актёрами узнаёшь, насколько тщательно продумано ударение каждого слога самой увлекательной сцены.
Вряд ли искусственно полученные психические лучи принесут какой-либо вред, но мы, к сожалению, сделать это не можем.
Можно ли выразить эти психические взаимоотношения лучше, чем Гёте:

Почему ты дала нам глубокие взгляды,
Чувства, позволяющие заглянуть в сердце друг друга?
Любить друг друга, не понимая друг друга,
Видеть в другом то, чем он никогда не был?
Ты можешь прочитать меня одним взглядом,
Который так тяжело пронизывает смертный взор.
И в твоих ангельских объятиях
Опустошённая грудь снова приобретёт покой,
Почувствует, как его сердце наполняет твоё,
И успокаивает его бушующее сердце.

Не глаз, самый красноречивый из всех органов, выражает - как считал Гёте – все оттенки чувств, которые пронизывают внутреннюю глубину человеческой души. Это осуществляет – о чём Гёте, несмотря на своего современника К.Ф. Кильмейера ещё не знал – психоэлектрическое силовое поле, много обсуждаемая ?????? (плерома), дыхание жизни из прошлого, которое Аристотель точно определил как ? ?? ?????? ??? ????? ??? ??? ?????? ???????? ??????? ??? ??????? ????? (живительный принцип, пронизывающий все растения и животных и вообще всё и вызывающий реакции)129.

 

48. На руках матери, в её психическом поле успокаиваются даже самые крикливые дети; поглаживающая рука женщины усмиряет возбуждённого супруга; чувствительные пальцы Лангенбека и его оказывающие помощь руки, казалось, способны выступить посредником при передаче мыслей130, и многие – преимущественно женщины - вызывали врача большей частью не из-за физических недомоганий, а из-за своего рода потребности опереться на кого-либо. Не только люди, склонные к истерикам, но и каждый больной чувствует себя лучше в присутствии своего врача-психолога, на которого настроены его психические антенны.
Мы читаем всевозможные статьи о витаминах, авитаминозах, разного рода дистрофиях; но мы ничего не читаем о недостатке друзей в первоначальном смысле этого слова. Шекспир, большой знаток людей, чётко сформулировал: друг должен принимать недостатки друга131. Эта мысль заложена и в слове ????????? (соратник, боевой товарищ). Но как поблёкли слова дружба и терапия! Дружба и знакомство стали синонимами; и то, что мы называем терапией, стало техникой, а не боевым товариществом.
Я убеждён, что многие нарушения здоровья происходят не столько из-за недостатка витаминов, сколько из-за ?????? (недостатка друзей). Условия разъединяют людей. Противоестественная политика рождаемости лишает родителей и их единственных детей естественной дружеской поддержки: братьев и сестёр, а право свободного передвижения не позволяет осуществиться дружбе, которая, как и вино, требует нескольких лет для созревания.
Мы, люди - не одиноки в мире, а являемся частичками социального единства, размер и протяжённость которого каждый может отмерить в соответствии со своим горизонтом. И даже самая маленькая единица жизни базируется на резонансе, симпатии частей. Внутри нашего организма она создаётся посредством симпатического нерва. Снаружи мы ищем при помощи продлённого невидимого симпатического нерва, психических щупалец, антенн – как моллюски, насекомые, лианы, глицинии – связей с целью поймать спешащие в разных направлениях психические волны и, резонируя с ними, зацепиться за них. Если же мы не находим такой возможности, то вместе с внешним равновесием мы теряем и внутренний, душевный покой, становимся неуверенными и заболеваем душевно, а затем и физически.
Недооценка этих простейших психических процессов находится в странном противоречии с педантичным исследованием мелких химических и физических факторов, которые наверняка могут заполнить горизонт маленького человека, но ни в коем случае не великого. Слабый резонанс является самой основной причиной распада браков. Иная девушка выходит замуж только для того, чтобы вырваться из психического поля родительского дома.

 

49. С другой стороны, точно также ослабляется резонанс отдельно взятого человека относительно масс. Массы подавляют отдельно взятого человека, не принимая во внимание его собственные резонансы. Тем самым ему остаётся только выбирать: или погибнуть как личность в неравной борьбе или же уступить силе тяжести масс, включиться как обезличенный элемент в массу и позволить ей утянуть себя. Мудрец с ужасом думает о неисчислимых трагедиях, которые происходили и будут происходить в результате таких обезличиваний.
Чем сильнее личность, тем прискорбнее эта потеря для общества. Необъятно кладбище таких душевных могил в истории. Но погребённые могут утешить себя: когда люди их убивают, Клио (муза истории) позволяет им жить дальше.

 

50. Были ли сумасшедшими все без исключения люди, которые находили в магнетизме Месмера (1734-1815) и в других явлениях подобного рода, если не объективное, то субъективное исцеление?
Большая энциклопедия пишет о месмеризме весьма противоречиво, так же как и Шиллер о Валленштейне: его литературный портрет в истории колеблется, запутавшись между добродетелью и ненавистью. То же самое писал Ранке о Кромвеле и Ришелье. Неужели мы осмелимся быть судьями между энтузиастами и скептиками? Неужели мы совсем беспристрастны? Мы говорим о внушениях, обманах и т.п., так как с высоты наших познаний мы не в состоянии эти явления объяснить и так как мы всё ещё гонимся за обманчивым светом анатомического исцеления.
Мы определённо должны делать это, если на вышедший из строя живой механизм можно повлиять только физическим или химическим вмешательством. Но где это невозможно, перед нами остаётся только выбор: либо, покорившись судьбе, ограничиться сочувствием (???????????) согласно Аретею (100-200 от Р. Х.), либо, согласно второй Венской школе, отойти в сторону и проиграть борьбу, либо же прибегнуть к помощи ?????, исцеляющей силы природы и мобилизовать её при помощи психического силового поля.
Вместе с Хуфеландом я считаю это нашим самым ценным союзником в терапии, более ценным, чем рентгеновские лучи для диагностики. Именно на такой вере во что-то, что невозможно потрогать руками и представить чувственно, основывается лучшее медицины, да и без веры она была бы вообще невозможна132.
Если люди всех времён и народов непоколебимо верили в магические силы, то из постоянства этой веры, вместе с Шопенгауэром, можно заключить, что она имеет глубокую причину и не является произвольно выдуманной причудой или плодом разгорячённой фантазии.
Несомненно, в этих формах веры были какие-то изъяны, но самая глубокая причина веры оставалась не затронутой. Разве нам не приходилось сталкиваться с чарами какой-то личности, прелестью ландшафта, увлекательностью идеи?
Кем бы был врач без таких чар, исходи они от него самого или от воплощённой в нём идеи? В наши дни E. Liefe выразил эту мысль так: "Мы, врачи, должны колдовать, когда мы находимся перед больным человеком. Каждый врач колдует, насколько хорошо он умеет это делать, или в меру того, что в нём заложено от волшебника"113.
Можно сказать и так: успехи в большей степени зависят от личной магической силы, чем от знаний. Возможно, кому-нибудь покажется интересным следующее замечание Роджера Бэкона (1214—1294): medicus peritus carmina et characteres (licet fictos) potest adhibere, non quia ipsi characteres et carmina aliquid operentur, sed ut devotius et avidius recipiatur medicina et animus patientis excitetur et confidat alterius. Anima excitata potest in corpore proprio multa renovare. (Опытный врач может применять всевозможное искусство волшебства не потому, что оно само по себе оказывает воздействие, а потому что тогда лекарства принимаются с верой и надеждой. Возвышенная таким образом душа может многое излечить в теле)115. Поскольку колдовство является делом личным, оно не передаётся ученикам, и ему тем более невозможно научиться по книгам, так же как огненному глазу Фридриха Великого, олимпийскому величию Гёте, центру силы Бисмарка. Именно несовместимость «колдовских воздействий» с господствующими сейчас мнениями, т.е. внушениями, возможно и привела некоторых неудачливых целителей на костёр. При этом животный магнетизм известен с давних времён: в Египте, Персии, Индии, Греции эти идеи распространяли Арнальдо де Вилланова, Роджер Бэкон, Парацельс, ф. Гельмонт, Роберт Фладд и преподносили его как нечто божественное – думай только о чуде Иисуса! -, искажённый, правда, мошенниками и лжецами до неузнаваемости. Вероятно, только многочисленные наблюдения побудили Вольтера разделить людей относительно магической силы на два класса: celle des charlatans et celle des sots133. Наверняка, так было во все времена. Такая светлая голова, как Генрих Корнелий Агриппа фон Неттесгейм (1456—1535), ещё 400 лет назад предупреждал о плутовстве магов (fateor magiam ipsam multa supervacua et ad ostentationem curiosa docere prodigia)134, а Иеремиас (600 до Р. Х.) 2000 годами раньше убедительно призывал своих соотечественников: не доверяйте вашим пророкам, предсказателям и колдунам!

 

51. Физиология занимается почти исключительно восприятием раздражителей, и едва их передачей. И всё-таки все живые существа взаимодействуют друг с другом, предопределены друг для друга (Мольтке), прикреплены друг к другу (Лейбниц), т.е. они относятся к одной системе, и поэтому не самовластны, как уверял Вихров относительно "автономной" клетки. Они скорее соединены в большее живое единство, причём нервы, на которых упорно настаивают микроанатомы и микрофизиологи, играют определённо важную, но не единственную роль.
Не посредством удлинённых связей нервных волокон между индивидами осуществляется живое единство какого-либо народа, единство, которое включает также ушедших и вновь нарождающихся. Наблюдать за этими имматериальными связями, несомненно, также заманчиво и похвально, как и за экспериментами над симпатическим и парасимпатическим нервами, которые никак не хотят согласовываться.
Появляется стремление заняться выходящей за рамки человека психофизиологией народов. Густав Фрейтаг заметил в своих картинах из прошлого Германии: ни один народ не может развивать свою духовную жизнь без связей с другими нациями. Таким образом, связующие нити существуют и между народами.

 

52. Принцип взаимодействия правит миром. Ничто не может существовать само по себе. Всё находится во взаимоотношениях – и человек тоже. Вся его социальная жизнь основывается на этом, т.е. на всё пронизывающих психоэлектрических лучах.
Если они прерываются, то упраздняется самый важный эликсир жизни, и отделённый, изгнанный испытывает духовный голод и жажду. Механизм его тела, конечно же, может некоторое время продолжать функционировать посредством поступления калорий; но основное средство питания у него отобрали.
Пока человека ограничивают областью кожного покрова и наблюдают только за игрой его внутренних органов, воздействие на него окружающего мира - атмосферного давления, влажности воздуха, его наэлектризованности и т.п., - считается малосущественным. Но человеку не хватает ему подобного, он ищет связи, обмена с другими силовыми полями. Их упразднение действует разрушающе, деструктивно в любом смысле. Приверженцы системы хотели бы, вероятно, видеть эти нарушения тщательно упорядоченными по силе и массе в таблицах и рубриках. Невыполнимое желание! К общему знаменателю невозможно привести ни вещи, ни, тем более, людей.
Внутренний мир человека – трудно разрешимая загадка даже для его близких, писал Мольтке в 1877 в одной биографии135. Ранке также говорил: современники знают друг друга обычно только с внешней стороны136, и Ницше правильно интерпретировал слова Теренца: каждый человек далёк от самого себя.
С помощью какого прожектора исследователи собираются проникнуть в густой туман психоэлектрических процессов?
Мы должны осознать жизненную важность психических связей и катастрофических последствий их прерывания. Они проявляются, потрясая нас, в тюремных психозах. Люди с холодным сочувствием проходят мимо фактов заключения в тюрьму Роджера Бэкона, Глиссона, Галилея. Никто не представляет себе бушующего замешательства обрезанных связующих нитей и не может проникнуть в хаос психических функций, которым теперь не хватает взаимного резонанса. Мы действительно живём не только за счёт белков, жиров, минеральных солей и витаминов, а несравнимо больше за счёт этого резонанса. Многим непонятные слова Моисея (Втор. 8:3) и Матфея (Матф. 4:4): - не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих, - находят в этом своё истинно естественнонаучное объяснение.
Возможно, голодный и тюремный бреды выглядят в плане симптомов по-разному; в сущности они одинаковы.

 

53. Практически важнее, чем прерывание поступления лучей, является слабость резонанса или поступление не соответствующих волн. Не только ядовитые вещества и газы оказывают вредное воздействие; существуют также вредные психические лучи, как убедительно их описал Фр.М. Хюбнер4.
Раньше люди были более похожи друг на друга, имели одинаковые взгляды, идеалы, стремления; следовательно, образовывали, - в психическом плане – при всех специфических интересах относительно закрытое единство. Прогрессирующая дифференциация привела к различиям в индивидуальных лучевых полях и, тем самым, к усиливающейся возможности разного рода столкновений. Общие фундаменты покрывались индивидуальными интересами; чем больше отступали первые, тем сильнее сталкивались и сталкиваются друг с другом последние.
Так же, как всё запутано в войне, экономике и в нашей собственной жизни, всё запутано и в психических паутинах между людьми.
Именно поэтому множество существующих толстых справочников по искусству ведения войн, по экономике и психологии остаются малоэффективными, несмотря на все логические и экспериментальные внешние украшательства. Хочется сказать вместе с Кристианом Моргенштерном (1871- 1914):

Слова - как спасательные круги,
Которые служат речи.
Но с ними ты не проникнешь
В суть вещей.

Quel serait le physiologiste qui oserait seulement hasarder quelques conjectures sur le grand nombre des operations qui se passent dans cet impenetrable laboratoire?137 Появляется соблазн подумать о кажущихся неупорядоченными скачках температуры, давления, электрического напряжения в нашей атмосфере и связать их с аналогичными процессами в психике масс и в тысячах отдельных душ. Временные совпадения между атмосферными, теллурными, физическими, духовными и социальными изменениями иногда настолько поразительны, что мысль об их причинных связях не кажется такой уж необоснованной138.

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен