Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ГЛАВА 43 В ПОИСКАХ ПЕРВОГО ВРЕМЕНИ

Вот что говорили древние египтяне о Первом Времени, Зеп Тепи, когда в их стране правили боги: они говорили, что это был золотой век, когда отступили воды бездны, пропала первобытная тьма и вышедшему на свет человече­ ству были предложены дары цивилизации. Они говорили также о посредниках между богами и людьми — Уршу, божествами более низкого разряда, чье название означает "Следящие". Особенно яркие воспоминания у них сохра­ нились о самих богах, могущественных и прекрасных суще­ствах, называемых Нетеру, которые жили на земле вместе с людьми и осуществляли свою власть из Гелиополя и других святилищ, расположенных вдоль Нила. Среди этих Нетеру были и мужчины, и женщины, но все они обладали рядом сверхъестественных способностей, в том числе могли при­обретать по своему желанию облик мужчин, женщин, жи­вотных, птиц, рептилий, деревьев и трав. Парадоксальным образом их слова и дела отражали страсти и заботы людей. Не менее странно, что, хотя их изображали более сильными и мудрыми, чем люди, существовало поверие, что они мог­ ли болеть и даже умирать, а при определенных обстоятель­ ствах их могли убить.

ЗАПИСИ ПРЕДЫСТОРИИ

Археологи убеждены, что эпоха богов, которую древ­ ние египтяне называли Первым Временем, не что иное, как миф. Однако сами древние египтяне, которые, по-видимо­ му, были лучше осведомлены о своем прошлом, чем мы, не разделяли этой точки зрения. Среди исторических записей, которые они хранили в самых почитаемых храмах, можно встретить пространные списки всех царей Египта, с перечислением каждого фараона каждой династии; в настоящее время эти списки признаны учеными. Некоторые из этих списков простираются за исторические горизонты I динас­ тии в неизведанные глубины далекой древности.

Два таких царских списка выдержали разрушительное действие времени и, вывезенные из Египта, хранятся в му­ зеях Европы. Позднее в этой главе мы рассмотрим эти списки подробнее. Они известны под названиями Палермский ка­ мень (датируемый примерно XXV веком до н.э. — V динас­ тия) и Туринский папирус; последний относится к эпохе XIX династии ( XIII век до н.э.), находился на хранении в храме и написан иероглифической скорописью (так назы­ ваемое иератическое письмо).

Кроме того, в нашем распоряжении имеется свидетель­ ство жреца по имени Манефон из Гелиополя. В III веке до н.э. он составил обширную и пользующуюся широким признанием историю Египта, где приводится подробный список правителей всего династического периода Египта. Подобно Туринскому папирусу и Палермскому камню, ис­ тория Мане фона тоже простирается назад, в ту далекую эпоху, когда в долине Нила правили боги.

До нас не дошел полный текст истории Манефона, хотя копии его, по-видимому, имели хождение еще в IX веке н.э. Благодаря счастливой случайности, отрывки из нее со­ хранились в трудах древнееврейского историка Иосифа Флавия (60 год н.э.) и христианских писателей Африкана (300 год н.э.), Евсевия Кесарийского (340 год н.э.) и Гри­ гория Синцеллуса (ок. 800 год н.э.). Эти фрагменты, гово­ ря словами ныне покойного профессора Майкла Гофмана из Университета Южной Каролины, составляют "основу научного подхода к изучению прошлого Египта".

И это абсолютно верно. Тем не менее египтологи гото­ вы использовать труд Манефона лишь постольку, посколь­ ку он касается исторического (династического), периода, и отвергают его странные экскурсы в доисторическую эпоху, когда он говорит о далеком золотом веке Первого Времени. Почему мы должны так дифференцированно подходить к Манефону? Насколько логично принимать у него все, что связано с тридцатью "историческими" династиями, и безо­ говорочно отвергать все, что он говорит о более ранних эпохах? Более того, поскольку мы знаем, что его хроноло­ гия исторического периода подтверждается данными архео­ логии, не является ли несколько поспешным мнение, что его додинастическая хронология неверна просто потому, что раскопки пока не представили ее доказательств?

БОГИ, ПОЛУБОГИ И ДУХИ МЕРТВЫХ

Если мы решим предоставить слово самому Манефону, нам придется обратиться к источникам, где сохранились фрагменты его труда. Среди них одним из важнейших яв­ ляется армянский вариант Хроники Евсевия Кесарийского. Он содержит выдержки "из Египетской истории Манефо- на, который скомпоновал ее в трех томах. Они посвящены богам, полу богам, духам мертвых и смертным царям, что правили Египтом..." Непосредственно цитируя Манефона, Евсевий разворачивает список богов, в котором мы сразу встречаемся со знакомой девятиглавой Эннеадой Гелиопо- ля: Ра, Осирис, Исида, Гор, Сет и т.д.:

"Они были первыми, кому принадлежала власть в Египте. Впоследствии царская власть пере­ ходила не прерываясь от одного к другому... в течение 13900 лет... После богов 1255 лет правили полубоги; после них в течение 1817 лет царствовала другая линия. Затем следу­ ющие тридцать царей правили 1790 лет, а потом десять — 350. Затем последовало прав­ление духов мертвых... которое продолжалось 5813 лет..."

В сумме все эти периоды составляют 24925 лет, что переносит нас в прошлое далеко за библейскую дату сотво­ рения мира (пятое тысячелетие до Рождества Христова). Поскольку это ставило под вопрос библейскую хроноло­ гию, у лояльного христианина Евсевия возникли естествен­ ные затруднения. Но, после некоторого раздумья, на него снизошло решение этой проблемы: "Думаю, что имелся в виду лунный год, то есть состоящий из 30 дней; то, что мы теперь называем месяцем, у египтян именовалось годом..."

Разумеется, не было такого у древних египтян 72 . Зато легким мановением руки Евсевий и иже с ним ухитрились спрессовать огромную додинастическую эпоху Манефона продолжительностью почти в 25 тысяч лет до скромного отрезка в две тысячи лет, который прекрасно вписывается между Адамом и Потопом, где, согласно ортодоксальной библейской хронологии, вмещаются 2242 года.

Другую технику борьбы с создающей дискомфорт хро­ нологией Манефона продемонстрировал монах Григорий Синцеллус (около 800 года н.э.). Сей комментатор, полагаясь полностью на обличительные выпады, решает проблему следующим образом: "Манефон, верховный жрец прокля­ тых храмов Египта, рассказывает нам о богах, которые ни­ когда не существовали. Они, говорит он, правили 11895 лет..."

Во фрагментах всплывают и другие странные и проти­ воречивые числа. В частности, согласно Манефону, как не­ однократно утверждают, полная продолжительность циви­ лизации Египта от эпохи богов до конца XXX (и после­ дней) династии смертных правителей измеряется огромным числом — 36525 лет. Несомненно, что здесь каким-то обрат зом завязаны 365,25 календаря Сотис (промежуток между двумя последовательными предсолнечными восходами Си­ риуса — см. предыдущую главу). Кроме того, скорее созна­ тельно, чем случайно, это число составляет 25 циклов по 1460 лет и 25 циклов по 1461 календарному году (посколь­ ку у древних египтян гражданский календарь базировался на "приблизительном годе" продолжительностью ровно в 365 дней) 73 .

Что же все это означает (если означает вообще)? Труд­ но сказать наверняка. Во всяком случае, из всей этой не­ разберихи чисел и интерпретаций ясно, по крайней мере, одно обстоятельство. Независимо от того, чему нас учили о поступательном движении истории, Манефон пытается ска­ зать нам, что цивилизованные существа (будь то боги или люди) населяли Египет задолго до прихода I династии око­ ло 3100 года до н.э.

ДИОДОР СИЛИЦИЙСКИЙ И ГЕРОДОТ

В своем утверждении Манефон находит сильную под­ держку у античных авторов.

В I веке до н.э. Египет посетил греческий историк Ди- одор Сицилийский. Он был справедливо охарактеризован одним из его современных переводчиков, Олдфазером, как "некритичный компилятор, который пользуется хорошими источниками и честно их воспроизводит". В переводе на нормальный язык это означает, что Диодор не пытался до­ полнить собранный им материал своими предрассудками и предубеждениями. Поэтому он представляет для нас особую ценность, тем более что среди его информаторов были еги­ петские жрецы, которых он расспрашивал о таинственном прошлом их страны. Вот что они ему поведали:

"Сначала в течение чуть меньше 18000 лет Египтом правили боги и герои, причем после­ дним из богов-правителей был Гор, сын Иси- ды... Смертные же царствовали в этой стра­ не, как они утверждают, немногим менее 5000 лет... "

Давайте отнесемся к этим числам "некритически" и по­ смотрим, что получится. Диодор писал в I веке до н.э.: "Если мы отступим назад на 5000 лет, в течение которых, предположительно, правили смертные цари, мы окажемся вблизи 5100 года до н.э. Если же мы двинемся еще дальше, к началу эры "богов и героев", то окажется, что мы прибы­ ли в 23100 год до н.э., когда мир еще находился в цепких объятиях последнего ледникового периода".

Задолго до Диодора Египет посещал другой и более про­ славленный греческий историк — великий Геродот, кото­ рый жил в V веке до н.э. Он тоже, судя по всему, общался со жрецами и тоже сумел воспринять предания, которые свидетельствовали о наличии некогда, в глубокой древнос­ ти, в долине Нила высокоразвитой цивилизации. Сводку этих преданий об огромном доисторическом периоде еги­ петской цивилизации Геродот приводит во II томе своей "Истории". В том же документе он без комментариев при­ водит следующую цитату из того, что рассказывали жрецы Гелиополя:

"За это время, говорили они, было че­ тыре случая, когда Солнце всходило не на по­ложенном месте: дважды вставало там, где теперь садится, и дважды садилось там, где теперь встает" 74 .

О чем здесь идет речь?

Согласно французскому математику Шваллеру де Лю- бичу, Геродот здесь пытается передать нам (может быть, неосознанно) в завуалированном виде информацию о неко­ ем периоде времени, точнее, о такой продолжительности времени, которая требуется, чтобы восход Солнца в день весеннего равноденствия совершил прецессию на фоне звезд в полтора полных зодиакальных цикла.

Как мы уже видели, равноденственное Солнце прово­ дит около 2160 лет в каждом из двенадцати зодиакальных созвездий. Таким образом, полный цикл прецессии равнодействий занимает почти 26 тысяч лет (12 х 2160). Отсюда следует, что для полутора циклов требуется примерно 39 ты­ сяч лет (18 х 2160).

Во времена Геродота Солнце вставало на востоке в день весеннего равноденствия точно на фоне созвездия Овна; в этот момент созвездие Весов находилось "в оппозиции", располагаясь точно в том месте, где Солнце будет садиться через двенадцать часов. Если же мы переведем часы прецес­ сии на полцикла назад (на шесть "часов" зодиака, или при­ мерно на 13 тысяч лет), то увидим обратную комбинацию: весеннее Солнце восходит на востоке в Весах, а Овен нахо­ дится в оппозиции, на западе. Еще 13 тысяч лет назад, и ситуация снова повторится: весеннее солнцестояние снова будет вставать в Овне, а Весы будут "в оппозиции".

Это получается уже за 26 тысяч лет до Геродота. • Если мы отступим еще на 13 тысяч лет, еще на полови­ну прецессионного цикла, к 39-тысячному году до Геродо­та, то весенний восход вернется в Весы (при Овне "в оппо­ зиции").

Дальше ход рассуждений такой: 39 тысяч лет — это такой промежуток времени, в течение которого Солнце "дважды всходило там, где теперь садится", то есть в Весах во времена Геродота' (и снова за 13 тысяч и 39 тысяч лет до него), и "дважды садилось там, где теперь встает", в Овне во времена Геродота (то есть опять же за 13 тысяч и 39 тысяч лет до него) 75 . Если предположения Шваллера верны (а есть основания так считать), то это означает, что жрецы-собе­ седники греческого историка имели доступ к точным дан­ ным о прецессионном движении Солнца, относящимся к эпохе как минимум за 39 тысяч лет до них.

ТУРИНСКИЙ ПАПИРУС И ПАЛЕРМСКИЙ КАМЕНЬ

Цифра в 39 тысяч лет удивительно близко сходится со свидетельством Туринского папируса (одного из двух уце­левших списков древнеегипетских царей, восходящих к до­ историческим временам, предшествовавших I династии).

Находившийся первоначально в коллекции короля Сар­ динии, хрупкий и крошащийся трехгысячелетний папирус был отправлен к месту нынешнего пребывания в Туринс­ком музее в коробке, без надлежащей упаковки. Как не­ трудно догадаться любому школьнику, он прибыл разло­ манным на бесчетное количество кусков. Ученым пришлось потратить несколько лет, чтобы сложить кусочки и осмыслить то, что уцелело, и они честно потрудились. Но, увы, оказалось невозможным восстановить больше половины драгоценного текста.

Что бы мы смогли узнать о Первом Времени, если бы удалось сберечь Туринский папирус?

Даже уцелевшие фрагменты интригуют. В одном из спис­ ков, например, мы читаем имена десяти Нетеру, причем каждое имя вписано в картуш (удлиненную рамку) пример­ но таким же образом, как впоследствии это делалось с име­ нами исторических царей Египта. Была также указана про­должительность правления каждого из них, но большая часть этих чисел погибла при повреждении документа.

В другом столбце приведен список смертных царей, ко­ торые правили в Верхнем и Нижнем Египте после богов, но до предполагаемого объединения царства под властью Ме-неса, первого фараона I династии, в 3100 году до н.э. Из уцелевших фрагментов можно установить, что в документе упоминались девять "династий" додинастических фараонов, в том числе "Почтенные из Мемфиса", "Почтенные с Севе­ ра" и, наконец, Шемсу-Гор (то есть Спутники, или После­ дователи, Гора), которые правили вплоть до Менеса. После­дние две строки столбца, где, похоже, подбивается сумма, выглядят особенно интригующе, а именно..." Почтенные Шемсу-Гор — 13420 лет; правления до Шемсу-Гор — 23200 лет; итого — 36620 лет".

Другой список царей, где фигурируют додинастичес- кие времена, — это Палермский камень; он, правда, не забирается так далеко в прошлое, как Туринский папирус. Самая ранняя запись в нем относится к правлению 120 царей, которым принадлежала власть в Верхнем и Нижнем Египте в последний додинастический период — несколько веков, непосредственно предшествовавших объединению страны в 3100 году до н.э. Однако вновь мы не имеем представле­ ния, сколько же еще информации, относящейся, возможно, к гораздо более далеким периодам, могло быть записано на этой загадочной глыбе черного базальта, потому что она тоже не смогла дойти до нас в целости. С 1887 года самый большой из кусков хранится в музее юрода Палермо в Си­цилии; второй кусок демонстрируется в Каирском музее в Египте; третий, самый маленький осколок, хранится в Кол­ лекции Петри в Лондонском университете. По мнению ар­ хеологов, эти куски отколоты от центральной части моно­лита, первоначальные размеры которого составляли около двух метров в длину и 60 сантиметров в высоту (камень стоял на длинной стороне). Как отмечал один авторитетный специалист:

"Вполне возможно — даже вероятно — что уцелели и многие другие куски этого бесценно­ го памятника. Если бы мы только знали, где искать! В нынешнем виде наше воображение только разжигается знанием того, что на камне было записано имя каждого царя древ­ него периода вместе с продолжительностью его правления и главными событиями, ознаме­ новавшими его пребывание на троне. Причем эта информация была собрана во времена V династии, всего через 700 лет после объеди­ нения, так что возможность ошибок, по всей вероятности, очень невелика... "

Покойный профессор Уолтер Эмери, которому принад­ лежат эти слова, был по вполне понятным причинам осо­ бенно озабочен отсутствием таких необходимых подробнос­тей, касающихся древнего периода, 3200-2900 годы до н.э., предмета его собственных научных интересов. Однако ог­ ромный интерес представляла бы информация и о более ранних эпохах, особенно о Зеп-Тепи — золотом веке богов.

Чем глубже мы проникаем в мифы и воспоминания о далеком прошлом Египта, чем ближе мы подходим к ска­ зочному Первому Времени, тем все более странный ланд­ шафт нас окружает, в чем у нас сейчас будет возможность убедиться.

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен