Раджа-йога: «Я» — не бог, не Абсолют, оно бесконечно выше

И однако, хотя «Я» — не бог, не Абсолют, оно бесконечно выше, чем мы думали прежде, чем увидели свет. Оно простирается гораздо дальше того, что мы считали его пределами. Оно касается вселенной во всех её точках и находится в теснейшем союзе со всей жизнью. В то же время оно тесно соприкасается со всем, что исходит от Абсолюта, со всем миром относительного, и будучи обращено лицом к «относительной вселенной», оно имеет свои корни в Абсолюте и получает оттуда питание точно также, как ребёнок до своего рождения получает питание из тела матери. «Я» на самом деле есть проявление Бога, и в нём заключается сама сущность Божества. Последнее утверждение может показаться почти равносильным утверждению «Я — Бог». Но на деле между ними большая разница. Мы рассмотрим это учение в деталях в этом чтении и в следующих.

Мы начнём с рассмотрения средств, при помощи которых действует Я, и материала, с которым ему приходится иметь дело.

Прежде всего мы должны ясно понять, что материя физического тела человека ничем не отличается от остальной материи и ничем не отделена от неё, что атомы тела постоянно уходят и заменяются другими, причём материал берётся отовсюду из великого запаса природы. Иначе говоря, мы должны понять, что существует единство материи, лежащее под всеми видимыми различиями формы и субстанции. Затем мы должны понять, что жизненная энергия или Прана, которой человек пользуется во всей своей жизни и работе, является лишь частью великой всепроникающей мировой энергии; причём та часть праны, которой мы пользуемся во всякий данный момент, заимствуется нами из мирового запаса и снова возвращается от нас в великий океан силы или энергии. И затем мы должны понять, что даже ум, который так близок к истинному Я, что мы часто принимаем одно за другое — даже такая удивительная вещь, как мысль — есть только часть мирового ума, высшей эманации Абсолюта — высшей из всего, что ниже плоскости духа, и что субстанция нашего ума или читта, которой мы пользуемся в настоящий момент, не есть наша отдельная и индивидуальная собственность, но есть просто часть великого мирового запаса ума, который постоянен и неизменен. Мы должны понять, что даже то, что мы чувствуем всегда бьющимся в себе — то, что настолько тесно связано с Духом, что кажется почти неотделимым от него — то, что мы называем жизнью — есть только часть великого принципа Жизни, который проникает всю вселенную, к которому ничего не может быть прибавлено и от которого ничего не может быть отнято. Когда мы сознаем все эти истины и начнём чувствовать все наши отношения к единой великой эманации Абсолюта, тогда мы начнём схватывать идею единства Духа, отношение нашего Я ко всем другим Я. В то же время мы поймём, что погружение человеческого Я в мировое Я не есть угасание индивидуальности, как многим кажется, но наоборот, расширение индивидуального сознания до таких пределов, что в конце концов оно включит в себя всё Целое.

В чтении X и XI книги «Пути достижения индийских йогов» мы обратили внимание читателей на учение йогов относительно Акаши, или материи, и объяснили, что все формы того, что мы знаем под названием материи — только различные проявления начала, называемого акашей, которое западные учёные называют «эфиром». Этот эфир или акаша есть самое утончённое и разреженное состояние материи. Иначе говоря, это есть материя в своём основном состоянии; то, что мы называем материей, есть только проявление акаши, или эфира, причём кажущееся различие зависит только от различной скорости колебаний. Мы упоминаем здесь об этом факте просто для того, чтобы ещё раз подчеркнуть факт единства материи. Надо понять, что каждый атом нашего физического тела — лишь частица великого мирового начала. Она только что заимствована нами из великого мирового запаса и сейчас же вернётся в него снова, так как атомы тела постоянно сменяются. То, что кажется нам нашей плотью, несколько дней назад могло быть частью растения, а через несколько дней может стать часть какого-нибудь другого живого существа. Между всеми телами идёт непрерывный обмен материи, и материя, входящая сегодня в состав одного тела, вчера могла быть в другом и завтра может быть в третьем. Ни один атом материи не принадлежит лично вам, но входит в общий запас. Один и тот же вечный поток течёт через вас и через всё живое.

Точно так же обстоит дело с жизненной энергией, которой вы пользуетесь во все моменты вашей жизни. Вы постоянно берёте эту энергию из великого мирового запаса праны и превращаете эту энергию в те или другие нужные вам виды, но эта энергия составляет общую собственность, и всё, что вы можете сделать, это пользоваться ею, когда вам нужно, и затем позволить ей идти дальше. Есть только одна сила, одна энергия, и она находится везде и всегда.

И даже великое начало, субстанция ума, подчинено тому же самому закону. Нам трудно понять это. Мы так склонны считать наши умственные операции своими собственными — чем-то таким, что принадлежит нам лично, — что нам трудно понять, что умственная субстанция есть мировое начало, такое же, как материя и энергия, и что во всех наших умственных операциях мы только черпаем из мирового запаса. И даже больше — та часть умственной субстанции, которой мы пользуемся, хотя она и отделена от умственной субстанции, находящейся в пользовании других, как бы тонкой перегородкой из самого тончайшего вещества, в действительности соприкасается с другими, кажущимися обособленными умами, а также с мировым умом, часть которого она составляет. Как материя, из которой состоят наши физические тела, в действительности находится в соприкосновении со всей материей, и как жизненная сила, которой мы пользуемся, находится в соприкосновении со всей энергией, точно так же наша умственная субстанция находится в соприкосновении со всей умственной субстанцией. Получается такая картина, как будто бы Я движется через великие океаны материи, энергии и ума, беря из непосредственно окружающего его материала только то, что ему нужно, и оставляя всё остальное позади по мере своего движения. Этот пример довольно груб, но он может помочь вашему сознанию понять, что Я — единственная вещь, которая, действительно ваша и которая в то же время неизменна, а что всё остальное принадлежит мировому запасу, из которого вы берёте то, что вам нужно в данный момент. Это может также более ясно поставить перед умом великую идею единства вещей; может помочь вам видеть вещи не как отдельные, а как составляющие одно Целое. Помните, что вы, ваше Я — это единственная реальная вещь в вас и вокруг вас — единственная постоянная вещь, а всё остальное — материя, сила и даже ум — это только средства для выражения Я.

Полезно также держать в уме идею всеобщности жизни. Вся вселенная жива, вибрирует и пульсирует во всех проявлениях жизни, энергии и движения. Нет ничего мёртвого во вселенной. Жизнь находится везде, и её всегда сопровождает сознание. Во вселенной нет ничего мёртвого и бессознательного, и мы совсем не представляем собой живых атомов, брошенных в мёртвое море, но наоборот, являемся живыми атомами, окружёнными живым океаном, пульсирующим, движущимся, мыслящим и живущим. Каждый атом того, что мы называем мёртвой материей, в действительности жив; в нём есть сила или энергия, а всякий какой бы ни было маленький запас силы и энергии сопровождается проявлением сознания и жизни. Если мы посмотрим вокруг себя, то увидим повсюду в животном, в растительном и даже в минеральном царстве жизнь, жизнь и жизнь, увидим, что всё живо и сознательно, и когда мы будем в состоянии перевести эту идею в область нашего действительного сознания, то есть когда мы будем в состоянии не только интеллектуально принять этот факт, но будем иметь силу идти дальше и почувствуем и начнём сознавать всю эту жизнь вокруг себя, тогда мы будем на настоящем пути к достижению космического сознания.

Но все эти вещи со стороны индивидуума — только постепенные шаги по ступеням, ведущим к опытному познанию единства духа. Для человека постепенно проясняется факт единства в проявлениях духа. Он начинает видеть всю вселенную в виде одного акта Абсолюта, а не в виде серии различных актов. Каждое Я есть центр сознания в этом великом океане духа. Каждое Я есть реальная сущность, повидимому, отдельная от других и от своего источника, но эта отдельность в обоих случаях только кажущаяся, потому что, как все Я вселенной тесно связаны одно с другим, точно так же все они соединены с Абсолютным. Со временем в нас вырастет более ясное сознание этого взаимного родства; оболочки, которые мы будем перерастать, постепенно будут отбрасываться, и в конце концов, мы войдём в Абсолют, вернёмся в дом своего Отца.

Для развивающейся души чрезвычайно важно дойти до живого сознания этого родства и единства, потому что когда это понятие вполне установлено, душа поднимается выше известных плоскостей и освобождается от действия известных законов, которые связывают неразвитую душу. Поэтому йоги-учителя непрестанно ведут своих учеников к этой цели: сначала одним путём, затем другим, создавая им возможность взглянуть на предмет с разных сторон. Когда, наконец, ученик попадает на путь, который для него всего более подходит, он идёт этим путём прямо к цели. Отбросив тогда оковы, бывшие такими тяжёлыми, он испускает крик радости, ощущая вновь обретённую свободу. Следующие умственные упражнения имеют целью помочь ученику в его стремлении достигнуть живого, непосредственного сознания своего близкого отношения к Целому жизни и бытия.