Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ГЛАВА 45 ДЕЛА ЛЮДЕЙ И БОГОВ

Среди бесконечного множества разрушенных древне­ египетских храмов есть один, который уникален не только степенью сохранности (у него даже уцелела кровля, что осо­бенно редко), но и превосходным качеством буквально гек­ таров изумительных барельефов, которые украшают его возвышающиеся стены. Это — расположенный в Абидосе, в 13 километрах от современного русла Нила, храм Сети I , монарха из знаменитой XIX династии, правившего с 1306 по 1290 год до н. э.

Сети в основном известен как отец знаменитого Рамзе-са II (1290-1244 года до н.э.), фараона библейского Исхода. Но он и сам по праву может считаться крупной историчес­ кой фигурой: много воевал за пределами Египта, много сил отдавал сооружению нескольких прекрасных зданий и тща­тельной и добросовестной реставрации многих старых пост­роек. Его храм в Абидосе, который задним числом назвали "Домом миллионов Лет", был посвящен Осирису, "владыке вечности", о котором в "Текстах пирамид" сказано так:

"Ты ушел, но ты вернешься, ты уснул, но ты проснешься, умер ты, но будешь жить... От­ правься к водному пути, поплыви вверх по те­ чению... Соверши путешествие вокруг Абидо­ са в облике духа, дарованном тебе богами".

КОРОНА АТЕФА

Было восемь часов, яркого, чистого утра, когда я ныр­ нул в мрачную тишину храма Сети I . Его стены были час­ тично подсвечены снизу маломощными электрическими лам­ пами; единственным источником света, кроме этого, были предусмотренные архитекторами фараона немногочисленные окна в каменной кладке, через которые внутрь здания про­ никали, подобно божественному сиянию, столбы солнечно­ го света. Пробираясь среди пылинок, танцующих в этих лучах, сквозь тяжелую неподвижность воздуха, заполняю­щего зал Гипостиль с огромными, поддерживающими кры­ шу колоннами, легко вообразить, что здесь до сих пор при­ сутствует дух Осириса. На самом деле, воображением здесь не ограничивается; Осирис присутствует здесь физически — в потрясающей симфонии барельефов, украшающих стены, хранящих на протяжении веков образ царя-цивилизатора, бога мертвых, сидящего на троне в обществе своей прекрас­ ной и таинственной сестры Исиды.


Осирион Абидос

На Осирисе можно увидеть самые разнообразные и при­ чудливые короны, которые я внимательно разглядывал, пе­ реходя от барельефа к барельефу. Короны, похожие на изоб­раженные здесь, всегда были важной частью гардероба фа­раонов Древнего Египта, по крайней мере, по свидетельству изображающих их барельефов. Как это ни странно, но за все годы интенсивных раскопок археологам не удалось най­ ти ни одной царской короны или хотя бы кусочка ее, не говоря уже о спиральном церемониальном головном уборе, в каких изображались боги Первого Времени.

Особый интерес представляла собой корона Атефа. В ее состав входил уриус, царский символ в виде змеи; в Мекси­ ке эту роль играло изображение гремучей змеи, в Египте — кобра, готовая к нападению. Центральная часть этого хит­роумного приспособления была узнаваема; это был хеджет, белый боевой шлем из Верхнего Египта, имеющий форму кегли и тоже известный только по барельефам. С боков этого шлема поднимались две тонкие металлические плас­ тины, а впереди красовалось устройство из двух волнистых лопастей, которое ученые обычно описывают как пару ба­ раньих рогов.

На нескольких барельефах в храме Сети I Осирис изобра­ жен именно в короне Атефа. На глаз ее высота около 60 сантиметров. Согласно древнеегипетской "Книге мерт­ вых", ее подарил ему Ра: "Но в первый же день, как Оси­ рис надел ее, у него стала мучительно болеть голова, и, когда Ра вернулся вечером, он нашел Осириса с головой, воспаленной и распухшей от горячей короны. Ра пришлось даже выпустить гной и кровь".

Все это сообщается спокойно, буднично, но, если вду­ маться, что это должна быть за корона, которая выделяет столько тепла, что от этого кожа начинает кровоточить и покрывается гнойными язвами?

СЕМНАДЦАТЬ СТОЛЕТИЙ ЦАРЕЙ

Я двинулся дальше, в темноту, и, в конце концов, отыс­ кал дорогу к Галерее царей. Она начиналась с восточного края зала Гипостиль примерно в шестидесяти метрах от входа в храм.

Проходя Галерею, ты проходишь сквозь время. На сте­ не слева — список 120 богов Древнего Египта вместе с названиями их главных святилищ. Справа, на площади при­ мерно 3 на 2 метра — имена 76 фараонов, занимавших пре­ стол до Сети I ; иероглифы каждого имени вырезаны внутри овального картуша.

Это табло, отсвечивающее золотом, известно под назва­ нием "Абидосский список царей". Оно спланировано для чтения слева направо и разделено на пять вертикальных столбцов и три горизонтальных ряда. В общей сложности оно перекрывает ни много ни мало почти 1700 лет, начинаясь около 3000 года до н.э. правлением Менеса, первого царя I династии, и кончая собственным правлением Сети около 1300 года до н. э. С левого края стоят две изящно выпол­ ненные фигуры глубокого рельефа: Сети и его юный сын, будущий Рамзес II .

ГИПОГЕЙ

Принадлежа к тому же классу исторических докумен­ тов, что и Туринский папирус и Палермский камень, спи­сок красноречиво говорит о неразрывности традиционных преданий. Неотъемлемой частью этой традиции была па­ мять (или вера?) о Первом Времени, когда, давным-давно, боги правили Египтом. Главным среди этих богов был Оси­ рис, и поэтому совершенно естественно, что из Галереи ца­ рей можно было попасть во второй коридор, ведущий на заднюю сторону храма, где было расположено чудесное зда­ ние, которое связывалось с именем Осириса уже в самых первых письменных памятниках Египта. Греческий географ Страбон, посетивший Абидос в I веке до н.э., так описывал Осирион: "Замечательное сооружение из массивного кам­ ня... содержащее расположенный на большой глубине ис­ точник, для спуска к которому приходится пользоваться наклонными галереями, сложенными из монолитов исклю­ чительного размера и мастерства обработки. К этому месту из большой реки ведет канал..."

Через несколько сот лет после визита Страбона, когда религию Древнего Египта вытеснил новый культ — хрис­ тианство, речной ил и пески пустыни стали наступать на Осирион, закрывая его метр за метром, столетие за столети­ем, пока его вертикальные монолиты и мощные перемычки окон не оказались погребены. В таком виде все и остава­ лось, недоступное для нашего зрения и знания, вплоть до начала XX столетия, когда археологи Флиндерс Петри и Маргарет Мюррей начали здесь раскопки. Во время полево­ го сезона 1903 года они раскопали часть зала и проход, расположенные в пустыне примерно в 60 метрах к юго- западу от храма Сети I и построенные явно в архитектур­ ном стиле XIX династии. Между этой находкой и задней стеной храма ("как в бутерброде") они обнаружили безус­ ловные признаки "крупного сооружения, скрытого под зем­ лей". Как писала Маргарет Мюррей: "Профессор Петри ре­ шил, что этот гипогей — то самое место, которое упоминает Страбон, как его называют, Колодец Страбона". Предполо­ жение Петри и Мюррей было, как оказалось, абсолютно правильным, но из-за недостатка средств их гипотезу не удавалось проверить до полевого сезона 1912-1913 годов. Именно тогда под руководством профессора Нэвилла из Исследовательского фонда Египта была расчищена попе­ речная камера, в конце которой с северо-восточной сторо­ ны был обнаружен большой дверной проем, сложенный из циклопических блоков из гранита и песчаника.

На следующий сезон, 1913-1914 годов, Нэвилл и его команда вернулись в сопровождении 600 местных помощников и тщательно расчистили все огромное подземное со­ оружение. Нэвилл писал:

"Мы обнаружили гигантскую конструкцию длиной около 30 метров и шириной около 20 метров, сложенную из самых крупных в Егип­ те камней. Во всех четырех стенах сооруже­ ния имеются ниши в рост человека, общим числом 17, лишенные каких-либо украшений. Здание разделено на три нефа, причем сред­ ний шире крайних; границей служат два ряда мощных монолитных колонн из гранита, под­ держивающих столь же массивные архитравы ".

Нэвилл измерил один из каменных блоков в углу се­ верного нефа и с изумлением констатировал, что его длина составляет около восьми метров. Столь же удивительным оказалось и то, что в нишах наружных стен не оказалось пола; по мере того как археологи шли вглубь, песок и земля становились все более влажными:

"Ниши соединяются узким выступом шири­ной 60-90 сантиметров, выступ есть и на противоположной стороне нефа; пола нет вовсе, и, углубившись метра на три с полови­ ной, мы встретились с просачивающейся во­ дой. Пола нет и в большом дверном проеме. По-видимому, когда перед храмом плескалась вода, к нишам можно было подплыть на боль­ шой лодке".

САМОЕ ДРЕВНЕЕ КАМЕННОЕ ЗДАНИЕ В ЕГИПТЕ

Вода, вода, кругом вода — таков, наверное, был лейт­ мотив Осириона. Теперь он находится на дне огромного кратера, который вырыла в 1914 году экспедиция Нэвилла. Уровень его основания метров на 15 ниже пола храма Сети I , то есть примерно вровень с уровнем воды в Ниле. К нему спускается лестница современной постройки, изгибаясь в юго-восточном направлении. Спустившись по ней, я про­ шел под мощными блоками, перекрывающими ворота, опи­санные Нэвиллом и Страбоном, и по узкому деревянному мостику (тоже современному) попал на широкий цоколь из песчаника.


План Осириона

Этот цоколь длиной 24 и шириной 12 метров сложен из крупных блоков и со всех сторон окружен водой. На его продольной оси вырублены два бассейна (один прямоуголь­ ный, другой квадратный). С обоих концов устроены лест­ницы, ведущие на глубину около трех с половиной метров ниже уровня воды. На цоколь опираются две мощные ко­ лоннады, о которых Нэвилл упоминает в своем отчете. Каждый ряд содержит пять массивных монолитов из розового гранита; поперечное сечение каждой колоннады — квадрат со стороной два с половиной метра, высота — три с полови­ ной, вес в среднем порядка 100 тонн. Верхние торцы ко­ лонн перекрыты гранитными перемычками, и есть основа­ ния считать, что некогда все здание было перекрыто еще более мощными монолитами.

Чтобы лучше понять устройство Осириона, я попытал­ ся мысленно подняться над ним и посмогреть сверху. Это облегчается отсутствием крыши, так что общая планировка становится более понятной. Помогало и то, что, просачива­ ясь из грунта, вода заполнила все бассейны, ниши и каналы почти до краев цоколя, как, видимо, и планировали авторы проекта.

Так вот, если посмотреть сверху, то сразу становится ясно, что цоколь образует прямоугольный остров, окружен­ный по периметру водяным рвом примерно трехметровой ширины. Наружной границей рва служит мощная прямоу­ гольная стена толщиной не менее шести метров, сложенная из очень крупных блоков из красного песчаника, поверх­ ность взаимного контакта которых имеет вид сложной ло­ маной. В толще этих стен — 17 ниш, о которых упоминает­ ся в отчете Нэвилла: шесть с восточной стороны, шесть с западной, две с юга и три с севера. За тремя северными нишами находится длинная поперечная камера, стены и кры­ ша которой сложены из известняка. Аналогичная камера, тоже из известняка, находится к югу от больших ворот; крыша ее не уцелела. И, наконец, снаружи все сооружение окружено внешней стеной из известняка; таким образом, все вместе выглядит как система спрятанных друг в друга прямоугольников, то есть, идя снаружи внутрь, — стена, стена, ров, цоколь.

Другой существенной и в высшей степени необычной чертой Осириона является то, что его даже не пытались как-то специально сориентировать по сторонам света. Вме­ сто этого, подобно Дороге мертвых в мексиканском Теоти-уакане, он нацелен на северо-восток. Поскольку древнееги­ петская цивилизация и могла, и успешно осуществляла точ­ную ориентацию своих сооружений, это обстоятельство по­ казалось мне не случайным. Тем более что возведенный на 15 метров выше Храм Сети I ориентирован в точности по той же оси. Возникает вопрос: какое из этих зданий стар­ ше? Ориентирован ли Осирион по храму, или наоборот? Вокруг этого вопроса было в свое время много ожесточенных дискуссий, теперь давно позабытых. В ходе этих дис­ куссий, которые очень напоминали споры вокруг Сфинкса и Храма долины в Гизе, крупные археологи первоначально доказывали, что Осирион — сооружение глубокой древнос­ ти. Эту точку зрения выражал, например, профессор Нэ-вилл в лондонской "Таймс от 17 марта 1914 года:

Осирион (реконструкция)

 

"В связи с этим памятником возникает не­ сколько важных вопросов. Что касается его датировки, то его большое сходство с хра­ мом Сфинкса [так в то время называли Храм долины] показывает, что они принадлежат к одной эпохе, когда строили из огромных кам­ ней без орнамента. Это характерно для древнейшей архитектуры Египта. Я бы даже сказал, что мы можем назвать его древней­ шим каменным зданием в Египте".

По словам Нэвилла, "грандиозная и суровая простота" центрального зала монумента с его замечательными гранит­ными монолитами и "мощь древних, которые смогли доста­ вить издалека и передвигать такие гигантские блоки", вну­шали ему трепет. Он высказал предположение о первона­ чальном назначении Осириона: "Очевидно, это огромное сооружение было большим резервуаром для запаса нильс­ кой воды во время половодья... Любопытно, что то, что мы можем считать началом архитектуры, не является ни хра­ мом, ни гробницей, а просто гигантским бассейном, водо­ проводным сооружением..."

Действительно любопытно и вполне заслуживает даль­нейшего исследования; именно этим Нэвилл собирался за­ няться в следующем сезоне. К сожалению, вмешалась пер­ вая мировая война, и несколько лет в Египте нельзя было заниматься археологией. В результате только в 1925 году Египетский Исследовательский фонд смог послать другую экспедицию, но ее возглавил уже не Нэвилл, а молодой египтолог Генри Франкфорт.

ФАКТЫ ФРАНКФОРТА

Позднее, чтобы добиться большего престижа и влияния в качестве профессора доклассической древности Лондонс­ кого университета, Франкфорт посвятил несколько поле­ вых сезонов повторной расчистке и тщательным раскопкам Осириона между 1925 и 1930 годами. В ходе этой работы он сделал несколько открытий, которые, по его мнению, по­ зволяли определить дату сооружения здания:

•  Гранитный "ласточкин хвост" над южной стороной
главного входа в центральный зал, на котором изображен
картуш Сети I .

•  Аналогичный "ласточкин хвост" на восточной стене
центрального зала.

•  Рисунки астрономического содержания и надписи от
имени Сети I , вырезанные на потолке северной поперечной
камеры.

•  Остатки подобных изображений в южной попереч­
ной камере.

•  Остракон (черепок), найденный во входном проходе,
на котором имеется надпись "Сети служит Осирису".

Читатель помнит об истории с драматическим измене­ нием мнения научной общественности по поводу возраста Сфинкса и Храма долины (вследствие обнаружения несколь­ ких статуй и одного картуша, которые предположительно имели какое-то отношение к Хафре). Находки Франкфорта в Абидосе вызвали аналогичный "разворот кругом" в воп­ росе о древности Осириона. В 1914 году это было "самое древнее каменное здание в Египте". В 1933 году оно "пере­ летело" во времена правления Сети I (около 1300 года до н.э.) и превратилось в кенотаф (пустую гробницу) после­ днего

Не прошло и десяти лет как все монографии стали в один голос приписывать Осирион фараону Сети I — как- будто этот факт имел материальное подтверждение. На са­ мом же деле речь идет об истолковании Франкфортбм об­ наруженных им свидетельств.

Факты же таковы, что действительно были обнаружены надписи и украшения, оставленные Сети — в здании, кото­ рое, за исключением указанного, полностью анонимно. Одно из возможных объяснений, и именно его придерживается Франкфорт, сводится к тому, что здание построено Сети. Но возможно и другое объяснение, что эти бледные и скуд­ ные украшения, картуши и надписи, найденные Франк­ фортом, могли быть выполнены в Осирионе в процессе ре­ монта и реставрации, предпринятых в эпоху Сети, а само здание к этому времени было уже преклонного возраста, как и предполагали Нэвилл и ряд других специалистов.

В чем достоинства того и другого из этих двух взаимо­ исключающих предположений, в соответствии с которыми Осирион является: а) старейшим зданием в Египте или б) срав­ нительно поздним сооружением эпохи Нового Царства? -

Предположение (б), что Осирион является кенотафом Сети I — единственная версия, которую признают египто­ логи. При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что оно основано на косвенном свидетельстве, каковым яв­ляются картуши и надписи, которые сами по себе ничего не доказывают. Собственно, частично это свидетельство про­ тиворечит гипотезе Франкфорта. Надпись на черепке "Сети служит Осирису" звучит не столько как хвала делу рук первостроителя, сколько дань уважения тому, кто обновил, может быть, добавив что-то, древнее сооружение, связанное с богом Первого Времени Осирисом. И еще одно обстоя­ тельство упускалось из виду. Южная и северная попереч­ ные камеры, где имеются украшения и надписи Сети I , находятся вне шестиметровых стен, которые несокрушимо стоят на страже мощной мегалитической, лишенной укра­ шений центральной части здания. Это, кстати, вызвало се­ рьезные подозрения у Нэвилла (которые Франкфорт пред­ почел игнорировать), что эти две камеры "не являются со­ временниками остального здания", а были пристроены на­ много позднее, во время правления Сети I , "возможно, ког­ да он строил свой собственный храм".

Короче говоря, все, что связано с предположением (б), базируется на том, как Франкфорт интерпретирует (не обя­ зательно верно, но назойливо) обнаруженные им декора­ тивные элементы.

Предположение же (а), что сердцевина Осириона была построена за тысячи лет до эпохи Сети, основывается на характере ее архитектуры. Как отмечал Нэвилл, сходство Осириона с Храмом долины в Гизе "показывает, что они принадлежат к одной эпохе, когда здания строились из ог­ ромных камней". Подобным образом до конца своих дней Маргарет Мюррей оставалась убежденной, что Осирион вооб­ ще не был кенотафом, а уж что не был кенотафом Сети — и подавно. Она писала:

"Он был сооружен для праздничных мистерий Осириса, и в этом смысле уникален среди всех уцелевших зданий в Египте. Совершенно ясно, что он относится к очень ранней эпохе огромные блоки, из которых он построен, ха­ рактерны для стиля Старого Царства; о том же говорит простота архитектурных реше­ ний. Украшения были добавлены Сети I , ко­ торый таким образом утвердил свою причас­тность к сооружению. Но, зная, сколь часто фараоны присваивали себе работы предше­ ственников, помещая на них свое имя, не сле­ дует придавать этому особого значения. О возрасте здания в Египте говорит не имя царя, а стиль здания, тип кладки, характер обра­ ботки камня".

Франкфорту следовало бы внимательнее отнестись к этому предостережению, поскольку, как он смущенно пи­сал о своем "кенотафе", "следует признать, что неизвестно ни одного подобного здания, относящегося к эпохе XIX династии".

Правильнее было бы говорить не только о XIX динас­тии. За исключением Храма долины и других циклопичес­ ких сооружений на плато Гизы, не известно ни одного зда­ ния, хотя бы отдаленно напоминающего Осирион, ни в ка­ кой другой эпохе долгой истории Египта. Горстка предпо­ ложительно построенных в эпоху Старого Царства соору­ жений, воздвигнутых из гигантских мегалитов, относится к особой категории. Они гораздо больше напоминают друг друга, чем какой-либо известный архитектурный стиль; да и вообще их подлинность под вопросом.

Не судьба ли это всех зданий, построенных в доистори­ ческие времена, а не возведенных историческими фараона­ ми? Какой смысл в том, что Сфинкс, Храм долины, а те­ перь еще Осирион связывают достаточно спорным образом с именами конкретных фараонов (Хафры и Сети I ) без сви­ детельств, которые бы ясно и недвусмысленно доказывали, что эти фараоны действительно возвели эти сооружения? Не указывают ли факты, которые пытаются использовать в качестве свидетельств, скорее о желании владык-реставра­торов "примазаться" к славным древним памятникам, чем о действительном авторстве? Но тогда мы опять возвращаем­ ся к вопросу об подлинных авторах: кто и в какую эпоху?

МОРСКОЙ ПОХОД ЧЕРЕЗ ПЕСКИ И ВРЕМЯ

Здесь, в Абидосе, меня ждала еще одна загадка . Она была погребена в пустыне, примерно в километре к северо- западу от Осириона, среди песков, горбящихся от холмов, и курганов древних кладбищ.

На этих кладбищах, многие из которых восходили к раннединастическим и даже додинастическим временам, тра­ диционно правили бал боги-шакалы Анубис и Упуат. От­ крыватели пути, стражи духов мертвых, они, как мне было известно, на протяжении всей древнеегипетской истории играли центральную роль в мистериях Осириса, которые каждый год разыгрывались в Абидосе.

Мне показалось даже, что в каком-то смысле они до сих пор продолжают хранить тайны. Потому что чем же является Осирион, если не большой, неразгаданной тайной, которая заслуживает гораздо более внимательного изуче­ ния, чем то, которому ее подвергли ученые, чье ремесло — вникать в такие проблемы? И чем еще являются погребен­ ные в пустыне двенадцать морских кораблей с высоко загнутыми, носами, если не тайной, которая буквально во весь голос вопиет, требуя разгадки?

Именно для того, чтобы увидеть место погребения этих судов, я пересекал сейчас кладбища, охраняемые богами- шакалами. 21 декабря 1991 года лондонская "Гардиан" пи­ сала:

"В 13 километрах от Нила обнаружен захо­ роненным царский флот из судов, которым 5000 лет. Американские и египетские архео­ логи нашли в Абидосе 12 больших деревянных лодок... Специалисты утверждают, что эти лодки, длина которых 15-18 метров, имеют возраст около 5000 лет, что делает их самы­ми старыми царскими судами в Египте и од­ ними из самых старых судов в мире... По мне­ нию специалистов, эти суда, открытые в сен­ тябре, предназначались, возможно, для риту­ ала погребения, чтобы на них могли путеше­ ствовать души фараонов. "Мы никогда не надеялись найти такой флот, особенно так далеко от Нила", сказал Дэвид О'Коннор, руководитель экспедиции и хранитель египетс­ кого отдела Пенсильванского университета..."

Лодки покоились в тени огромного сооружения из не­обожженного кирпича, которое" по некоторым предполо­ жениям, должно было служить храмом-усыпальницей фа­ раона II династии по имени Хасехемви, который правил Египтом в XXVII веке до н.э. Однако О'Коннор был уве­ рен, что они были связаны не столько с Хасехемви, сколько с расположенным поблизости (и почти разрушенным) "по­ гребальным комплексом, построенным для фараона Джера (начало I династии). Маловероятно, чтобы эти лодочные захоронения возникли раньше, возможно, что они на самом деле были построены для Джера, но это пока остается недо­ казанным".

Внезапно сильный порыв ветра пронесся по пустыне, поднимая песок. Мне пришлось на некоторое время ук­ рыться под защитой нависающих стен, построенных Хасе­ хемви, рядом с тем местом, где археологи Пенсильванского университета по понятным соображениям безопасности за­ рыли двенадцать таинственных лодок, на которые они на­ ткнулись в 1991 году. Они надеялись продолжить раскопки в 1992 году, но возникли разные препятствия, и теперь, в 1993 году, раскопки все еще откладывались.

В процессе моих исследований О'Коннор прислал мне официальный доклад о сезоне 1991 года 80 , где упоминает­ ся, что некоторые лодки достигали в длину 22 метров. Он отмечал также, что сложенные из кирпича могилы-эллин­ ги, в которых лодки помещались, сами имели форму лодок; возвышаясь над уровнем окружающей пустыни в начале династической эпохи, будучи новыми, они должны были выглядеть грандиозно:

"Некогда каждое захоронение было снаружи оштукатурена и побелено, так что должно было создаваться впечатление, что в пусты­ не, сверкая под ярким египетским солнцем, стоят на якоре двенадцать (или больше) ог­ ромных лодок. К идее постановки их на якорь относились достаточно серьезно, потому что вблизи "носа" или "кормы " нескольких захоро­ нений были положены небольшие булыжники неправильной формы. Они не могли там ока­ заться ни случайно, ни по каким-то есте­ ственным причинам; ясно, что их положили туда сознательно, а не просто так. И очень похоже, что они должны были играть роль "якорей ".

О лодках из Абидоса можно было сразу же смело ска­ зать то же, что о морском 42-метровом корабле, чье захоро­ нение было найдено рядом с Великой пирамидой в Гизе: они достаточно совершенны, чтобы бороться с самыми силь­ ными волнами и самой плохой погодой в агкрытом море. По словам Черила Халдейна. специалиста по морской архе­ ологии из Техасского университета "Эй-энд-эм", они де­ монстрируют "высокую степень технического совершенства в сочетании с изяществом". Как и лодка у Великой пира­ миды (но как минимум на 500 лет раньше), флот из Абидо­ са показывает, что с самого начала трехтысячелетней исто­ рии Египта на его территории жили люди, которые могли опираться на большой опыт и давние традиции мореход­ ства. Более того, мне известно, что в древнейшей настенной росписи, обнаруженной в долине Нила и датируемой при­ мерно 4500 годом до н.э. (примерно за полторы тысячи лет до захоронения флота в Абидосе), можно встретить изоб­ раженные на плаву длинные, изящные суда с высоким носом 81 .

Не могла ли нация опытных мореходов древности всту­ пить в взаимодействие с туземными обитателями долины Нила в какой-то неопределенный период до того, как око­ ло 3000 года до н.э. началась официальная история? Не может ли это объяснить странный, парадоксальный, но стой­ кий интерес египтян к кораблям в пустыне? Кстати, в "Тек­ стах пирамид" есть намеки на некие весьма совершенные суда, одно из которых якобы имело свыше 600 метров в длину 82 .

Высказывая эти предположения, я не ставлю под со­ мнение то, что в Древнем Египте существовала религиозная символика, в рамках которой, как постоянно указывают ученые, корабли понимались как средство перевозки душ фараонов. Тем не менее этот символизм не решает пробле­ мы, связанной с высоким техническим уровнем захоронен­ ных судов; такая отработанная и совершенная конструкция говорит о длительном периоде совершенствования. Не сле­ дует ли рассмотреть возможность — пусть даже с тем, чтобы затем отвергнуть — того, что суда из Гизы и Абидоса явля­ ются частью культурного наследия и не влюбленных в свою землю землепашцев из речной долины, вроде исконных оби­ тателей Древнего Египта, а нации отважных мореплавателей?

Такие мореплаватели вполне могли быть штурманами, которые способны прокладывать курс по звездам и обла дать умением вычерчивать точные карты морей и океанов, которые они пересекали.

Может быть, они были также архитекторами и камеи щиками, любимым приемом которых было использование огромных многоугольных блоков, как в Храме долины и Осирионе?

И можег быть, они были каким-то образом связаны с легендарными богами Первого Времени, которые, по преда­ нию, принесли в Египет не только цивилизацию, астроно­мию и архитектуру, не только математику и письменность, но и множество других ценных навыков и умений, среди которых далеко не последнее место занимает сельское хо­ зяйство.

Существует свидетельство удивительно раннего перио­ да сельскохозяйственного прогресса и экспериментов в до­ лине Нила, совпадающее по времени с концом последнего ледникового периода в Северном полушарии. Особенности этого египетского "Большого скачка" позволяют предполо­ жить, что корни его — в притоке новых идей из какого-то неизвестного источника.

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен