Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ГЛАВА 22 ГОРОД БОГОВ

Красной нитью во многих центральноамериканских ле­ гендах проходит плохой конец Четвертого века. За катаст­ рофическим потопом последовал длительный период, в те­ чение которого свет солнца исчез с небес и воздух заполня­ ла мрачная тьма. Затем "боги собрались в Теотиуакане ["божье мес­ то"} и горячо спорили, кому быть следующим Солнцем. Только священный огонь [материальное воплощение Уеуетеотля, бога, давшего начало жизни] был виден во мраке, содрогаю­ щемся после недавнего хаоса. «Кто-нибудь дол­ жен пожертвовать собой и броситься в огонь, — кричали они, только тогда вер­ нется Солнце» ".

За этим последовало драматическое самосожжение во имя всеобщего блага двух богов (Нанауацина и Теккицте-катля). Один быстро сгорел в центре священного огня; вто­ рой медленно поджаривался на угольках с краю. "Боги дол­ го ждали, пока, наконец, небо не начало краснеть на Восто­ ке. Там взошел огромный шар Солнца, дающего жизнь и раскаленного..."

Именно в этот момент космического возрождения объя­ вился Кецалькоатль. Миссия его была связана с судьбой человечества в Пятый век. И он принял облик человеческо­ го существа — белого бородатого человека вроде Виракочи.

В Андах столицей Виракочи был Тиауанако. В Цент­ ральной Америке — Теотиуакан, "Город Богов", предпола­ гаемое место рождения Пятого Солнца.

ЦИТАДЕЛЬ, ХРАМ И КАРТА НЕБА

Теотиуакан, 50 километров к северо-востоку от Мехико

Я стоял в просторной ограде Цитадели и смотрел сквозь утреннее марево на север, в сторону пирамид Солнца и Луны. Среди равнины, заросшей серо-зеленым кустарником, в ок­ ружении далеких гор, эти две великие пирамиды являются аккордами в симфонии развалин, расположенных вдоль так называемой Улицы мертвых. Цитадель стоит почти посере­ дине этого широкого проспекта, который протянулся иде­ ально прямо больше чем на пять километров. Пирамида Луны расположена на его северном окончании, пирамида Солнца несколько смещена к востоку.

Для такой застройки было бы логично ожидать ориен­ тации проспекта типа "север-юг" или "восток-запад". Но, как ни странно, архитекторы, которые занимались плани­ ровкой Теотиуакана отклонили Улицу мертвых на 15 ° 30 к северо-востоку. Было высказано несколько гипотез о при­ чине такой эксцентричной ориентации, но ни одна не зву­ чала особенно убедительно. Постепенно увеличивалось ко­ личество ученых, высказывавших предположение, что здесь каким-то образом отражена астрономическая ориентация. Один из них, например, предположил, что Улица мертвых была в момент сооружения нацелена на Плеяды. Другой, профессор Джеральд Хоукинс, предположил, что ориента­ ция была связана с осью Сириус — Плеяды. А вот Стэнс- берг Хагар (ученый секретарь факультета этнологии Брук­ линского института искусств и наук) предположил, что "Ули­ ца" олицетворяет Млечный Путь.

Хагар пошел еще дальше, считая, что пирамиды, курга­ ны и прочие сооружения, зависшие по бокам Улицы мерт­ вых как стационарные спутники, олицетворяют конкрет­ ные планеты и звезды. В целом его тезис сводился к тому, что Теотиуакан был задуман как карта неба: "Он воспроиз­ водил на Земле звездный план небес, где обитают божества и души мертвых".

В 60-х и 70-х годах интуиция Хагара была проверена в полевых условиях Хьюгом Харлстоном-младшим, американ­ ским инженером, проживающим в Мехико, который про­ вел всестороннее математическое исследование Теотиуака­ на. О своих находках Харлстон сообщил в октябре 1974 года на Международном конгрессе американистов. В его докладе, полном смелых и новых идей, содержалась и осо­ бенно любопытная информация о Цитадели и храме Ке­ цалькоатля, расположенном на восточном краю этого ог­ ромного квадрата.

Ученые считают храм одним из наиболее сохранивших­ ся археологических памятников Центральной Америки. Это произошло благодаря тому, что первичная доисторическая часть сооружения была частично погребена более поздним курганом, примыкающим с запада. Раскопки этого кургана открыли элегантную шестиступенчатую пирамиду, перед которой я теперь стоял. Ее высота 22 метра, плошадь осно­ вания — 7600 квадратных метров.

Открывшийся храм представлял собой зрелище одно­временно прекрасное и странное. На нем сохранились ос­ татки многоцветной окраски, покрывавшей его в древнос­ ти. В оформлении преобладал скульптурный мотив в виде огромных змеиных голов, которые выглядывали из обли­ цовочных плит и красовались по бокам массивной цент­ ральной лестницы. Удлиненные челюсти этих в чем-то че­ловекоподобных рептилий были отягощены клыками, а вер­хнюю губу украшали усы в форме велосипедного руля. На толстой шее у каждой змеи — венчик из перьев, несомнен­ ный символ Кецалькоатля.

Так вот, исследования Харлстона показали, что взаим­ ное расположение объектов, сгруппировавшихся на Улице мертвых и вокруг нее, не случайно, а подчиняется достаточ­но сложной закономерности. Математическая обработка ре­ зультатов измерения их координат показала, что Теотиуа­ кан был, по-видимому, задуман как выполненная в масш­ табе модель Солнечной системы. Если принять, что Солнце расположено на центральной линии храма Кецалькоатля, то расстояния от него до расположенных к северу ориентиров оказываются пропорциональными радиусам орбит внутрен­ них планет, пояса астероидов, Юпитера, Сатурна (пирамида Солнца), Урана (пирамида Луны), а также Нептуна и Плу­тона (не раскопанные пока курганы в нескольких километ­ рах к северу).

Если все это не является простым совпадением, то оз­начает как минимум, что в Теотиуакане была высокоразви­тая наблюдательная астрономия, превосходившая до отно­сительно недавнего времени современную. Вспомним, что Уран был неизвестен нашим астрономам до. 1787 года, Не­ птун — до 1846 года, а Плутон — до 1930 года. В то же время, по самым осторожным оценкам возраста Теотиуакана, его основные сооружения, включая Цитадель, Улицу мертвых и пирамиды Солнца и Луны, никак не моложе эпохи Христа. Ни одна известная цивилизация ни в Ста­ ром, ни в Новом Свете не имела в то время понятия о внешних планетах, не говоря уже о знании точных разме­ ров их орбит.

ЕГИПЕТ И МЕКСИКА - НОВЫЕ СОВПАДЕНИЯ?

Завершая свои исследования пирамид и проспектов Тео- тиуакана, Стэнсбери Хагар подвел итог: "Мы еще не осоз­ нали ни важности, ни утонченности, ни широты распрост­ ранения в древней Америке культа астрономии, существен­ ной частью которого была небесная карта, а Теотиуакан — одним из главных центров".

Но был ли это просто "культ" астрономии? Или это приближалось к тому, что мы называем наукой? Но будь это культом или наукой, правильно ли говорить о ее (его) "широком распространении" только в Америке, тогда так много свидетельств, связывающих ее (его) с другими частя­ ми Древнего Мира?

Например, палеоастрономы, пользуясь новейшими ком­ пьютерными программами для создания карт звездного неба, продемонстрировали недавно, что три всемирно известные пирамиды расположены на египетском плато Гиза точь-в- точь как три звезды из пояса созвездия Ориона. И эта звездная карта, созданная древнеегипетскими жрецами в песках на западном берегу Нила, еще не предел. В поле их всеохватывающего зрения, как мы увидим в частях VI и VII этой книги, оказался и такой природный объект, как река Нил: относительно него пирамиды расположены так, как будто он изображает Млечный Путь.

Использование "звездных карт" в ключевых стройках Египта и Мексики вовсе не исключает религиозных функ­ ций. Напротив, какой бы иной цели ни служили монумен­ ты Теотиуакана и плато Гиза, ясно, что они играли немало­ важную культовую роль в жизни общества.

Так, центральноамериканские предания, собранные в XVIII веке отцом Бернардино де Саагуном, наглядно свиде­ тельствуют, что в древние времена Теотиуакан, согласно широко распространенным поверьям, выполнял, по край­ ней мере, одну, но специфическую и важную религиозную функцию. Согласно этим легендам, Город Богов назывался так потому, что погребенные там после смерти властители не подвергались тлению, но превращались в богов... Ины­ми словами, это было "место, где люди становились бога­ ми". Кроме того, это место было известно как "обитель тех, кто знает дорогу к богам", и "место, где делают богов".

Является ли совпадением, подумал я, что такую же ре­ лигиозную цель преследовали три пирамиды в Гизе? Древ­ние иероглифические "Тексты Пирамид", древнейшие па­ мятники письменности в мире, не оставляют места для со­ мнений в конечной цели ритуалов, выполнявшихся в этих колоссальных сооружениях: произвести перевоплощение усопшего фараона, "распахнуть врата небесного свода и про­ ложить дорогу", по которой он мог бы "вознестись в сооб­ щество богов".

Представление о пирамидах, как устройствах, предназ­ наченных (предположительно, в метафизическом смысле) для "превращения людей в богов", является, как мне ка­ жется, слишком своеобразным и специфическим, чтобы к нему могли независимо прийти в Древнем Египте и Мекси­ ке. Равно как и идея использовать карту неба для размеще­ ния священных объектов.

Более того, есть и другие странные совпадения, кото­ рые заслуживают рассмотрения.

Точно как в Гизе, в Теотиуакане построены три глав­ ные пирамиды: пирамида и храм Кецалькоатля, пирамида Солнца и пирамида Луны. Точно, как и в Гизе, планировка строительства не симметрична, как можно было бы ожи­ дать, причем два сооружения расположены друг против друга, а третье сознательно смещено в сторону. И, наконец, в Гизе вершины Великой пирамиды и пирамиды Хефрена нахо­дятся на одном уровне, хотя собственная высота первой больше, чем второй. Аналогично в Теотиуакане вершины пирамиды Солнца и Луны находятся на одном уровне, хотя первая выше. Разная высота пирамид в обоих случаях ком­ пенсирует разницу уровней оснований.

Может ли все это быть совпадением? Не логичнее ли предположить наличие в древности связи между Мексикой и Египтом?

По причинам, которые я изложил в главах 18 и 19, я сомневаюсь в наличии прямого, причинно-следственного контакта — по крайней мере, в исторические времена. Так же, как и в случае с календарем майя и ранними картами Антарктики, более логичным представляется вариант обще­ го наследства, когда египетские пирамиды и руины Теотиу­ акана отражают технические достижения, географические знания, уровень развития астрономии (а возможно, и рели­ гиозные воззрения) забытой цивилизации, которая неког­ да, по выражению Пополь-Вух, изучила "четыре стороны света, четыре угла небосвода и лика Земли".

В широких академических кругах существовало едино­ душие относительно возраста пирамид Гизы — примерно 4500 лет. Гораздо меньше единодушия наблюдалось по по­воду Теотиуакана. Ни Улица мертвых, ни храм Кецалькоат- ля, ни пирамиды Солнца и Луны не подвергались точной датировке. Большинство ученых считало, что расцвет горо­ да пришелся на период между 100 годом до н.э. и 600 годом н.э., но другие решительно возражали, относя его расцвет к более раннему времени, между 1500 и 1000 года­ ми до н.э. Были и третьи, которые, основываясь на данных геологических исследований, относили дату основания к 4000 году до н.э., до извержения вулкана Хитли, расположенно­ го неподалеку.

Учитывая неопределенность оценок возраста Теотиуа­ кана, меня нисколько не удивило, что у историков не было ни малейшего представления о том, кто на самом деле пост­ роил самую большую и самую замечательную столицу из существовавших когда-либо в Новом Свете до Колумба. Можно достоверно утверждать лишь то, что, когда ацтеки на пути к своему имперскому могуществу впервые вступи­ ли в XII веке в этот замечательный город, его колоссальные сооружения и проспекты уже были невероятно старыми и так заросли, что производили впечатление элементов ланд­ шафта, а не искусственных сооружений. Однако к ним вос­ходит местная легенда, передававшаяся от поколения к по­колению, о том, что они построены великанами и предназ­ начены для того, чтобы превращать людей в богов.

ОТБЛЕСКИ ЗАБЫТОЙ ЛЕГЕНДЫ

Уходя из храма Кецалькоатля, я пересек Цитадель в западном направлении.

На самом деле не существует никаких археологических свидетельств того, что это огромное замкнутое простран­ ство служило когда-нибудь крепостью либо вообще имело военное или оборонительное значение. Как и многое другое в Теотиуакане, оно было спланировано и построено с нео­ бычной тщательностью, но его истинное назначение оста­ лось неразгаданным современной наукой. Ацтеки, давшие имя пирамидам Солнца и Луны (эти названия сохранились, хотя никто и понятия не имел, как называли их строители), не сумели придумать названия для Цитадели, предоставив это испанцам. Последние окрестили ее именно так, что не­ удивительно для площадки размером 15 гектаров, окружен­ ной семиметровой стеной общей длиной 1,8 километра.

Я добрался до западного края Цитадели. Поднялся на стену по крутым ступеням и повернулся лицом на север к Улице мертвых. Снова пришлось напомнить себе, что это название огромному и впечатляющему проспекту дали не теотиуаканцы, кто бы они ни были. Испанское название Calle de los Muertos — перевод с ацтекского и основано, по-видимому, на подозрении, что многочисленные курганы по бокам "елицы" являются погребениями (что, кстати, не под­твердилось).

Мы уже рассматривали возможность того, что Путь мер­твых служил земным отображением Млечного Пути. В этом отношении представляет интерес работа другого американ­ ца, Альфреда Шлеммера, который, подобно Хью Харлсто- ну, был инженером. Специальность Шлеммера — техничес­ кие прогнозы, особенно предсказания землетрясений.

Точка зрения Шлеммера сводится к тому, что Улица мертвых, возможно, никогда не была улицей. По его пред­ положению, вдоль нее первоначально была устроена цепоч­ ка отражательных прудов, заполненных водой, спускавшейся через серию запруд от пирамиды Луны на севере к Цитаде­ ли на юге.

Шагая на север, по направлению к далекой пирамиде Луны, я думал, что в пользу этой гипотезы говорит ряд обстоятельств. Начнем с того, что через равные интервалы "Улица" перегорожена довольно высокими стенами, у ос­ нования которых ясно виднеются остатки хорошо оборудо­ ванных шлюзовых устройств. К тому же общий уклон по­ верхности облегчает течение воды, поскольку основание пирамиды Луны расположено примерно на 30 метров выше уровня грунта перед Цитаделью. Разделенные секции легко могли быть заполнены водой и играть роль отражателей света, создавая картину более впечатляющую, чем Тадж- Махал или легендарные Сады Семирамиды. И, наконец, как было установлено в процессе топографической съемки Теотиуакана (которая финансировалась Национальным на­ учным фондом в Вашингтоне и возглавлялась профессором Рене Миллоном из Рочестерского университета), город в древности располагал "тщательно организованной системой канаюв и проточных водоемов, прорытых к спрямленному участку реки; эта гидравлическая сеть обеспечивала сток воды в озеро Тескоко, в наши дни находящееся на расстоя­ нии 16 километров (но в древности, возможно, ближе)".

Было много дискуссий о назначении этой развитой гид­ равлической системы. По мнению Шлеммера, часть ее слу­жила практической цели "дальнего сейсмического монито­ ринга" — древней, но неизвестной ныне науки . Он отме­ чал, что отдаленные землетрясения "могут по всей планете вызывать на поверхности жидкости стоячие волны", и пред­ положил, что грамотно размещенные и отградуированные отражательные бассейны на Улице мертвых "давали теотиу- аканцам возможность определять по образующимся там сто­ ячим волнам место и силу землетрясений, происходящих на Земле, позволяя таким образом прогнозировать их в своем регионе".

Разумеется, гипотеза Шлеммера не доказана. Однако, вспоминая очевидную привязку мексиканской мифологии к землетрясениям и наводнениям, а также озабоченность предсказаниями будущего, отраженную в календаре, я все меньше был склонен отмахиваться от вроде бы легковесных объяснений американского инженера. Если Шлеммер прав и древние жители Теотиуакана действительно понимали принципы резонанса колебаний и практически использова­ ли их для предсказания землетрясений, значит, в их распо­ряжении была высокоразвитая наука! Если правы Хагар и Харлстон и геометрическая форма Теотиуакана действительно моделирует Солнечную систему, это также наводит на мысль, что город был основан высокоразвитой, но неизвестной ци­ вилизацией.

Я продолжил свой путь на север вдоль Улицы мертвых и свернул на восток, к пирамиде Солнца. Не доходя до этого величественного памятника, я остановился возле раз­рушенного патио, главной особенностью которого был древ­ ний "храм", скрывавший под каменным полом головоломку.

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен