Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ГЛАВА 10 ГОРОД У ВРАТ СОЛНЦА

На первых испанских путешественников, посетивших развалины города Тиауанако на территории нынешней Бо­ливии вскоре после завоевания, огромное впечатление про­ извели как размеры строений, так и окружающая их зага­ дочная атмосфера. "Я спросил у местных жителей, возник­ ли ли эти сооружения при инках, — писал летописец Педро Сиеза де Леон, — но они засмеялись и объяснили, что это произошло задолго до правления инков, причем, как они слышали от предков, все, что можно здесь увидеть, возник­ ло внезапно, за одну ночь..." Другой испанец записал в те же времена предание, согласно которому каменные блоки вздымались с земли чудесным образом. "Они взлетали в воздух под трубные звуки" и .

Вскоре после конкисты подробное описание города было записано историком Гарсиласо де ла Вега. В это время здесь еще не рылись в поисках кладов или строительных матери­ алов, и город был достаточно величественен, несмотря на урон, причиненный временем, чтобы у историка перехвати­ ло дыхание:

"Расскажем теперь о громадных, почти неве­ роятных сооружениях Тиауанако. Там есть искусственный холм большой высоты, кото­рый покоится на каменном основании, пре­ пятствующем оползанию грунта. Там есть гигантские фигуры, высеченные из камня... они сильно пострадали от ветра, что говорит об их почтенном возрасте. Там есть стены, сло­ женные из камней столь огромных, что труд­ но даже вообразить, какая человеческая сила могла поставить их на место. Есть остатки странных сооружений, наиболее примечатель­ ными из которых являются каменные порта­ лы, высеченные из одного куска скалы, они стоят на основаниях, которые достигают в длину девяти метров, в ширину четырех с половиной и двух — в толщину... Как и каки­ ми инструментами и приспособлениями можно было выполнить работу такого масштаба — вопрос, на который у нас нет ответа... Так­ же невозможно представить, каким образом эти камни могли быть доставлены сюда..."

Дело было в XVI столетии. Но и теперь, в конце XX века, я так же пребываю в недоумении, как и Гарсиласо. И по всему Тиауанако, который подвергался в последние годы интенсивному разграблению, разбросаны огромные и не­ подъемные каменные глыбы-монолиты, обработанные настоль­ ко искусно, как будто это дело рук сверхчеловеческих.

ХРАМ В ЗЕМЛЕ

Как ученик у ног мастера, я сидел на полу храма и смотрел на загадочное лицо скульптурного изображения того, кого исследователи Тиауанако считают Виракочей. Бог весть сколько столетий назад неведомые руки изваяли его из куска красноватой скалы. Даже теперь, как ни изъело его время, было видно, что это уверенный в себе человек, сознающий свою мощь...

У него высокий лоб, большие, круглые глаза. Прямой нос, узкий у переносицы и расширяющийся у ноздрей. Пол­ные губы. Отличительная черта его внешности — внуши­ тельная и ухоженная борода, благодаря которой лицо его значительно расширяется от висков к челюстям. При вни­ мательном рассмотрении я обнаружил, что скульптор изоб­ разил человека, лицо которого выбрито вокруг губ. Сдела­ но это так, что усы начинаются высоко на щеках и идут сначала параллельно носу, минуя уголки рта, изгибаются на шее и идут к ушам параллельно подбородку.

Ниже и выше ушей по бокам головы вырезаны стран­ ные изображения животных. Или, может быть, было бы точнее сказать, изображения странных животных, напоми­ нающих больших неуклюжих доисторических млекопитаю­ щих с толстым хвостом и короткими ногами.

Есть и другие интересные моменты. Так, например, Ви- ракоча изображен с руками, сложенными поверх длинной, свободно ниспадающей рубахи. По бокам на рубахе от пола и до плеч изображены извивающиеся змеи (возможно, в оригинале вышитые). Я так и представляю себе фигуру Ви­ ракочи в роскошном и странном одеянии не то мудреца, не то колдуна вроде Мерлина, призывающего огонь с небес.

Храм, в котором было воздвигнуто изваяние Виракочи, был открыт сверху и представлял собой, в сущности, боль­ шой прямоугольный котлован, на манер плавательного бас­ сейна, глубиной 2 метра, длиной 12 метров и шириной 9. Пол его выстлан галькой. Прочные вертикальные стены выложены из тесаных каменных блоков различного разме­ ра, чередующихся с каменными столбами-стеллами; элементы кладки плотно пригнаны друг к другу, раствор не исполь­зовался. С южной стороны была предусмотрена лестница, которой я воспользовался, чтобы спуститься.

Я несколько раз обошел вокруг фигуры Виракочи, при­ касаясь пальцами к теплому от солнца каменному столбу и пытаясь отгадать его назначение. В высоту он имел больше двух метров и был обращен лицом к югу, а спиной — к бывшему берегу озера Титикака, до которого когда-то было меньше двухсот метров. Позади этого центрального обелис­ ка стояли в некотором отдалении еще два, олицетворяя, возможно, легендарных спутников Виракочи. Все три фи­ гуры, установленные строго вертикально, отбрасывали чет­ кие тени; солнце в это время уже прошло зенит.

Я снова присел на землю и не спеша оглядел храм. Здесь доминировал, конечно, Виракоча, подобно дирижеру оркестра, но самым потрясающим было не это: со всех сто­ рон с разной высоты из стен выглядывали десятки челове­ческих голов, вырезанных из камня. Это были трехмерные скульптурные изображения. По поводу их функционально­ го назначения существует несколько научных гипотез; не­ которые из них взаимно исключают друг друга.

ПИРАМИДА

С пола вырытого храма, глядя на запад, я мог увидеть мощную стену с внушительным проемом ворот, с каменны­ми столбами. Вечернее солнце в этом проеме освещало си­луэт великана. Я уже знал, что за этой стеной скрывается площадь Каласасайя, что на языке аймара означает "Место вертикально стоящих камней". Великан же был одной из пострадавших от времени скульптур, о которых упоминал еще Гарсиласо де ла Вега.

Мне очень хотелось посмотреть на него поближе, но в этот момент мое внимание переключилось на юго-запад, к насыпному кургану 15-ти метровой высоты, который стоял прямо передо мной, если подниматься по ступеням из хра­ ма. Этот курган, также упоминавшийся Гарсиласо, известен под названием "Пирамида Акапана". Подобно египетским пирамидам в Гизе, он также с удивительной точностью ори­ ентирован по неким ключевым направлениям. В отличие от египетских пирамид, сверху он имеет несколько неправиль­ную форму, размер его сторон около 200 метров, это неук­ люжее сооружение доминирует в Тиауанако.

Я направился к кургану. Ходил вокруг него, забрался наверх. Первоначально он представлял собой ступенчатую пирамиду из земли, грани которой были облицованы боль­ шими гладкими плитами из андезита. Но в течение веков, прошедших после конкисты, строители из разных населен­ ных пунктов, в том числе из Ла-Паса, использовали его как строительный материал. В результате до нашего времени сохранилось всего около десяти процентов облицовки.

Какие ключи, какие свидетельства унесли отсюда бе­ зымянные воры? Карабкаясь по искалеченным граням Ака- паны и заросшим травой ямам на ее верхушке, я понял, что мы, может быть, никогда не узнаем подлинного назначения пирамиды. Ясно только, что она не была просто декоратив­ ным или ритуальным сооружением. Напротив, похоже, что она должна была служить каким-то функциональным зада­ чам. В ее глубине археологи обнаружили сложную сеть зигзагообразных каналов, выложенных камнем. Они были очень точно выравнены по углу и состыкованы с точностью до полумиллиметра. По этим каналам вниз сбрасывалась вода из большого резервуара на вершине, спускаясь с одного уровня на другой, пока не достигала рва, окружавшего со­ оружение. С южной стороны вода непосредственно омыва­ ла основание пирамиды.

Всем этим трубопроводам было уделено столько вни­мания и старания, столько было на них затрачено человеко- часов терпеливого и высококвалифицированного труда! И чтобы Акапана не имела серьезной цели?

Некоторые археологи, насколько мне известно, выска­ зали предположение, что все это было как-то связано с культом дождя или реки, причем в ритуал входило наблю­ дение за быстро текущим потоком.

Существовала зловещая гипотеза о смертоносном пред­ назначении пирамиды, что вроде бы вытекает из значения слов "аке" и "апана" в используемом еще кое-где древнеай- марском наречии: "аке" означает "народ", "люди"; "апана" означает "погибнуть" (можеть быть, "утонуть"?). Таким образом, "Апакана" означает "место, где люди гибнут..."

Еще один исследователь, тщательно изучив все харак­ теристики гидравлической системы, предположил, что все эти водоводы составляли часть "Обогатительной системы, где поток Воды использовался для переработки руды".

ВРАТА СОЛНЦА

От западной стороны загадочной пирамиды я напра­ вился к юго-западному углу сооружения, известного под названием Каласасайя. Там я мог сам убедиться, почему оно называется "Местом вертикально стоящих камней". Именно так все и выглядело. Через равные промежутки вдоль сложенной из громоздких трапециевидных блоков стены из красной земли Альтиплано торчали камни высо­ той более трех с половиной метров, напоминавшие по фор­ ме врытые рукояткой вниз кинжалы. В целом все это выг­ лядело как грандиозный частокол, ограждающий площадку 150 на 150 метров, его высота над землей была примерно вдвое больше глубины, на которую был врыт храм Виракочи.

Служила ли Каласасайя укреплением? Видимо, нет. Уче­ ные считают, что она была сложной системой для наблюде­ ния за движением звезд, своего рода обсерваторией. То есть ею пользовались не для отпора врагам, а для того, чтобы фиксировать равноденствия и солнцестояния, предсказывая с математической точностью наступление различных вре­ мен года. Определенные структуры в стенах (и, разумеется, сами стены) были сложены таким образом, что были наце­ лены на конкретные созвездия. Они облегчали измерение амплитуды Солнца летом, зимой, осенью и весной. Кроме того, знаменитые "Врата Солнца", стоящие в северо-запад­ ном углу площадки, не только являются первоклассным сооружением с точки зрения архитектурной эстетики, но и служили, по мнению исследователей, каменным календа­ рем:

"Чем больше вы знакомитесь с этой скульп­ турой, тем глубже становится ваше убежде­ ние, что устройство и изобразительные осо­ бенности этого календаря являются не ре­ зультатом вдохновения художника, но его гли­ фы, глубоко осмысленные, красноречиво сви­ детельствуют о наблюдениях и расчетах уче­ ного... Этот календарь не мог быть спроек­тирован и сложен каким-либо иным образом".

Мои исследования усилили интерес к Вратам Солнца и Каласасайе в целом. Дело в том, что некоторые астрономи­ческие соображения, которые мы рассмотрим в следующей главе, позволяют примерно оценить время постройки Ка­ ласасайи. Это время, как бы неправдоподобно это ни зву­ чало — 15000 год до н.э., около 17000 лет тому назад.

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен