Ф. Буттерзак - Психические лучи и резонанс.       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



IV. Конгломераты лучей


32. В то время как в последние столетия дух исследования был направлен почти исключительно на крупные, мелкие и наимельчайшие детали, сейчас на первый план выходит противоположное стремление. Всё чаще можно слышать слова "целостность", "синтез" и им подобные. Однако производится впечатление, будто эта целостность во многих умах заключается больше в соседстве вещей, чем в их единстве.
Часто обсуждаемая традиционная медицина пока подобна дворцу, на отдельных этажах которого приносятся жертвы различным богам, а «единство Европы» - это всего лишь тончайшая пряжа над разительными антагонизмами. Всё же подобного рода синтетические, объединяющие тенденции – добрый знак. В сфере большой и малой жизни они неизбежно ведут к вопросу о силе, которая соединяет все детали или за один миг группирует их по-новому.
Физики обошли нас здесь хорошим примером и вычислили «энергию связи». Отклонение массы атомов от суммы масс всех содержащихся в нём частичек, так называемый дефект массы, можно списать на энергию, при помощи которой эти частички соединяются в атоме95.
Между тем это, собственно говоря, не то, что мы хотели бы узнать. При создании букета цветов связующая лента большой роли не играет. Куда существеннее дух, вкус, идея, которая соединила отдельные части. Она является вечным principium naturale, immutabile et plane indivisibile, который соединяет отдельные явления, смотря по обстоятельствам, в gradualis virium variatio, т.е. во всё новые формы93.
Мы, как греки, снова с любопытством ищем Клото и со страхом ожидаем Атропос. Разгадать эту творящую идею при помощи самых скрупулёзных экспериментов и самых каверзных расчётов так же маловероятно, как и найти тайную силу, которая управляет полководцем, государственным деятелем, художником. Это ясно понимал ещё Роджер Бэкон (1214-1294).
Таким образом, мы должны, как бы сложно это ни было, увидеть в человеке не набор внутренних органов, а его vis energetica (внутреннюю энергетику) как сущность, и эта жизненная сила как нечто имматериальное течёт, независимая от пространства и времени, через всех нас, выдавая себя только в отдельных особях своего рода местным колоритом.
В монадологическом способе выражения Лейбница (1676-1716) мы можем рассматривать людей как «временных духов» или как fulgurations continuelles de Dieu. Тогда к облачению, оболочке жизни, о сохранении которой мы очень заботимся, подходят слова Кювье, обращённые к Рудольфу: Mais, ce n'est qu'accidentel96.
Вопрос о происхождении и местонахождении источника волн и систем спиралей, сосредоточенных в одной личности, становится беспредметным, если мы будем считать себя пронизываемыми не имеющим ни начала, ни конца волнами, излучаемыми какими-то более сложными системами. Тогда мы сразу поймём, что сосредоточенные в нас лучи поступают из бесконечности и в неё же снова уходят. Мы со всех сторон связаны с нею.
Наше истинное "Я", получает ли оно новую одежду (тело) при рождении, теряет ли её при смерти, существовать не перестаёт. Его временная материализация - это лишь короткий момент в вечности, сравнимый с гребнем волны, с клубами дыма, которые сразу же рассеиваются. Но постоянной является высшая инстанция, которая эту материализацию вызывает. Она - вечная97.

 

33. Именно в этом неком имматериальном, в этой среде электропсихических полей мы объединены – с большей или меньшей протяжённостью и силой – со всем живым. Это функция резонанса. Психические лучи, ещё точнее и чётче чем радиоволны, передают воздействие и реакцию отдельных живых существ.
Животный магнетизм вызывает у учёных ХХ века сочувственную улыбку. Однако если отбросить это антивнушение, то в его основной идее можно найти абсолютно современную сущность. Её сторонники видят в ней только особый случай первоначальной формы силы, которая связывает между собой все тела Вселенной и держит их посредством встречных потоков в равновесии98.
Вспоминая в связи с этим о ????????? ??? ???? Марка Аврелия, Плотина, Патриция, Кампанеллы, Парацельса, Ван Гельмонта, Ф. Бэкона, Шефтсбери и других личностей, которые прославились на поприще науки, не будем больше так честолюбиво улыбаться.
Мы вспоминаем о гностическом "архиеретике" Валентине (умершем в 160 г. от Р.Х.) и его плероме, т.е. вечно хранящей молчание первопричине, из которой парами следуют ряды духов, учении, которое, между прочим, ещё за 700 лет до этого в немного изменённом виде застал Пифагор в Египте, на родине Валентина. Плерома была тогда «сокровенной богиней», «вечной мудростью», из которой следуют душа, материя, пространство, время99.
Вместе с Лессингом можно задать вопрос: является эта гипотеза такой смешной только потому, что она самая древняя? Только потому, что человеческий разум, прежде чем софистика рассеяла и ослабила его, сразу пришёл к ней?100 Представление, что примитивные люди теснее связаны с природой, чем мы, по-научному делящие её на части и считающие фрагменты целым, кажется обоснованным. Богопослушные учёные раннего средневековья объявили великого Валентина "архиеретиком", так как он снова поддержал древнеегипетское учение о плероме, вечной, хранящей молчание первопричине всех вещей. Мы хотим совершить такой же грех, какой совершили те служители Церкви?

 

34. И армия, и крупные торгово-промышленные предприятия представляют собой при всех внутренних всевозможных членениях единую структуру. То же самое происходит и у народов. И здесь есть энергии связи по семьям, племенам, родам. И здесь над всем витает идея, но не как насильственное давление снаружи, а как стержень, на который нанизаны все детали.
Невозможно par ordre de mufti тысяче отдельных душ создать одну народную душу, один народ. Здесь определённую роль играет сверхиндивидуальный фактор, который, хотя и даёт узнать себя в существующих на данный момент воплощённых, но переживает своих индивидуальных носителей. Однако выражается он только в таких носителях, которых создал сам; других – как бы они ему не предлагались или даже не навязывались биологически чуждыми государственными деятелями – он энергично отвергает. Здесь потерпели фиаско со времён Александра многие гениальные политики. Это совершенно безнадёжно - принудить снаружи то, чему внутренне противятся.
Именно поэтому некоторые терапевтические стремления, в манере д-ра Ейзенбарта, насильно направить физиологические резонансы на определённые доктринёрские пути остаются безуспешными.
Все внимание на великие дела органической и физиологической химии! Но иногда вспоминается высказывание великого врача-клинициста И. Гаусса (1704—1780): гора чрезвычайных, почти сверхъестественных успехов экспериментальной науки манит обманчивую фантазию в область медицины, от которой её должно бы предостеречь сознание свободы человеческого организма101.
Мы не собираемся вслед за учеником Г.Э. Шталя И. Джанкером (1679-1759) утверждать: chymiae usus in medicina fere nullus (польза химии для врачевания равна нулю). Но мы надеемся, что после преодоления превосходства химии - pacatis rumoribus chymicorum102 – при лечении вышедшей из строя психофизической системы наряду с физической во внимание всё больше будет приниматься психическая сторона. Начало положено.
Если существуют расовые души, то должны существовать и расовые излучения. От них, от всеединства в понимании Шиллера103 зависит, притягиваются ли народы или отталкиваются. Индивидуальные излучения играют при этом такую же малую роль, как государственные договоры и политические союзы. Китайский государственный деятель Ку Хунь Мин оценивал отдельных немцев выше, чем французов, но всё же предпочитал вести переговоры с последними104.
Также и у животных встречаются индивидуальные привязанности между враждующими видами, в то время как остальные ведут себя как кошка с собакой105. В конце-концов, о расовых душах и их положительных или отрицательных зарядах мы знаем ещё меньше, чем о свете, запахе, звуке. Но это ни в коей мере не препятствует их наличию. Тот, кто в практической жизни не будет замечать этот фактор или верно его оценивать, обречён на неудачи.

 

35. Между тем не только народы обмениваются коллективными психическими лучами; это происходит и внутри одной народной общины, ведь она как раз и основывается на этих своего рода разностях потенциалов. Их упразднение означает крах.
Резонансы делят общину на различные слои, которые выступают как гильдии, касты, корпорации, секты, союзы, партии и иногда приводят к насильственным разрядкам в виде революций, гражданских войн и т.д. Только тот достоин называться философом-историком, кто может рассматривать эти события, не примешивая чувства, кто следит за борьбой Красных и Зелёных в Византии, Алой и Белой Розы в Англии так же безучастно, как и за выравниванием потенциалов между двумя электродами. У участников чувства всегда играют самую важную роль, так как в духовной сфере не факты или познания души резонируют друг с другом, а основанные на них примитивные чувства. Да, довольно часто последние формируют первые. Можно установить своего рода генеалогию: резонансы вызывают чувства, чувства вызывают мысли, а мысли порождают поступки. Также считал и Карлейль.
Здесь начинается безграничный, непостижимый мир внушений. Поэтому во все времена религиозные войны, как спровоцированные внушением, были самыми жестокими.

 

36. Каждому известно о диссонансах внутри одной народности. Но эти внутринациональные диссонансы могут вызвать в своих фрагментах подобные интернациональным резонансы, т.е. консонансы. Сегодня мы видим это в консонирующем на всей земле национализме. Угрозу старой культуре Европы вызвала не убедительность коммунистических доктрин, а обращение к низменным инстинктам масс. Выразители прошлого в количественном и качественном отношении становятся заметно слабее, так что давным-давно высказанное Le Bon предсказание грозит исполнится: plusieurs peuples de l'Europe vont etre obliges de subir la redoutable phase du socialisme (= communisme). Ce sera l' ecrasement final sous les pieds des barbares, la fin d'un monde106. (Многим народам Европы придётся перенести фазу социализма (= коммунизма). Затем варвары всё растопчут и приведут мир к концу.)
Законами и канонами невозможно бороться с резонансами таких внушений. С идеями можно бороться только идеями. Но для генерирования идей нужны мужчины; вымирание мужчин означает вымирание идей.

 

37. Между тем, при всех различиях индивидов и народов мы всё же не должны забывать то, что Ранке называл глубокой внутренней связью европейской жизни, базирующейся на многом общем у народов Западной Европы. Но если особое бытие каждой отдельно взятой личности каким-то образом и выделилось, оторваться от целого у него возможности нет, так как именно это живое целое европейского коллектива скрывает внутри себя силы, которые снова восстановят нарушенный баланс107.
В чём ещё могла бы заключаться эта связь, эта общность народов, как не в мощном психоэлектрическом силовом поле, которое вмещает в себя всё?
Если рассматривать с более высоких позиций, то все разногласия между народами – улаживаются ли они мирными путями или с оружием в руках – есть ничто иное, как потенциальные различия, которые, появляясь по неисчерпаемой причине совместного проживания, снова и снова поставляют свежие силы108 и тем самым успешно противостоят вызывающей опасения энтропии Клаузиуса (1812—1888).

 

38. Но мы можем ещё дальше расширить наши горизонты. Кому удастся охватить Вселенную как единое целое, в течение миллионов лет, тот догадается, что на нашей планете явления природы находятся не только в связи друг с другом, но и с событиями во Вселенной. То, что мы называем северным и южным звёздным небом, эти две половины образуют органическое целое, в котором – как и в микрокосме человека – в каком-нибудь месте не может произойти разрядки в электрических полях без воздействия на целое. Новые явления, за которыми наши астрономы наблюдают в телескопы, есть ничто иное как ставшие видимыми резонансы на каком-нибудь особенно привлекательном месте Вселенной.
Вокруг нашей планеты, как показывают сейсмографы, непрерывно проходят волны землетрясений109, которые влекут за собой колебания земли, даже если мы их не замечаем, и проявляются – аналогично новым звёздам – тут и там в обусловленной местностью форме при особой восприимчивости земной коры.
Предоставим полёту фантазии читателя решить, насколько он хочет приписать этим электрическим полям психические компоненты.
По всем направлениям через Вселенную проходят излучаемые звёздами световые лучи, которые, взаимно пересекаясь, образуют самые прекрасные и роскошные паутины. Неужели только психические лучи должны быть исключены из таких admirables tissus qui soient au monde?49

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен