Раджа-йога: Законы, управляющие «влиянием подсознательного ума»

А теперь мы начнём рассматривать законы, управляющие тем, что мы назвали «влиянием подсознательного ума».

Всем, изучающим оккультизм, известно, что чужие мысли могут сильно влиять на людей и действительно влияют на них. И это не только в тех случаях, когда мысли направлены от одного ума у другому, но даже и тогда, когда такое специальное намерение или направление посланной мысли отсутствует. Вибрации мыслей долго ещё остаются в астральной атмосфере после того, как было сделано усилие послать мысль. Астральная атмосфера насыщена вибрациями мыслей, бывших достоянием людей много лет тому назад и обладающих до сих пор достаточной жизненностью, чтобы действовать на тех, кто в настоящую минуту готов воспринять их. И мы все привлекаем к себе вибрации мыслей, соответствующих по природе своей тем, к которым мы привыкли. Закон притяжения в полной силе, доказательством чему служат многочисленные примеры.

Мы привлекаем к себе мысленные вибрации, сохраняя и поддерживая мысли известного направления. Если мы имеем обыкновение думать обо всём весёлом, светлом — словом, смотрим на всё оптимистически — мы привлекаем к себе такие же мысленные вибрации других и вскоре же замечаем, что бодрящие мысли всякого рода льются в наш ум со всех сторон. Точно так же, если мы питаемся мрачными, пессимистичными мыслями, мы открываем в свой ум доступ таким же точно мыслям, исходящим из других умов. Гневные, ненавистнические или ревнивые мысли привлекают к себе такие же точно мысли, которые и питают пламя и поддерживают огонь этих низких чувств. Любовные мысли стремятся привлечь к нам такие же любовные мысли других, которые и наполняют нас любовным пылом.

И не только таким путём действуют на нас мысли других, но в этом вопросе о подсознательном влиянии большую роль играет и то, что нам известно под именем «внушения». Мы замечаем, что наш ум стремится воспроизводить настроения, душевные волнения, оттенки мысли и чувства других людей, обнаруживаемые их осанкой, внешним видом, выражением лица или словами. Если мы входим в общение с людьми мрачного темперамента, мы рискуем, по закону внушения, «заразиться» их внутренней тревогой, разве что нам известен этот закон и мы можем ему противодействовать. И бодрое, весёлое настроение так же заразительно, и если мы находимся в обществе весёлых людей, мы тоже склонны перенять их умственное настроение. Это правило применимо и к общению с удачниками и неудачниками. Если мы позволяем себе воспринимать внушения, постоянно от них исходящие, то мы вскоре замечаем, что наш ум начинает воспроизводить их тон, осанку, расположение духа, характерные черты, и немного спустя мы уже будем жить с ними в одной и той же умственной плоскости. Всё это, как мы уже не раз повторяли, имеет место только, если мы позволяем себе «воспринимать» те или иные впечатления. Но всякий, кто не овладел законом внушения и не понимает его принципов, более или менее подвержен его действию. Каждый из вас, конечно, бывал свидетелем такого рода влияния одних лиц на других, с которыми те приходили в соприкосновение: один имеет внушать силу и энергию тому обществу, в котором вращается; другой приводит в уныние окружающих, и его избегают, как какого-то «гасителя всякой радости»; третий своим недоверием, подозрительностью, лукавством вселяет беспокойство в близких. Некоторые вносят с собой атмосферу здоровья, другие — хотя с виду и совершенно здоровые — как будто окружены болезненной аурой. Умственные состояния как-то незаметно подчиняют нас своему влиянию, и изучающему этот вопрос стоит только ближе присмотреться к тем, с кем он сталкивается, чтобы приобрести на этот счёт солидный опыт.

Само собой разумеется, что есть громадная разница в степени подчинения внушению различных субъектов. Одни почти что свободны от этого, другие, напротив, до такой степени постоянно, сознательно или бессознательно, подчиняются внушению других, что у них едва ли найдётся одна своя собственная, независимая мысль или желание. Но почти все люди более или менее поддаются внушению.

Из всего, сказанного нами, не следует выводить заключения, что всякое внушение плохо, вредно или нежелательно. Напротив, многие внушения очень полезны, и если являются вовремя, часто помогают нам. Тем не менее хорошо было бы всегда пропускать эти внушения сквозь собственный ум, прежде чем они перейдут в подсознательную его часть. Пусть окончательное решение будет результатом вашей собственной, а не чужой воли, хотя бы вы и приняли в соображение внешнее внушение, касающееся данного вопроса.

Никогда не забывайте, что вы — индивидуум, что у вас собственный ум и собственная воля. Крепко держитесь сознания вашего «Я», и вы будете в состоянии противопоставить удивительную силу враждебным внушениям других. Будьте вашим собственным внушителем; упражняйте сами ваш подсознательный ум, влияйте на него и не позволяйте чужому внушению вмешиваться в это. Взращивайте в себе чувство индивидуальности.

В последние годы в западной литературе много писали о действии умственного настроения на успех и достижение в делах материальных. Хотя многое в этих мнениях представляет собой лишь плоды ничем не сдерживаемого полёта фантазии, но всё-таки в основе всего этого лежит довольно прочный субстрат истины.

Несомненно, преобладающее умственное настроение человека постоянно проявляется и объективируется в его жизни. Вещи, обстоятельства, люди, планы — всё, повидимому, приноравливается к общему идеалу ярко выраженного умственного облика человека. И всё это — действие умственного закона, проявляющего своё действие во многих направлениях.

Прежде всего ум, направленный к достижению известных целей, живо отыскивает всё, касающееся этих целей — быстро схватывает, какие вещи, обстоятельства, лица, идеи и факты могут содействовать достижению этих его целей. Кто ищет факты, могущие доказать защищаемые им теории, всегда находит их, и при этом, весьма вероятно, пропускает те, которые опровергают его теорию. Проходя по одним и тем же улицам, оба, и оптимист и пессимист, наталкиваются на тысячи примеров, соответствующих их идеям. Кэй говорит: «Когда человек ищет какую-нибудь вещь, если только изображение этой вещи ясно обрисовывается в его уме, он непременно её найдёт, и вероятно, в таком месте, на которое иначе он не обратил бы внимания. Когда человек думает о каком-нибудь предмете, к нему со всех сторон стекаются представления о вещах, напоминающих этот предмет, или касающихся его, или его освещающих». Об уме по справедливости можно сказать то же самое, что было сказано о глазе, что «он видит только то, что вводит в поле своего зрения». По словам Джона Берроу, «Никто никогда не видал блуждающего папоротника кроме тех, у кого он был в уме. Человек, у которого глаза полны индейских реликвий, подбирает их в каждом поле, по которому проходит. Их нетрудно распознать, когда глазам поручено их найти».

Когда ум твёрдо держится определённого идеала или цели, все его разнообразные силы клонятся к осуществлению и проявлению этого идеала. Он будет всякими путями стараться объективировать субъективное умственное настроение, причём большая часть умственного усилия падёт на подсознательный ум. Чрезвычайно важно, чтобы тот, кто желает достигнуть успеха в каком-нибудь предприятии, имел всегда перед своим умственным оком отвлечённое изображение того, чего он желает. Он должен нарисовать в своём воображении и желаемое, и самого себя, как бы получающего это желаемое так, что оно уже становится почти осуществлённым. Таким образом он призывает к себе на помощь всю свою умственную силу и мощь, обращаясь к своему подсознанию, и как бы расчищает дорожку, по которой ему придётся идти для осуществления своего предприятия. По этому поводу Бэн говорит: «Приступая к сооружению новой постройки, мы должны дать себе ясный отчёт о том, что именно мы хотим строить. Если у нас перед глазами ясная и понятная модель, мы на пути к успеху; если же наш идеал смутен и неточно определён, мы также колеблемся и терпим неудачу». Модсли высказывает следующее: «Мы не можем произвольно совершить какое-нибудь действие, пока мы не знаем, чт`о мы будем делать, а мы не знаем в точности, чт`о мы будем делать, пока не научимся делать это». Карпентер говорит: «Продолжительное сосредоточение внимания на какой-нибудь мысли даёт ей силу господствовать не только над умом, но и над телом». Мюллер находит, что «уверенность в нашей силе придаёт и силу нашим движениям. Тот, кто уверен, что добьётся того-то с помощью мускульной силы, легче справится, нежели тот, кто не так уверен в своей силе». Таннер говорит: «Кто твёрдо верит в успех, тот почти уже его достиг. Рассказывают необыкновенные вещи о влиянии воли даже на непроизвольные движения мускулов».