Ф. Буттерзак - Психические лучи и резонанс.       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



II. Разновидности волнового движения

15. Если исходить из представления о всё пронизывающей среде, по сравнению с которой наши представления об эфире, наверняка, покажутся очень поверхностными, то сразу встаёт вопрос о проверке нашего учения о волнах. Учение о волнах возникло из наблюдений за регулярными движениями или колебаниями водной поверхности или качающегося каната, скрипки или пластинки Хладни. Но это возможно только на границе раздела двух различных сред. Если мы вспомним о том, что при кровообращении пульсовая волна - а это есть явление поверхностное - распространяется значительно быстрее, чем течёт кровь, или же о том, что волны на поверхности воды сильнее, чем в глубине, то создаётся впечатление, что поверхностные волны в большей мере обусловлены витающим над ними воздухом, чем самой водой. Это давно распознала упрямая проницательность слишком рано умершего Г. Гауфе42. Между тем в гомогенной среде эфира, для которого то, что мы называем телом, является в большей или меньшей степени только незначительным препятствием, не может быть и речи о волнах в обычном их понимании. Тогда куда же исчезает движение? Свободного пространства, ????? в понимании Демокрита, для эфира не существует. Если тем самым невозможно движение эфира наружу, то не остаётся ничего другого, как движение внутри эфирной системы, т.е. взаимные сгущения и разрежения, как учил ещё Диоген Апполонский (425 до н.э.). Этот процесс мы называем упругостью. Леонард Эйлер с гениальной проницательностью тоже приписывал эфиру упругость. Является убедительным то, что такие перепады давления распространяются так же быстро, как и волны, как мы их себе обычно представляем. Этим же объясняется и их распространение во все стороны; отсюда возникает иррадиация, ныне так мало принимаемая во внимание43. Делаются попытки составить примерно такую цепочку соотношений: упорядоченные движения (наши волны) в твёрдых телах относятся к упорядоченным движениям в жидкостях, как движения в жидкостях - к движениям в воздухе, а движения в воздухе - к движениям в эфире. Некоторые учёные пытаются использовать различия в распространении волн в этих средах для поиска новых физических законов. Волны ветра движутся быстрее, чем волны воды, так как силы сцепления воды обусловливают замедление. Подобным образом движения дыма и качающихся листьев указывают в основном только на движение воздуха, сравнимого с безмолвной игрой на арфе. Однако среды, которые мы называем водой и воздухом, ни в коем случае нельзя считать абсолютно гомогенными, с одинаковым напряжением, то есть изотоническими. Они скорее содержат в себе громадное количество потенциалов всех видов и всех направлений, которые ввиду своей скрытости исключают всякий расчёт. Об этом ещё писал Р. Мейер в своём мало признанном сочинении "О растворении"44. Точно также психоэлектрические волны опережают другие, распространяющиеся в воздухе. Как иначе можно было бы объяснить чувствительность к изменениям погоды? Или различные боли в суставах и рубцах и прочие жалобы на расстройства в сознательном и бессознательном аппарате нервной системы при приближающихся переменах погоды? Все радиослушатели знают о помехах в эфире в виде колебаний громкости, полного исчезновение звука или крайне раздражающих звуков, потрескивания, громыхания. Также и предвестники некоторых болезней опережают саму болезнь45. Исходя из этого, после некоторой тренировки, вы сможете прогнозировать погоду, и поэтому будете с пониманием относиться к приведённым выше примерам. Хорошо натренированные глаза наверняка заметят характерные изменения и при других нарушениях, в первую очередь в области нейропсихосистемы. В данном случае их можно сравнить с глазами хорошо чувствующего цвета художника (не все художники чувствуют цвета!)46, которые в каком-либо ландшафте распознают цвета, не замечаемые глазами дилетантов. То, что характеризует погоду - температура, излучения, влажность, давление, перемещение воздуха и тому подобное - имеет, без сомнения, большое значение для метеорологов. Но всё это нечто иное, чем электромагнитные силовые поля между земным ядром, земной корой и атмосферой. Это всё постоянно колеблется и вызывает тем самым колебания в живых субстанциях. Этот принцип (хотя бы отчасти)положен в основание климатического лечения. 16. Но прогнозы существуют не только в метеорологии: есть предвидения духовных и политических событий. Жизнь каждого живого организма ни в коем случае не является постоянной величиной, она является равновесием, колеблющимся в течение длительного времени, прогрессирующей мелодией, в которой выделяется то один, то другой звук, но в которой каждый звук обусловлен предыдущим и со своей стороны обусловливает последующий. Так и в каждом народе уже сегодня заложены те нити, те звуки, которые завтра будут доминирующими или выйдут на поверхность. Вопрос только о том, чтобы их услышать, распознать, как квалифицированные обходчики на железной дороге или на мостах распознают изменения в структуре материала по звуку, раздающемуся при постукивании по нему молоточком. Таким человеком был, например, Гердер, который, – по словам Трейчке47 – имея прекрасную способность предчувствия, мог извлекать нечто самое необычное из духовной жизни народа, и анализ подобных способностей позволяет сделать вывод, что особенно чутко восприимчивые люди наблюдают за теми явлениями, мимо которых люди обычные – возможно на протяжении столетий – проходили, не замечая их. Политический гений – опять же согласно Трейчке – видит вещи такими, как они есть на самом деле и из этого при помощи творческой фантазии создаёт себе картину будущего развития событий. У кого этого дара нет, тот не является предводителем с большой буквы48. Человек, чувствительный к изменениям погоды, ни в коем случае не чувствует тех вещей, которых нет, а только те, которые, хотя и находятся только на пороге своего проявления, но существуют. Им не нужно проявляться в полной мере, они могут – некоторым образом касательно – пройти мимо. Но на нас это может сказываться, вызывая те или иные нарушения, расстройства или нечто подобное, причина чего остаётся для нас необъяснённой, так как она никогда не входила в сознание. Сюда же относится и раскаяние. Во взгляде, брошенном назад, моралисты видят «ощущение последствия», сожаление о том, что что-то сделано неверно. Однако наряду с этим значительную роль может играть взгляд вперёд, пугающее ожидание возмездия. Эриннии, фурии, богини мести безжалостно гонят мнимого грешника или реального преступника вперёд, в гущу бушующих в нём предчувствий заслуженного наказания. Большинством людей руководят не принципы морали, а страх – осознанный или неосознанный – страх перед наказанием. 17. Чуткое ухо настоящего историка улавливает за малейшими изменениями политической ситуации невидимые колебания исторического процесса, совершающиеся беспрерывно. Это открыл ещё за сто лет до Х. Лайла (1797—1875) Фонтонелле (1657—1757): les mouvements les plus naturels et les plus ordinaires sont ceux qui se font le moins sentir; et cela est vrai jusque dans la morale. (Самые прекрасные процессы в природе, включая и те, которые происходят в психике, проходят, как правило, незаметно49.) Однако к ним нужно долго прислушиваться, чтобы понять, как они развиваются. Это слушание зависит от особой восприимчивости, от резонанса в собственной психофизической структуре. Данная способность должна быть врождённой, однако она требует своего развития, поэтому талант формируется в тишине. Способность, возможно наследственная как конденсированный результат работы поколений50, и её развитие являются в равной степени необходимыми для настоящего историка. Отсюда предпочтение известных историков отдаётся не сбору отдельных исторических фактов, а тренировке интуиции для улавливания направления исторического развития. Без этого можно стать пленником собственных фантазий и внешних внушений. Такие личности, с так называемым тонким чутьём, подобны диэлькометру, физическому прибору, который, как говорит его название, служит для измерения диэлектрических параметров вещества51. Он способен определять малые, ещё неуловимые изменения в составе субстанции. С его помощью можно контролировать качество лекарственных средств, подделки, внутренние отложения, полимеризации, старение материалов52. Все видят сияние звёзд, слышат шум моря, шелест леса. Но только немногие могут услышать содержащиеся в них послания, и ещё меньше людей могут сопоставить их с собой и другими вещами в мире. Погрузившись в себя, мысленно отдалившись от всего земного, они поглощают волны эфира, как нечто особенное, непонятное для других, равнодушные к тому, где они в данный момент находятся: стоят ли они мечтательно в образе Бетховена в центре суматошной Вены и тормозят движение, или же в образе Леонардо как одержимые рьяно берутся за работу над его «Причастием» и забывают о еде и сне. 18. Не те становятся великими личностями человечества, кто добился успехов за один день или за нескольких лет, а те, кто как Прометей вырвал у неба его молнии, как Пифагор взял у мира здравый смысл своих идей. Но они делали это не как искусные взломщики, силой врывающиеся в тайники природы, а как сотрудники Природы. Меланктон называл врачей и искусство исцеления Dei munus missum in terras53. Мы, живущие на земле, дивимся их подвигам и устанавливаем им памятники. Но их произведения - это самое малое, что они могли сделать. Главным была их способность к резонансу с невидимыми силами, в лоно которых они возвращались, выполнив свои задачи. Психические лучи находятся в непрерывном движении. Как солнечные лучи вчера, сегодня и завтра одни и те же и в то же время разные, так и великие явления принадлежат той же лучевой системе и образуют единство, которое будет существовать до тех пор, пока есть люди с резонансной способностью. С последним совершенным человеком угаснут и идеалы его рода, чтобы воскреснуть на другой географической широте, в другом образе жизни. 19. Очевидно то, что главным является не накопление отдельных знаний, ибо ?????? ?????????? ???? ??? ?????? (многие всезнайки не имеют проницательности)54. Мудрец скорее ощущает последствия идеи, которая управляет всем через всё ????? ??? ?? ?? ????? ?????????? ?????? ??? ???????????? ????? ??? ??????55. В этом и заключается различие между ????? ?????, т.е. пониманием, пронизывающим весь мир, и ???? ????????, то есть пониманием отдельно взятого индивида56. Последнее не может охватить всё и быть абсолютно правильным, так как оно меняется согласно резонансным условиям конституции и возраста. ??? ?`?????? (восприимчивые субъекты) ??????????? ?? ?????? ???? ?? ???? ??? ???? ??? ???????57. Однако они не могут быть абсолютно неверными; мы ведь тоже, как и окружающие нас жизненные процессы, созидательные идеи, опущены на землю58, или, согласно Гердеру (1744-1803), являемся «отдельным звуком в пении хора, живым колёсиком в механизме природы»59. Разум и мировой порядок конформны, они должны иметь одно происхождение, как считает Мольтке60. Простой факт соответствия законов мышления законам природы остаётся вечной тайной, как выразился совсем недавно М. Планк61, а других титанов исследования, которые придерживаются подобного убеждения, Макс Гартманн62 сопоставляет с Кеплером (1571-1630): Бог, который всё в мире мотивирует числом и мерой, дал человеку душу, которая тоже в состоянии это охватить63. Конечно же, найдутся те, кто считает себя намного выше Гераклита, Демокрита, Гердера, К.Е. фон Бэра, Мольтке. Однако они не понимают, что в этих людях воплотился мировой дух в такой форме, которой едва ли возможно достичь. 20. Но что это за необычное волнообразное движение, которое не везде проходит с одинаковой скоростью, посылает вперёд предшественника, а затем снова, правда не совсем том же виде, возвращается в исходный пункт или, вернее, возвращается в себя самого, но при этом всё же движется вперёд? Круговое движение (циркуляция) было известно человеку и раньше. Так Геродот пишет о ?????? ??? ?????????? ?????????, о круговороте человеческих вещей, а Шиллер считал: Вселенная крутится вокруг меня. Но одно кружение в тесном хороводе, даже если это доставляет удовольствие64, ничего не даёт. Напротив: в тесном кругу сникает разум65. Очевидно, это было недостатком в представлениях Картезиуса, насколько верно его передал его ученик Фонтенелли. Он абсолютно верно распознал вихревое движение: il n'y a pas jusqu'au soleil qui ne tourne sur lui-meme. Но: chacun tourne autour de son soleil sans cbanger de place. (Под солнцем нет ничего, что бы не возвращалось в себя назад. Каждый только движется вокруг своего центра, не меняя своего места49.) Это означает: топтаться на месте и не двигаться вперёд. Но наверняка можно двигаться вперёд, если мы сложим рядом несколько кругов так плотно, чтобы они чуть-чуть касались друг друга. Тогда, в конце концов, получится спираль с более или менее плотными витками. 21. В науке, насколько я знаю, спираль не относится к любимым объектам исследования. Тем не менее, Гёте вместе с его единомыслящим современником К.Г. Карусом, принимали именно спиралеобразное продвижение вперёд66. Карус даже усмотрел в спирали мировой закон. Также мой друг и единомышленник Лик считал, что знания и умения прогрессируют по спирали. Но даже при том внимании, которое в настоящее время уделяется Карусу, надежда на то, что сегодня закон спирали будет воспринят должным образом, очень мала. Спираль объединяет в себе, как подметили ещё древние, два движения: круговорот и движение вперёд.

Образ спирали нетрудно связать с учением о волнах, которое владеет ныне умами. Так, если рассматривать спираль со стороны, то верхняя её часть предстаёт в виде волны, средняя и нижняя части которой остаются скрытыми от глаза. Если закрыть спираль примерно до линии а-b, то остаётся только привычная нам волнообразная линия. Спираль распространяет вокруг себя электрическое поле, и если два или более спиралеобразных движения проходят тесно друг к другу, то это может привести к непредсказуемым процессам в промежуточном пространстве, которые, в свою очередь, тоже оказывают какие-то воздействия. Вычисляя взаимные влияния двух спиралеобразных процессов, даже гениальный Лаплас мог бы потерпеть фиаско.
В доказательство того, что эти представления не являются фантазией дилетанта, приведём несколько высказываний братьев Вебер из известного учения о волнах 67 . "Волны на глубине, большей по сравнению с их высотой, вызывают горизонтальные движения среды, и там частички воды описывают эллиптические траектории; на поверхности же воды эти траектории становятся круговыми".
Согласно теории Франца Герстнера (1804) частички воды не могут совершать никакого иного движения, кроме кругового. И внешне волны выглядят как циклоиды.
"Каждая частичка воды движется по кругу вокруг какой-либо точки, которая, в свою очередь, продвигается вперёд в горизонтальном направлении со скоростью v. Оба движения независимы, и только в объединении они образуют то, что мы наблюдаем как волны“. – Возможно, здесь прослеживается связь с вихревыми токами Фуко, которые посредством индукции образуются в железных сплавах, а также с тем фактом, что диссоциированные газы согласно законам движения жидкостей на вращающейся сфере тоже совершают вихревое движение. Вращение вокруг вихревой оси действует тогда как электрический контурный ток 68 .
Кеплер совершенно правильно представлял, что Солнце, вращающееся вокруг своей оси, захватывает своими силовыми линиями все массы, находящиеся в его окружении 63 . Мы не знаем, как далеко простираются эти увлекаемые Солнцем вихри, однако можем предположить, что два или более вихря могут встретиться и в результате их взаимодействия возникнут новые комбинации.
Правильно ли это представление? В какой степени оно соответствует истине? - Это должны выяснить другие исследователи. Я только прошу приверженцев закона спирали вспомнить о предупреждении Каруса и не погубить идею посредством ограниченного использования механического в органическом. Так погибла схоластика в философии из-за педантичного раздробления понятий, и так гибнет наша сегодняшняя наука из-за стремления рассматривать все понятия в более узком ракурсе и из-за чрезмерной специализации учёных. Великому Карусу представлялся очевидным смысл высказывания Абеларда: quod nesciunt damnant, quod Ignorant accusant. Quidquid non intelligunt, stultitiam dicunt, quidquid capere non possunt, aestimant deliramentum 69 .

22. Если принять картину продвижения вперёд по спирали, то вскоре станет очевидным то, что центры действующих оборотов спирали являются такими же важными, а может даже более важными, чем циклоидное, эллиптическое и круговое движение, так как они определяют ход всей спирали. Эти фиктивные центры образуют своего рода руководящую линию, ось, точно также как характер у людей.
Мы, люди, можем по своему желанию придать металлической спирали определённое направление. Но кто это делает в природе, начиная со спиралеобразного космического тумана и заканчивая спиральными бактериями; от конических размывов и ямок, образованных в результате падения на землю струи воды, до вихревых землетрясений, обнаруживаемых геологами, от спиралеобразных веретён в делящихся клетках 70 до спиралеобразного развития человеческой культуры? Развитие одной из областей культуры – литературы – Петерсен недавно изобразил в виде спиралеобразной лестницы 71 .
Наконец, нетрудно рассмотреть и во вращающихся вокруг атомного ядра электронах признаки спиралей, особенно в тех, которые имеют большую проникающую способность. Очевидно, сверлением легче проникнуть внутрь какого-либо предмета, чем даже сильными ударами по нему. Потому и пулям мы придаём посредством спиральной нарезки ствола спиралеобразное движение, называемое вращением.

23. Изображение спирали в виде пружины (см. рисунок) помогает понять ещё одно её свойство: упругость. Если спираль сжать, а потом отпустить, то она вернётся в исходное состояние, освободив при этом столько же энергии, сколько было затрачено для её сжатия. Это мы называем упругостью. Подобное свойство мы можем наблюдать в спиральных пружинах, в резине, в народностях, которые были угнетены. Идёт ли речь об обратных ударах, о возращении в исходное состояние или о революции, - всё это проявление одного и того же свойства. Как расцвела жизнь в Афинах при гуманизме, или в Германии после избавления от давления церкви и Наполеона! Видоизменяя любимое высказывание Р. Майера, можно сказать: causa aequat effectum, можно сказать: effectus aequat causam, т.е. по силе реакции можно судить о силе предшествующего нагнетения. История полна различными восстаниями против всякого рода тирании. Влияние «Разбойников» Шиллера, которые приняли девиз: in tyrannos! наверняка всем известно. Насколько очевидны эти вещи, настолько же малое количество властителей знают или принимают во внимание высказывание: effectus aequat causam. Незнание биологических законов не освобождало от последствий за их нарушения во все времена.
Время от времени в мире происходят чудовищные события, которые лишь скромной вспышкой доходят до нашего сознания. При этом должна высвобождаться колоссальная энергия. Таким образом, должно быть, снимается сильное невидимое давление. Сжатия и разряжения в истории народов порождают соответствующие им длины волн исторического процесса, которые настолько превышают наше понимание, что мы не в состоянии осознать действие этого закона. Космос есть не что иное, как колеблющаяся упругость. Форма колебаний зависит, в частности, от комбинаций пучков лучей.
Возможно, учение о реинкарнации возникло не без учёта этого явления. Это учение, которое – как мы считали, выдумано примитивными народами – стало владеть умами народов высокой культуры: египтян, индийцев, орфиков (приверженцев древнегреческой тайной секты) и т.д. Каким скромным фрагментом на этом фоне является наше учение о воскрешении!
А вот в современной генетике оно снова всплывает на едва заметном заднем фоне. Оно, это представление древних о движущихся вперёд жизненных круговоротах, не является ли представлением о самой огромной спирали, размеры которой только может постигнуть человеческий разум? То, что не каждый человеческий разум в состоянии сделать это, ещё не означает, что спирали не существует. Ведь себя самого каждый без труда отождествит со спиралью, по которой он кружится не ради своего удовольствия, а как часть большей вихревой системы.

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен