Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ГЛАВА 20 ДЕТИ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ

Паленке, провинция Чиапас

Вечерело. Я сидел возле северо-восточного угла, воз­ двигнутого майя Храма надписей, и глазел на темневшие на севере джунгли, где начинался спуск в пойму Усумасинты.

Храм состоял из трех помещений и был сооружен на вершине девятиступенчатой пирамиды высотой почти 30 метров. Чистые и гармоничные линии этого сооружения созда­ вали впечатление скорее утонченности, чем непрочности. Оно твердо стояло на земле, как-бы уходя в неё корнями, порождение геометрии и воображения.

Справа можно было увидеть дворец — просторный пря­ моугольный комплекс на пирамидальном основании, над дворцом поднималась четырехэтажная башня, которую счи­ тают обсерваторией жрецов майя.

За дворцом, в лесу, где над самыми верхушками дере­вьев порхали попугаи с ярким оперением, прятались еще несколько внушительных строений, в том числе Храм Рас­ щепленного Креста, Храм Солнца, Храм Счета и Храм Льва. Все эти названия условны, даны археологами, ведь хотя мы давно уже научились читать даты майя, мы только недавно начали расшифровывать их иероглифы. К тому же многое из того, что знали майя, что их беспокоило, во что они верили и помнили, безвозвратно утеряно.

Я поднялся по ступеням в центральное помещение хра­ ма. В дальнюю стену зала были врезаны две большие серые плиты, на которых рядами, как фигуры на шахматной дос­ ке, были изображены 620 иероглифов майя в виде людей и чудовищ вместе с целым сонмом мифических созданий.

О чем говорили эти надписи? Это до сих пор никому не ведомо, потому что сочетание слов-картинок и фонетических символов полностью еще не расшифровано. Однако очевидно, что ряд иероглифов относится к эпохам, удален­ным от нас на тысячи лет в прошлое, и говорит о людях и богах, участниках доисторических событий.

ГРОБНИЦА ПАКАЛЯ

Слева от надписей, между большими каменными пли­ тами пола, вниз круто уходила внутренняя лестница. Она вела в камеру, расположенную в глубине пирамиды, где находилась гробница Пакаля-властителя. Ступеньки из глад­ ких известняковых плит были узкие, мокрые и ужасно сколь­ зкие. Включив фонарик, я бодро шагнул во мрак, держась за южную стенку.

Эта потайная сырая лестница была скрыта от глаз с момента, когда ее замуровали в 683 году, до июня 1952 года, когда мексиканский археолог Альберто Рус поднял плиты в полу храма. В 1994 году в Паленке была найдена вторая такая гробница, но Русу принадлежит слава первоот­ крывателя гробниц в пирамидах Нового Света. Строители умышленно завалили лестницу камнями, и ушло еще четы­ ре года на то, чтобы расчистить ход и добраться до дна.

Только после этого им удалось проникнуть в узкую сводчатую камеру. На полу перед ними лежали пять или шесть рассыпавшихся скелетов молодых людей, принесен­ ных в жертву. В дальнем конце камеры виднелся огромный треугольный камень. Когда его отодвинули, перед Русом открылась замечательная гробница. По его описанию, это была "огромная комната, как-будто высеченная во льду, своеобразный грот, стены и потолок которого выглядели как отшлифованные; или заброшенная часовня, купол ко­ торой был задрапирован занавесями из сталактитов, а из пола торчали толстые сталагмиты, похожие на огарки све­ чей".

Эта комната, тоже со сводчатым потолком, длиной 9 мет­ ров и высотой 7 метров. На стенах можно увидеть лепные фигуры шагающих "Властелинов ночи" — "эннеада" (де­ вятка (греч.); прим. перев.) из девяти божеств, которые пра­ вили здесь в бесконечные часы тьмы. Посередине, в центре внимания этих фигур, находился огромный высеченный из камня-монолита саркофаг, закрытый пятитонной резной каменной крышкой. Внутри саркофага находился скелет высокого человека, покрытый драгоценным саваном с ор­ наментом из нефрита. На лицевой стороне черепа была надета мозаичная посмертная маска из 200 фрагментов не­ фрита. Как предполагают, это были останки Пакаля, пра­ вителя Паленке в VIII веке. Согласно надписям, монарху в момент смерти было восемьдесят лет, но украшенный изде­ лиями из нефрита скелет, который археологи обнаружили в саркофаге, принадлежал мужчине вдвое моложе.

Спустившись но лестнице до самого низа, примерно на 25 метров ниже пола, я пересек камеру, где когда-то лежали жертвы, и заглянул в гробницу Пакаля. Воздух здесь был влажный, пахло плесенью и гнилью, и было довольно хо­лодно. У саркофага, углубленного в пол гробницы, была необычная форма: он расширялся у ног, как гробы для древ­ неегипетских мумий. Последние, как известно, делались из дерева и имели расширенное основание, чтобы их можно было ставить в вертикальное положение, что часто практи­ ковалось. Но гроб Пакаля был из сплошного камня и был заведомо рассчитан на горизонтальное положение! Почему же тогда умельцы майя затратили столько сил, чтобы выте­ сать его с расширением у ног, хотя должны были понимать, что никакого практического смысла в этом нет? Может быть, они просто рабски копировали конструкцию древнего про­ тотипа, когда назначение этого конструктивного элемента было давно забыто? Не был ли саркофаг Пакаля частью того же самого общего наследия, что связывало Древний Египет с древними культурами Центральной Америки, по­ добно повериям о загробной жизни?

Тяжелая прямоугольная крышка саркофага имела тол­ щину 25 сантиметров, ширину 90 сантиметров и длину 3,8 метра. Похоже, что она тоже имела общий прототип с резными древнеегипетскими изделиями того же назначе­ ния. Она была бы вполне уместна в Долине Царей. Но было одно существенное отличие. Изображение, вырезан­ ное на крышке саркофага, не имело древнеегипетских ана­ логов. В свете моего фонаря был виден чисто выбритый человек, одетый в плотно облегающий костюм, рукава и штанины которого на запястьях и лодыжках заканчивались манжетами сложной формы. Человек полулежал на сиде­ нье, которое служило опорой для нижней части его спины и бедер. Шея удобно опиралась на подголовник. Он вгля­ дывался вперед. Руки его находились как бы в движе­ нии, будто двигали рычаги управления. Босые ноги по­догнуты.

Следует ли считать, что этот человек — Пакаль, король майя?


Если да, та изображен ли он управляющим какой-то машиной? Считалось, что у майя не было машин. Счита­ лось даже, что они не знали колеса. Однако со всеми пане­ лями, заклепками, трубками и другими деталями устрой­ ство, в котором разместился Пакаль, гораздо больше напо­ минает нечто техническое, чем "перенос живой души чело­ века в царство мертвых", как это виделось одному автори­ тетному ученому, или "царя, падающего навзничь в бес­ плотные челюсти подземного чудовища", как возражал ему другой.

Я вспоминаю "Человека в змее", ольмекский барель­ еф, описанный в главе 17. Он тоже производил впечатление наивного изображения некоего технического устройства. "Человек в змее" происходил из Ла-Венты, ассоциировался с бородатыми фигурами европейского типа. Гробница Па­ каля не менее чем на тысячу лет моложе всех драгоценных находок из Ла-Венты. Между тем рядом со скелетом в сар­ кофаге Пакаля находилась маленькая нефритовая статуэт­ ка, которая оказалась намного старше, чем другие найден­ ные там жертвенные предметы. Она изображает пожилого европейца с бородой, одетого в длинную рубаху.

ПИРАМИДА ВОЛШЕБНИКА

Усмаль, Юкатан

Однажды, находясь в 700 километрах к северу от Па­ ленке, я в ненастный день стал взбираться по ступеням еще одной пирамиды. Подъем был достаточно крутым, сооруже­ ние вздымалось на 36 метров над окружающей равниной. Скорее овальное в плане, чем квадратное, оно опиралось на основание длиной 72 метра и шириной 36 метров.С незапамятных времен это сооружение, которое похо­ дило на замок колдуна, было известно как "Пирамида вол­ шебника", или "Дом карлика". Эти названия происходили из легенды майя, согласно которой некий карлик, обладав­ший сверхъестественными способностями, воздвиг это зда­ ние за одну ночь.

Чем выше я взбирался, тем более узкими казались мне ступени. Внутренний голос требовал, чтобы с целью сохра­ нения своей драгоценной жизни я наклонился вперед и прижался к стене пирамиды. Но вместо этого я стал смот­ реть на затянутое облаками хмурое небо. Стаи птиц кружи­ лись с пронзительным криком, как-будто искали убежища от надвигающейся беды, а густые низкие облака, скрывшие солнце несколько часов назад, казалось, кипели от сильно­ го ветра.

В сознании древних жителей Центральной Америки не только "Пирамида волшебника" связывалась со сверхъесте­ственными способностями карликов, которые славились как архитекторы и каменщики. "Со строительными работами они управлялись очень легко, — говорит одна типичная легенда майя, — им достаточно было свистнуть, и тяжелые скалы сами укладывались на место".

Очень похожее предание, как помнит читатель, утвер­ ждало, что при строительстве в Андах загадочного города - Тиауанако гигантские каменные блоки переносились "по воздуху по трубному гласу".

Таким образом, в Центральной Америке и в отдален­ ных районах в Андах чудесная левитация массивных кам­ ней ассоциировалась с волшебными звуковыми сигналами.

Какой прикажете делать отсюда вывод? Что по како­ му-то счастливому совпадению две почти идентичные "фан­ тазии" возникли независимо друг от друга в двух географи­чески удаленных районах? Но это малоправдоподобно. С не меньшим успехом можно рассматривать возможность того, что в подобных историях сохранились общие воспоминания о какой-то древней строительной технике, позволявшей поднимать с земли огромные каменные блоки с волшебной легкостью. Кстати, воспоминания о подобных чудесах со­ хранялись и в Древнем Египте. Там в одном типичном пре­ дании говорится, что волшебник поднял в воздух "огром­ ный каменный свод длиной 200 локтей и шириной 50".

Бока лестницы, по которой я поднимался, были богато украшены тем, что американский исследователь XIX века Джон Ллойд Стефенс называл "образцом скульптурной мо­ заики". Как это ни странно, но, хотя "Пирамида волшеб­ ника" была построена за много веков до конкисты, чаще всего в этих мозаиках встречался символ, очень похожий на христианский крест. Строго говоря, там встречались две разновидности "христианских" крестов: croix - patte с расши­ ряющимися "лапами", который был распространен среди тамплиеров и других крестоносцев в XII и XIII столетиях, и косой (Х-образный) крест Св. Андрея Первозванного.

Преодолев последний и более короткий лестничный марш, я достиг наконец храма на вершине "Пирамиды вол­ шебника". Он состоял фактически из одного помещения со сводчатым потолком, на котором висело огромное количе­ство летучих мышей. Подобно птицам и облакам они были явно взволнованы признаками надвигающейся бури. Эта пушистая масса непрерывно шевелилась, складывая и раз­ ворачивая свои кожистые крылья.

Я остановился отдохнуть на верхней площадке, окру­ жающей храм. Отсюда, глядя вниз, можно было увидеть еще большее количество крестов. Они были повсюду в этом древнем и причудливом сооружении. Мне опять вспомнил­ся город Тиауанако в Андах, где в далекие доколумбовы времена кресты были высечены на огромных каменных бло­ ках, разбросанных вокруг здания под названием Пума-Пун- ку. "Человек в змее", ольмекская скульптура в Ла-Венте, также был украшен двумя Андреевскими крестами задолго до Рождества Христова. И вот теперь на "Пирамиде вол­шебника", в городе майя Усмаль, я вновь столкнулся с кре­ стами.

Бородатые люди...

Змеи...

Кресты...

Насколько вероятна случайность того, что эта совокуп­ ность характерных признаков воспроизводится в далеко рас­ положенных культурах в разные периоды истории? Почему они так часто вплетаются в ткань изощренных произведе­ ний изобразительного искусства и архитектуры?

НАУКА ПРОРОЧЕСТВА

Уже не в первый раз я предположил, что вижу символы и иконы некоего культа или тайного общества, пытавшего­ ся сохранить цивилизацию в Центральной Америке (а воз­ можно, и в других местах) в долгие века тьмы. И я думал* что не случайно мотивы бородатого человека, Пернатого Змея и креста возникали там и тогда, когда удавалось обна­ ружить намеки на то, что технически развитая, но пока неопознанная цивилизация вступала в контакт с местной культурой. И всегда оставалось ощущение глубочайшей древ­ ности этого контакта, того, что он произошел в настолько далекие времена, что память о нем изгладилась.

Я снова подумал о внезапном появлении ольмеков в глубинах второго тысячелетия до н.э. из клубящегося мут­ ного тумана праистории. Все археологические свидетельства указывают на то, что с самого начала они поклонялись ог­ромным каменным головам и стелам с изображениями бо­родачей. И мне кажется вполне вероятным, что эти замеча­ тельные скульптуры были частью большого наследия циви­ лизации, переданного народам Центральной Америки за много тысяч лет до второго тысячелетия до н. э., и хранить это наследие было доверено тайному культу мудрости, воз­ можно, культу Кецалькоатля.

Многое было утеряно. Тем не менее племена этого ре­ гиона — в особенности майя, строители Паленке и Усмаля — сохранили нечто даже более загадочное и чудесное, чем мо­ нолиты, нечто еще более настойчиво заявляющее о себе как о наследии старшей и более высокой цивилизации. В следу­ющей главе мы узнаем о мистической науке древних звез­ дочетов, о науке измерения времени и предсказаний, даже, я бы сказал, о науке пророчеств, которую майя наиболее бережно сохранили, вынеся из прошлого. Вместе с ней они сохранили память об ужасном разрушительном наводнении и некий своеобразный свод эмпирических знаний, знаний высшего порядка, которыми они по-настоящему не облада­ ли и которые мы, современные люди, приобрели лишь со­ всем недавно...

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен