Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ГЛАВА 9 ЦАРЬ НЫНЕШНИЙ И ЦАРЬ ГРЯДУЩИЙ

Путешествуя по Андам, я несколько раз перечитал любопытный вариант типичного предания про Виракочу. В этом варианте, рожденном в области, что вокруг Титикаки, божественный герой-цивилизатор выступает под именем Тунупа:

"Тунупа появился на Альтиплано в древние вре­мена, придя с севера с пятью последователями. Белый человек благородной наружности, голу­боглазый, бородатый, он придерживался стро­ гих нравов и в своих проповедях выступал против пьянства, многоженства и воин­ ственности".

Пройдя большие расстояния по Андам, где он создал мирное царство и приобщал людей к различным проявле­ ниям цивилизации, Тунупа был сражен и тяжело ранен груп­ пой завистливых заговорщиков:

"Они положили его благословленное тело в лод­ ку из тростника тотора и спустили ее в озе­ ро Титикака. И вдруг... лодка помчалась с такой скоростью, что те, кто столь жес­ токо пытался убить его, остолбенели в стра­ хе и изумлении ибо в озере этом нет тече­ ния... Лодка приплыла к берегу в Кочамарке, где теперь река Десгуардеро. Согласно индей­скому преданию, лодка врезалась в берег с такой силой, что возникла река Десгуардеро, ко­торой дотоле не существовало. И поток воды унес святое тело за много лиг к морскому берегу, в Арику..."

ЛОДКИ, ВОДА И СПАСЕНИЕ

Здесь просматривается любопытная параллель с мифом об Осирисе, древнеегипетском верховном боге смерти и вос­ крешения. Наиболее полно этот миф изложен у Плутарха, который рассказывает, что эта загадочная личность принес­ла своему народу дары цивилизации, обучила его многим полезным ремеслам, покончила с людоедством и человечес­ кими жертвоприношениями и даровала людям первый свод законов. Он никогда не заставлял встречных варваров на~ сильно принимать его законы, предпочитая дискуссию и взывая к их здравому смыслу. Сообщается также, что свое учение он передавал пастве посредством пения гимнов В музыкальном сопровождении.

Однако во время его отсутствия против него возник заговор семидесяти двух придворных во главе с его шури­ ном по имени Сет. По его возвращении заговорщики при­ гласили его на пир, где великолепный ковчег из дерева и золота предлагался в подарок любому из гостей, кому он придется впору. Осирис не знал, что ковчег был приготов­ лен в точности по размерам его тела. В результате никому из собравшихся гостей он не подошел. Когда пришла оче­ редь Осириса, оказалось, что он поместился там вполне ком­фортабельно. Не успел он выбраться, как заговорщики под­бежали, забили крышку гвоздями и даже запаяли щели свин­ цом, чтобы внутрь не проникал воздух. Затем ковчег сбро­ сили в Нил. Думали, что он утонет, но вместо этого он быстро уплыл и доплыл до берега моря.

Тут вмешалась богиня Исида, жена Осириса. Исполь­ зуя все свое волшебство, она отыскала ковчег и спрятала его в потайном месте. Однако ее злобный брат Сет прочесал болота, отыскал ковчег, вскрыл, в неистовой ярости разре­ зал царское тело на четырнадцать кусков и разбросал их по всей земле.

Снова пришлось Исиде взяться за спасение мужа. Она построила лодочку из стеблей папируса, покрытых смолой, и отправилась по Нилу в поисках его останков. Найдя их, она приготовила сильнодействующее средство, от которого куски срослись воедино. Став целым и невредимым и пройдя процесс звездного возрождения, Осирис стал богом мерт­вых и царем подземного мира, откуда, как гласит легенда, он впоследствии вернулся на землю под личиной смертного.

Несмотря на значительные расхождения между соот­ ветствующими преданиями, египетский Осирис и южно­ американский Тунупа-Виракоча имеют, как ни странно, следующие общие черты:

. оба были великими просветителями;

  • против обоих был организован заговор;
  • оба были сражены заговорщиками;
  • оба были упрятаны в некое вместилище или сосуд;
  • обоих бросили в воду;
  • оба поплыли по реке;
  • оба в конце концов достигли моря.
  • Следует ли считать такие параллели простым совпаде­ нием? А может быть, между ними существует связь?

    ТРОСТНИКОВЫЕ ЛОДКИ ОСТРОВА СУРИКИ

    Воздух был по-альпийски холодным, когда я сидел на носу моторной лодки, мчавшейся по ледяной воде озера Титикака со скоростью двадцать узлов. Прибрежная полоса озера гармонировала аквамариновыми и бирюзовыми тона­ ми с ярко-синим небом, а свободное зеркало поверхности отсвечивало медью и серебром и казалось по-металлически устойчивым...

    Мне хотелось самому увидеть, что представляют собой лодки из тростника, которые фигурируют в легендах. Я знал, что они были традиционным транспортным средством на озере, но в последние годы древнее искусство их пост­ ройки почти исчезло. И поэтому мы направлялись на Су- рики, единственное место, где их все еще делали по всем правилам.

    На острове Сурики, в маленькой прибрежной деревне, я нашел двух пожилых индейцев, занимавшихся изготовле­ нием лодки из пучкор стеблей тростника. Изящное судно, по виду почти готовое, имело в длину около пяти метров. Широкое у миделя, оно было узким у круто загнутых носа и кормы.

    Я сел и долго смотрел за работой судостроителей. Стар­ ший из них, в коричневой фетровой шляпе поверх забав­ ной вязаной шапочки, периодически упирался босой левой ногой в борт лодки, чтобы иметь надежную опору при затя­ гивании веревок, скрепляющих пучки тростника. Я заме­ тил, что время от времени он прислонял веревку к своему потному лбу, чтобы намочить ее и увеличить сцепление.

    Лодка стояла на заднем дворе полуразрушенной фер­ мы, среди кучи забракованных стеблей, в окружении цып­ лят. Рядом паслась застенчивая лама. В этот день мне дове­ лось увидеть еще несколько таких лодок. И хотя весь анту­ раж был несомненно андский, меня не покидало ощущение, что я уже когда-то видел все это. Дело в том, что лодки Сурики практически не отличались ни по внешнему виду, ни по технологии изготовления от прекрасных судов из папируса, на которых фараоны плавали по Нилу тысячи лет' назад. Во время многих поездок по Египту я изучал изобра­ жения таких судов на стенах древних гробниц. И теперь по спине у меня пробегала дрожь, когда я видел их на затерян­ ном островке, на озере Титикака, хотя мои исследования частично подготовили меня к этой встрече. Я знаю, что не существует удовлетворительного объяснения тому, каким образом в двух настолько удаленных друг от друга местах могут воспроизвестись настолько близко и с таким количе­ством подробностей конструкции лодок. Тем не менее по­ слушаем, что говорит по этому поводу Тур Хейердал — круп­ ный авторитет в вопросах мореплавания древних:

    "Здесь мы наблюдаем одну и ту же компакт­ ную форму, заостренную и загнутую вверх по концам, причем вся конструкция стянута во­ едино веревками, проходящими прямо от па­лубы к днищу... Каждый стебель укладывает­ ся с максимальной точностью, чтобы добиться идеальной симметрии и изящной обтекаемос­ ти, причем пучки стягиваются так туго, что больше походят на золотистые жерди, круто загнутые на носу и корме".

    У тростниковых лодок древнего Нила и лодок с озера Титикака (конструкцию которых, по уверению местных индейцев, им даровали "люди Виракочи") есть и другие общие черты. Так, и те, и другие оснащены парусами на специфических двуногих наклонных мачтах. И те, и другие использовались для перевозки на большие расстояния осо­ бо массивных элементов строительных конструкций, обе­ лисков и громадных каменных блоков для храмов Гизы, Луксора и Абидоса на одном континенте и загадочных со­ оружений в Тиауанако — на другом.

    В те далекие дни, когда озеро Титикака еще не обмеле­ ло на тридцать метров, Тиауанако стоял прямо на берегу, внушая священный трепет своей красотой. И вот теперь бывший большой порт и стольный град Виракочи лежал в запустении среди изъеденных эрозией холмов и открытой всем ветрам равнины.

    ДОРОГА НА ТИАУАНАКО...

    Вернувшись с острова Сурики, мы помчались по этой равнине на своем джипе, вздымая облака пыли. Дорога вела нас через города Пуккарани и Лаха, населенные невозмути­ мыми индейцами аймара, которые медленно прогуливались по узким мощеным улочкам или мирно сидели на малень­ ких освещенных солнцем рынках.

    Были ли эти люди потомками строителей Тиауанако, как настаивают историки? Или правы легенды, и древний город был делом рук богоподобных пришельцев, которые поселились здесь много веков назад?

    <<<< || >>>>



         Форум "этого момента"

         Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен