|
ГЛАВА 45 ДЕЛА ЛЮДЕЙ И БОГОВСреди бесконечного множества разрушенных древне египетских храмов есть один, который уникален не только степенью сохранности (у него даже уцелела кровля, что особенно редко), но и превосходным качеством буквально гек таров изумительных барельефов, которые украшают его возвышающиеся стены. Это — расположенный в Абидосе, в 13 километрах от современного русла Нила, храм Сети I , монарха из знаменитой XIX династии, правившего с 1306 по 1290 год до н. э. Сети в основном известен как отец знаменитого Рамзе-са II (1290-1244 года до н.э.), фараона библейского Исхода. Но он и сам по праву может считаться крупной историчес кой фигурой: много воевал за пределами Египта, много сил отдавал сооружению нескольких прекрасных зданий и тщательной и добросовестной реставрации многих старых построек. Его храм в Абидосе, который задним числом назвали "Домом миллионов Лет", был посвящен Осирису, "владыке вечности", о котором в "Текстах пирамид" сказано так: "Ты ушел, но ты вернешься, ты уснул, но ты проснешься, умер ты, но будешь жить... От правься к водному пути, поплыви вверх по те чению... Соверши путешествие вокруг Абидо са в облике духа, дарованном тебе богами". КОРОНА АТЕФА Было восемь часов, яркого, чистого утра, когда я ныр нул в мрачную тишину храма Сети I . Его стены были час тично подсвечены снизу маломощными электрическими лам пами; единственным источником света, кроме этого, были предусмотренные архитекторами фараона немногочисленные окна в каменной кладке, через которые внутрь здания про никали, подобно божественному сиянию, столбы солнечно го света. Пробираясь среди пылинок, танцующих в этих лучах, сквозь тяжелую неподвижность воздуха, заполняющего зал Гипостиль с огромными, поддерживающими кры шу колоннами, легко вообразить, что здесь до сих пор при сутствует дух Осириса. На самом деле, воображением здесь не ограничивается; Осирис присутствует здесь физически — в потрясающей симфонии барельефов, украшающих стены, хранящих на протяжении веков образ царя-цивилизатора, бога мертвых, сидящего на троне в обществе своей прекрас ной и таинственной сестры Исиды.
На Осирисе можно увидеть самые разнообразные и при чудливые короны, которые я внимательно разглядывал, пе реходя от барельефа к барельефу. Короны, похожие на изображенные здесь, всегда были важной частью гардероба фараонов Древнего Египта, по крайней мере, по свидетельству изображающих их барельефов. Как это ни странно, но за все годы интенсивных раскопок археологам не удалось най ти ни одной царской короны или хотя бы кусочка ее, не говоря уже о спиральном церемониальном головном уборе, в каких изображались боги Первого Времени. Особый интерес представляла собой корона Атефа. В ее состав входил уриус, царский символ в виде змеи; в Мекси ке эту роль играло изображение гремучей змеи, в Египте — кобра, готовая к нападению. Центральная часть этого хитроумного приспособления была узнаваема; это был хеджет, белый боевой шлем из Верхнего Египта, имеющий форму кегли и тоже известный только по барельефам. С боков этого шлема поднимались две тонкие металлические плас тины, а впереди красовалось устройство из двух волнистых лопастей, которое ученые обычно описывают как пару ба раньих рогов. На нескольких барельефах в храме Сети I Осирис изобра жен именно в короне Атефа. На глаз ее высота около 60 сантиметров. Согласно древнеегипетской "Книге мерт вых", ее подарил ему Ра: "Но в первый же день, как Оси рис надел ее, у него стала мучительно болеть голова, и, когда Ра вернулся вечером, он нашел Осириса с головой, воспаленной и распухшей от горячей короны. Ра пришлось даже выпустить гной и кровь". Все это сообщается спокойно, буднично, но, если вду маться, что это должна быть за корона, которая выделяет столько тепла, что от этого кожа начинает кровоточить и покрывается гнойными язвами? СЕМНАДЦАТЬ СТОЛЕТИЙ ЦАРЕЙ Я двинулся дальше, в темноту, и, в конце концов, отыс кал дорогу к Галерее царей. Она начиналась с восточного края зала Гипостиль примерно в шестидесяти метрах от входа в храм. Проходя Галерею, ты проходишь сквозь время. На сте не слева — список 120 богов Древнего Египта вместе с названиями их главных святилищ. Справа, на площади при мерно 3 на 2 метра — имена 76 фараонов, занимавших пре стол до Сети I ; иероглифы каждого имени вырезаны внутри овального картуша. Это табло, отсвечивающее золотом, известно под назва нием "Абидосский список царей". Оно спланировано для чтения слева направо и разделено на пять вертикальных столбцов и три горизонтальных ряда. В общей сложности оно перекрывает ни много ни мало почти 1700 лет, начинаясь около 3000 года до н.э. правлением Менеса, первого царя I династии, и кончая собственным правлением Сети около 1300 года до н. э. С левого края стоят две изящно выпол ненные фигуры глубокого рельефа: Сети и его юный сын, будущий Рамзес II . ГИПОГЕЙ Принадлежа к тому же классу исторических докумен тов, что и Туринский папирус и Палермский камень, список красноречиво говорит о неразрывности традиционных преданий. Неотъемлемой частью этой традиции была па мять (или вера?) о Первом Времени, когда, давным-давно, боги правили Египтом. Главным среди этих богов был Оси рис, и поэтому совершенно естественно, что из Галереи ца рей можно было попасть во второй коридор, ведущий на заднюю сторону храма, где было расположено чудесное зда ние, которое связывалось с именем Осириса уже в самых первых письменных памятниках Египта. Греческий географ Страбон, посетивший Абидос в I веке до н.э., так описывал Осирион: "Замечательное сооружение из массивного кам ня... содержащее расположенный на большой глубине ис точник, для спуска к которому приходится пользоваться наклонными галереями, сложенными из монолитов исклю чительного размера и мастерства обработки. К этому месту из большой реки ведет канал..." Через несколько сот лет после визита Страбона, когда религию Древнего Египта вытеснил новый культ — хрис тианство, речной ил и пески пустыни стали наступать на Осирион, закрывая его метр за метром, столетие за столетием, пока его вертикальные монолиты и мощные перемычки окон не оказались погребены. В таком виде все и остава лось, недоступное для нашего зрения и знания, вплоть до начала XX столетия, когда археологи Флиндерс Петри и Маргарет Мюррей начали здесь раскопки. Во время полево го сезона 1903 года они раскопали часть зала и проход, расположенные в пустыне примерно в 60 метрах к юго- западу от храма Сети I и построенные явно в архитектур ном стиле XIX династии. Между этой находкой и задней стеной храма ("как в бутерброде") они обнаружили безус ловные признаки "крупного сооружения, скрытого под зем лей". Как писала Маргарет Мюррей: "Профессор Петри ре шил, что этот гипогей — то самое место, которое упоминает Страбон, как его называют, Колодец Страбона". Предполо жение Петри и Мюррей было, как оказалось, абсолютно правильным, но из-за недостатка средств их гипотезу не удавалось проверить до полевого сезона 1912-1913 годов. Именно тогда под руководством профессора Нэвилла из Исследовательского фонда Египта была расчищена попе речная камера, в конце которой с северо-восточной сторо ны был обнаружен большой дверной проем, сложенный из циклопических блоков из гранита и песчаника. На следующий сезон, 1913-1914 годов, Нэвилл и его команда вернулись в сопровождении 600 местных помощников и тщательно расчистили все огромное подземное со оружение. Нэвилл писал: "Мы обнаружили гигантскую конструкцию длиной около 30 метров и шириной около 20 метров, сложенную из самых крупных в Егип те камней. Во всех четырех стенах сооруже ния имеются ниши в рост человека, общим числом 17, лишенные каких-либо украшений. Здание разделено на три нефа, причем сред ний шире крайних; границей служат два ряда мощных монолитных колонн из гранита, под держивающих столь же массивные архитравы ". Нэвилл измерил один из каменных блоков в углу се верного нефа и с изумлением констатировал, что его длина составляет около восьми метров. Столь же удивительным оказалось и то, что в нишах наружных стен не оказалось пола; по мере того как археологи шли вглубь, песок и земля становились все более влажными: "Ниши соединяются узким выступом шириной 60-90 сантиметров, выступ есть и на противоположной стороне нефа; пола нет вовсе, и, углубившись метра на три с полови ной, мы встретились с просачивающейся во дой. Пола нет и в большом дверном проеме. По-видимому, когда перед храмом плескалась вода, к нишам можно было подплыть на боль шой лодке". САМОЕ ДРЕВНЕЕ КАМЕННОЕ ЗДАНИЕ В ЕГИПТЕ Вода, вода, кругом вода — таков, наверное, был лейт мотив Осириона. Теперь он находится на дне огромного кратера, который вырыла в 1914 году экспедиция Нэвилла. Уровень его основания метров на 15 ниже пола храма Сети I , то есть примерно вровень с уровнем воды в Ниле. К нему спускается лестница современной постройки, изгибаясь в юго-восточном направлении. Спустившись по ней, я про шел под мощными блоками, перекрывающими ворота, описанные Нэвиллом и Страбоном, и по узкому деревянному мостику (тоже современному) попал на широкий цоколь из песчаника. План Осириона Этот цоколь длиной 24 и шириной 12 метров сложен из крупных блоков и со всех сторон окружен водой. На его продольной оси вырублены два бассейна (один прямоуголь ный, другой квадратный). С обоих концов устроены лестницы, ведущие на глубину около трех с половиной метров ниже уровня воды. На цоколь опираются две мощные ко лоннады, о которых Нэвилл упоминает в своем отчете. Каждый ряд содержит пять массивных монолитов из розового гранита; поперечное сечение каждой колоннады — квадрат со стороной два с половиной метра, высота — три с полови ной, вес в среднем порядка 100 тонн. Верхние торцы ко лонн перекрыты гранитными перемычками, и есть основа ния считать, что некогда все здание было перекрыто еще более мощными монолитами. Чтобы лучше понять устройство Осириона, я попытал ся мысленно подняться над ним и посмогреть сверху. Это облегчается отсутствием крыши, так что общая планировка становится более понятной. Помогало и то, что, просачива ясь из грунта, вода заполнила все бассейны, ниши и каналы почти до краев цоколя, как, видимо, и планировали авторы проекта. Так вот, если посмотреть сверху, то сразу становится ясно, что цоколь образует прямоугольный остров, окруженный по периметру водяным рвом примерно трехметровой ширины. Наружной границей рва служит мощная прямоу гольная стена толщиной не менее шести метров, сложенная из очень крупных блоков из красного песчаника, поверх ность взаимного контакта которых имеет вид сложной ло маной. В толще этих стен — 17 ниш, о которых упоминает ся в отчете Нэвилла: шесть с восточной стороны, шесть с западной, две с юга и три с севера. За тремя северными нишами находится длинная поперечная камера, стены и кры ша которой сложены из известняка. Аналогичная камера, тоже из известняка, находится к югу от больших ворот; крыша ее не уцелела. И, наконец, снаружи все сооружение окружено внешней стеной из известняка; таким образом, все вместе выглядит как система спрятанных друг в друга прямоугольников, то есть, идя снаружи внутрь, — стена, стена, ров, цоколь. Другой существенной и в высшей степени необычной чертой Осириона является то, что его даже не пытались как-то специально сориентировать по сторонам света. Вме сто этого, подобно Дороге мертвых в мексиканском Теоти-уакане, он нацелен на северо-восток. Поскольку древнееги петская цивилизация и могла, и успешно осуществляла точную ориентацию своих сооружений, это обстоятельство по казалось мне не случайным. Тем более что возведенный на 15 метров выше Храм Сети I ориентирован в точности по той же оси. Возникает вопрос: какое из этих зданий стар ше? Ориентирован ли Осирион по храму, или наоборот? Вокруг этого вопроса было в свое время много ожесточенных дискуссий, теперь давно позабытых. В ходе этих дис куссий, которые очень напоминали споры вокруг Сфинкса и Храма долины в Гизе, крупные археологи первоначально доказывали, что Осирион — сооружение глубокой древнос ти. Эту точку зрения выражал, например, профессор Нэ-вилл в лондонской "Таймс от 17 марта 1914 года: Осирион (реконструкция)
"В связи с этим памятником возникает не сколько важных вопросов. Что касается его датировки, то его большое сходство с хра мом Сфинкса [так в то время называли Храм долины] показывает, что они принадлежат к одной эпохе, когда строили из огромных кам ней без орнамента. Это характерно для древнейшей архитектуры Египта. Я бы даже сказал, что мы можем назвать его древней шим каменным зданием в Египте". По словам Нэвилла, "грандиозная и суровая простота" центрального зала монумента с его замечательными гранитными монолитами и "мощь древних, которые смогли доста вить издалека и передвигать такие гигантские блоки", внушали ему трепет. Он высказал предположение о первона чальном назначении Осириона: "Очевидно, это огромное сооружение было большим резервуаром для запаса нильс кой воды во время половодья... Любопытно, что то, что мы можем считать началом архитектуры, не является ни хра мом, ни гробницей, а просто гигантским бассейном, водо проводным сооружением..." Действительно любопытно и вполне заслуживает дальнейшего исследования; именно этим Нэвилл собирался за няться в следующем сезоне. К сожалению, вмешалась пер вая мировая война, и несколько лет в Египте нельзя было заниматься археологией. В результате только в 1925 году Египетский Исследовательский фонд смог послать другую экспедицию, но ее возглавил уже не Нэвилл, а молодой египтолог Генри Франкфорт. ФАКТЫ ФРАНКФОРТА Позднее, чтобы добиться большего престижа и влияния в качестве профессора доклассической древности Лондонс кого университета, Франкфорт посвятил несколько поле вых сезонов повторной расчистке и тщательным раскопкам Осириона между 1925 и 1930 годами. В ходе этой работы он сделал несколько открытий, которые, по его мнению, по зволяли определить дату сооружения здания: Гранитный "ласточкин хвост" над южной стороной Аналогичный "ласточкин хвост" на восточной стене Рисунки астрономического содержания и надписи от Остатки подобных изображений в южной попереч Остракон (черепок), найденный во входном проходе, Читатель помнит об истории с драматическим измене нием мнения научной общественности по поводу возраста Сфинкса и Храма долины (вследствие обнаружения несколь ких статуй и одного картуша, которые предположительно имели какое-то отношение к Хафре). Находки Франкфорта в Абидосе вызвали аналогичный "разворот кругом" в воп росе о древности Осириона. В 1914 году это было "самое древнее каменное здание в Египте". В 1933 году оно "пере летело" во времена правления Сети I (около 1300 года до н.э.) и превратилось в кенотаф (пустую гробницу) после днего Не прошло и десяти лет как все монографии стали в один голос приписывать Осирион фараону Сети I — как- будто этот факт имел материальное подтверждение. На са мом же деле речь идет об истолковании Франкфортбм об наруженных им свидетельств. Факты же таковы, что действительно были обнаружены надписи и украшения, оставленные Сети — в здании, кото рое, за исключением указанного, полностью анонимно. Одно из возможных объяснений, и именно его придерживается Франкфорт, сводится к тому, что здание построено Сети. Но возможно и другое объяснение, что эти бледные и скуд ные украшения, картуши и надписи, найденные Франк фортом, могли быть выполнены в Осирионе в процессе ре монта и реставрации, предпринятых в эпоху Сети, а само здание к этому времени было уже преклонного возраста, как и предполагали Нэвилл и ряд других специалистов. В чем достоинства того и другого из этих двух взаимо исключающих предположений, в соответствии с которыми Осирион является: а) старейшим зданием в Египте или б) срав нительно поздним сооружением эпохи Нового Царства? - Предположение (б), что Осирион является кенотафом Сети I — единственная версия, которую признают египто логи. При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что оно основано на косвенном свидетельстве, каковым являются картуши и надписи, которые сами по себе ничего не доказывают. Собственно, частично это свидетельство про тиворечит гипотезе Франкфорта. Надпись на черепке "Сети служит Осирису" звучит не столько как хвала делу рук первостроителя, сколько дань уважения тому, кто обновил, может быть, добавив что-то, древнее сооружение, связанное с богом Первого Времени Осирисом. И еще одно обстоя тельство упускалось из виду. Южная и северная попереч ные камеры, где имеются украшения и надписи Сети I , находятся вне шестиметровых стен, которые несокрушимо стоят на страже мощной мегалитической, лишенной укра шений центральной части здания. Это, кстати, вызвало се рьезные подозрения у Нэвилла (которые Франкфорт пред почел игнорировать), что эти две камеры "не являются со временниками остального здания", а были пристроены на много позднее, во время правления Сети I , "возможно, ког да он строил свой собственный храм". Короче говоря, все, что связано с предположением (б), базируется на том, как Франкфорт интерпретирует (не обя зательно верно, но назойливо) обнаруженные им декора тивные элементы. Предположение же (а), что сердцевина Осириона была построена за тысячи лет до эпохи Сети, основывается на характере ее архитектуры. Как отмечал Нэвилл, сходство Осириона с Храмом долины в Гизе "показывает, что они принадлежат к одной эпохе, когда здания строились из ог ромных камней". Подобным образом до конца своих дней Маргарет Мюррей оставалась убежденной, что Осирион вооб ще не был кенотафом, а уж что не был кенотафом Сети — и подавно. Она писала: "Он был сооружен для праздничных мистерий Осириса, и в этом смысле уникален среди всех уцелевших зданий в Египте. Совершенно ясно, что он относится к очень ранней эпохе — огромные блоки, из которых он построен, ха рактерны для стиля Старого Царства; о том же говорит простота архитектурных реше ний. Украшения были добавлены Сети I , ко торый таким образом утвердил свою причастность к сооружению. Но, зная, сколь часто фараоны присваивали себе работы предше ственников, помещая на них свое имя, не сле дует придавать этому особого значения. О возрасте здания в Египте говорит не имя царя, а стиль здания, тип кладки, характер обра ботки камня". Франкфорту следовало бы внимательнее отнестись к этому предостережению, поскольку, как он смущенно писал о своем "кенотафе", "следует признать, что неизвестно ни одного подобного здания, относящегося к эпохе XIX династии". Правильнее было бы говорить не только о XIX династии. За исключением Храма долины и других циклопичес ких сооружений на плато Гизы, не известно ни одного зда ния, хотя бы отдаленно напоминающего Осирион, ни в ка кой другой эпохе долгой истории Египта. Горстка предпо ложительно построенных в эпоху Старого Царства соору жений, воздвигнутых из гигантских мегалитов, относится к особой категории. Они гораздо больше напоминают друг друга, чем какой-либо известный архитектурный стиль; да и вообще их подлинность под вопросом. Не судьба ли это всех зданий, построенных в доистори ческие времена, а не возведенных историческими фараона ми? Какой смысл в том, что Сфинкс, Храм долины, а те перь еще Осирион связывают достаточно спорным образом с именами конкретных фараонов (Хафры и Сети I ) без сви детельств, которые бы ясно и недвусмысленно доказывали, что эти фараоны действительно возвели эти сооружения? Не указывают ли факты, которые пытаются использовать в качестве свидетельств, скорее о желании владык-реставраторов "примазаться" к славным древним памятникам, чем о действительном авторстве? Но тогда мы опять возвращаем ся к вопросу об подлинных авторах: кто и в какую эпоху? МОРСКОЙ ПОХОД ЧЕРЕЗ ПЕСКИ И ВРЕМЯ Здесь, в Абидосе, меня ждала еще одна загадка . Она была погребена в пустыне, примерно в километре к северо- западу от Осириона, среди песков, горбящихся от холмов, и курганов древних кладбищ. На этих кладбищах, многие из которых восходили к раннединастическим и даже додинастическим временам, тра диционно правили бал боги-шакалы Анубис и Упуат. От крыватели пути, стражи духов мертвых, они, как мне было известно, на протяжении всей древнеегипетской истории играли центральную роль в мистериях Осириса, которые каждый год разыгрывались в Абидосе. Мне показалось даже, что в каком-то смысле они до сих пор продолжают хранить тайны. Потому что чем же является Осирион, если не большой, неразгаданной тайной, которая заслуживает гораздо более внимательного изуче ния, чем то, которому ее подвергли ученые, чье ремесло — вникать в такие проблемы? И чем еще являются погребен ные в пустыне двенадцать морских кораблей с высоко загнутыми, носами, если не тайной, которая буквально во весь голос вопиет, требуя разгадки? Именно для того, чтобы увидеть место погребения этих судов, я пересекал сейчас кладбища, охраняемые богами- шакалами. 21 декабря 1991 года лондонская "Гардиан" пи сала: "В 13 километрах от Нила обнаружен захо роненным царский флот из судов, которым 5000 лет. Американские и египетские архео логи нашли в Абидосе 12 больших деревянных лодок... Специалисты утверждают, что эти лодки, длина которых 15-18 метров, имеют возраст около 5000 лет, что делает их самыми старыми царскими судами в Египте и од ними из самых старых судов в мире... По мне нию специалистов, эти суда, открытые в сен тябре, предназначались, возможно, для риту ала погребения, чтобы на них могли путеше ствовать души фараонов. "Мы никогда не надеялись найти такой флот, особенно так далеко от Нила", — сказал Дэвид О'Коннор, руководитель экспедиции и хранитель египетс кого отдела Пенсильванского университета..." Лодки покоились в тени огромного сооружения из необожженного кирпича, которое" по некоторым предполо жениям, должно было служить храмом-усыпальницей фа раона II династии по имени Хасехемви, который правил Египтом в XXVII веке до н.э. Однако О'Коннор был уве рен, что они были связаны не столько с Хасехемви, сколько с расположенным поблизости (и почти разрушенным) "по гребальным комплексом, построенным для фараона Джера (начало I династии). Маловероятно, чтобы эти лодочные захоронения возникли раньше, возможно, что они на самом деле были построены для Джера, но это пока остается недо казанным". Внезапно сильный порыв ветра пронесся по пустыне, поднимая песок. Мне пришлось на некоторое время ук рыться под защитой нависающих стен, построенных Хасе хемви, рядом с тем местом, где археологи Пенсильванского университета по понятным соображениям безопасности за рыли двенадцать таинственных лодок, на которые они на ткнулись в 1991 году. Они надеялись продолжить раскопки в 1992 году, но возникли разные препятствия, и теперь, в 1993 году, раскопки все еще откладывались. В процессе моих исследований О'Коннор прислал мне официальный доклад о сезоне 1991 года 80 , где упоминает ся, что некоторые лодки достигали в длину 22 метров. Он отмечал также, что сложенные из кирпича могилы-эллин ги, в которых лодки помещались, сами имели форму лодок; возвышаясь над уровнем окружающей пустыни в начале династической эпохи, будучи новыми, они должны были выглядеть грандиозно: "Некогда каждое захоронение было снаружи оштукатурена и побелено, так что должно было создаваться впечатление, что в пусты не, сверкая под ярким египетским солнцем, стоят на якоре двенадцать (или больше) ог ромных лодок. К идее постановки их на якорь относились достаточно серьезно, потому что вблизи "носа" или "кормы " нескольких захоро нений были положены небольшие булыжники неправильной формы. Они не могли там ока заться ни случайно, ни по каким-то есте ственным причинам; ясно, что их положили туда сознательно, а не просто так. И очень похоже, что они должны были играть роль "якорей ". О лодках из Абидоса можно было сразу же смело ска зать то же, что о морском 42-метровом корабле, чье захоро нение было найдено рядом с Великой пирамидой в Гизе: они достаточно совершенны, чтобы бороться с самыми силь ными волнами и самой плохой погодой в агкрытом море. По словам Черила Халдейна. специалиста по морской архе ологии из Техасского университета "Эй-энд-эм", они де монстрируют "высокую степень технического совершенства в сочетании с изяществом". Как и лодка у Великой пира миды (но как минимум на 500 лет раньше), флот из Абидо са показывает, что с самого начала трехтысячелетней исто рии Египта на его территории жили люди, которые могли опираться на большой опыт и давние традиции мореход ства. Более того, мне известно, что в древнейшей настенной росписи, обнаруженной в долине Нила и датируемой при мерно 4500 годом до н.э. (примерно за полторы тысячи лет до захоронения флота в Абидосе), можно встретить изоб раженные на плаву длинные, изящные суда с высоким носом 81 . Не могла ли нация опытных мореходов древности всту пить в взаимодействие с туземными обитателями долины Нила в какой-то неопределенный период до того, как око ло 3000 года до н.э. началась официальная история? Не может ли это объяснить странный, парадоксальный, но стой кий интерес египтян к кораблям в пустыне? Кстати, в "Тек стах пирамид" есть намеки на некие весьма совершенные суда, одно из которых якобы имело свыше 600 метров в длину 82 . Высказывая эти предположения, я не ставлю под со мнение то, что в Древнем Египте существовала религиозная символика, в рамках которой, как постоянно указывают ученые, корабли понимались как средство перевозки душ фараонов. Тем не менее этот символизм не решает пробле мы, связанной с высоким техническим уровнем захоронен ных судов; такая отработанная и совершенная конструкция говорит о длительном периоде совершенствования. Не сле дует ли рассмотреть возможность — пусть даже с тем, чтобы затем отвергнуть — того, что суда из Гизы и Абидоса явля ются частью культурного наследия и не влюбленных в свою землю землепашцев из речной долины, вроде исконных оби тателей Древнего Египта, а нации отважных мореплавателей? Такие мореплаватели вполне могли быть штурманами, которые способны прокладывать курс по звездам и обла дать умением вычерчивать точные карты морей и океанов, которые они пересекали. Может быть, они были также архитекторами и камеи щиками, любимым приемом которых было использование огромных многоугольных блоков, как в Храме долины и Осирионе? И можег быть, они были каким-то образом связаны с легендарными богами Первого Времени, которые, по преда нию, принесли в Египет не только цивилизацию, астрономию и архитектуру, не только математику и письменность, но и множество других ценных навыков и умений, среди которых далеко не последнее место занимает сельское хо зяйство. Существует свидетельство удивительно раннего перио да сельскохозяйственного прогресса и экспериментов в до лине Нила, совпадающее по времени с концом последнего ледникового периода в Северном полушарии. Особенности этого египетского "Большого скачка" позволяют предполо жить, что корни его — в притоке новых идей из какого-то неизвестного источника.
|