Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ГЛАВА 46 ОДИННАДЦАТОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ДО НОВОЙ ЭРЫ

Если бы не развитая мифология об Осирисе и если бы этого бога-цивилизатора, просветителя и законотворца не помнили добром за внедрение земледелия в долине Нила в далекую и легендарную эпоху Первого Времени, то, может быть, не было бы так интересно узнать, что некогда, между 13000 и 10000 годами до н.э., Египет пережил период так называемого "преждевременного сельскохозяйственного раз­вития" — возможно, первой "зеленой революции" в мире, уверенно установленной историками.

Как мы видели в предыдущих главах, источники типа Палермского камня, Маиефона и Туринского папируса со­ держат различную и временами противоречивую хроноло­гию. Тем не менее все эти хронологии сходятся в древней­ шей дате Первого Времени Осириса — золотом веке, когда, согласно повериям, боги правили Египтом. Кроме того, все источники с удивительным единодушием придают особую важность одиннадцатому тысячелетию до новой эры 83 , пре­ цессионному Веку Льва, когда происходило окончательное и бурное таяние ледовых шапок Северного полушария.

Может быть, это совпадение, но данные, полученные, начиная с 70-х годов этого века, геологами, археологами и специалистами по доисторическим эпохам, такими как, на­ пример, Майкл Хофман, Фекри Хасан и профессор Фред Вендорф, подтверждают, что XI тысячелетие до н.э. дей­ствительно играло важную роль в предыстории Египта, в течение которого мощные и разрушительные наводнения не раз прокатывались вниз по долине Нила. Фекри Хасан выс­ казал предположение, что именно эта затянувшаяся серия стихийных бедствий, которые достигли своего крещендо около 10500 года до н.э. и периодически повторялись до 9000 года до н.э., повинна в прекращении древнего сельс­ кохозяйственного эксперимента.

Как бы то ни было, этот эксперимент действительно прекратился (по какой причине — разговор особый), и к нему не пытались вернуться в течение, по крайней мере, 5000 лет.

БУРНЫЙ СТАРТ

Есть что-то таинственное в египетской так называемой "палеолитической сельскохозяйственной революции". Ниже приводятся некоторые ключевые факты из той немного­ численной информации о "большом скачке", который та­ ким необъяснимым образом произошел в конце последнего ледникового периода; материалы заимствованы из моногра­ фий Хофмана "Египет до фараонов" и Вендорфа "Предыс­ тория долины Нила".

•  "Вскоре после 13000 года до н.э. среди находок па­
леолитических орудий появляются каменные жернова и сер­
пы с характерным блеском режущей кромки (след взаимо­
действия кромки со стеблями, содержащими кремнезем)...
Ясно, что жернова использовались для приготовления рас­
тительной пищи".

•  Во многих поселениях по берегам рек в то же самое
время рыба перешла из разряда главных продуктов питания
во второстепенные, если судить по отсутствию находок ры­
бьих костей. "Падение роли рыболовства как источника
пропитания прямо связано с появлением нового пищевого
продукта — молотого зерна. Образцы пыльцы дают основа­
ние предполагать, что соответствующим злаком был ячмень;
существенно важно, что эта пыльца появляется в заметных
количествах непосредственно перед тем, как в этом районе
возникают первые оседлые поселения..."

•  "Столь же впечатляющим, как подъем древнего зем­
леделия в долине Нила в эпоху позднего палеолита, являет­
ся его резкое падение. Никто не знает точно, почему, но
вскоре после 10500 года до н.э. ранние лезвия серпов и
жернова исчезают; их место по всему Египту занимают ка­
менные орудия охотников, рыболовов и собирателей верх­
него палеолита".

Как ни скудны эти свидетельства, ,но они дают ясно понять: Египет испытал золотой век земледелия, который начался около 13000 года до н.э. и резко прервался около середины XI тысячелетия до н.э. Бурный старт процессу дало культивирование ячменя в долине Нила; вслед за этим появляется ряд первых поселений земледельцев. Последние обладали простыми, но весьма эффективными сельскохо­зяйственными орудиями и приспособлениями. Однако пос­ле XI тысячелетия до н.э. наступает длительный рецидив примитивного образа жизни.

Воображение вольно свободно парить над этими дан­ ными в поисках объяснения — но любое объяснение может опираться лишь на догадки. Однако, по-видимому, ника­ кое объяснение не может базироваться на предположении, что "зеленая революция" в палеолитическом Египте яви­ лась результатом местной инициативы. Напротив, больше всего это смахивает на трансплантацию. Трансплантат вне­ запно появляется, но и столь же внезапно может быть от­ торгнут при изменении условий — точь-в-точь, как, види­ мо, было отторгнуто оседлое земледелие, в Древнем Егип­ те после мощных нильских наводнений в XI тысячелетии до н.э.

ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА

Что тогда была за погода?

Мы отмечали в предыдущих главах, что Сахара, срав­ нительно молодая пустыня, была зеленой саванной до X ты­ сячелетия до н.э.; эта саванна, оживляемая озерами и киша­ щая дичью, занимала большую часть Верхнего Египта. Даль­ ше к северу шла болотистая дельта Нила, но и среди болот встречались большие острова плодородных земель. В целом климат был значительно более прохладным, облачным и дождливым, чем в наше время. Как начались дожди за 2-3 тысячи лег до 10500 года до н.э., так и продолжались при­мерно тысячу лет после него. Затем, как-будто отмечая точ­ ку экологического перелома, пришли наводнения. Когда они кончились, пришло время прогрессирующей засухи. Засушливый период длился примерно до 7000 года до н.э., когда вновь начался период дождей — на протяжении тыся­чи лет шли сильные дожди. За ним последовали 3000 лет умеренных осадков, идеальных для земледелия. "На неко­ торое время пустыня расцвела, и люди стали осваивать пус­ тыню, которая в наше время не способна кормить столь же плотное население".

Увы, к моменту зарождения династического Египта около 3000 года до н.э. климат снова развернулся на 180 °, и начался новый засушливый период, продолжающийся до наших дней.

Итак, вот что представляла собой, в общих чертах, сцена окружающей среды, на которой разыгрывались мисте­рии египетской цивилизации: дожди и наводнения с 13000 по 9500 годы до н.э., сухой период до 7000 года до н.э.; снова дожди, хотя постепенно редеющие, примерно до 3000 года до н.э.; вслед за этим вновь продолжающийся до сих пор сухой период.

Перед нами значительный промежуток времени, но если искать в нем Первое Время — золотой век богов, то мысли естественным образом обращаются к таинственной эпохе давних сельскохозяйственных экспериментов, которая про­ глядывает среди дождей и наводнений между 13000 и 10500 годами до н.э.

СКРЫТЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ?

Эта эпоха была решающей не только для древних егип­ тян, но и для многих других народов. Действительно, как мы видели в Части IV , это была эпоха драматических изме­нений климата, быстрого подъема уровня моря, землетрясе­ ний, наводнений, вулканических извержений и лавовых дождей с черного неба. Именно эта эпоха явилась наиболее вероятным источником многих распространенных по всему миру мифов о вселенском катаклизме.

Возможно ли, чтобы именно в эту эпоху "боги" дей­ствительно разгуливали среди людей, как это утверждают легенды?

На боливийском Альтиплано эти боги были известны как виракочи и их связывали с удивительным мегалитичес­ ким городом Тиауанако, который, возможно, существовал еще до ужасных наводнений в Андах в XI тысячелетии до н.э. После этого, согласно профессору Артуру Познански, хотя воды и отступили, "культура Альтиплано не только не вер­ нулась на прежний уровень, но, напротив, пришла в пол­ нейший упадок".

Конечно, выводы Познански противоречивы и разби­ рать их надо по существу. Тем не менее интересно, что и Альтиплано, и Египет были опустошены наводнениями в XI тысячелетии до н.э. В обоих регионах существуют при­знаки исключительно давних сельскохозяйственных экспе­ риментов — по-видимому, на основе заимствованной тех­ нологии, которые были потом заброшены. И в обоих регионах существуют проблемы датировки памятников: на­ пример, Пума-Пунку и Каласасайя в Тиауанако, которые, как утверждал Познански, могли быть построены около 15000 года до н.э.; в Египте это такие мегалитические со­ оружения, как Осирион, Великий Сфинкс и Храм долины/ Хафры в Гизе, который Джон Уэст и геолог из Бостонского университета Роберт Шох датировали по геологическим при­ знакам не позднее чем 10000 годом до н. э.

Возможна ли какая-нибудь невидимая связь между этими прекрасными и загадочными памятниками, аномальными аграрными экспериментами 13000-10000 годов до н.э. и ле­ гендами о богах-цивилизаторах Осирисе и Виракоче?

"КУДА ЖЕ ПОДЕВАЛАСЬ ЭТА ЦИВИЛИЗАЦИЯ"?

Когда мы двинулись из Абидоса в Луксор, где собира­ лись встретиться с Джоном Уэстом, мне подумалось, что все эти связи начнут проявляться сами собой, если удастся разрешить центральный вопрос о возрасте памятников. Ины­ ми словами, если подтвердятся геологические аргументы Джона Уэста насчет того, что Сфинксу свыше 12000 лет, историю человеческой цивилизации придется переписывать. И тогда, как часть этого увлекательного процесса, начнется осмысление всех других странных, выглядящих порой не­ понятным анахронизмом, "следов богов", появляющихся по всему свету, и подспудных древних связей между внешне не связанными друг с другом цивилизациями...

Когда данные Уэста были представлены в 1992 году на ежегодном собрании Американской ассоциации содействия развитию науки, они были восприняты достаточно серьезно для того, чтобы их стал публично обсуждать египтолог из Чикагского университета Марк Ленер, руководитель Про­екта топографической съемки Гизы, который — к изумле­ нию почти всех присутствующих — не смог дать убедитель­ ного опровержения. В заключение своего выступления Ле­ нер сказал буквально следующее:

"Когда вы утверждаете, что такое серьезное сооружение, как Сфинкс, датируется 9000- 10000 годами до н.э., то тем самым подразу­ меваете, что в тот период существовала вы­ сокоразвитая цивилизация, способная выпол­ нить такую работу. Но тогда я, как архео­ лог, должен вас спросить: где же остальная часть этой цивилизации, где остальная часть этой культуры?"

Здесь, пожалуй, Ленер сильно промахнулся.

Если Сфинкс действительно датируется 9000-10000 го­ дами до н.э., то не на Уэсте лежит бремя доказательства существования цивилизации, его породившей, а египтоло­ гам и археологам придется объяснить, как это они ухитрялись так долго и последовательно упорствовать в своих ошибках.

Итак, в состоянии ли Уэст доказать древность Сфинкса?

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен