Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ГЛАВА 44 БОГИ ПЕРВОГО ВРЕМЕНИ

Согласно теологии Гелиополя, в начале Первого Време­ ни в Египте появились девять первых богов: Ра, Шу, Теф- нут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Нептис и Сет. Среди детей этих богов были такие хорошо известные фигуры, как Гор и Анубис. Кроме того, почитались и другие пантеоны бо­ гов, особенно в Мемфисе и Гермополе, где существовали важные и очень древние культы, Птаха и Тота. Все эти божества Первого Времени были в некотором смысле богами творения, поскольку своей божественной волей они при­ давали форму окружающему хаосу. Именно из этого хаоса они создали и заселили священную землю Египта 76 , где в течение многих тысяч лет они правили людьми, будучи фараонами.

Что представлял собой "хаос"?

Жрецы Гслиополя, которые говорили с греческим ис­ ториком Диодором Сицилийским в I веке до н.э., выдви­ нули предположение, наводящее на размышления, что "хаос" — это наводнение, которое Диодор отождествлял со всеразрушительным потопом Девкалиона — греческого Ноя:

"В общем, они говорят, что если во время потопа, который приключился во времена Дев­ калиона, и погибло большинство живых су­ ществ, то наиболее вероятно, что среди уце­левших были обитатели южного Египта... Если же, как настаивают некоторые, уничтоже­ние живых существ было полным и Земля за­ тем стала порождать новые формы живот­ ных, то все равно начаться этот процесс дол­ жен был именно в этой стране..."

За что такое предпочтение Египту? Диодору сказали, что это каким-то образом связано с его географическим положением, с большим количеством солнечного тепла, па­ дающего на южные районы, и с интенсивным выпадением атмосферных осадков, которое, согласно мифам, усилилось после всемирного потопа: "Потому что, когда влага от обиль­ ных дождей, выпадавших и в других землях, встретилась здесь с сильным теплом, которое преобладает в Египте... воздух стал вполне благоприятным для первого поколения всех живущих..."

Любопытно, кстати, что Египет действительно имеет специфическое географическое положение: как хорошо из­ вестно, параллель и меридиан, которые пересекаются около Великой пирамиды (300° северной широты и 310° восточ­ ной долготы), проходят по пустынным местам гораздо боль­ шей протяженности, чем другие. Любопытно также, что в конце последнего ледникового периода, когда в Северной Европе таяли миллионы квадратных километров ледников, когда поднимающиеся моря затапливали прибрежные райо­ ны по всему земному шару и когда огромное дополнитель­ ное количество влаги, попадавшее в атмосферу в результате испарения, проливалось дождями, Египет на несколько ты­ сяч лет оказался в выгодном положении вследствие исклю­ чительно влажного и способствующего плодородию клима­ та. Нетрудно представить себе, что такой климат мог дей­ ствительно запомниться как "благоприятный для первого поколения всех живущих".

Но возникают следующие вопросы. Чью информацию о прошлом мы получаем от Диодора? Является ли довольно точное описание благоприятного климата Египта в конце последнего ледникового периода совпадением, или до нас дошло исключительно древнее предание, несущее память, возможно, о Первом Времени?

ДЫХАНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЗМЕИ

Считалось, что Ра был первым царем Первого Времени, и древние мифы говорят, что, пока он был молод и энерги­чен, его правление было мирным. Но годы брали свое, и в конце своего правления он выглядел старым, морщинис­ тым, ковыляющим человеком с дрожащим ртом, из которо­ го все время капала слюна.

Шу унаследовал у Ра земную власть, но его правление было омрачено заговорами и конфликтами. Хотя он и побе­ дил своих врагов, в конце он был так разбит болезнью, что против него восстали даже ближайшие последователи: "Ус­ тав от правления, Шу отрекся в пользу своего сына, Геба и нашел себе убежище в небесах после ужасной бури, которая длилась девять дней..."

