Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ГЛАВА 11 ЗНАКОМСТВО С ДРЕВНОСТЬЮ

В своем объемном труде "Тиауанако: колыбель амери­ канского человека" профессор Артур Познански (крупный боливийский ученый немецкого происхождения, чьи ис­ следования продолжались почти шестьдесят лет) объясняет, какие астрономические расчеты привели его к нетрадици­ онной датировке Тиауанако. Они, говорит он, были осно­ ваны "исключительно на разнице наклона эклиптики во время постройки Каласасайи и сегодня".

Что же такое "наклон эклиптики" и почему из-за него возраст Тиауанако увеличивается до 17000 лет?

Согласно определению словаря, наклон эклиптики — это угол между плоскостью орбиты земли и плоскостью небесного экватора, составляющий в настоящее время при­ близительно 23° 27'.

Чтобы понять это, представим себе Землю в виде ко­рабля, плывущего по небесному океану. Подобно всем су­ дам (будь то планета или шхуна), он слегка поворачивается вместе с зыбью, которая его то поднимает, то опускает. Представьте, что вы стоите на палубе этого корабля. На гребне волны видимый вами горизонт расширяется, внизу в промежутке между волнами он сужается. Процесс этот ре­ гулярный, математически повторяющийся как тиканье боль­ шого метронома: постоянное, еле ощутимое покачивание, изменяющее угол, под которым вы наблюдаете горизонт.

Теперь вернемся к Земле. Каждому школьнику извест­ но, что ось суточного вращения нашей прекрасной голубой планеты слегка наклонена от вертикального направления к ее околосолнечной орбите. Отсюда следует, что земной эк­ватор, а, следовательно, и экватор небесный (который есть просто воображаемое продолжение земного экватора на не­бесную сферу), должен также располагаться под некоторым углом к плоскости орбиты. Этот угол и есть наклон эклип­тики. Но поскольку корабль-Земля поворачивается, его на­ клон меняется циклически в течение весьма длительных периодов. В течение каждого цикла продолжительностью в 41000 лет наклон изменяется (с точностью и предсказуемо­ стью швейцарского хронометра) в пределах 22,1° и 24,5°. Последовательность изменения углов и значение угла на­ клона для любого момента истории могут быть однозначно рассчитаны с помощью нескольких строгих уравнений. Со­ ответствующая кривая была впервые представлена в Пари­ же в 1911 году на Международной конференции по эфеме­ ридам; по этому графику можно уверенно и точно опреде­ лять связь углов -с историческими датами.

Познански сумел датировать Каласасайю вследствие того, что циклическое изменение наклона эклиптики вызывает постепенное, от века к веку, изменение азимутального по­ложения Солнца на восходе и закате. Взяв за основу ориен­тацию определенных сооружений по Солнцу и убедившись, что в настоящее время она несколько иная, он убедительно показал, что в момент постройки Каласасайи угол составлял 23 ° 8 48 ". После этого по графику Международной конференции по эфемеридам было легко установить, что этому углу соответствует 15000 год до н.э.

Конечно, ни один ортодоксальный историк или архео­ лог не готов был согласиться с таким древним происхожде­нием Тиауанако, предпочитая, как упоминалось в главе 8, относить его к 500 году до н.э. Однако в течение 1927-1930 годов некоторые ученые из других научных областей тща­ тельно, проверили астроархеологические исследования По- знански. Этими учеными были члены весьма представи­ тельной команды, которые изучали также данные археоло­ гических раскопок в Андах: доктор Ганс Людендорф (в то время директор Потсдамской астрономической обсервато­ рии), доктор Фридрих Бекер из "Спекула Ватиканика" и еще два астронома: профессор Арнольд Кольшуттер из Бон­ нского университета и доктор Рольф Мюллер из Потсдамс­ кого института астрофизики.

В итоге своей трехлетней работы ученые пришли к вы­ воду, что в основном Познански был прав. Они не задава­ лись вопросом о том, как их заключение может повлиять на господствующие в исторической науке взгляды; они просто подтвердили выводы, сделанные из наблюдений реальной ориентации различных сооружений в Тиауанако. И самым важным из них был вывод, что Каласасайя строилась в соответствии с наблюдениями звездного неба, сделанными очень и очень давно — намного раньше 500 года до н.э. Было отмечено, что оценки Познански (15000 года до н.э.) лежат во вполне разумных пределах.

Если Тиауанако действительно процветал задолго до на­ чала истории, то что за люди построили его и для какой цели?

ФИГУРЫ В РЫБЬЕЙ ЧЕШУЕ

Внутри Каласасайи были установлены две массивные скульптуры. Одну из них прозвали Эль-Фрайле ("монах"), она находилась в юго-западном углу. Другая — в центре восточной стороны площадки — тот самый великан, кото­ рый был виден из храма.

Вырубленный из красного песчаника, выветренный до неузнаваемости, Монах имеет в высоту около 1,8 метра; он изображает гуманоида, человекоподобное существо с мас­ сивными глазами и губами. В правой руке он сжимает не­ что, напоминающее нож с волнистым клинком, вроде ин­ донезийского криса. В левой руке — предмет, похожий на книгу в переплете с застежками. Однако сверху из этой книги торчит нечто, вставленное в нее как в ножны.

От пояса и ниже фигура покрыта орнаментом в виде рыбьей чешуи, причем, как бы для того, чтобы дополни­ тельно подчеркнуть это обстоятельство, скульптор придал отдельным чешуйкам вид стилизованных рыбьих головок. Познански убедительно настаивает на том, что это обозна­чает "рыбу вообще". В этом случае логично предположигь, что Монах — портрет воображаемого или символического "рыбочеловека". На нем есть также пояс с рельефными изоб­ ражениями крупных ракообразных, что также работает на эту гипотезу. Что же все-таки имелось в виду?

Я слышал об одном местном предании, которое, думаю, может пролить свет на это. Оно очень древнее и повествует о "богах озера с рыбьими хвостами, которых зовут Чуллуа и Умантуа". Предание, как и рыбоподобные фигуры, пред­ ставляется далеким эхом мифов Месопотамии, изобилую­ щих рассказами о существах-амфибиях, "наделенных разу­ мом", якобы посетивших землю шумеров в глубокой древ­ ности. Вождя этих существ звали Оаннеш (или Уан). Со­ гласно халдейскому летописцу Беросу:

"Все его (Оаннеша) тело было подобно телу рыбы; под рыбьей головой у него была другая голова, а внизу ноги, как у человека, но присо­единенные к рыбьему хвосту. Его голос и язык были человеческие и разборчивые; представле­ ние о нем живо до сих пор... Когда солнце садилось, это существо обычно снова погру­ жалось в море и находилось всю ночь на глу­ бине; ибо оно было амфибией".

В соответствии с преданием, о котором рассказывает Беросус, Оаннеш был в первую очередь просветителем:

"Днем он обычно беседовал с людьми, не при­ нимая в это время пищи; он дал им знание грамоты и наук, и всякого рода искусств. Он научил их строить дома и храмы, составлять законы, объяснял им основы геометрических познаний. Он научил их различать плоды зем- ли и показал, как собирать фрукты. Короче, он обучал их всему, что могло бы способство­ вать смягчению нравов и гуманизации челове. И столь универсальны были его поуче­ ния, что с тех пор людям не пришлось к ним добавить ничего существенного..."

Ассирийский барельеф с фигурой в рыбьей чешуе

На сохранившихся вавилонских и ассирийских барельефах, изображавших сподвижников Оаннеша, я мог явственно различить рыболюдей. Доминирующей в их одежде, как и у Мона­ ха, была рыбья чешуя. И у вавилонских фигур в обеих руках тоже присутствовали неопознанные предметы. Насколько я помнил, они не были совсем идентичны, и позднее у меня была воз­можность в этом удостове­ риться. Тем не менее что- то общее в них все-таки было.

Другой великий идол Каласасайи был установлен вблизи восточного края пло щадки, лицом к главному ; входу; это внушительный монолит из серого андези­та, высотой около 2,7 мет­ ра. У него широкая голова, торчащая прямо из несклад­ ных плеч, и плоское невы­ разительное лицо, которое как-будто смотрит куда-то в пространство. На голове у него не то корона, не то какой-то тюрбан; волосы аккурат­ но уложены вертикально свисающими локонами, что осо­ бенно хорошо видно сзади.

Эта фигура тоже украшена довольно сложным резным орнаментом по всей поверхности тела (как-будто татуиров­ кой). Как и у Монаха, ниже пояса ее одежда состоит из рыбьей чешуи и рыбьих символов. И у нее тоже в руках два неопознанных предмета. Тот, что в левой руке, похож скорее на ножны, чем на книгу в переплете; из него высо­ вывается раздвоенная рукоятка. В правой руке — нечто по­чти цилиндрическое, сужающееся посередине, чтобы удоб­ нее было держать; верхний конец тоже сужается. Похоже, что этот предмет состоит из нескольких секций, которые вставляются друг в друга; но что это такое — угадать невоз­ можно.


Самый верх слева: деталь Ворот Солнца в Тиауанако, изображающая слоноподобное животное с хоботом и клыками. Самый верх справа: реконструкция внешнего вида южноамериканского животного Cuverionius отряда хоботных. Некогда были распространены в районе Тиауанако, но вымерли около 10000 года до н.э. Наверху слева: неопознанное животное, возможно, токсодон, вырезанное сбоку от фигуры Виракочи в Подземном храме. Наверху справа: другое предполагаемое изображение токсодона из Тиауанако. Поднятые ноздри указывают на полуводный образ жизни животного, близкого по привычкам к современному гиппопотаму; таким был, как известно» токсодон.

 

 

 

Слева: реконструкция внешнего вида токсодона, юж­ ноамериканско­ го животного, которое вымер­ ло в XI тысяче­ летии до н.э.

ОБРАЗЫ ИСЧЕЗНУВШИХ ВИДОВ

От рыбоподобных фигур я направился к Вратам Солнца, расположенным в северо-западном углу Каласасайи.

Они представляют собой монолит из серо-зеленого ан­дезита шириной 3,8 м, высотой 3 м и толщиной около 0,5 м; вес их оценивается в 10 тонн. Задуманные, возможно, как некая Триумфальная арка, только поменьше, они выгляде­ ли как "дверь, ведущая из ниоткуда в никуда". Качество обработки камня исключительно высокое, и авторитетные исследователи считают ворота "одним из археологических чудес обеих Америк". Самым загадочным в этих воротах является так называемый "фриз-календарь", высеченный на восточном фасаде вдоль перекладины портала.

В самом центре, в приподнятой части фриза, доминирует изображение, которое ученые считают еще одной ипо-. стасью Виракочи; на этот раз он предстает в ужасном образе бога-царя — такой как раз и призывает небесный огонь. Отражена здесь и его добрая отцовская натура: по щекам текут слезы сострадания. Однако лицо его сурово и твердо, царственная тиара впечатляюща, а в каждой руке у него по молнии. Один из лучших современных исследователей ми­ фов Джозеф Кемпбелл предлагает такую интерпретацию этого изображения: "Милость, вливающаяся в мир сквозь Врата Солнца, тождественна громовой энергии, которая уничто­ жает, но сама неразрушима..."

Я не спеша изучал остальную часть фриза. Это пре­ красно сбалансированная скульптурная композиция из двад­ цати четырех фигур, построенных в три ряда (по восемь в каждом) с обеих сторон от центрального, приподнятого изоб­ ражения. Было много попыток, не особенно убедительных, объяснить предполагаемые функции этих фигур как кален­ даря. Наверняка можно утверждать лишь то, что они вы­ полнены в некоей холодно-карикатурной манере; в том, как они маршируют строем по направлению к Виракоче, есть действительно что-то математическое, почти механи­ ческое. На некоторых надеты маски птиц, у других — заос­ тренные морды; у каждого в руке инструмент того же типа, как у божества.

Нижняя часть фриза заполнена орнаментом "меандр" — геометрической последовательностью фигурок в виде сту­ пенчатых пирамидок, нарисованных одной непрерывной линией, но так, что каждая последующая повернута относи­ тельно предыдущей; предполагали, что этот орнамент тоже выполняет функции календаря.

На третьей колонне справа (и на третьей слева, но не так четко) мне удалось разглядеть довольно отчетливое изоб­ ражение головы слона с ушами, клыками и хоботом. Это явилось неожиданностью, поскольку в Новом Свете слоны не обитают. Однако обитали в доисторические времена, как я узнал позднее. Особенно много их было в южных Андах, до того, как они внезапно вымерли около 10000 года до н.э. Это были представители вида Cuvieronius , слоноподобные отряда хоботных с бивнями и хоботом, похожие на "сло­нов", изображенных на Вратах Солнца.

Я подошел поближе, чтобы лучше рассмотреть этих сло­ нов. При ближайшем рассмотрении оказалось, что каждое изображение скомпоновано из двух хохлатых голов кондо­ ра, шея к шее (хохолки образуют "уши", а верхние части шей — "бивни"). Получившихся зверей я воспринимал как слонов, тем более что я уже знал о любимом приеме скуль­ пторов Тиауанако, которые обожали изображать одни пред­ меты при помощи других. Так, явно человеческое ухо на явно человеческом лице могло обернуться крылом птицы. Аналогичным образом роскошная корона могла быть ском­бинирована из голов рыб и кондоров, бровь — из птичьей головки и шеи, мысок обуви — оказаться головой живот­ ного и т.д. Поэтому не следует думать, что слоны, состав­ленные из голов кондоров, это случайность, оптическая ил­ люзия; это вполне в духе художественной манеры фриза.

Среди сонма стилизованных фигур животных, высе­ ченных на Вратах Солнца, можно обнаружить и другие вы­ мершие виды. Мне было известно, что исследователи уве­ ренно идентифицировали один из них, как токсодона 12 , трех­ палое млекопитающее, жившее в воде и на суше, длиной около 2,7 метра и высотой в холке 1,5 метра; внешне он выглядел как укороченный и коротконогий гибрид носоро­ га и бегемота. Подобно виду Cuvieronius токсодоны были весьма распространены в Южной Америке в позднем плиоцене (1,6 миллиона лет назад) и вымерли в конце плейсто­ цена, около 12000 лет назад.

На мой взгляд, все это выглядело как мощный аргу­ мент в поддержку астроархеологической датировки Тиауа- нако концом плейстоцена и подрывало классическое пред­ ставление, согласно которому городу всего 1500 лет; откуда в противном случае взяться изображению токсодона, кото­ рого художнику нужно было увидеть? Обращаю внимание читателя па то, что только на фризе Ворот Солнца высечено 46 голов токсодона. Кроме того, его изображения обнару­ жены на многочисленных обломках керамической посуды, найденных в Тиауанако. Еще более убедительно выглядят его трехмерные скульптурные изображения. Другими ис­чезнувшими видами, чьи изображения обнаружены, явля­ ются четвероногие животные Shelidoterium и Macrauchenia , которые несколько крупнее современной лошади, с трехпа­ лой ногой.

В каком-то смысле Тиауанако представляет собой не­ что вроде альбома с изображениями вымерших животных, постарше додо, увековеченных в камне.

Но в какой-то момент пришел конец этой летописи натуралиста. На город пала тьма. Этот внезапный конец сам оказался запечатленным в камне — Врата Солнца, этот не­ превзойденный образец художественного творчества, так и не были завершены. Судя по некоторым недоделкам фриза, похоже, что нечто внезапное и страшное заставило резчика, говоря словами Познански, "навсегда выронить из рук свой резец" в тот момент, "когда он делал последние штрихи".

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен