Раджа-йога: Чтение V. ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание играет важную роль в практике раджа-йоги, и йоги требуют от своих учеников систематических упражнений, чтобы развить и усовершенствовать эту способность. Внимание лежит в основе силы воли, и развитие внимания облегчает пользование силой воли.

Чтобы объяснить, почему мы придаём столь важное значение воспитанию внимания, нам пришлось бы забежать вперёд, и поэтому здесь мы попросим читателя пока принять на веру всё, что мы будем говорить относительно важности воспитания внимания для использования умственных сил в некоторых направлениях.

Для того, чтобы вы знали, что мы не выдвигаем никакой особенной теории йогов, которая может оказаться не в гармонии с современными западными знаниями, мы приводим вам в этом чтении ряд выдержек из западных писателей и мыслителей, касающихся этой важной способности. Мы делаем это для того, чтобы вы видели полное согласие взглядов Востока и Запада по этому предмету, как бы различны ни были объяснения этого факта разными школами или методы пользования силой, достигнутой при помощи воспитания внимания.

«Я» желает, чтобы ум был сосредоточен на данном предмете, как на факте, и ум протягивается к данному предмету, или объекту, сосредоточивая на нём всю свою энергию, подмечая каждую деталь, расчленяя, анализируя сознательно и в подсознании; благодаря этому, ум как бы вбирает в себя всевозможные сведения, относящиеся к данному предмету, как из самого предмета, так и из того, что его окружает. Никогда нельзя достаточно сильно подчеркнуть необходимость приобретения или, правильнее, развития способности волевого внимания, так как обладание им необходимо для разумного изучения раджа-йоги.

Для того, чтобы выяснить важность этого предмета, попробуем обратить наше внимание на сам предмет внимания и посмотрим, насколько больше содержания в этом предмете, чем мы раньше думали. Мы с избытком будем вознаграждены за количество времени и труда, которые потратим на это.

Внимание определяют, как сосредоточение сознания в фокусе, или если вы предпочитаете другую форму выражения, как удержание чего либо в сознании. В первом случае мы можем сравнить внимание с действием зажигательного стекла, проходя через которое, солнечные лучи сосредоточиваются на предмете, причём в результате теплота собирается в одной точке и интенсивность теплоты повышается настолько, что она начинает зажигать кусочки дерева или заставляет испаряться воду. Если бы лучи не были собраны в фокусе, то те же лучи и та же теплота были бы рассеяны по большей поверхности, и их действие и сила были бы слабее. То же происходит и с умом. Если ему позволять рассеяться по всему пространству данного ему предмета, он проявит очень мало силы, и результаты будут слабы, но если его пропустить через зажигательное стекло внимания и сначала собрать в фокусе на одной части предмета, а затем на другой и т. д., то предмет можно исследовать во всех деталях, и достигнутый результат будет казаться почти чудесным для тех, кто не знает секрета.

Томсон сказал: «Переживания, которые наиболее прочно запечатлелись в сознании — это те, которым было отдано наибольшее количество внимания».

Другой автор, писавший по данному вопросу, говорит: «Внимание существенно необходимо для понимания, и без известной степени внимания, идеи и восприятия, проходящие через ум, не оставляют на нём следа».

Гамильтон писал: «Акт внимания, то есть акт сосредоточения, кажется таким образом необходимым для каждого направления сознания, как известные сокращения зрачка необходимы для всякого напряжения зрения. Поэтому внимание играет ту же роль по отношению к познанию, как сокращение зрачка для зрения, или можно сказать, что внимание для умственного зрения то же самое, что микроскоп или телескоп для физического зрения. Внимание обуславливает собой значительную часть интеллектуальной силы».

Броуди добавляет, подчёркивая это: «Сила внимания гораздо больше, чем какая-нибудь разница в способностях отвлечённого рассуждения, обусловливает разницу, которую мы наблюдаем между умами различных индивидуумов».

Бётлер приводит следующее важное свидетельство в пользу сказанного: «Самая полезная интеллектуальная привычка, какую я знаю — есть привычка заниматься исключительно тем делом, которое на очереди в настоящий момент. Обыкновенно говорят, что гениальность не может быть дана воспитанием, однако сила сосредоточенного внимания, которой должен непременно обладать всякий великий изобретатель, несомненно может значительно увеличиться посредством постоянных упражнений».

Заканчивая этот обзор различных мнений, доказывающих правильность учения йогов по данному вопросу, приводим ещё слова Битти, который говорит: «Сила, с какой что-либо поражает ум, обыкновенно пропорциональна степени внимания, отдаваемого данному факту. Более того, великое искусство памяти есть именно внимание, и невнимательные люди всегда обладают скверной памятью».