|
ГЛАВА 20 ДЕТИ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙПаленке, провинция Чиапас Вечерело. Я сидел возле северо-восточного угла, воз двигнутого майя Храма надписей, и глазел на темневшие на севере джунгли, где начинался спуск в пойму Усумасинты. Храм состоял из трех помещений и был сооружен на вершине девятиступенчатой пирамиды высотой почти 30 метров. Чистые и гармоничные линии этого сооружения созда вали впечатление скорее утонченности, чем непрочности. Оно твердо стояло на земле, как-бы уходя в неё корнями, порождение геометрии и воображения. Справа можно было увидеть дворец — просторный пря моугольный комплекс на пирамидальном основании, над дворцом поднималась четырехэтажная башня, которую счи тают обсерваторией жрецов майя. За дворцом, в лесу, где над самыми верхушками деревьев порхали попугаи с ярким оперением, прятались еще несколько внушительных строений, в том числе Храм Рас щепленного Креста, Храм Солнца, Храм Счета и Храм Льва. Все эти названия условны, даны археологами, ведь хотя мы давно уже научились читать даты майя, мы только недавно начали расшифровывать их иероглифы. К тому же многое из того, что знали майя, что их беспокоило, во что они верили и помнили, безвозвратно утеряно. Я поднялся по ступеням в центральное помещение хра ма. В дальнюю стену зала были врезаны две большие серые плиты, на которых рядами, как фигуры на шахматной дос ке, были изображены 620 иероглифов майя в виде людей и чудовищ вместе с целым сонмом мифических созданий. О чем говорили эти надписи? Это до сих пор никому не ведомо, потому что сочетание слов-картинок и фонетических символов полностью еще не расшифровано. Однако очевидно, что ряд иероглифов относится к эпохам, удаленным от нас на тысячи лет в прошлое, и говорит о людях и богах, участниках доисторических событий. ГРОБНИЦА ПАКАЛЯ Слева от надписей, между большими каменными пли тами пола, вниз круто уходила внутренняя лестница. Она вела в камеру, расположенную в глубине пирамиды, где находилась гробница Пакаля-властителя. Ступеньки из глад ких известняковых плит были узкие, мокрые и ужасно сколь зкие. Включив фонарик, я бодро шагнул во мрак, держась за южную стенку. Эта потайная сырая лестница была скрыта от глаз с момента, когда ее замуровали в 683 году, до июня 1952 года, когда мексиканский археолог Альберто Рус поднял плиты в полу храма. В 1994 году в Паленке была найдена вторая такая гробница, но Русу принадлежит слава первоот крывателя гробниц в пирамидах Нового Света. Строители умышленно завалили лестницу камнями, и ушло еще четы ре года на то, чтобы расчистить ход и добраться до дна. Только после этого им удалось проникнуть в узкую сводчатую камеру. На полу перед ними лежали пять или шесть рассыпавшихся скелетов молодых людей, принесен ных в жертву. В дальнем конце камеры виднелся огромный треугольный камень. Когда его отодвинули, перед Русом открылась замечательная гробница. По его описанию, это была "огромная комната, как-будто высеченная во льду, своеобразный грот, стены и потолок которого выглядели как отшлифованные; или заброшенная часовня, купол ко торой был задрапирован занавесями из сталактитов, а из пола торчали толстые сталагмиты, похожие на огарки све чей". Эта комната, тоже со сводчатым потолком, длиной 9 мет ров и высотой 7 метров. На стенах можно увидеть лепные фигуры шагающих "Властелинов ночи" — "эннеада" (де вятка (греч.); прим. перев.) из девяти божеств, которые пра вили здесь в бесконечные часы тьмы. Посередине, в центре внимания этих фигур, находился огромный высеченный из камня-монолита саркофаг, закрытый пятитонной резной каменной крышкой. Внутри саркофага находился скелет высокого человека, покрытый драгоценным саваном с ор наментом из нефрита. На лицевой стороне черепа была надета мозаичная посмертная маска из 200 фрагментов не фрита. Как предполагают, это были останки Пакаля, пра вителя Паленке в VIII веке. Согласно надписям, монарху в момент смерти было восемьдесят лет, но украшенный изде лиями из нефрита скелет, который археологи обнаружили в саркофаге, принадлежал мужчине вдвое моложе. Спустившись но лестнице до самого низа, примерно на 25 метров ниже пола, я пересек камеру, где когда-то лежали жертвы, и заглянул в гробницу Пакаля. Воздух здесь был влажный, пахло плесенью и гнилью, и было довольно холодно. У саркофага, углубленного в пол гробницы, была необычная форма: он расширялся у ног, как гробы для древ неегипетских мумий. Последние, как известно, делались из дерева и имели расширенное основание, чтобы их можно было ставить в вертикальное положение, что часто практи ковалось. Но гроб Пакаля был из сплошного камня и был заведомо рассчитан на горизонтальное положение! Почему же тогда умельцы майя затратили столько сил, чтобы выте сать его с расширением у ног, хотя должны были понимать, что никакого практического смысла в этом нет? Может быть, они просто рабски копировали конструкцию древнего про тотипа, когда назначение этого конструктивного элемента было давно забыто? Не был ли саркофаг Пакаля частью того же самого общего наследия, что связывало Древний Египет с древними культурами Центральной Америки, по добно повериям о загробной жизни? Тяжелая прямоугольная крышка саркофага имела тол щину 25 сантиметров, ширину 90 сантиметров и длину 3,8 метра. Похоже, что она тоже имела общий прототип с резными древнеегипетскими изделиями того же назначе ния. Она была бы вполне уместна в Долине Царей. Но было одно существенное отличие. Изображение, вырезан ное на крышке саркофага, не имело древнеегипетских ана логов. В свете моего фонаря был виден чисто выбритый человек, одетый в плотно облегающий костюм, рукава и штанины которого на запястьях и лодыжках заканчивались манжетами сложной формы. Человек полулежал на сиде нье, которое служило опорой для нижней части его спины и бедер. Шея удобно опиралась на подголовник. Он вгля дывался вперед. Руки его находились как бы в движе нии, будто двигали рычаги управления. Босые ноги подогнуты. Следует ли считать, что этот человек — Пакаль, король майя? Если да, та изображен ли он управляющим какой-то машиной? Считалось, что у майя не было машин. Счита лось даже, что они не знали колеса. Однако со всеми пане лями, заклепками, трубками и другими деталями устрой ство, в котором разместился Пакаль, гораздо больше напо минает нечто техническое, чем "перенос живой души чело века в царство мертвых", как это виделось одному автори тетному ученому, или "царя, падающего навзничь в бес плотные челюсти подземного чудовища", как возражал ему другой. Я вспоминаю "Человека в змее", ольмекский барель еф, описанный в главе 17. Он тоже производил впечатление наивного изображения некоего технического устройства. "Человек в змее" происходил из Ла-Венты, ассоциировался с бородатыми фигурами европейского типа. Гробница Па каля не менее чем на тысячу лет моложе всех драгоценных находок из Ла-Венты. Между тем рядом со скелетом в сар кофаге Пакаля находилась маленькая нефритовая статуэт ка, которая оказалась намного старше, чем другие найден ные там жертвенные предметы. Она изображает пожилого европейца с бородой, одетого в длинную рубаху. ПИРАМИДА ВОЛШЕБНИКА Усмаль, Юкатан Однажды, находясь в 700 километрах к северу от Па ленке, я в ненастный день стал взбираться по ступеням еще одной пирамиды. Подъем был достаточно крутым, сооруже ние вздымалось на 36 метров над окружающей равниной. Скорее овальное в плане, чем квадратное, оно опиралось на основание длиной 72 метра и шириной 36 метров.С незапамятных времен это сооружение, которое похо дило на замок колдуна, было известно как "Пирамида вол шебника", или "Дом карлика". Эти названия происходили из легенды майя, согласно которой некий карлик, обладавший сверхъестественными способностями, воздвиг это зда ние за одну ночь. Чем выше я взбирался, тем более узкими казались мне ступени. Внутренний голос требовал, чтобы с целью сохра нения своей драгоценной жизни я наклонился вперед и прижался к стене пирамиды. Но вместо этого я стал смот реть на затянутое облаками хмурое небо. Стаи птиц кружи лись с пронзительным криком, как-будто искали убежища от надвигающейся беды, а густые низкие облака, скрывшие солнце несколько часов назад, казалось, кипели от сильно го ветра. В сознании древних жителей Центральной Америки не только "Пирамида волшебника" связывалась со сверхъестественными способностями карликов, которые славились как архитекторы и каменщики. "Со строительными работами они управлялись очень легко, — говорит одна типичная легенда майя, — им достаточно было свистнуть, и тяжелые скалы сами укладывались на место". Очень похожее предание, как помнит читатель, утвер ждало, что при строительстве в Андах загадочного города - Тиауанако гигантские каменные блоки переносились "по воздуху по трубному гласу". Таким образом, в Центральной Америке и в отдален ных районах в Андах чудесная левитация массивных кам ней ассоциировалась с волшебными звуковыми сигналами. Какой прикажете делать отсюда вывод? Что по како му-то счастливому совпадению две почти идентичные "фан тазии" возникли независимо друг от друга в двух географически удаленных районах? Но это малоправдоподобно. С не меньшим успехом можно рассматривать возможность того, что в подобных историях сохранились общие воспоминания о какой-то древней строительной технике, позволявшей поднимать с земли огромные каменные блоки с волшебной легкостью. Кстати, воспоминания о подобных чудесах со хранялись и в Древнем Египте. Там в одном типичном пре дании говорится, что волшебник поднял в воздух "огром ный каменный свод длиной 200 локтей и шириной 50". Бока лестницы, по которой я поднимался, были богато украшены тем, что американский исследователь XIX века Джон Ллойд Стефенс называл "образцом скульптурной мо заики". Как это ни странно, но, хотя "Пирамида волшеб ника" была построена за много веков до конкисты, чаще всего в этих мозаиках встречался символ, очень похожий на христианский крест. Строго говоря, там встречались две разновидности "христианских" крестов: croix - patte с расши ряющимися "лапами", который был распространен среди тамплиеров и других крестоносцев в XII и XIII столетиях, и косой (Х-образный) крест Св. Андрея Первозванного. Преодолев последний и более короткий лестничный марш, я достиг наконец храма на вершине "Пирамиды вол шебника". Он состоял фактически из одного помещения со сводчатым потолком, на котором висело огромное количество летучих мышей. Подобно птицам и облакам они были явно взволнованы признаками надвигающейся бури. Эта пушистая масса непрерывно шевелилась, складывая и раз ворачивая свои кожистые крылья. Я остановился отдохнуть на верхней площадке, окру жающей храм. Отсюда, глядя вниз, можно было увидеть еще большее количество крестов. Они были повсюду в этом древнем и причудливом сооружении. Мне опять вспомнился город Тиауанако в Андах, где в далекие доколумбовы времена кресты были высечены на огромных каменных бло ках, разбросанных вокруг здания под названием Пума-Пун- ку. "Человек в змее", ольмекская скульптура в Ла-Венте, также был украшен двумя Андреевскими крестами задолго до Рождества Христова. И вот теперь на "Пирамиде волшебника", в городе майя Усмаль, я вновь столкнулся с кре стами. Бородатые люди... Змеи... Кресты... Насколько вероятна случайность того, что эта совокуп ность характерных признаков воспроизводится в далеко рас положенных культурах в разные периоды истории? Почему они так часто вплетаются в ткань изощренных произведе ний изобразительного искусства и архитектуры? НАУКА ПРОРОЧЕСТВА Уже не в первый раз я предположил, что вижу символы и иконы некоего культа или тайного общества, пытавшего ся сохранить цивилизацию в Центральной Америке (а воз можно, и в других местах) в долгие века тьмы. И я думал* что не случайно мотивы бородатого человека, Пернатого Змея и креста возникали там и тогда, когда удавалось обна ружить намеки на то, что технически развитая, но пока неопознанная цивилизация вступала в контакт с местной культурой. И всегда оставалось ощущение глубочайшей древ ности этого контакта, того, что он произошел в настолько далекие времена, что память о нем изгладилась. Я снова подумал о внезапном появлении ольмеков в глубинах второго тысячелетия до н.э. из клубящегося мут ного тумана праистории. Все археологические свидетельства указывают на то, что с самого начала они поклонялись огромным каменным головам и стелам с изображениями бородачей. И мне кажется вполне вероятным, что эти замеча тельные скульптуры были частью большого наследия циви лизации, переданного народам Центральной Америки за много тысяч лет до второго тысячелетия до н. э., и хранить это наследие было доверено тайному культу мудрости, воз можно, культу Кецалькоатля. Многое было утеряно. Тем не менее племена этого ре гиона — в особенности майя, строители Паленке и Усмаля — сохранили нечто даже более загадочное и чудесное, чем мо нолиты, нечто еще более настойчиво заявляющее о себе как о наследии старшей и более высокой цивилизации. В следующей главе мы узнаем о мистической науке древних звез дочетов, о науке измерения времени и предсказаний, даже, я бы сказал, о науке пророчеств, которую майя наиболее бережно сохранили, вынеся из прошлого. Вместе с ней они сохранили память об ужасном разрушительном наводнении и некий своеобразный свод эмпирических знаний, знаний высшего порядка, которыми они по-настоящему не облада ли и которые мы, современные люди, приобрели лишь со всем недавно...
|