Ф. Буттерзак - Психические лучи и резонанс.       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



V. Дальнодействие лучей


39. Каждый из нас, вне всякого сомнения, узнаёт родство этих представлений с представлениями Анаксимандра из Милета (ок. 600 г. до н. э., ученик Талеса). Масштабность его представления о мире превышала мыслительные способности огромного большинства более поздних философов. Поэтому о нём упоминают лишь изредка, либо же, если и спорят о нём, то лишь с помощью рациональных доводов, противопоставляя их его иррациональным догадкам. Слабый резонанс, вызываемый его трудами, не наносит, однако, ущерба его величию.
Как бы то ни было, его ??????? до мельчайших подробностей совпадает с нашими понятиями о психоэлектрических колебаниях и излучениях: и то, и другие бесконечны, безграничны и от них происходит всё. Более чёткого определения своего ??????? Анаксимандр не дал. Он хорошо знал - стоит начать говорить, как тут же начнёшь заблуждаться. Поэтому он ограничивается следующим определением: ??? ????? ???????? (нечто без каких-либо особых качеств). Как же иначе можно было выразить словами некие излучения, то материализующиеся, то дематериализующиеся? Трудности начинались у пришедших позже, которые хотели иметь дело с чем-то a tout pris ощутимым, с чем-то, отчётливо выраженным более ясными понятиями.
Здесь мы напомним о проповеди гиганта-ирландца Колумбана: вечная воля (ewige Wille) есть нечто чудесное, невыразимое, невидимое, непостижимое; она вечно заполняет всё, проходит через всё существующее и уклоняется от нас110.

 

40. Мы вынуждены рассматривать так называемых „ионических, или же досократовских философов” не поодиночке, а совместно, не придавая слишком большого значения их языковым различиям. До чего же различны слова, выбираемые одной и той же личностью для выражения возникающих у неё мыслей! Если Гераклит называл своё духовное озарение ????, ?????, ?????, ?????????, ????? = ??????, ???? = ??????, то при этом он имел в виду всегда одно и то же, рассматривая его с различных сторон, в различных отношениях. Мы, живущие сегодня рабы наших жёстко определённых понятий, должны усматривать здесь старания автора найти самое подходящее слово, при всей нашей филологической скрупулёзности не отыскивая в этих словах неких противоположных или же противоречащих друг другу значений56.
Все - Талес, Анаксимандр, Пифагор, Алкмеон, Ксенофан, Гераклит, Парменид, Зенон, Эмпедокл, Метродор, Архелас, вплоть до самого Гиппократа, опираются на один и тот же базис, как бы ни отличались друг от друга созданные ими мысленные надстройки, а также и их физическое проявление. Все эти великаны мысли представляют - каждый сам по себе - сколки духа своего времени и своего мира.
Мы можем попытаться выразить это так: один и тот же скелет может быть облачён различными мягкими тканями и иметь ещё более разнообразные психические излучения. Но эти излучения относятся друг к другу как отдельные цвета спектра к белому свету.
Каждый из этих философов является как бы порождением своего времени, выражением некоей общей тенденции, существующей независимо от него111. При таком рассмотрении великие досократовы философы, не имевшие с Сократом ничего общего, кажутся нам последними искорками некоего духовного направления, исчезнувшего вместе с ними.
В то время как мы, западники, c нашими категориями времени и пространства, нашими микроскопами, телескопами, резонаторами, раздробляем мир на осколки, в те, прежние времена, царило убеждение, что всё едино: ?? ??? ?? ????? ??? ??? ??? ???? ????? ?????? ? ?????????112. А нам остаётся оглядываться назад, заново и с трудом постигая это мировоззрение.
В области искусства, остающейся независимой от западных наук, у нас ещё живо синоптическое, синтетическое мышление. Но ведь искусство, композиция синтетичны по самой своей природе. Точнее говоря, те древние гиганты греческой мысли были скорее художниками, нежели учёными в сегодняшнем смысле этого слова. В то время как нас привлекают частности, их влекло мироздание.
Для того, кто способен отвлечься от пространства и времени, исчезают привычные для этих категорий измерения. В Едином все процессы происходят одновременно, как одновременны процессы, происходящие в нас самих.
Как пространство и время являются продуктами наших воззрений или же наших измерительных приборов, так и наши мерки являются таковыми. Во Вселенной они не имеют никакой силы, так же, как и не поддающиеся нашему познанию каталитические процессы12. Но, поскольку это есть своего рода денежная система нашего мышления, наше языковое средство общения, нам приходится втискивать наши представления в рамки, ограниченные этими образами.

 

41. Психические лучи представляют из себя крайне тонкие и нежные процессы, без проникающей способности гамма-лучей. Радиус их действия зависит от сопротивления, встречаемого ими в пути. Невольно вспоминается закон Ома: сила тока равна электродвижущей силе, делённой на сопротивление. Аналогия из артиллерии: дальнобойные орудия, снаряды которых, с их около 40-километровой максимальной высотой, залетают далеко за нашу привычную атмосферу и за высоты, достигнутые Пикардом или же Регенером, летят удивительно далеко именно благодаря почти нулевому сопротивлению воздуха, сильно разреженному на таких высотах.
Перенеся наше сравнение на психические излучения, мы должны ввести фактор отзывчивости, резонанса, без которого даже самые сильные посылы не окажут никакого действия.
Успех терапевтического лечения менее зависит от химических энергий, virtutes chymicae, нежели от доверия пациента лечащему врачу. Лик писал: куда менее важно, какие действия производит чудо-врач, чем то, что о нём думает народ. Отсюда происходят различия в действенности одинаковых терапевтических процедур на различных индивидах и у различных народов. Так, испанский чудо-лекарь Асуэро потерпел полнейшее фиаско в Риме. Римляне куда менее доверчивы и значительно критичнее, чем испанцы113. К счастью, заболевший, нуждающийся в помощи человек способен отключиться от излишней рациональности своего мышления, открывая тем самым в своём иррациональном ядре двери для внешних психических излучений. На этой почве было заключено множество браков между ранеными и ухаживающими за ними сёстрами, и можно с уверенностью ожидать, что народы, заражённые материализмом, рано или поздно, помимо примитивных потребностей, станут восприимчивы также и к метафизическим явлениям, в какой форме те бы не проявлялись. Не сделав этого, они погибнут.

 

42. В низинах, в тропосфере социальной жизни, мы встречаем почти непроходимую путаницу психических волокон тысяч людей, которые, наощупь продвигаясь в кромешной темноте, едва ощущая биение собственных сердец, бесцельно и безнадёжно суетятся114. Чувство более или менее ощутимого стеснения перед входом в бальный зал или другое собрание даёт нам представление о диапсихике, о поле психической силы как о действующем факторе. Энергия этих психических излучений ещё более повышается высокоразвитой рекламой наших дней. Рассмотрев её трезвым взглядом естествоиспытателя, мы обнаружим, насколько она перегружает наше физическое и психическое восприятие, перевозбуждая их и приводя к истощению. Реклама, как непосредственная причина заболеваний, совсем в духе времени могла бы послужить темой для изучения. Злоупотребление благословенными находками человечества, от речи до техники новых времён, путь сам по себе гибельный. Так было, наверное, во все времена. Ибо уже Роджер Бэкон писал 700 лет назад: vulgus nescit uti rebus dignissimis et iis abutitur in damnum multipliciter personarum atque communitatis (большая толпа не способна употребить во благо даже самые счастливые открытия. Она применяет их всегда во вред либо отдельным личностям, либо обществу)115.

43. Среди излучаемых психических силовых полей есть множество очень полезных. Но чем на большем расстоянии от нас они находятся, тем труднее им до нас дойти. Но даже если они доходят и встречают на своём пути резонируюшие с ними приёмники, то всё равно не могут реализовать себя полностью, так как за ними с ужасающей быстротой следуют другие потенциалы.
В результате происходит следующее: самые стоящие личности уходят в себя, не хотят более ни о чём слышать, капсулируются, как споры или бациллы. Или же они отыскивают для отпуска или выходных дней тихие уголки, возмущаясь, когда пыхтящие автомобили вмешиваются в их мир; с этой же целью они начинают пользоваться радиоприёмником только в исключительных случаях и т.д. Вероятно, епископ Евхериус из Лиона исходил из подобных условий, когда он в своём трактате об одиночестве назвал пустыню божьим храмом без границ; ибо Бог сам живёт в тишине и радуется сокрытой от глаз жизни116. Где сегодня можно найти интимный обмен мыслями, как не в переписке Сенеки и Люцилия, Шиллера и Гумбольдта, Вёлера и Берзелиуса, Гаусса и Бесселя, Шторма и Мёрике?
Даже огромные конгрессы как таковые теряют свою притягательность. Их посещают для того, чтобы под защитой масс обменяться мыслями с несколькими единомышленниками, как это представлял себе Биллрот уже в 1872 г.117. К сожалению, такие мероприятия недостаточно продолжительны для того, чтобы можно было впитать в себя получаемую психическую энергию и активно использовать её в дальнейшем.
Теоретически возможно умерить нежелательное возбуждение, как, например, это делает Гораций, отклоняя приглашение Фабуллуса на обед:

Ты приглашаешь меня с тремя сотнями
Откушать к себе в дом
И уверяешь, что ты удивлён моим отказом;
Но я не люблю есть в одиночестве118.

Однако практически это едва ли возможно. В любом обществе мы попадаем в сеть психических лучей, и поскольку они в основном ориентированы на повседневность, то более тонкие материи заглушаются. „Я не нахожу, что общество развивает. Каждый должен выполнять свои обязанности в одиночку.” - считает Грильпарцер.
Достижения же нашей науки и искусства атакуют нас непрерывно? безжалостно, так что многие, к сожалению, прекращают всякие попытки перебороть их и сдаются на милость потокам цвета, звука и речей. Всё это напоминает ярмарку: импульсы, исходящие от тысяч людей, взаимно перебивают друг друга, а мы голодаем, находясь посреди всего этого гама.
Не только одинокие мужчины и женщины ищут себе - как это видно по газетным объявлениям - спутника жизни, надеясь найти поддержку, опору, помощь в суматохе будней. Даже в кругу больших, по-видимому счастливых семей, поразительно многие чувствуют себя одинокими и хватаются за самые различные способы, пытаясь приглушить это чувство. Огромное количество постылых браков объясняется этим же явлением.
Целители самых разношёрстных мастей пытались учитывать этот расстраивающий здоровье фактор. Но, к сожалению, ??-микроскопы и ff-рентгеновские аппараты не способны перенести нас в область наших совсем сбитых с толку душевных излучений, и даже суперхимия катализа бросает терапевтов на произвол судьбы.

44. Если же мы собираемся принимать психические лучи - в какой бы форме они до нас не доходили, - то мы должны будем бежать от будничной сутолоки с её множеством второстепенных вещей к более тихим уголкам, и пусть это будут укромные местечки, либо же возвышенные местности, куда не достигает уличный шум, радиус действия которого не так уж и велик. Но „Мысли и песни сопровождают нас до самых небес”119, если предположить, что они вызваны излучениями высоких душевных энергий. Именно это хотел выразить, вероятно, Вовенарг (1715-1747) своим изречением: les grandes pensees viennent du coeur (фр.: великие мысли всегда исходят из сердца)120. Даже наши болезни позволяют нам иногда вот так удалиться от всего и всех и закрыться в самих себе, оказывая тем самым влияние на нашу душевную структуру. Никогда не болевшие люди имеют особый склад психики.

 

45. Никто не может утверждать, что у него нет специальных антенн, что он не обладает достаточной восприимчивостью, чувствительностью для восприятия этих взывающих из бесконечности психических излучений.
Мы все обладаем такими приёмниками. На этом построено всё наше эволюционное учение. Ибо может проявляться и развиваться только то, что существует. Отсюда идёт способность молодых к восхищению и детская уверенность, с которой они распознают людей. Ц. Фрис по праву утверждает: провидческий склад мышления есть у всех, хотя и проявляется не одинаково сильно. У многих он заглушён социальными условиями. Однако, попадая в более благоприятные условия, он проявляется и развивается в направлении исследования психического и духовного знания121.
Таким образом, речь здесь идёт не о том, что мы можем развить эту способность, а о том, чтобы не позволить ей сгинуть. При слишком ярком свете и сильном звуке притупляются наши органы зрения и слуха, то же самое происходит с целым спектром душевных излучений.
В глубине каждого отдельного индивида заложено много такого, что без побуждения и содействия никогда не станет реальностью122. На деле мы имеем - согласно открытию Анаксагора - (современника Эмпедокла, Левкиппа и Перикла): ?? ????? ?????? ????? ?????? - причастие ко всему. Но смесь - ?????? - этих психических спектральных цветов различна у каждого из нас. Как состав генов определяет наше телесное строение, то есть склонность к повышенным результатам в одной и пониженным - в другой области, - так нечто подобное наблюдается и в области психической. И при этом вовсе не нужно думать о проблемах наследственности в области душевных заболеваний, как это стоит на повестке дня сегодня. Они могли превратиться в эндогенные факторы из экзогенных в ходе смен поколений через неотвратимые мутации в субстанции зародышей. Придавая же внешним влияниям - не обязательно катастрофическим, а, возможно, воздействующим в течение продолжительного времени подспудно, - как мутация - значение обусловливающих причин - было бы увлекательно проследить за развитием этих наследственных изменений в зародыше на протяжении некоторого времени, то есть отследить момент первого проявления болезни. Такие генетические изменения имеют практическое значение в процессе возникновения раковой клетки (Л.Х. Бауэр).
Между тем, основные структуры, как для отдельных индивидов, так и для целого народа, остаются теми же. Они образуют типы, которые всё снова и снова всплывают в ходе истории, переодетые в различные одежды. К большинству из них было бы применимо не особенно лестное крылатое выражение Пиндара: подавляющее большинство людей слепы духом. Но не будем напускать на читателя скуку, перечисляя эти всем известные типы, которыми мы сыты по горло. Наличие или отсутствие резонанса обусловлено в меньшей степени широтой круга интересов, нежели степенью развитости активных групповых антенн (или, как выражается Пауль Эрлих, - гаптофоров). Существование таких антенн известно любой женщине, приспосабливающейся к особенностям мужа и детей.

 

46. Некоторые могут возразить: понятие генов для нас известная величина, которой можно уверенно оперировать, о психических же излучениях утверждать то же самое нельзя никак. Между тем, гены являются „полнейшей иллюзией”124, это чисто гипотетически существующие энергетические центры, и нам кажется несправедливым, допуская существование таковых для морфологии, отрицать возможность таковых же для психической деятельности.
Е. Редл в своей "Истории биологических теорий Нового времени" утверждает: одни из нас являются врождёнными схоластами, другие же платонианцами. Если даже нахождение ответа на вопрос о числе таких возможных психологических склонностей мы вынуждены предоставить психологии будущего, за сам факт существования различных направленностей духа говорит наш повседневный опыт125. Пользуясь принятым нами в данном труде образом выражения мыслей, можно сказать: излучаемая психическая энергия встречается то с теми, то с другими резонирующими с ней людьми, разделёнными между собой пространством и временем. И посредством психической энергии эти люди оказываются связанными воедино. Редл и мы рассматриваем одну и ту же нитку жемчуга: Редл берёт на рассмотрение сами жемчужины, а мы - те нематериальные нити, на которые они нанизаны.
Идея резонанса появляется, между прочим, уже у Демокрита, утверждавшего как общий закон, что подобное присоединяется к подобному, даже и в неживом мире126.
Существуют тысячи и тысячи различнейших резонансов. С помощью, так сказать, психических резонаторов, психических эхоулавливателей люди „считывают” своих современников и образуют сообщество одинаково настроенных. Как в оркестре, где различные инструменты нужно настраивать и применять гармонично, так необходимо настраивать и оркестр целого народа. Как бы ни были необходимы трубачи, литавристы и флейтисты, если они действуют разрозненно, возникает диссонанс. Таинство кроется, между тем, не в униформизации всех голосов, а в их различии, усмиряемом гармоничным талантом высшей инстанции.
Не каждый может заниматься чем бы то ни было. Творец с умыслом раздавал дарования и таланты; он разделяет роли исполнителей в своём спектакле. В своём докладе "Science psychique et science physique" Х. Бегрсон пользуется удачным сравнением: le cerveau canalise et par la, aussi il limite la vie de l’esprit, то есть психические качества у разных людей проявляются по различным канальным сетям. Как необходимо, чтобы существовали прорабы и чернорабочие, полководцы и солдаты, изобретатели и техники, предводители и ведомые, так и в духовной области не все могут достигать равных высот. Вирчов подразделял своих слушателей на три группы: первая, абсолютно преобладающая, не видит и не понимает совершенно ничего, что бы им ни показывали. Вторая, куда меньшая группа, способна на это с большим или меньшим несовершенством; и только редкие из числа третьей группы видят больше того, что им показывается127. Но и первая группа имеет значение для целого. Ибо прав Шиллер: миллионы трудятся над сохранением вида. Но только через малое число своих представителей человечество отвоёвывает себе пространство128. На верхушке пирамиды, состоящей из миллионов, горстка храбрых штурмует её верхние этажи. И только оттуда, с вершин, могут они прокричать своим товарищам по виду о том, что они там увидели.

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен