|
ГЛАВА 11 ЗНАКОМСТВО С ДРЕВНОСТЬЮВ своем объемном труде "Тиауанако: колыбель амери канского человека" профессор Артур Познански (крупный боливийский ученый немецкого происхождения, чьи ис следования продолжались почти шестьдесят лет) объясняет, какие астрономические расчеты привели его к нетрадици онной датировке Тиауанако. Они, говорит он, были осно ваны "исключительно на разнице наклона эклиптики во время постройки Каласасайи и сегодня". Что же такое "наклон эклиптики" и почему из-за него возраст Тиауанако увеличивается до 17000 лет? Согласно определению словаря, наклон эклиптики — это угол между плоскостью орбиты земли и плоскостью небесного экватора, составляющий в настоящее время при близительно 23° 27'. Чтобы понять это, представим себе Землю в виде корабля, плывущего по небесному океану. Подобно всем су дам (будь то планета или шхуна), он слегка поворачивается вместе с зыбью, которая его то поднимает, то опускает. Представьте, что вы стоите на палубе этого корабля. На гребне волны видимый вами горизонт расширяется, внизу в промежутке между волнами он сужается. Процесс этот ре гулярный, математически повторяющийся как тиканье боль шого метронома: постоянное, еле ощутимое покачивание, изменяющее угол, под которым вы наблюдаете горизонт. Теперь вернемся к Земле. Каждому школьнику извест но, что ось суточного вращения нашей прекрасной голубой планеты слегка наклонена от вертикального направления к ее околосолнечной орбите. Отсюда следует, что земной экватор, а, следовательно, и экватор небесный (который есть просто воображаемое продолжение земного экватора на небесную сферу), должен также располагаться под некоторым углом к плоскости орбиты. Этот угол и есть наклон эклиптики. Но поскольку корабль-Земля поворачивается, его на клон меняется циклически в течение весьма длительных периодов. В течение каждого цикла продолжительностью в 41000 лет наклон изменяется (с точностью и предсказуемо стью швейцарского хронометра) в пределах 22,1° и 24,5°. Последовательность изменения углов и значение угла на клона для любого момента истории могут быть однозначно рассчитаны с помощью нескольких строгих уравнений. Со ответствующая кривая была впервые представлена в Пари же в 1911 году на Международной конференции по эфеме ридам; по этому графику можно уверенно и точно опреде лять связь углов -с историческими датами. Познански сумел датировать Каласасайю вследствие того, что циклическое изменение наклона эклиптики вызывает постепенное, от века к веку, изменение азимутального положения Солнца на восходе и закате. Взяв за основу ориентацию определенных сооружений по Солнцу и убедившись, что в настоящее время она несколько иная, он убедительно показал, что в момент постройки Каласасайи угол составлял 23 ° 8 48 ". После этого по графику Международной конференции по эфемеридам было легко установить, что этому углу соответствует 15000 год до н.э. Конечно, ни один ортодоксальный историк или архео лог не готов был согласиться с таким древним происхождением Тиауанако, предпочитая, как упоминалось в главе 8, относить его к 500 году до н.э. Однако в течение 1927-1930 годов некоторые ученые из других научных областей тща тельно, проверили астроархеологические исследования По- знански. Этими учеными были члены весьма представи тельной команды, которые изучали также данные археоло гических раскопок в Андах: доктор Ганс Людендорф (в то время директор Потсдамской астрономической обсервато рии), доктор Фридрих Бекер из "Спекула Ватиканика" и еще два астронома: профессор Арнольд Кольшуттер из Бон нского университета и доктор Рольф Мюллер из Потсдамс кого института астрофизики. В итоге своей трехлетней работы ученые пришли к вы воду, что в основном Познански был прав. Они не задава лись вопросом о том, как их заключение может повлиять на господствующие в исторической науке взгляды; они просто подтвердили выводы, сделанные из наблюдений реальной ориентации различных сооружений в Тиауанако. И самым важным из них был вывод, что Каласасайя строилась в соответствии с наблюдениями звездного неба, сделанными очень и очень давно — намного раньше 500 года до н.э. Было отмечено, что оценки Познански (15000 года до н.э.) лежат во вполне разумных пределах. Если Тиауанако действительно процветал задолго до на чала истории, то что за люди построили его и для какой цели? ФИГУРЫ В РЫБЬЕЙ ЧЕШУЕ Внутри Каласасайи были установлены две массивные скульптуры. Одну из них прозвали Эль-Фрайле ("монах"), она находилась в юго-западном углу. Другая — в центре восточной стороны площадки — тот самый великан, кото рый был виден из храма. Вырубленный из красного песчаника, выветренный до неузнаваемости, Монах имеет в высоту около 1,8 метра; он изображает гуманоида, человекоподобное существо с мас сивными глазами и губами. В правой руке он сжимает не что, напоминающее нож с волнистым клинком, вроде ин донезийского криса. В левой руке — предмет, похожий на книгу в переплете с застежками. Однако сверху из этой книги торчит нечто, вставленное в нее как в ножны. От пояса и ниже фигура покрыта орнаментом в виде рыбьей чешуи, причем, как бы для того, чтобы дополни тельно подчеркнуть это обстоятельство, скульптор придал отдельным чешуйкам вид стилизованных рыбьих головок. Познански убедительно настаивает на том, что это обозначает "рыбу вообще". В этом случае логично предположигь, что Монах — портрет воображаемого или символического "рыбочеловека". На нем есть также пояс с рельефными изоб ражениями крупных ракообразных, что также работает на эту гипотезу. Что же все-таки имелось в виду? Я слышал об одном местном предании, которое, думаю, может пролить свет на это. Оно очень древнее и повествует о "богах озера с рыбьими хвостами, которых зовут Чуллуа и Умантуа". Предание, как и рыбоподобные фигуры, пред ставляется далеким эхом мифов Месопотамии, изобилую щих рассказами о существах-амфибиях, "наделенных разу мом", якобы посетивших землю шумеров в глубокой древ ности. Вождя этих существ звали Оаннеш (или Уан). Со гласно халдейскому летописцу Беросу: "Все его (Оаннеша) тело было подобно телу рыбы; под рыбьей головой у него была другая голова, а внизу ноги, как у человека, но присоединенные к рыбьему хвосту. Его голос и язык были человеческие и разборчивые; представле ние о нем живо до сих пор... Когда солнце садилось, это существо обычно снова погру жалось в море и находилось всю ночь на глу бине; ибо оно было амфибией". В соответствии с преданием, о котором рассказывает Беросус, Оаннеш был в первую очередь просветителем: "Днем он обычно беседовал с людьми, не при нимая в это время пищи; он дал им знание грамоты и наук, и всякого рода искусств. Он научил их строить дома и храмы, составлять законы, объяснял им основы геометрических познаний. Он научил их различать плоды зем- ли и показал, как собирать фрукты. Короче, он обучал их всему, что могло бы способство вать смягчению нравов и гуманизации челове. И столь универсальны были его поуче ния, что с тех пор людям не пришлось к ним добавить ничего существенного..." Ассирийский барельеф с фигурой в рыбьей чешуе На сохранившихся вавилонских и ассирийских барельефах, изображавших сподвижников Оаннеша, я мог явственно различить рыболюдей. Доминирующей в их одежде, как и у Мона ха, была рыбья чешуя. И у вавилонских фигур в обеих руках тоже присутствовали неопознанные предметы. Насколько я помнил, они не были совсем идентичны, и позднее у меня была возможность в этом удостове риться. Тем не менее что- то общее в них все-таки было. Другой великий идол Каласасайи был установлен вблизи восточного края пло щадки, лицом к главному ; входу; это внушительный монолит из серого андезита, высотой около 2,7 мет ра. У него широкая голова, торчащая прямо из несклад ных плеч, и плоское невы разительное лицо, которое как-будто смотрит куда-то в пространство. На голове у него не то корона, не то какой-то тюрбан; волосы аккурат но уложены вертикально свисающими локонами, что осо бенно хорошо видно сзади. Эта фигура тоже украшена довольно сложным резным орнаментом по всей поверхности тела (как-будто татуиров кой). Как и у Монаха, ниже пояса ее одежда состоит из рыбьей чешуи и рыбьих символов. И у нее тоже в руках два неопознанных предмета. Тот, что в левой руке, похож скорее на ножны, чем на книгу в переплете; из него высо вывается раздвоенная рукоятка. В правой руке — нечто почти цилиндрическое, сужающееся посередине, чтобы удоб нее было держать; верхний конец тоже сужается. Похоже, что этот предмет состоит из нескольких секций, которые вставляются друг в друга; но что это такое — угадать невоз можно. Самый верх слева: деталь Ворот Солнца в Тиауанако, изображающая слоноподобное животное с хоботом и клыками. Самый верх справа: реконструкция внешнего вида южноамериканского животного Cuverionius отряда хоботных. Некогда были распространены в районе Тиауанако, но вымерли около 10000 года до н.э. Наверху слева: неопознанное животное, возможно, токсодон, вырезанное сбоку от фигуры Виракочи в Подземном храме. Наверху справа: другое предполагаемое изображение токсодона из Тиауанако. Поднятые ноздри указывают на полуводный образ жизни животного, близкого по привычкам к современному гиппопотаму; таким был, как известно» токсодон.
Слева: реконструкция внешнего вида токсодона, юж ноамериканско го животного, которое вымер ло в XI тысяче летии до н.э. ОБРАЗЫ ИСЧЕЗНУВШИХ ВИДОВ От рыбоподобных фигур я направился к Вратам Солнца, расположенным в северо-западном углу Каласасайи. Они представляют собой монолит из серо-зеленого андезита шириной 3,8 м, высотой 3 м и толщиной около 0,5 м; вес их оценивается в 10 тонн. Задуманные, возможно, как некая Триумфальная арка, только поменьше, они выгляде ли как "дверь, ведущая из ниоткуда в никуда". Качество обработки камня исключительно высокое, и авторитетные исследователи считают ворота "одним из археологических чудес обеих Америк". Самым загадочным в этих воротах является так называемый "фриз-календарь", высеченный на восточном фасаде вдоль перекладины портала. В самом центре, в приподнятой части фриза, доминирует изображение, которое ученые считают еще одной ипо-. стасью Виракочи; на этот раз он предстает в ужасном образе бога-царя — такой как раз и призывает небесный огонь. Отражена здесь и его добрая отцовская натура: по щекам текут слезы сострадания. Однако лицо его сурово и твердо, царственная тиара впечатляюща, а в каждой руке у него по молнии. Один из лучших современных исследователей ми фов Джозеф Кемпбелл предлагает такую интерпретацию этого изображения: "Милость, вливающаяся в мир сквозь Врата Солнца, тождественна громовой энергии, которая уничто жает, но сама неразрушима..." Я не спеша изучал остальную часть фриза. Это пре красно сбалансированная скульптурная композиция из двад цати четырех фигур, построенных в три ряда (по восемь в каждом) с обеих сторон от центрального, приподнятого изоб ражения. Было много попыток, не особенно убедительных, объяснить предполагаемые функции этих фигур как кален даря. Наверняка можно утверждать лишь то, что они вы полнены в некоей холодно-карикатурной манере; в том, как они маршируют строем по направлению к Виракоче, есть действительно что-то математическое, почти механи ческое. На некоторых надеты маски птиц, у других — заос тренные морды; у каждого в руке инструмент того же типа, как у божества. Нижняя часть фриза заполнена орнаментом "меандр" — геометрической последовательностью фигурок в виде сту пенчатых пирамидок, нарисованных одной непрерывной линией, но так, что каждая последующая повернута относи тельно предыдущей; предполагали, что этот орнамент тоже выполняет функции календаря. На третьей колонне справа (и на третьей слева, но не так четко) мне удалось разглядеть довольно отчетливое изоб ражение головы слона с ушами, клыками и хоботом. Это явилось неожиданностью, поскольку в Новом Свете слоны не обитают. Однако обитали в доисторические времена, как я узнал позднее. Особенно много их было в южных Андах, до того, как они внезапно вымерли около 10000 года до н.э. Это были представители вида Cuvieronius , слоноподобные отряда хоботных с бивнями и хоботом, похожие на "слонов", изображенных на Вратах Солнца. Я подошел поближе, чтобы лучше рассмотреть этих сло нов. При ближайшем рассмотрении оказалось, что каждое изображение скомпоновано из двух хохлатых голов кондо ра, шея к шее (хохолки образуют "уши", а верхние части шей — "бивни"). Получившихся зверей я воспринимал как слонов, тем более что я уже знал о любимом приеме скуль пторов Тиауанако, которые обожали изображать одни пред меты при помощи других. Так, явно человеческое ухо на явно человеческом лице могло обернуться крылом птицы. Аналогичным образом роскошная корона могла быть скомбинирована из голов рыб и кондоров, бровь — из птичьей головки и шеи, мысок обуви — оказаться головой живот ного и т.д. Поэтому не следует думать, что слоны, составленные из голов кондоров, это случайность, оптическая ил люзия; это вполне в духе художественной манеры фриза. Среди сонма стилизованных фигур животных, высе ченных на Вратах Солнца, можно обнаружить и другие вы мершие виды. Мне было известно, что исследователи уве ренно идентифицировали один из них, как токсодона 12 , трех палое млекопитающее, жившее в воде и на суше, длиной около 2,7 метра и высотой в холке 1,5 метра; внешне он выглядел как укороченный и коротконогий гибрид носоро га и бегемота. Подобно виду Cuvieronius токсодоны были весьма распространены в Южной Америке в позднем плиоцене (1,6 миллиона лет назад) и вымерли в конце плейсто цена, около 12000 лет назад. На мой взгляд, все это выглядело как мощный аргу мент в поддержку астроархеологической датировки Тиауа- нако концом плейстоцена и подрывало классическое пред ставление, согласно которому городу всего 1500 лет; откуда в противном случае взяться изображению токсодона, кото рого художнику нужно было увидеть? Обращаю внимание читателя па то, что только на фризе Ворот Солнца высечено 46 голов токсодона. Кроме того, его изображения обнару жены на многочисленных обломках керамической посуды, найденных в Тиауанако. Еще более убедительно выглядят его трехмерные скульптурные изображения. Другими исчезнувшими видами, чьи изображения обнаружены, явля ются четвероногие животные Shelidoterium и Macrauchenia , которые несколько крупнее современной лошади, с трехпа лой ногой. В каком-то смысле Тиауанако представляет собой не что вроде альбома с изображениями вымерших животных, постарше додо, увековеченных в камне. Но в какой-то момент пришел конец этой летописи натуралиста. На город пала тьма. Этот внезапный конец сам оказался запечатленным в камне — Врата Солнца, этот не превзойденный образец художественного творчества, так и не были завершены. Судя по некоторым недоделкам фриза, похоже, что нечто внезапное и страшное заставило резчика, говоря словами Познански, "навсегда выронить из рук свой резец" в тот момент, "когда он делал последние штрихи".
|