Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ЧАСТЬ II МОРСКАЯ ПЕНА ПЕРУ И БОЛИВИЯ

ГЛАВА 4 ПОЛЕТ КОНДОРА

Я в южном Перу, лечу над огромными и причудливы­ ми рисунками пустыни Наска. Подо мной вслед за китом и обезьяной в поле зрения попадает колибри; ее крылья тре­ пещут и распрямляются, изящный клюв тянется к вообра­ жаемому цветку. Затем мы круто сворачиваем вправо; наша крошечная тень преследует нас, когда мы пересекаем блед­ ный шрам Панамериканского шоссе, а затем следуем по траектории, несущей нас к сказочному "Алькатрасу" — цапле со змеиной шеей длиной 270 метров, рожденной воображе­ нием неведомого мастера. Мы делаем круг, второй раз пере­ секаем шоссе, пролетаем над потрясающей композицией из рыб и треугольников, уложенной возле пеликана, повора­ чиваем налево и обнаруживаем, что мы летим над удиви­ тельным изображением гигантского кондора с распростер­ тыми крыльями.

В тот момент, когда я пытаюсь закрыть рот, откуда ни возьмись в непосредственной близости возникает еще один кондор, на этот раз настоящий, самодовольный, как пад­ ший ангел, парящий на восходящем потоке. Мой пилот вздох­ нул и попытался преследовать его. На какое-то мгновение я встретился с взглядом блестящих и бесстрастных глаз пти­ цы, которые как-будто оценивали нас. Сочтя нас лишними, кондор заложил вираж и, пренебрежительно отвернувшись, заскользил в сторону солнца, как видение из древнего мифа, оставив нашу "Сесну" трепыхаться внизу.

Под нами оказались две параллельные линии длиной почти в две мили, уходящие куда-то вдаль. А там, справа — какая-то абстрактная композиция, огромная, но так идеаль­ но исполненная, что кажется невероятным, что ее автор — чело­ век.

Здешние жители говорят, что эти изображения — дело рук не людей, а полубогов, виракочас, которые оставили свои следы в Андах много тысяч лет тому назад.

ЗАГАДКА ЛИНИЙ

Плато Наска в южном Перу — место заброшенное, выж­ женное, неприветливое и бесплодное. Люди никогда не се­ лились здесь в большом количестве и вряд ли будут селить­ ся в будущем. Думаю, что поверхность Луны выглядит бо­ лее гостеприимной.

Однако, если вы — художник с размахом, эти высоко­ горные и обескураживающие равнины представляются весьма многообещающим холстом площадью этак в 500 квадрат­ ных километров. Причем вы можете быть уверены, что ваш шедевр не унесет пустынный ветер и не засыплют блужда­ ющие барханы.

Правда, здесь дуют сильные ветры, но, к счастью, по законам физики, их сила ослабевает вблизи земли: галька, покрывающая поверхность пампы/накапливает солнечное тепло, создавая защитный слой нагретого воздуха. Кроме того, в почве содержится достаточно гипса, чтобы прикле­ ить мелкие камушки к поверхности, причем склейка регу­ лярно освежается утренней росой. И если что-то здесь на­ рисовано, то изображение остается надолго. Здесь почти не бывает дождей — так, с полчаса моросит в декаду; поэтому Наска относится к самым сухим местам на Земле.

Итак, если вы — художник и решили отобразить нечто важное и грандиозное, причем навсегда, то можете рассмат­ ривать это странное и одинокое плоскогорье как ответ на ваши молитвы.

Основные фигуры плато Наска

Эксперты относят изображения пустыни Наска к до­вольно отдаленным временам, основываясь на керамичес­ ких черепках, которые втоптаны в линии, и данных радио­углеродного анализа найденных там органических остатков. Эти данные указывают на период между 350 годом до н.э. и 600 годом н.э. Строго говоря, эти данные ничего не сооб­щают о собственно линиях, возраст которых так же неопре­ деленен, как и возраст обнажившихся при их прокладке камней. Все, что можно утверждать наверняка, это то, что самые поздние из них насчитывают не менее 1400 лет. Но теоретически возможно, что они намного древнее — по той простой причине, что предметы, послужившие основой для датировки, могли быть принесены людьми в Наску позднее. Большинство рисунков локализовано в южном Перу на почти квадратном участке серо-коричневой пустыни, огра­ ниченном с севера рекой Инхенио и с юга рекой Наска. Участок пересекается Панамериканским шоссе. Здесь без видимой системы разбросаны буквально сотни фигур. Не­ которые изображают животных и птиц (последних — 18 ви­дов). Но подавляющее большинство — это геометрические композиции из трапеций, прямоугольников, треугольников и прямых линий. При взгляде сверху они напоминают со­ временному наблюдателю путаницу взлетно-посадочных дорожек, родившихся в воспаленном воображении некоего гражданского строителя, одержимого проектом огромного аэродрома.

Поэтому неудивительно, что ряд авторов полагает, что полосы в пустыне Наска предназначены для посадки ино­ планетных космических кораблей, поскольку принято счи­ тать, что до начала XX века человечество было не способно к полетам. Это предположение соблазнительно, но вряд ли оно срабатывает в Наска. Так, трудно понять, зачем ино­ планетянам, способным преодолевать световые годы меж­ звездных пространств, вообще нужны взлетно-посадочные полосы (ВПП). Неужели они со своими техническими дос­ тижениями не могли бы организовать вертикальный взлет и посадку своих летающих тарелок?

Кроме того, нет никаких свидетельств, что полосы в Наска когда-либо использовались для взлета или посадки как летающими тарелками, так и чем-либо другим (хотя с воздуха некоторые из них действительно похожи на ВПП). При ближайшем рассмотрении оказывается, что это не что иное, как просто грандиозные царапины на поверхности, полученные отгребанием в сторону тысяч тонн вулканичес­ кой гальки, в результате чего обнажилось светлое основа­ ние пустыни — желтоватый песок и глина. Ни одна из расчищенных полос не имеет глубины более нескольких дюймов, и все они слишком мягки, чтобы позволить са­ диться на них летающим аппаратам на колесах. Немецкий математик Мария Райхе, которая посвятила полвека изуче­ нию этих полос, поступила вполне логично, когда несколь­ ко лет назад похоронила гипотезу их внеземного происхож­ дения одной грустной фразой: "Боюсь, что космонавты увяз­ ли бы".

Но если не ВПП для колесниц чужих богов, то чем еще могли бы быть полосы Наска? Правда заключается в том, что их назначение никому не известно, так же как и их возраст; это — настоящая загадка прошлого.

И чем ближе вы их разглядываете, тем непонятнее ста­ новится ситуация.

Ясно, например, что животные и птицы являются пред­шественниками полос: многие трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные фигуры, частично зачер­ кивая их. Очевидным выводом из этого является то, что роспись пустыни выполнялась в два приема. Более того, вопреки общепринятым представлениям о техническом прогрессе, нам приходится признать, что ранняя фаза была бо­ лее совершенной, чем последующая. Выполнение зооморфных фигур требовало несравненно более высокого искусст­ ва и умения, чем прорезание прямых линий. Но как разде­ лены во времени художники первого и второго этапов?

Вместо того, чтобы задать себе этот вопрос, ученые ва­ лят обе культуры в одну кучу, называют их носителей "на- сканцами" и характеризуют их как примитивные племена, которые необъяснимым образом овладели изощренной тех­ никой художественного самовыражения, после чего исчезли с перуанской сцены за много веков до появления их более известных наследников, каковыми являются инки.

Насколько изощренными были "примитивные наскан- цы"? Какими знаниями они должны были обладать, чтобы начертать свой гигантский автограф на плато? Похоже, во- первых, они были совсем неплохими астрономами-наблю­ дателями — по крайней мере, по мнению доктора Филлис Питлуги, астронома из чикагского планетария. После ин­ тенсивного изучения взаимного расположения звезд в На- ска с применением компьютерных методов она пришла к выводу, что знаменитое изображение паука задумано как диаграмма гигантского звездного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигурой прямые — как стрела, линии характеризуют изменения склонения трех звезд в Поясе Ориона.

Действительное значение открытия доктора Питлуги станет попятно позднее. А пока отметим, что изображенный в Наска паук относится к виду Ricinulei 4 . Это один из редчайших видов пауков в мире, который был обнаружен только в отдаленной и недоступной части влажных лесов Амазонии. Каким образом "примитивные" художники из Наска пропутешествовали так далеко от родины, перебрав­ шись через труднопроходимые Анды, чтобы добыть обра­ зен? Более того, зачем им это понадобилось и как они су­ мели воспроизвести мельчайшие подробности анатомичес­ кого строения Ricinulei , видимые только под микроскопом, в том числе репродуктивный орган на конце вытянутой правой ноги?

Таких загадок в Наска множество, и ни одно из изоб­ ражений животных, за исключением, пожалуй, кондора, не выглядит здесь уместным. В конце концов и кит, и обезья­ на так же не вписываются в пустынное окружение, как паук с Амазонки. Странная фигура человека с поднятой, как в приветствии, рукой, обутого в тяжелые сапоги, с круг­ лыми совиными глазами не може^ быть отнесена ни к од­ ной известной эре или культуре. И другие изображения, похожие на человеческие фигуры, не менее странны: их головы окружены сияющим ореолом, так что они выглядят на манер пришельцев с другой планеты.

Примечательны и размеры фигур. Колибри имеет дли­ ну 50 метров, паук — 46, кондор (и пеликан) простираются от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица, чей хвост в настоящее время перерезан Панамериканским шоссе, имеет длину 188 метров. Почти все рисунки выпол­ нены в этом циклопическом масштабе в одной манере, ког­ да контур очерчен одной непрерывной линией.

Аналогичное внимание к подробностям можно наблю­ дать и в геометрических рисунках. Некоторые из них обра­ зованы прямыми линиями свыше восьми километров в длину, которые тянутся по пустыне подобно дорогам римлян, ны­ ряя в русла пересохших рек, преодолевая каменистые осы­ пи и никогда не отклоняясь ни на йоту.

Эту точность трудно, но все-таки можно объяснить с позиций обычного здравого смысла. Но гораздо больше ошеломляют зооморфные фигуры. Как авторам удалось так точно выполнить их без самолета, не имея обзора перспек­ тивы в процессе работы? Все рисунки слишком велики, чтобы их можно было разглядеть с земли; на этом уровне они выглядят просто как бесформенные борозды в пусты­не. Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты в десятки и сотни метров. Такого естественного возвышения поблизости не существует.

ТЕ, КТО ЧЕРТИТ ЛИНИИ, И ТЕ, КТО ЧЕРТИТ КАРТЫ

Я лечу над линиями, пытаясь понять смысл всего этого.

Мой пилот Родольфо Ариас раньше служил в перуанс­ ких ВВС. После реактивных истребителей он считает, что маленькая "Сесна" слишком медлительна, не вдохновляет его и вообще это такси с крыльями. Мы уже один раз возвращались на аэродром в Наска, где вынимали одно из окон, чтобы Санта, моя партнерша, могла перенацелить свои камеры вертикально. Теперь мы экспериментируем со съем­ кой с разных высот. С 60 метров над равниной амазонский паук Ricinulei как-будто хочет привстать и цапнуть нас своими челюстями. Со 150 метров мы можем видеть несколько фигур сразу: собаку, дерево, таинственную пару рук, кондора и несколько треугольников и трапеций. С высоты же 450 мет­ ров доминировавшие ранее зооморфные фигуры выглядят уже как мелкие разбросанные детали, окруженные удивительными каракулями и из огромных геометрических пост­роений. Последние уже не напоминают ВПП; они больше похожи на тропинки великанов, пересекающие плато бес­ смысленным, на первый взгляд, образом.

Однако, по мере того как земля уходит вниз и орлино­ му взору наблюдателя открывается более широкая перспек­ тива, я начинаю задумываться, нет ли какой-то системы в клинописи из полосок и царапин внизу, и вспоминаю ма­ тематика Марию Райхе, которая жила в Наске и изучала эти узоры с 1946 года. По ее мнению,

"геометрические фигуры производят впечат­ление зашифрованного текста, в котором одни и те же слова иногда обозначены огромными буквами, а иногда малюсенькими значками. Су­ ществуют сочетания линий, которые воспро­ изводятся в очень близкой геометрии, но очень разного размера. Все чертежи состоят из оп­ ределенного набора базовых элементов..."

Пока "Сесна" болтается в небе, я вспоминаю, что не случайно по-настоящему чертежи Наска были идентифици­ рованы только в XX веке, когда началась эпоха воздухо­ плавания. В конце XVI столетия испанский путешествен­ник судья Луис де' Монсон рассказал о "загадочных знаках в пустыне" и собрал странные местные поверия о вирако- час 5 .

Однако пока в 30-е годы нашего столетия не откры­ лось регулярное коммерческое воздушное сообщение между Лимой и Арекипой никто и не подозревал, что здесь, в южном Перу, находится крупнейший в мире образчик ху­ дожественной графики. И только развитие авиации одари­ ло людей божественной способностью взлететь в небо и увидеть оттуда прекрасные и загадочные вещи, доселе скрытые от них.

Родольфо аккуратно ведет "Сесну" по кругу над изоб­ ражением обезьяны — огромной обезьяны, закутанной в геометрические фигуры. Нелегко описать странное, гипно­ тическое впечатление, которое производит на меня рису­ нок: смотреть на него страшновато, хотя и непонятно, поче­ му, и в то же время это занятие затягивает. Тело обезьяны очерчено сплошной непрерывной линией, которая затем взлетает по ступеням неких пирамид, образуя зигзаг, и ны­ ряет в спиральный лабиринт хвоста, после чего возвращается, делая несколько крутых поворотов, образующих нечто звездообразное. Нарисовать такое было бы непросто и на листе бумаги, а уж здесь, в пустыне Наска, где размеры обезьяны 120 метров в длину и 90 метров в ширину... По­ истине, те, кто вел эти линии, не ограничивали себя масш­ табами.

Не были ли они по совместительству картографами?

И почему их называли "виракочас"?

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен