|
ГЛАВА 43 В ПОИСКАХ ПЕРВОГО ВРЕМЕНИВот что говорили древние египтяне о Первом Времени, Зеп Тепи, когда в их стране правили боги: они говорили, что это был золотой век, когда отступили воды бездны, пропала первобытная тьма и вышедшему на свет человече ству были предложены дары цивилизации. Они говорили также о посредниках между богами и людьми — Уршу, божествами более низкого разряда, чье название означает "Следящие". Особенно яркие воспоминания у них сохра нились о самих богах, могущественных и прекрасных существах, называемых Нетеру, которые жили на земле вместе с людьми и осуществляли свою власть из Гелиополя и других святилищ, расположенных вдоль Нила. Среди этих Нетеру были и мужчины, и женщины, но все они обладали рядом сверхъестественных способностей, в том числе могли приобретать по своему желанию облик мужчин, женщин, животных, птиц, рептилий, деревьев и трав. Парадоксальным образом их слова и дела отражали страсти и заботы людей. Не менее странно, что, хотя их изображали более сильными и мудрыми, чем люди, существовало поверие, что они мог ли болеть и даже умирать, а при определенных обстоятель ствах их могли убить. ЗАПИСИ ПРЕДЫСТОРИИ Археологи убеждены, что эпоха богов, которую древ ние египтяне называли Первым Временем, не что иное, как миф. Однако сами древние египтяне, которые, по-видимо му, были лучше осведомлены о своем прошлом, чем мы, не разделяли этой точки зрения. Среди исторических записей, которые они хранили в самых почитаемых храмах, можно встретить пространные списки всех царей Египта, с перечислением каждого фараона каждой династии; в настоящее время эти списки признаны учеными. Некоторые из этих списков простираются за исторические горизонты I динас тии в неизведанные глубины далекой древности. Два таких царских списка выдержали разрушительное действие времени и, вывезенные из Египта, хранятся в му зеях Европы. Позднее в этой главе мы рассмотрим эти списки подробнее. Они известны под названиями Палермский ка мень (датируемый примерно XXV веком до н.э. — V динас тия) и Туринский папирус; последний относится к эпохе XIX династии ( XIII век до н.э.), находился на хранении в храме и написан иероглифической скорописью (так назы ваемое иератическое письмо). Кроме того, в нашем распоряжении имеется свидетель ство жреца по имени Манефон из Гелиополя. В III веке до н.э. он составил обширную и пользующуюся широким признанием историю Египта, где приводится подробный список правителей всего династического периода Египта. Подобно Туринскому папирусу и Палермскому камню, ис тория Мане фона тоже простирается назад, в ту далекую эпоху, когда в долине Нила правили боги. До нас не дошел полный текст истории Манефона, хотя копии его, по-видимому, имели хождение еще в IX веке н.э. Благодаря счастливой случайности, отрывки из нее со хранились в трудах древнееврейского историка Иосифа Флавия (60 год н.э.) и христианских писателей Африкана (300 год н.э.), Евсевия Кесарийского (340 год н.э.) и Гри гория Синцеллуса (ок. 800 год н.э.). Эти фрагменты, гово ря словами ныне покойного профессора Майкла Гофмана из Университета Южной Каролины, составляют "основу научного подхода к изучению прошлого Египта". И это абсолютно верно. Тем не менее египтологи гото вы использовать труд Манефона лишь постольку, посколь ку он касается исторического (династического), периода, и отвергают его странные экскурсы в доисторическую эпоху, когда он говорит о далеком золотом веке Первого Времени. Почему мы должны так дифференцированно подходить к Манефону? Насколько логично принимать у него все, что связано с тридцатью "историческими" династиями, и безо говорочно отвергать все, что он говорит о более ранних эпохах? Более того, поскольку мы знаем, что его хроноло гия исторического периода подтверждается данными архео логии, не является ли несколько поспешным мнение, что его додинастическая хронология неверна просто потому, что раскопки пока не представили ее доказательств? БОГИ, ПОЛУБОГИ И ДУХИ МЕРТВЫХ Если мы решим предоставить слово самому Манефону, нам придется обратиться к источникам, где сохранились фрагменты его труда. Среди них одним из важнейших яв ляется армянский вариант Хроники Евсевия Кесарийского. Он содержит выдержки "из Египетской истории Манефо- на, который скомпоновал ее в трех томах. Они посвящены богам, полу богам, духам мертвых и смертным царям, что правили Египтом..." Непосредственно цитируя Манефона, Евсевий разворачивает список богов, в котором мы сразу встречаемся со знакомой девятиглавой Эннеадой Гелиопо- ля: Ра, Осирис, Исида, Гор, Сет и т.д.: "Они были первыми, кому принадлежала власть в Египте. Впоследствии царская власть пере ходила не прерываясь от одного к другому... в течение 13900 лет... После богов 1255 лет правили полубоги; после них в течение 1817 лет царствовала другая линия. Затем следу ющие тридцать царей правили 1790 лет, а потом десять — 350. Затем последовало правление духов мертвых... которое продолжалось 5813 лет..." В сумме все эти периоды составляют 24925 лет, что переносит нас в прошлое далеко за библейскую дату сотво рения мира (пятое тысячелетие до Рождества Христова). Поскольку это ставило под вопрос библейскую хроноло гию, у лояльного христианина Евсевия возникли естествен ные затруднения. Но, после некоторого раздумья, на него снизошло решение этой проблемы: "Думаю, что имелся в виду лунный год, то есть состоящий из 30 дней; то, что мы теперь называем месяцем, у египтян именовалось годом..." Разумеется, не было такого у древних египтян 72 . Зато легким мановением руки Евсевий и иже с ним ухитрились спрессовать огромную додинастическую эпоху Манефона продолжительностью почти в 25 тысяч лет до скромного отрезка в две тысячи лет, который прекрасно вписывается между Адамом и Потопом, где, согласно ортодоксальной библейской хронологии, вмещаются 2242 года. Другую технику борьбы с создающей дискомфорт хро нологией Манефона продемонстрировал монах Григорий Синцеллус (около 800 года н.э.). Сей комментатор, полагаясь полностью на обличительные выпады, решает проблему следующим образом: "Манефон, верховный жрец прокля тых храмов Египта, рассказывает нам о богах, которые ни когда не существовали. Они, говорит он, правили 11895 лет..." Во фрагментах всплывают и другие странные и проти воречивые числа. В частности, согласно Манефону, как не однократно утверждают, полная продолжительность циви лизации Египта от эпохи богов до конца XXX (и после дней) династии смертных правителей измеряется огромным числом — 36525 лет. Несомненно, что здесь каким-то обрат зом завязаны 365,25 календаря Сотис (промежуток между двумя последовательными предсолнечными восходами Си риуса — см. предыдущую главу). Кроме того, скорее созна тельно, чем случайно, это число составляет 25 циклов по 1460 лет и 25 циклов по 1461 календарному году (посколь ку у древних египтян гражданский календарь базировался на "приблизительном годе" продолжительностью ровно в 365 дней) 73 . Что же все это означает (если означает вообще)? Труд но сказать наверняка. Во всяком случае, из всей этой не разберихи чисел и интерпретаций ясно, по крайней мере, одно обстоятельство. Независимо от того, чему нас учили о поступательном движении истории, Манефон пытается ска зать нам, что цивилизованные существа (будь то боги или люди) населяли Египет задолго до прихода I династии око ло 3100 года до н.э. ДИОДОР СИЛИЦИЙСКИЙ И ГЕРОДОТ В своем утверждении Манефон находит сильную под держку у античных авторов. В I веке до н.э. Египет посетил греческий историк Ди- одор Сицилийский. Он был справедливо охарактеризован одним из его современных переводчиков, Олдфазером, как "некритичный компилятор, который пользуется хорошими источниками и честно их воспроизводит". В переводе на нормальный язык это означает, что Диодор не пытался до полнить собранный им материал своими предрассудками и предубеждениями. Поэтому он представляет для нас особую ценность, тем более что среди его информаторов были еги петские жрецы, которых он расспрашивал о таинственном прошлом их страны. Вот что они ему поведали: "Сначала в течение чуть меньше 18000 лет Египтом правили боги и герои, причем после дним из богов-правителей был Гор, сын Иси- ды... Смертные же царствовали в этой стра не, как они утверждают, немногим менее 5000 лет... " Давайте отнесемся к этим числам "некритически" и по смотрим, что получится. Диодор писал в I веке до н.э.: "Если мы отступим назад на 5000 лет, в течение которых, предположительно, правили смертные цари, мы окажемся вблизи 5100 года до н.э. Если же мы двинемся еще дальше, к началу эры "богов и героев", то окажется, что мы прибы ли в 23100 год до н.э., когда мир еще находился в цепких объятиях последнего ледникового периода". Задолго до Диодора Египет посещал другой и более про славленный греческий историк — великий Геродот, кото рый жил в V веке до н.э. Он тоже, судя по всему, общался со жрецами и тоже сумел воспринять предания, которые свидетельствовали о наличии некогда, в глубокой древнос ти, в долине Нила высокоразвитой цивилизации. Сводку этих преданий об огромном доисторическом периоде еги петской цивилизации Геродот приводит во II томе своей "Истории". В том же документе он без комментариев при водит следующую цитату из того, что рассказывали жрецы Гелиополя: "За это время, — говорили они, — было че тыре случая, когда Солнце всходило не на положенном месте: дважды вставало там, где теперь садится, и дважды садилось там, где теперь встает" 74 . О чем здесь идет речь? Согласно французскому математику Шваллеру де Лю- бичу, Геродот здесь пытается передать нам (может быть, неосознанно) в завуалированном виде информацию о неко ем периоде времени, точнее, о такой продолжительности времени, которая требуется, чтобы восход Солнца в день весеннего равноденствия совершил прецессию на фоне звезд в полтора полных зодиакальных цикла. Как мы уже видели, равноденственное Солнце прово дит около 2160 лет в каждом из двенадцати зодиакальных созвездий. Таким образом, полный цикл прецессии равнодействий занимает почти 26 тысяч лет (12 х 2160). Отсюда следует, что для полутора циклов требуется примерно 39 ты сяч лет (18 х 2160). Во времена Геродота Солнце вставало на востоке в день весеннего равноденствия точно на фоне созвездия Овна; в этот момент созвездие Весов находилось "в оппозиции", располагаясь точно в том месте, где Солнце будет садиться через двенадцать часов. Если же мы переведем часы прецес сии на полцикла назад (на шесть "часов" зодиака, или при мерно на 13 тысяч лет), то увидим обратную комбинацию: весеннее Солнце восходит на востоке в Весах, а Овен нахо дится в оппозиции, на западе. Еще 13 тысяч лет назад, и ситуация снова повторится: весеннее солнцестояние снова будет вставать в Овне, а Весы будут "в оппозиции". Это получается уже за 26 тысяч лет до Геродота. • Если мы отступим еще на 13 тысяч лет, еще на половину прецессионного цикла, к 39-тысячному году до Геродота, то весенний восход вернется в Весы (при Овне "в оппо зиции"). Дальше ход рассуждений такой: 39 тысяч лет — это такой промежуток времени, в течение которого Солнце "дважды всходило там, где теперь садится", то есть в Весах во времена Геродота' (и снова за 13 тысяч и 39 тысяч лет до него), и "дважды садилось там, где теперь встает", в Овне во времена Геродота (то есть опять же за 13 тысяч и 39 тысяч лет до него) 75 . Если предположения Шваллера верны (а есть основания так считать), то это означает, что жрецы-собе седники греческого историка имели доступ к точным дан ным о прецессионном движении Солнца, относящимся к эпохе как минимум за 39 тысяч лет до них. ТУРИНСКИЙ ПАПИРУС И ПАЛЕРМСКИЙ КАМЕНЬ Цифра в 39 тысяч лет удивительно близко сходится со свидетельством Туринского папируса (одного из двух уцелевших списков древнеегипетских царей, восходящих к до историческим временам, предшествовавших I династии). Находившийся первоначально в коллекции короля Сар динии, хрупкий и крошащийся трехгысячелетний папирус был отправлен к месту нынешнего пребывания в Туринском музее в коробке, без надлежащей упаковки. Как не трудно догадаться любому школьнику, он прибыл разло манным на бесчетное количество кусков. Ученым пришлось потратить несколько лет, чтобы сложить кусочки и осмыслить то, что уцелело, и они честно потрудились. Но, увы, оказалось невозможным восстановить больше половины драгоценного текста. Что бы мы смогли узнать о Первом Времени, если бы удалось сберечь Туринский папирус? Даже уцелевшие фрагменты интригуют. В одном из спис ков, например, мы читаем имена десяти Нетеру, причем каждое имя вписано в картуш (удлиненную рамку) пример но таким же образом, как впоследствии это делалось с име нами исторических царей Египта. Была также указана продолжительность правления каждого из них, но большая часть этих чисел погибла при повреждении документа. В другом столбце приведен список смертных царей, ко торые правили в Верхнем и Нижнем Египте после богов, но до предполагаемого объединения царства под властью Ме-неса, первого фараона I династии, в 3100 году до н.э. Из уцелевших фрагментов можно установить, что в документе упоминались девять "династий" додинастических фараонов, в том числе "Почтенные из Мемфиса", "Почтенные с Севе ра" и, наконец, Шемсу-Гор (то есть Спутники, или После дователи, Гора), которые правили вплоть до Менеса. Последние две строки столбца, где, похоже, подбивается сумма, выглядят особенно интригующе, а именно..." Почтенные Шемсу-Гор — 13420 лет; правления до Шемсу-Гор — 23200 лет; итого — 36620 лет". Другой список царей, где фигурируют додинастичес- кие времена, — это Палермский камень; он, правда, не забирается так далеко в прошлое, как Туринский папирус. Самая ранняя запись в нем относится к правлению 120 царей, которым принадлежала власть в Верхнем и Нижнем Египте в последний додинастический период — несколько веков, непосредственно предшествовавших объединению страны в 3100 году до н.э. Однако вновь мы не имеем представле ния, сколько же еще информации, относящейся, возможно, к гораздо более далеким периодам, могло быть записано на этой загадочной глыбе черного базальта, потому что она тоже не смогла дойти до нас в целости. С 1887 года самый большой из кусков хранится в музее юрода Палермо в Сицилии; второй кусок демонстрируется в Каирском музее в Египте; третий, самый маленький осколок, хранится в Кол лекции Петри в Лондонском университете. По мнению ар хеологов, эти куски отколоты от центральной части монолита, первоначальные размеры которого составляли около двух метров в длину и 60 сантиметров в высоту (камень стоял на длинной стороне). Как отмечал один авторитетный специалист: "Вполне возможно — даже вероятно — что уцелели и многие другие куски этого бесценно го памятника. Если бы мы только знали, где искать! В нынешнем виде наше воображение только разжигается знанием того, что на камне было записано имя каждого царя древ него периода вместе с продолжительностью его правления и главными событиями, ознаме новавшими его пребывание на троне. Причем эта информация была собрана во времена V династии, всего через 700 лет после объеди нения, так что возможность ошибок, по всей вероятности, очень невелика... " Покойный профессор Уолтер Эмери, которому принад лежат эти слова, был по вполне понятным причинам осо бенно озабочен отсутствием таких необходимых подробностей, касающихся древнего периода, 3200-2900 годы до н.э., предмета его собственных научных интересов. Однако ог ромный интерес представляла бы информация и о более ранних эпохах, особенно о Зеп-Тепи — золотом веке богов. Чем глубже мы проникаем в мифы и воспоминания о далеком прошлом Египта, чем ближе мы подходим к ска зочному Первому Времени, тем все более странный ланд шафт нас окружает, в чем у нас сейчас будет возможность убедиться.
|