|
ГЛАВА 22 ГОРОД БОГОВКрасной нитью во многих центральноамериканских ле гендах проходит плохой конец Четвертого века. За катаст рофическим потопом последовал длительный период, в те чение которого свет солнца исчез с небес и воздух заполня ла мрачная тьма. Затем "боги собрались в Теотиуакане ["божье мес то"} и горячо спорили, кому быть следующим Солнцем. Только священный огонь [материальное воплощение Уеуетеотля, бога, давшего начало жизни] был виден во мраке, содрогаю щемся после недавнего хаоса. «Кто-нибудь дол жен пожертвовать собой и броситься в огонь, — кричали они, — только тогда вер нется Солнце» ". За этим последовало драматическое самосожжение во имя всеобщего блага двух богов (Нанауацина и Теккицте-катля). Один быстро сгорел в центре священного огня; вто рой медленно поджаривался на угольках с краю. "Боги дол го ждали, пока, наконец, небо не начало краснеть на Восто ке. Там взошел огромный шар Солнца, дающего жизнь и раскаленного..." Именно в этот момент космического возрождения объя вился Кецалькоатль. Миссия его была связана с судьбой человечества в Пятый век. И он принял облик человеческо го существа — белого бородатого человека вроде Виракочи. В Андах столицей Виракочи был Тиауанако. В Цент ральной Америке — Теотиуакан, "Город Богов", предпола гаемое место рождения Пятого Солнца. ЦИТАДЕЛЬ, ХРАМ И КАРТА НЕБА Теотиуакан, 50 километров к северо-востоку от Мехико Я стоял в просторной ограде Цитадели и смотрел сквозь утреннее марево на север, в сторону пирамид Солнца и Луны. Среди равнины, заросшей серо-зеленым кустарником, в ок ружении далеких гор, эти две великие пирамиды являются аккордами в симфонии развалин, расположенных вдоль так называемой Улицы мертвых. Цитадель стоит почти посере дине этого широкого проспекта, который протянулся иде ально прямо больше чем на пять километров. Пирамида Луны расположена на его северном окончании, пирамида Солнца несколько смещена к востоку. Для такой застройки было бы логично ожидать ориен тации проспекта типа "север-юг" или "восток-запад". Но, как ни странно, архитекторы, которые занимались плани ровкой Теотиуакана отклонили Улицу мертвых на 15 ° 30 к северо-востоку. Было высказано несколько гипотез о при чине такой эксцентричной ориентации, но ни одна не зву чала особенно убедительно. Постепенно увеличивалось ко личество ученых, высказывавших предположение, что здесь каким-то образом отражена астрономическая ориентация. Один из них, например, предположил, что Улица мертвых была в момент сооружения нацелена на Плеяды. Другой, профессор Джеральд Хоукинс, предположил, что ориента ция была связана с осью Сириус — Плеяды. А вот Стэнс- берг Хагар (ученый секретарь факультета этнологии Брук линского института искусств и наук) предположил, что "Ули ца" олицетворяет Млечный Путь. Хагар пошел еще дальше, считая, что пирамиды, курга ны и прочие сооружения, зависшие по бокам Улицы мерт вых как стационарные спутники, олицетворяют конкрет ные планеты и звезды. В целом его тезис сводился к тому, что Теотиуакан был задуман как карта неба: "Он воспроиз водил на Земле звездный план небес, где обитают божества и души мертвых". В 60-х и 70-х годах интуиция Хагара была проверена в полевых условиях Хьюгом Харлстоном-младшим, американ ским инженером, проживающим в Мехико, который про вел всестороннее математическое исследование Теотиуака на. О своих находках Харлстон сообщил в октябре 1974 года на Международном конгрессе американистов. В его докладе, полном смелых и новых идей, содержалась и осо бенно любопытная информация о Цитадели и храме Ке цалькоатля, расположенном на восточном краю этого ог ромного квадрата. Ученые считают храм одним из наиболее сохранивших ся археологических памятников Центральной Америки. Это произошло благодаря тому, что первичная доисторическая часть сооружения была частично погребена более поздним курганом, примыкающим с запада. Раскопки этого кургана открыли элегантную шестиступенчатую пирамиду, перед которой я теперь стоял. Ее высота 22 метра, плошадь осно вания — 7600 квадратных метров. Открывшийся храм представлял собой зрелище одновременно прекрасное и странное. На нем сохранились ос татки многоцветной окраски, покрывавшей его в древнос ти. В оформлении преобладал скульптурный мотив в виде огромных змеиных голов, которые выглядывали из обли цовочных плит и красовались по бокам массивной цент ральной лестницы. Удлиненные челюсти этих в чем-то человекоподобных рептилий были отягощены клыками, а верхнюю губу украшали усы в форме велосипедного руля. На толстой шее у каждой змеи — венчик из перьев, несомнен ный символ Кецалькоатля. Так вот, исследования Харлстона показали, что взаим ное расположение объектов, сгруппировавшихся на Улице мертвых и вокруг нее, не случайно, а подчиняется достаточно сложной закономерности. Математическая обработка ре зультатов измерения их координат показала, что Теотиуа кан был, по-видимому, задуман как выполненная в масш табе модель Солнечной системы. Если принять, что Солнце расположено на центральной линии храма Кецалькоатля, то расстояния от него до расположенных к северу ориентиров оказываются пропорциональными радиусам орбит внутрен них планет, пояса астероидов, Юпитера, Сатурна (пирамида Солнца), Урана (пирамида Луны), а также Нептуна и Плутона (не раскопанные пока курганы в нескольких километ рах к северу). Если все это не является простым совпадением, то означает как минимум, что в Теотиуакане была высокоразвитая наблюдательная астрономия, превосходившая до относительно недавнего времени современную. Вспомним, что Уран был неизвестен нашим астрономам до. 1787 года, Не птун — до 1846 года, а Плутон — до 1930 года. В то же время, по самым осторожным оценкам возраста Теотиуакана, его основные сооружения, включая Цитадель, Улицу мертвых и пирамиды Солнца и Луны, никак не моложе эпохи Христа. Ни одна известная цивилизация ни в Ста ром, ни в Новом Свете не имела в то время понятия о внешних планетах, не говоря уже о знании точных разме ров их орбит. ЕГИПЕТ И МЕКСИКА - НОВЫЕ СОВПАДЕНИЯ? Завершая свои исследования пирамид и проспектов Тео- тиуакана, Стэнсбери Хагар подвел итог: "Мы еще не осоз нали ни важности, ни утонченности, ни широты распрост ранения в древней Америке культа астрономии, существен ной частью которого была небесная карта, а Теотиуакан — одним из главных центров". Но был ли это просто "культ" астрономии? Или это приближалось к тому, что мы называем наукой? Но будь это культом или наукой, правильно ли говорить о ее (его) "широком распространении" только в Америке, тогда так много свидетельств, связывающих ее (его) с другими частя ми Древнего Мира? Например, палеоастрономы, пользуясь новейшими ком пьютерными программами для создания карт звездного неба, продемонстрировали недавно, что три всемирно известные пирамиды расположены на египетском плато Гиза точь-в- точь как три звезды из пояса созвездия Ориона. И эта звездная карта, созданная древнеегипетскими жрецами в песках на западном берегу Нила, еще не предел. В поле их всеохватывающего зрения, как мы увидим в частях VI и VII этой книги, оказался и такой природный объект, как река Нил: относительно него пирамиды расположены так, как будто он изображает Млечный Путь. Использование "звездных карт" в ключевых стройках Египта и Мексики вовсе не исключает религиозных функ ций. Напротив, какой бы иной цели ни служили монумен ты Теотиуакана и плато Гиза, ясно, что они играли немало важную культовую роль в жизни общества. Так, центральноамериканские предания, собранные в XVIII веке отцом Бернардино де Саагуном, наглядно свиде тельствуют, что в древние времена Теотиуакан, согласно широко распространенным поверьям, выполнял, по край ней мере, одну, но специфическую и важную религиозную функцию. Согласно этим легендам, Город Богов назывался так потому, что погребенные там после смерти властители не подвергались тлению, но превращались в богов... Иными словами, это было "место, где люди становились бога ми". Кроме того, это место было известно как "обитель тех, кто знает дорогу к богам", и "место, где делают богов". Является ли совпадением, подумал я, что такую же ре лигиозную цель преследовали три пирамиды в Гизе? Древние иероглифические "Тексты Пирамид", древнейшие па мятники письменности в мире, не оставляют места для со мнений в конечной цели ритуалов, выполнявшихся в этих колоссальных сооружениях: произвести перевоплощение усопшего фараона, "распахнуть врата небесного свода и про ложить дорогу", по которой он мог бы "вознестись в сооб щество богов". Представление о пирамидах, как устройствах, предназ наченных (предположительно, в метафизическом смысле) для "превращения людей в богов", является, как мне ка жется, слишком своеобразным и специфическим, чтобы к нему могли независимо прийти в Древнем Египте и Мекси ке. Равно как и идея использовать карту неба для размеще ния священных объектов. Более того, есть и другие странные совпадения, кото рые заслуживают рассмотрения. Точно как в Гизе, в Теотиуакане построены три глав ные пирамиды: пирамида и храм Кецалькоатля, пирамида Солнца и пирамида Луны. Точно, как и в Гизе, планировка строительства не симметрична, как можно было бы ожи дать, причем два сооружения расположены друг против друга, а третье сознательно смещено в сторону. И, наконец, в Гизе вершины Великой пирамиды и пирамиды Хефрена находятся на одном уровне, хотя собственная высота первой больше, чем второй. Аналогично в Теотиуакане вершины пирамиды Солнца и Луны находятся на одном уровне, хотя первая выше. Разная высота пирамид в обоих случаях ком пенсирует разницу уровней оснований. Может ли все это быть совпадением? Не логичнее ли предположить наличие в древности связи между Мексикой и Египтом? По причинам, которые я изложил в главах 18 и 19, я сомневаюсь в наличии прямого, причинно-следственного контакта — по крайней мере, в исторические времена. Так же, как и в случае с календарем майя и ранними картами Антарктики, более логичным представляется вариант обще го наследства, когда египетские пирамиды и руины Теотиу акана отражают технические достижения, географические знания, уровень развития астрономии (а возможно, и рели гиозные воззрения) забытой цивилизации, которая неког да, по выражению Пополь-Вух, изучила "четыре стороны света, четыре угла небосвода и лика Земли". В широких академических кругах существовало едино душие относительно возраста пирамид Гизы — примерно 4500 лет. Гораздо меньше единодушия наблюдалось по поводу Теотиуакана. Ни Улица мертвых, ни храм Кецалькоат- ля, ни пирамиды Солнца и Луны не подвергались точной датировке. Большинство ученых считало, что расцвет горо да пришелся на период между 100 годом до н.э. и 600 годом н.э., но другие решительно возражали, относя его расцвет к более раннему времени, между 1500 и 1000 года ми до н.э. Были и третьи, которые, основываясь на данных геологических исследований, относили дату основания к 4000 году до н.э., до извержения вулкана Хитли, расположенно го неподалеку. Учитывая неопределенность оценок возраста Теотиуа кана, меня нисколько не удивило, что у историков не было ни малейшего представления о том, кто на самом деле пост роил самую большую и самую замечательную столицу из существовавших когда-либо в Новом Свете до Колумба. Можно достоверно утверждать лишь то, что, когда ацтеки на пути к своему имперскому могуществу впервые вступи ли в XII веке в этот замечательный город, его колоссальные сооружения и проспекты уже были невероятно старыми и так заросли, что производили впечатление элементов ланд шафта, а не искусственных сооружений. Однако к ним восходит местная легенда, передававшаяся от поколения к поколению, о том, что они построены великанами и предназ начены для того, чтобы превращать людей в богов. ОТБЛЕСКИ ЗАБЫТОЙ ЛЕГЕНДЫ Уходя из храма Кецалькоатля, я пересек Цитадель в западном направлении. На самом деле не существует никаких археологических свидетельств того, что это огромное замкнутое простран ство служило когда-нибудь крепостью либо вообще имело военное или оборонительное значение. Как и многое другое в Теотиуакане, оно было спланировано и построено с нео бычной тщательностью, но его истинное назначение оста лось неразгаданным современной наукой. Ацтеки, давшие имя пирамидам Солнца и Луны (эти названия сохранились, хотя никто и понятия не имел, как называли их строители), не сумели придумать названия для Цитадели, предоставив это испанцам. Последние окрестили ее именно так, что не удивительно для площадки размером 15 гектаров, окружен ной семиметровой стеной общей длиной 1,8 километра. Я добрался до западного края Цитадели. Поднялся на стену по крутым ступеням и повернулся лицом на север к Улице мертвых. Снова пришлось напомнить себе, что это название огромному и впечатляющему проспекту дали не теотиуаканцы, кто бы они ни были. Испанское название Calle de los Muertos — перевод с ацтекского и основано, по-видимому, на подозрении, что многочисленные курганы по бокам "елицы" являются погребениями (что, кстати, не подтвердилось). Мы уже рассматривали возможность того, что Путь мертвых служил земным отображением Млечного Пути. В этом отношении представляет интерес работа другого американ ца, Альфреда Шлеммера, который, подобно Хью Харлсто- ну, был инженером. Специальность Шлеммера — техничес кие прогнозы, особенно предсказания землетрясений. Точка зрения Шлеммера сводится к тому, что Улица мертвых, возможно, никогда не была улицей. По его пред положению, вдоль нее первоначально была устроена цепоч ка отражательных прудов, заполненных водой, спускавшейся через серию запруд от пирамиды Луны на севере к Цитаде ли на юге. Шагая на север, по направлению к далекой пирамиде Луны, я думал, что в пользу этой гипотезы говорит ряд обстоятельств. Начнем с того, что через равные интервалы "Улица" перегорожена довольно высокими стенами, у ос нования которых ясно виднеются остатки хорошо оборудо ванных шлюзовых устройств. К тому же общий уклон по верхности облегчает течение воды, поскольку основание пирамиды Луны расположено примерно на 30 метров выше уровня грунта перед Цитаделью. Разделенные секции легко могли быть заполнены водой и играть роль отражателей света, создавая картину более впечатляющую, чем Тадж- Махал или легендарные Сады Семирамиды. И, наконец, как было установлено в процессе топографической съемки Теотиуакана (которая финансировалась Национальным на учным фондом в Вашингтоне и возглавлялась профессором Рене Миллоном из Рочестерского университета), город в древности располагал "тщательно организованной системой канаюв и проточных водоемов, прорытых к спрямленному участку реки; эта гидравлическая сеть обеспечивала сток воды в озеро Тескоко, в наши дни находящееся на расстоя нии 16 километров (но в древности, возможно, ближе)". Было много дискуссий о назначении этой развитой гид равлической системы. По мнению Шлеммера, часть ее служила практической цели "дальнего сейсмического монито ринга" — древней, но неизвестной ныне науки . Он отме чал, что отдаленные землетрясения "могут по всей планете вызывать на поверхности жидкости стоячие волны", и пред положил, что грамотно размещенные и отградуированные отражательные бассейны на Улице мертвых "давали теотиу- аканцам возможность определять по образующимся там сто ячим волнам место и силу землетрясений, происходящих на Земле, позволяя таким образом прогнозировать их в своем регионе". Разумеется, гипотеза Шлеммера не доказана. Однако, вспоминая очевидную привязку мексиканской мифологии к землетрясениям и наводнениям, а также озабоченность предсказаниями будущего, отраженную в календаре, я все меньше был склонен отмахиваться от вроде бы легковесных объяснений американского инженера. Если Шлеммер прав и древние жители Теотиуакана действительно понимали принципы резонанса колебаний и практически использова ли их для предсказания землетрясений, значит, в их распоряжении была высокоразвитая наука! Если правы Хагар и Харлстон и геометрическая форма Теотиуакана действительно моделирует Солнечную систему, это также наводит на мысль, что город был основан высокоразвитой, но неизвестной ци вилизацией. Я продолжил свой путь на север вдоль Улицы мертвых и свернул на восток, к пирамиде Солнца. Не доходя до этого величественного памятника, я остановился возле разрушенного патио, главной особенностью которого был древ ний "храм", скрывавший под каменным полом головоломку.
|