Геб, третий божественный фараон, законно унаследо­ вал трон от Шу. Его правление также было омрачено, при­ чем, описывая происшедшее, некоторые мифы впадают в то же трудноразрешимое противоречие, что и "Тексты пира­ мид", когда пытаются описать сложный научно-техничес­ кий образ при помощи заведомо нетехнического словаря. Так, например, одно особенно потрясающее предание рас­ сказывает о "золотом ящике", в который Ра сложил ряд предметов, а именно: свой "скипетр" (или посох), прядь своих волос и свой "уриус" (золотая кобра в угрожающей позе, которую он носил на своем царском головном уборе).

Этот ящик, сильный и опасный талисман, вместе со своим странным содержимым был спрятан в крепости "на восточной границе" Египта в течение многих лет после воз­ несения Ра на небо. Когда Геб пришел к власти, он прика­ зал принести ящик и открыть его в своем присутствии. Не успели открыть ящик, как из него вырвалось пламя (на­ званное в тексте "дыханием божественной змеи"), которое убило на месте всех товарищей Геба и смертельно обожгло самого богоцаря.

На языке вертится вопрос, не встречаемся ли мы здесь с искаженным описанием несчастного случая в результате неисправности устройства, созданного человеком, какого- то чудовищного прибора, разработанного учеными пропав­ шей цивилизации. Такое подозрение усиливается, если мы вспомним, что это не единственный золотой ящик в древ­ нем мире, который вел себя подобно смертельно опасной и непредсказуемой машине. У него легко заметить целый ряд общих особенностей с таинственным ковчегом завета евре­ ев, ларцом, который также убивал невинных людей каки­ ми-то яростными разрядами, который также был "снаружи покрыт золотом", и про него говорили, что в нем были не только две таблички (скрижали) с десятью заповедями, но и "золотой горшок с манной, и посох Аарона".

Подробный разбор смысла всех этих роковых и пре­ красных ларцов (и других "высокотехнологичных" изде­ лий, описанных в древних преданиях) выходит за пределы этой книги. Для наших целей здесь достаточно отметить, что специфическая атмосфера опасной и околотехнической мудрости окружает многих богов Эннеады Гелиополя.

Так, от Исиды (жены и сестры Осириса и матери Гора) сильно попахивает научной лабораторией. Согласно папи­ русу Честера Битти, который хранится в Британском музее, она была "умной женщиной... более мудрой, чем бесчис­ ленные боги... Не было на небе или земле чего-нибудь, о чем бы она не знала". Прославленная умелым использова­ нием колдовства и магии, Исида особенно запомнилась древ­ ним египтянам своим "сильным языком", то есть заклина­ниями, "которые она умела произносить правильно и без остановки, и в совершенстве владела искусством как при­каза, так и заветного Слова". Короче говоря, люди верили, что одним своим голосом Исида была способна изменягь окружающую реальность и попирать законы физики.

Такие же способности, только, пожалуй, в еще боль-- шей степени люди приписывали богу мудрости Тоту, кото­ рый, хотя и не входил в девятку Гелиополя, но в Туринс­ ком папирусе и других древних документах именуется шес­ тым (иногда седьмым) божественным фараоном Египта 77 . Часто изображаемый на стенах храмов и гробниц в виде ибиса или человека с головой ибиса, Тот пользовался почитанием как некая регулирующая сила, ответственная за все священные расчеты и толкования, как властелин и умно­ житель времени, изобретатель алфавита и покровитель ма­ гии. Его имя особо связывали с астрономией, математикой, геодезией и геометрией; о нем говорили: "Тот, кто сведущ в небесах, считает звезды и измеряет землю". Его также счи­ тали божеством, которое "понимает тайны всего, что скры­ то под небесным сводом", и которое может ниспослать муд­ рость на избранных. Говорили, что он записал свои знания в тайных книгах и спрятал в разных местах на Земле, в надежде, что их станут искать будущие поколения, но най­ дут "только достойные" —' которые используют свои от­ крытия на пользу человечества.

В общем, ясно, что Тот сочетает в себе древнего учено­ го, благодетеля и цивилизатора 78 . В этом смысле он близко напоминает своего предшественника Осириса, почитаемого бога из "Текстов пирамид" и четвертого божественного фа­ раона Египта, "чье имя Сах (Орион), чья нога длинна, а шаг широк, кто правит Землей Юга..."

ОСИРИС И ВЛАДЫКИ ВЕЧНОСТИ

Именуемого в текстах порой "неб-тем", или "всеоб­ щим господином", Осириса описывают как человека и од­ новременно сверхчеловека, страдающего и в то же время повелевающего. Более того, он выражает свою двойствен­ ную сущность, управляя небесами (в качестве созвездия Ориона) и Землей (в качестве царя людей). Подобно Вира- коче в Андах й Кецалькоатлю в Центральной Америке, он действует хитроумно и таинственно. Подобно им, он очень высокого роста и всегда изображается с волнистой боже­ ственной бородой. И, наконец, подобно им, располагая сверхъестественными возможностями, он, где только мож­ но, избегает использования силы.

Из главы 16 мы узнали, что, согласно поверию, Ке-цалькоатль, бог-царь мексиканцев, отбыл из Центральной Америки морем, отплыв на плоту из змей. Поэтому трудно избежать ощущения, что это уже было, когда мы читаем в египетской "Книге мертвых", что жилище Осириса "поко­илось на воде", а его стены были сделаны из "живых змей". Во всяком случае, сходство, конвергенция символики, объе­ диняющее этих двух богов и два взаимно удаленных регио­ на, потрясающее.

Существуют и другие очевидные параллели.

Основную канву истории Осириса мы проследили в предыдущих главах, и нет необходимости к ней возвра­ щаться. Читатель наверняка не забыл, что этого бога (опять же, совсем как Кецалькоатля и Виракочу) помнили в пер­ вую очередь как благодетеля человечества, просветителя и великого вождя-цивилизатора. К его заслугам относились, в частности, ликвидация людоедства и приобщение египтян к земледелию — в особенности возделыванию пшеницы и ячменя; он также обучил их изготовлению сельскохозяй­ ственных орудий. Поскольку у него был особый интерес к хорошим винам (мифы не сообщают, где он приобрел этот вкус), он специально "обучил человечество виноградарству и виноделию, в том числе сбору гроздей и хранению вина..." В дополнение к здоровому образу жизни, который Осирис преподал своим египетским подданным, он помог им осво­ бодиться "от жалких и варварских обычаев", даровав им свод законов и культ богов.

Приведя все в порядок, он передал управление цар­ ством Исиде, на долгие годы покинул Египет и отправился в путешествие по миру с единственным намерением, как сообщили Диодору Сицилийскому,

"...посетить все населенные земли и научить род людской возделыванию виноградной лозы, пшеницы и ячменя; поскольку он надеялся, что если он побудит людей расстаться с дикос­ тью и приобщиться к благородному образу жизни, то тем самым он приобретет бес­ смертную славу за свои великие благодеяния..."

Сначала Осирис направился в Эфиопию, где обучил встреченных им примитивных охотников-собирателей зем­ леделию. Кроме того, он организовал ряд крутшомасштабных строительных и гидротехнических работ: "Он построил каналы с шлюзовыми затворами и регуляторами... оп под­ нял берега рек и принял меры, чтобы Нил не выходил из берегов..." Позднее он направился в Аравию, а затем — в Индию, где основал много городов. Во Фракии он убил царя-варвара за то, что тот отказался принять предписан ную ему систему правления. Это, вообще-то, было не в характере Осириса, поскольку, как хорошо запомнили егип­ тяне, он никогда

"...не принуждал людей силой выполнять свои указания; путем же мягкого убеждения и взы­ вая к их здравому смыслу ему удавалось побудить их выполнить то, что он проповедовал. Многие из его мудрых советов были положены на музыку в виде гимнов и песен и исполнялись в сопровождении музыкальных инструментов".

Снова трудно избежать параллелей с Кецалькоатлем и Виракочей. Во времена тьмы и хаоса, которые, вполне воз­ можно, связаны с потопом, некий бородатый бог (или чело­ век) материализуется в Египте (или Боливии, или Мекси­ ке). Он владеет разнообразными практическими и научны­ ми знаниями и навыками, характерными для зрелой и вы­ сокоразвитой цивилизации, которые бескорыстно исполь­ зует на благо человечества. Он инстинктивно мягок, но при необходимости способен проявить твердость. Его характе­ ризует очень высокая целеустремленность, и, организовав свою штаб-квартиру в Гелиополе (или Тиауанако, или Тео- тиуакане), он вместе с группой избранных сторонников при­ нимается за установление порядка и реставрацию утраченного равновесия в мире 79 .

Оставим на некоторое время в стороне вопрос, имеем ли мы дело с богами или людьми, продуктом примитивного воображения или существами из плоти и крови; обратим пока внимание на то, что мифы всегда говорят о группе цивилизаторов: и у Виракочи, и у Кецалькоатля, и у Оси­риса есть "спутники". Иногда внутри этой группы возни­ кают жестокие внутренние конфликты, возможно, борьба за власть; очевидными примерами являются битвы между Сетом и Гором, между Тескатлипокой и Кецалькоатлем. Причем, независимо от того, где развертываются мифичес­ кие события — в Центральной Америке, Андах или Египте — исход всегда один и тот же: возникает заговор против ци­ вилизатора, и его или изгоняют, или убивают.

Мифы говорят, что Кецалькоатль и Виракоча не вер­ нулись (хотя, как мы видели, их возвращения в Америку продолжали ожидать еще во времена испанского завоева­ ния) Что касается Осириса, то он возвратился. Хотя он и пал жертвой Сета вскоре после завершения своей всемир­ ной миссии с целью заставить людей "отказаться от дикос­ ти", он затем обрел вечную жизнь, вознесясь в созвездие Ориона уже в качестве всемогущего бога мертвых. Впослед­ ствии, будучи верховным судьей загробного мира и подавая бессмертный пример ответственного и великодушного цар­ ствования, он доминировал в религии (и культуре) Древне­ го Египта на протяжении всей его истории.

БЕЗМЯТЕЖНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Кто может предположить, каких высот достигли бы ци­ вилизаторы в Андах и Мексике в условиях подобной пре­ емственности. Египет в этом смысле уникален. Хотя "Тек­сты пирамид" и другие древние источники упоминают пе­риод разрухи и попытку узурпации власти Сетом (и его семьюдесятью двумя "прецессионными" заговорщиками), они описывают также переход к правлению Гора, Тота и последующих божественных фараонов как сравнительно спокойный и неизбежный.

В дальнейшем, в течение тысячелетий, этот переход ими­ тировался смертными царями Египта. С начала и до конца они видели в себе прямых наследников и живое воплоще­ ние Гора, сына Осириса. Поколение сменялось поколением, но всякий раз считалось, что усопший фараон возрождается на небесах как "Осирис", а каждый наследник престола становится "Гором".

Эта простая, отработанная и устойчивая схема полнос­ тью сложилась уже в самом начале I династии — около 3100 года до н.э. Ученые это признают; большинство признает также, что здесь мы имеем дело с высокоразвитой и изощ­ ренной религией. Странно, но очень немногие египтологи и археологи задаются вопросом, где и когда эта религия сфор­ мировалась.

Не правда ли, не слишком логично считать, что такая законченная система социальных и метафизических идей, как культ Осириса, могла вдруг возникнуть в полностью сложившемся виде в 3100 году? Или даже сформироваться в течение 300 лет (как иногда допускают египтологи)? Для формирования подобной системы требуется гораздо боль­ ший промежуток времени, скорее тысячи лет, чем сотни. Там, где древние египтяне непосредственно говорят о своем прошлом, утверждается, что цивилизация досталась им в наследство от "богов", которые были "первыми, кто правил в Египте".

Документальные свидетельства не полностью согласу­ются друг с другом, одни приписывают египетской циви­ лизации гораздо больший возраст, чем другие. Все они, од­ нако, ясно и твердо обращают наше внимание на эпоху, весьма удаленную в прошлое — от 8 тысяч до 40 тысяч лет до начала I династии.

Археологи настаивают, что в Египте не было найдено вещественных доказательств, которые подтверждали бы наличие там в указанный период развитой цивилизации. Стро­ го говоря, это не так. Как мы видели в Части VI , существу­ ет ряд предметов и сооружений, которые пока не были да­ тированы научными средствами.

Древний город Абидос хранит одну из самых удиви­ тельных загадок, также пока не датированных...

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен