Раджа-йога: Два рода внимания

Существуют два рода внимания: первое — это внимание, направленное внутрь ума на умственный предмет или понятие; другое есть внимание, направленное на внешний для нас предмет. Одни и те же общие правила и законы применимы в одинаковой степени к обоим родам внимания.

Точно таким же образом можно найти другое различие между двумя родами внимания, а именно: внимание, привлекаемое каким-нибудь впечатлением, поступающим в сознание без какого-либо усилия со стороны воли. Это внимание называется непроизвольным вниманием, так как внимание и интерес вызваны привлекательностью или новизной предмета. Другой род внимания, когда оно бывает направлено на какой-либо предмет усилием воли, называется волевым вниманием. Непроизвольное внимание наиболее часто встречается и не требует специальной тренировки. В действительности, высшие животные и малые дети кажутся обладающими большей степенью непроизвольного внимания, чем взрослые люди. Большой процент людей обладает только этой формой внимания, имея лишь зачатки высших форм. С другой стороны, волевое внимание требует усилий, воли и определённой цели, то есть известной тренировки, которая недостижима для большинства людей, так как они не хотят потрудиться направлять своё внимание по этому пути. Волевое внимание есть признак учеников-йогов и других мыслящих людей. Они сосредотачивают свой ум на предметах, не говорящих непосредственному интересу или наслаждению, и делают это с целью учиться направлять своё внимание и совершенствоваться. Мало думающий человек не будет стараться таким образом удерживать своё внимание на неинтересных предметах, разве на одно мгновение, так как его невольное внимание скоро будет привлечено каким-нибудь проходящим предметом, хотя бы самым ничтожным по характеру, и волевое внимание исчезает и будет забыто. Волевое внимание развивается упражнениями и настойчивостью и вполне окупает труд, так как ничто в умственном мире не может быть совершено без него.

Внимание само нелегко останавливается на неинтересных предметах, и если интерес не будет создан, потребуется значительная степень напряжения волевого внимания для того, чтобы ум не отходил от такого предмета. Кроме того, если бы даже простое внимание и было привлечено, то оно скоро начнёт колебаться, если не произойдёт какой-либо интересной перемены в аспекте предмета, которая даст вниманию новую точку опоры, или в самом предмете не проявится какое-нибудь новое качество, характеристика или свойство. Это обстоятельство зависит от того, что умственный механизм не был тренирован для продолжительного волевого внимания, и в действительности физический мозг не приучен к работе, хотя он мог бы быть тренирован для этого путём терпеливых упражнений.

Исследователями было замечено, что внимание может отдыхать и освежаться двумя способами: или посредством отвода волевого внимания от предмета и разрешения вниманию следовать непроизвольным импульсам, или с другой стороны — направлением волевого внимания на новое поле наблюдения, то есть на какой-нибудь новый предмет. Иногда один способ покажется лучшим по результатам, а иногда предпочтительнее другой. Мы обращаем ваше внимание на тот факт, что интерес развивает внимание и держит его на предмете, в то время как неинтересная тема или предмет требуют большого усилия и прилежания. Этот факт ясен для каждого. Процесс чтения книги служит простой иллюстрацией вышеупомянутого. Почти каждому случалось отдавать всё своё внимание какому-нибудь яркому, захватывающему рассказу, в то время как людей, способных уделить достаточное количество волевого внимания, чтобы одолеть научную книгу, очень мало. Здесь мы желаем обратить ваше внимание на другую сторону вопроса, лишний раз подтверждающую тот факт, что истина состоит из парадоксов.

Подобно тому, как интерес развивает внимание, внимание развивает интерес. Если человек даст себе труд сколько-нибудь сосредоточить волевое внимание на каком-либо предмете, то он скоро убедится в том, что при некоторой настойчивости, перед ним откроются новые интересные стороны этого предмета. Ему откроются вещи, которых он раньше не видел и не подозревал, и в каждом предмете он увидит много новых фаз и аспектов, которые все будут представлять для него интерес. Ищите интересных сторон в неинтересных вещах, и эти стороны явятся вам, а тогда неинтересный предмет изменится в ваших глазах. в вещь, полную самого разнообразного интереса.

Волевое внимание — один из признаков развитой воли, то есть ума, хорошо тренированного волей, потому что воля всегда сильна и в тренировке нуждается ум, а не воля. С другой стороны, один из лучших путей тренировки ума посредством воли — это практические упражнения волевого внимания.

Таким образом вы видите двойное действие изложенного правила. Некоторые западные психологи высказали теорию о том, что волевое внимание есть единственное орудие воли и что этого орудия воли достаточно, потому что, если внимание твёрдо установить и держать на предмете, то ум сделает остальное. Мы не согласны с мнением этой школы; и упоминаем об этом факте только для иллюстрации той важности, какую современные психологи приписывают волевому вниманию.

Человек с сильно развитым вниманием часто достигает гораздо большего, чем даровитый человек, но с недостатком внимания. Волевое внимание и прилежание — весьма хорошие замены гениальности и часто достигают гораздо большего результата, особенно на большом промежутке времени.