Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ГЛАВА 21 КОМПЬЮТЕР ДЛЯ РАСЧЕТА КОНЦА СВЕТА

Майя знали, откуда происходит их наука. Они говори­ли, что она попала к ним от Первых Людей, созданных Кецалькоатлем, которых звали Балам-Кице ("Ягуар со слад­кой улыбкой"), Балам-Акаб ("Ягуар ночи"), Маукута ("Вы­ дающееся имя") и Ики-Балам ("Ягуар луны"). Согласно Пополь-Вух, эти праотцы:

"были одарены мудростью; они видели и вбли­ зи, и вдали, и продолжали видеть и узнавать все, что происходит в мире. Они могли, не утруждая себя перемещением, узнавать о ве­ щах, скрытых расстоянием... Мудрость их была велика; их зрение простиралось на леса, скалы, озера, моря, горы и долины. Воистину они были достойны восхищения... Они изучали все четыре стороны света, небесного свода и лика земли".

Достижения этой расы вызвали зависть нескольких са­ мых могущественных богов. "Не следует нашим созданиям знать все, — полагали они. — Можно ли позволить им стать равными с нами, их создателями, которые могут видеть изда­ лека, все знать и все видеть?.. Можно ли им стать богами?"

Ясно, что такое непозволительное состояние дел не могло продолжаться. После некоторого обдумывания был дан приказ и предприняты соответствующие действия:

"Пусть их зрение достигает лишь того, что рядом; пусть они видят лишь малую часть лика Земли..." И тогда Сердце Небес плюнуло им в глаза, затуманило их подобно тому, как затуманивается зеркало, на которое поды­ шали. Их глаза полузакрылись, и они отныне могли видеть лишь то, что вблизи, только это они могли различать... Вот так было по­ кончено с мудростью и знанием Первых Лю­дей".

Все, кто знаком с Ветхим Заветом, помнят, что причи­ на изгнания Адама и Евы из Эдема была связана с анало­гичными опасениями Господа после того, как первые люди вкусили от плода "древа познания добра и зла".

"И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; а теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едем- ского..."

Пополь-Вух рассматривается учеными как большой не­ замутненный источник преданий доколумбовой эпохи. По­ этому и удивляешься, обнаружив такую близость между этими преданиями и текстом Книги Бытия. Более того, подобно многим другим связям Старого и Нового Света, которые мы рассматривали, характер упомянутого выше сход­ ства таков, что заставляет предполагать не столько прямое влияние одного региона на другой, сколько две различные интерпретации одного события (или группы событий). Так, например:

. Библейский Эдемский сад похож на метафору, символизирующую состояние блаженного богоподобного зна­ ния, которым владели "Первые Люди" из Пополь-Вух.

. Сущность этого знания состояла в способности "все видеть" и "все знать". Разве не к этому же сводилась спо­ собность Адама и Евы, которую они приобрели, вкусив от запретного плода, произраставшего на ветвях "древа позна­ ния добра и зла"?

. В конечном итоге, подобно изгнанию из рая Адама и Евы, четверо Первых Людей были лишены способности "дальновидения", вследствие чего "их глаза полузакрылись, и они отныне могли видеть лишь то, что вблизи..."

Фактически и Пополь-Вух, и Книга Бытия повествуют о том, как человечество лишилось благодати. В обоих слу­ чаях понятие благодати ассоциировалось со знанием, и у читателя не остается сомнения, что знание это было столь замечательно, что придавало обладавшему им богоподоб­ ную мощь.

Об этом знании Библия достаточно туманно и невнят­ но говорит как о "знании добра и зла", ничего дополни­ тельно не уточняя. Пополь-Вух гораздо информативнее. Там сообщается, что знание Первых Людей состояло в способности видеть "вещи, скрытые расстоянием", что они были астрономами, которые "изучали все четыре стороны света и небесного свода", а также географами, которым удалось из­ мерить "лик Земли".

География имеет дело с картами. В части I мы знако­ мились со свидетельством того, что картографы неизвест­ной цивилизации составили некогда очень точные карты нашей планеты. Так, может быть, Пополь-Вух передает ис­ каженную память об этой цивилизации, когда рассказывает о Первых Людях и о чудесном знании, которым они распо­ лагали?

География имеет дело с картами, астрономия — со звез­ дами. Эти две дисциплины зачастую идут рука об руку, поскольку звезды жизненно важны для навигации в даль­ них морских походах, а без таких походов невозможны ве­ликие географические открытия и изготовление точных карт.

Случайно ли, что Первых Людей в Пополь-Вух чтут не только за изучение "лика Земли", но и за созерцание "сво­ да небес"? И совпадение ли, что выдающимся достижением майя была наблюдательная астрономия, на базе которой с использованием развитого математического аппарата воз­ ник умный, комплексный и очень точный календарь?

НЕУМЕСТНОЕ ЗНАНИЕ

В 1954 году археолог Дж. Эрик Томпсон, специалист по истории Центральной Америки, признался в своем глу­ боком изумлении по поводу резкого несоответствия между не бог весть какими достижениями майя в целом и высо­ ким уровнем их познаний в области астрономии и точнос­ тью их календаря. "Что за умственные выверты, — спраши­ вает он, — привели интеллигенцию майя к составлению карты неба, но не позволили ей дорасти до принципа коле­ са; осознать понятие вечности так, как не удавалось ни одному полуцивилизованному народу, но не суметь сделать короткого шага от ломаной к кривой линии; считать мил­ лионами, но не уметь взвесить мешок кукурузы?"

Возможно, ответ на эти вопросы намного проще, чем полагал Томпсон. Может статься, что астрономия, глубокое понимание времени и долгосрочные расчеты календаря вов­ се не были "вывертами". Может быть, они были составной частью специфической системы знаний, которую майя унас­ ледовали более или менее нетронутой у старшей и более мудрой цивилизации. Такой факт наследования мог бы легко объяснить противоречия, на которые обращал внимание Томпсон. Мы уже знаем, что майя получили свой кален­ дарь в наследство от ольмекрв, которые пользовались им за тысячу лет до майя. Но тогда возникает вопрос, откуда его взяли ольмеки? Какой требуется уровень технического и научного развития цивилизации, чтобы разработать такой календарь?

Возьмем, к примеру, солнечный год. Современное об­щество до сих пор пользуется солнечным календарем, кото­ рый был введен в Европе в 1582 году и опирался на достиг­ нутый в то время уровень развития, — знаменитым григо­ рианским календарем. Замененный им юлианский кален­ дарь основывался на периоде обращения Земли вокруг Сол­ нца продолжительностью 365,25 суток. Реформа Папы Гри­ гория XIII была основана на более точном расчете: 365,2425 суток. Благодаря научному прогрессу мы теперь знаем, что точная продолжительность солнечного года составляет 365,2422 суток. Таким образом, годичная погрешность гри­горианского календаря составляет всего-навсего плюс 0,0003 суток — вполне приличная точность для XVI столетия.

Как ни парадоксально, хотя его происхождение окута­ но туманом древности, значительно более глубокой, чем XVI столетие, точность календаря майя выше, чем у григо­ рианского. За его основу принята длительность солнечного года 365, 2420 суток — погрешность минус 0,0002 суток.

Майя знали также период обращения Луны вокруг Зем­ ли. По их оценкам, он составляет 29,528395 суток — ис­ключительно близко к точному значению 29,530588 суток, рассчитанному с использованием самых современных мето­ дов. В распоряжении жрецов майя были весьма точные таб­лицы для предсказания солнечных и лунных затмений; они знали, что затмения возможны лишь в пределах плюс-ми­ нус восемнадцати дней от нодальной точки, когда орбита Луны пересекает видимую траекторию Солнца. И, нако­ нец, майя были весьма успешными математиками. Они об­ ладали развитой техникой метрических вычислений при помощи устройства типа счетной доски, которое мы откры­ ли (или повторно открыли?) лишь в прошлом веке. Они также прекрасно понимали и использовали абстрактное по­ нятие нуля и были знакомы с нумерацией разрядов.

Все это области для посвященных. Как отмечал Томп­ сон:

"Нуль и нумерация разрядов настолько стали неотъемлемой частью нашего культурногонаследия и кажутся таким очевидным удоб­ ством, что трудно понять, как можно было так долго тянуть с их изобретением. Однако ни Древняя Греция с ее великими математи­ ками, ни Древний Рим не подозревали ни о том, ни о другом. Чтобы написать 1848 рим­ скими цифрами, нужно употребить 11 букв MDCCCXLVIII . В то оке время у майя была система разрядов, очень похожая на нашу, в то время, когда римляне продолжали пользо­ ваться своим неуклюжим методом".

Не кажется ли вам несколько странным, что ничем в других отношениях не примечательное центральноамери­ канское племя так рано набрело на то, что историк науки Отто Нейгебауэр назвал "одним из самых плодотворных изобретений человечества".

ЧЬЯ-ТО ЧУЖАЯ НАУКА?

Поговорим теперь о Венере, планете очень большого символического значения для всех древних народов Цент­ ральной Америки, которые связывали ее с Кецалькоатлем (он же Гукумац, или Кукулкан, как называется Пернатый Змей на диалектах майя).

В отличие от древних греков, но подобно древним егип­ тянам, майя понимали, что Венера — и утренняя, и вечер­ няя "звезда". Они понимали также и другие связанные с ней вещи. Синодическое обращение планеты — это период времени, который требуется, чтобы она вернулась в задан­ную точку неба (для земного наблюдателя). Венера совер­ шает оборот вокруг Солнца каждые 224,7 суток; Земля об­ ращается по собственной, несколько большей орбите. В ре­зультате совместного учета обоих этих циклов оказывается, что Венера восходит в одном и том же месте на земном небе примерно раз в 584 дня.

Кто бы ни изобрел изощренный календарь, унаследо­ ванный майя, он знал об этом и отыскал остроумный спо­ соб объединить его с другими взаимопересекающимися цик­ лами. Более того, ясно, что древние создатели календаря были достаточно сведущи в математике, чтобы понимать, что 584 дня — значение приблизительное, и вообще переме­ щения Венеры на небе не являются регулярными. Они рас­ считали точную величину синодального цикла, усредненную на базе очень длительных периодов времени. Эта вели­ чина составляет 583,92 суток и вплетена в ткань календаря майя многочисленными деликатными и сложными способа­ ми. Например, чтобы согласовать ее с так называемым "свя­ щенным годом" цолкин (260 дней, 13 месяцев по 20 дней каждый), календарь требует вносить поправку в 4 дня через 61 венерианский год. Кроме того, в течение каждого пятого цикла в конце 57-го оборота вносится поправка в 8 дней. После этого цолкин и синодическое обращение Венеры ока­зываются столь тесно связаны, что погрешность расчета ока­ зывается до смешного малой — одни сутки за 6000 лет. И что еще более замечательно, серия последующих поддаю­ щихся точному расчету поправок не только обеспечивает полную взаимную гармонию между цолкином и венерианс- ким циклом, но и точное соответствие солнечному году. Причем методика гарантирует безошибочность в течение очень протяженных отрезков времени.

Зачем "полуцивилизованным" майя была нужна эта пре­ тенциозная точность? Или они унаследовали в рабочем со­ стоянии календарь, приспособленный для нужд более ран­ ней и гораздо более развитой цивилизации?

Рассмотрим теперь так называемый "длинный счет", венчающий календарную систему майя. Эта система расчета дат выражает веру во всеобщую цикличность, свидетель­ ством чего являются повторявшиеся в прошлом акты творе­ ния и разрушения. Согласно майя, нынешний Великий цикл начался во тьме 4 Ахау 8 Кумку (13 августа 3114 года до н.э. . Как мы уже знаем, считается, что цикл закончится посреди всеобщего разрушения 4 Ахау 3 Конкина (23 декаб­ ря 2012 года). Задача длинного счета — зафиксировать, сколь­ ко времени прошло с начала текущего Великого цикла, как утекают один за другим 5125 лет, отпущенные нашему се­ годняшнему миру.

Этот длинный счет можно представить в виде некоего небесного сумматора, который постоянно считает и пере­ считывает масштаб нашего растущего долга Вселенной. Счет завершится в тот момент, когда счетчик нащелкает 5125.

По крайней мере, так думали майя.

Разумеется, этот компьютер вел свой длинный счет не в наших цифрах. Майя пользовались системой отображения величин, позаимствованной у ольмеков, которые заимство­ вали ее... никто не знает, где. Эта система представляла собой комбинацию точек (обозначавших единицы либо числа, кратные двадцати), тире (обозначавших пятерки либо числа, кратные пяти помноженному на двадцать) и иероглифа в виде раковины, обозначавшего ноль. Единицами измере­ ния времени служили дни (кин), периоды по 20 дней (уй-наль), "расчетные годы" по 360 дней (тун), периоды, рав­ ные 20 тун, имевшие название катун, и периоды по 20 катун (бактун). Кроме того, для обозначения более крупных ин­ тервалов времени использовались периоды по 8000 тун (пик- тун) и 160000 тун (калабтун).

Из этого становится ясно, что, хотя майя и считали, что их жизнь идет в пределах одного Великого цикла, кото­ рого ждет неизбежный и ужасный конец, они также знали, что время бесконечно и продолжает свои загадочные циклы независимо от жизни личностей или цивилизаций. Томп­ сон так резюмировал исследование данного вопроса:

"В схеме майя дорога, по которой шагало вре­ мя, настолько далеко протянулась в прошлое, что человеческий разум не в силах оценить этой протяженности. Однако майя без коле­баний двинулись по этой дороге в поисках ее начала. На каждом этапе этого пути от­ крывается новый вид в прошлое; столетия сли­ ваются в тысячелетия, те — в десятки ты­ сяч лет, по мере того как неутомимые иссле­ дователи все глубже и глубже погружаются в прошлое. На стеле в Кириге (Гватемала) обо­ значена дата, удаленная от нас в прошлое на 90 миллионов лет; на другой — на 300 с лиш­ ним миллионов лет. Причем здесь указаны ре­ально вычисленные дни и месяцы, совсем как у нас, когда мы вычисляем по своим календа­ рям, на какие дни и месяцы приходилась Пас­ ха в разные времена в прошлом. Голова кру­ жится от таких астрономических цифр..."

Не кажется ли вам все это слегка, скажем, авангардным для цивилизации, которая в других отношениях не слиш­ ком выделялась? Да, действительно, архитектура майя была хороша — в своих ограниченных пределах. Но эти жившие в джунглях индейцы не совершили практически ничего, что давало бы возможность прогнозировать их способность (или потребность) представлять себе столь огромные проме­ жутки времени.

Заметим, что прошло меньше двухсот лет с того времени, как большинство интеллектуалов Запада отказались от точки зрения, что мир был сотворен в 4004 году до н.э., в пользу того, что мир бесконечно старше. Говоря попросту, это означает, что у древних майя было намного более вер­ное понимание подлинной протяженности геологической истории, древности нашей планеты, чем у кого бы то ни было, в Европе или Северной Америке до того момента, когда Дарвин выступил со своей эволюционной теорией. Так как же майя научились так лихо обращаться с пе­ риодами времени, равными сотням миллионов лет? Было ли это своеобразным "вывертом" развития культуры? Или они унаследовали календарь и математический аппарат, ко­ торые облегчили им формирование такого понимания, со­ здали предпосылки для этого? Если речь идет о наследстве, то позволительно спросить, для чего календарь, приписы­ ваемый майя, был нужен его подлинным авторам — со всем его изощренным компьютерным алгоритмом. Для чего они его сконструировали? Неужели просто для того, чтобы, по выражению Томпсона, поиграть "со своего рода большущей головоломкой, бросающей вызов интеллекту"? Или же они ставили перед собой более прагматичную и важную задачу? Мы видели, что и общество майя, и все древние куль­ туры Центральной Америки были поглощены заботой, как рассчитать — и, если удастся, отодвинуть — конец Света. Может быть, именно такую задачу и был призван решать этот загадочный календарь? Не был ли он задуман как ме­ ханизм предсказания ужасной космической или геологи­ческой катастрофы?

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен