Что значит «соматика»?

Человека можно рассматривать двояко: изнутри или снаружи. Рассматривая людей снаружи, физиолог или врач получает совсем другое впечатление, чем то, которое сам человек получает от себя «изнутри».

Когда один человек смотрит на другого, он видит перед собой «тело» определенной формы и размеров. Такое же «тело» представляет собой любая статуя или восковой манекен, обладающий формой и размерами человеческого тела. Однако если человек рассматривает себя изнутри, он ощущает нечто совсем иное, чем при взгляде снаружи. Он осознает свои чувства, движения и намерения, недоступные чужому взгляду. Взгляд снаружи — это взгляд постороннего. Посторонний рассматривает человека как нечто неодушевленное, как некое «оно». Но когда человек как бы рассматривает себя «изнутри», он отчетливо ощущает свое «я».

Что же видит физиолог, рассматривая кого‑либо, и выступая в роли «наблюдателя» со стороны? То, что видит физиолог или любой посторонний наблюдатель, глядя со стороны, это всегда «тело». То, что каждый человек видит, рассматривая себя изнутри, ощущая каждую клеточку своего тела, — это всегда «сома».

«Сома»  — греческое слово, которое со времен Гесиода обозначает «живое» или «живущее» тело. Ощущение живого тела, которое каждый испытывает по отношению к самому себе, радикальным образом отличается от того, как нас воспринимает посторонний наблюдатель. Он смотрит на нас, как на некое «тело». Это тело, имеющее форму и размер, может принадлежать человеку, но оно может быть и статуей, и манекеном, и даже трупом. С объективной точки зрения, все это — «тела».

Любое восприятие человеческого тела, которое не включает в себя обе части — наружное восприятие постороннего наблюдателя и внутреннее восприятие человеком самого себя, обманчиво. Рассматривать человека со стороны — это рассматривать его просто как некое тело, которое можно изменить с помощью внешних воздействий, например, хирургических или химических. Однако это одностороннее и неполное представление.

Так называемая научная медицина построила свое представление о человеке, рассматривая его только как «тело». Это — неправильный и обманчивый подход к проблемам человеческого здоровья. Она не только игнорирует основные истины, но и обрекает себя на неудачу при лечении. Ее представление о человеческом организме является недостаточным, и поэтому предлагаемое «научной» медициной лечение тоже недостаточно.

Уникальность человека состоит в том, что он является одновременно и субъектом, и объектом. Люди — это ощущающие себя и обладающие способностью к движению субъекты. В то же время их можно наблюдать со стороны и на них можно воздействовать.

Для себя вы — «сома». Для других вы — «тело». Только вы можете ощутить себя как «сому». Никто другой не может сделать это. Но любой может рассматривать вас как «тело». Даже вы сами можете рассматривать себя как «тело». Это произойдет, когда вы будете смотреть на себя в зеркало. Там вы будете видеть «его» или «ее» так же, как вас представляют другие. Но только вы способны ощущать свое «я».

Основная ошибка научной медицины состоит в том, что она односторонне трактует особенности человеческого восприятия. Только один человек может видеть и ощущать собственное «я». Миллионы людей видят лишь «тело». Естественно, что самое простое и доступное — это объективно отобразить «тело» с помощью научных методов.

Именно это и делает научная медицина.

Но то, что просто и очевидно, далеко не всегда верно. Существуют некоторые основные истины, согласно которым человеческие тела подвергаются воздействию тех же физических и химических факторов, что и любые другие объекты природы, начиная от атомов и кончая астероидами. Но если эти явления изучать только исходя из представления о человеке, как о некоем «теле», а не как о чувствующей, субъективной «соме», то такой подход будет слепым и опасным. Он слепой потому, что изучает лишь одну сторону сложнейшего организма. Он опасен потому, что основанные на нем наблюдения, предсказания и методы связаны с ложным и неполным представлением о человеке.

Причина того, что медицина до сих пор не могла разобраться в «мифе о старении», состоит в следующем. «Научная» медицина не смогла полностью признать тот факт, что человек — это ощущающее себя, осознающее себя и обладающее способностью к передвижению по собственной воле существо. Это существо также несет ответственность перед самим собой. Соматическая теория не только признает, что люди — это «тела», и что они подвергаются действию органических и физических сил. Соматическая теория признает также, что люди — это «соматические существа», способные изменять себя. Люди могут научиться осознавать свои внутренние функции и управлять своими соматическими функциями.

Это — основа данной книги. Соматическая теория должна дополнить наши представления о теле, если мы хотим понять процесс старения. Таким образом, мы получим способность решить не только многие проблемы, связанные со старением, но и многие другие общечеловеческие проблемы.

Все сказанное здесь вовсе не означает, что физиологическая наука и научная медицина не нужны. Наоборот, они дают очень много для понимания человеческого организма и его функций. Но я все же утверждаю, что их вклад в диагностику и лечение многих заболеваний неполон и недостаточен.

Соматическая теория дополняет научные представления о человеке. Она дает возможность создать полноценное научное направление, основанное на подходе к человеку, как к существу, которое осознает себя, а также ответственно перед собой. Вместе с тем соматическая теория учитывает и представление о человеке, получаемое с помощью ощущений.

Таким образом, открывается новая широкая перспектива для прогресса человечества и развития научных знаний.