Ф. Буттерзак - Психические лучи и резонанс.       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



I. Мир психоэлектрических лучей

1. Странные, нелогичные мы люди! С одной стороны, утверждаем, что каждое явление имеет свою причину и, возможно, даже несколько причин. А с другой безмолвно требуем, чтобы для каждого следствия обязательно была видна его причина. Если же её не видно, то мы отвергаем взаимосвязи явлений и даже насмехаемся над теми, кто с присущей им фантазией эти взаимосвязи ищет.
При этом мы не задумываемся, что фантастические образы ищущих можно сравнить со светом в туннеле, указывающим нам путь в таинственных глубинах, или с остовом, вокруг которого будет выстроен дворец, или со вспомогательными построениями, с помощью которых можно будет решить трудные геометрические задачи. Не состоят ли все науки из подобных вспомогательных построений, являющихся временными конструкциями, даже когда мы считаем их абсолютными, вечными истинами? Абсолютные истины еще никогда не падали с небес: до них надо дойти через кропотливый труд, через умственные построения и технические эксперименты. Но путь нам должна указать интуиция.
Гордясь каждым мало-мальским достижением технического прогресса, мы с состраданием смотрим на своих предшественников, думая: "Как же они могли жить без этого?" И мы кажемся себе такими большими и важными, что забываем даже о малейшем уважении к ним1. То же самое имел в виду Гёте: "Развитие естествознания движется по спирали, причем в каждой эпохе о своих предшественниках думают надменно"2.
Но кто придаёт спирали ее следующий виток? Конечно, не сытая фактами наука, а голодная до фактов фантазия.

 

2. К человеческим странностям можно также отнести страх перед изучением психических связей между людьми.
Конечно, поиск физических и химических законов внутри живой субстанции является делом интересным и заслуживающим признания. Но несравненно важнее исследования законов психических процессов, ибо в них коренится жизнь каждого индивида. На этих же психических процессах основывается и социальная жизнь общества3.
Жизнь каждого индивида, его организма, ограничивается связями, которые, как мы думаем, определяются нервами и движением соков, то есть причинами физико-химическими. Однако взаимодействие на расстоянии между внешними объектами и нашим телом без какого-либо посредничества либо отвергается, либо для его объяснения прибегается к таким построениям, которые так и остаются фантазией, даже если они облечены в маски и одежды науки. Так, для объяснения лихорадки придумали хитроумные построения, которые едва ли удовлетворяли даже своих создателей. А перед загадкой самочувствия пасуют и эти смельчаки. Факт существования электрических потенциалов между различными тканями является слишком новым, чтобы общественность всерьез им заинтересовалась.

3. Если объяснения связей между материальными объектами достаточны для успокоения невзыскательных душ, то объяснениям человеческих взаимосвязей такой полноты далеко не хватает.
И все же такие связи должны существовать. Так, каждый действует на другого привлекательно или отталкивающе, вызывает симпатию или антипатию, воздействует благоприятно или неблагоприятно, тепло или холодно, увлекает или парализует4.
Мы, врачи, не обходимся без контактов с пациентами. Крель считает их самыми важными, самыми действенными, но и самыми трудноучитываемыми факторами во взаимоотношениях между врачами и пациентами5. Устанавливаются они не путём сложных мыслительных процессов, а без рационального размышления, легко и быстро – как при художественной интуиции6. Возможно, для психического контакта имеет значение даже физическое прикосновение, неизбежное при диагностическом обследовании. Не только в медицине, но и вообще в жизни мы руководствуемся бессознательными чувственными впечатлениями, полученными от контакта; при этом психическое взаимодействие часто остаётся незамеченным7.
Оставаясь в тисках традиционного образования, мы полагаем, что то, что не доказано экспериментальным путём, не существует или ложно. Тем самым мы открещиваемся от процессов, которые ещё не изучены нашей экспериментальной наукой. Однако горячность борца против всего иррационального вызывается скорее внутренней смутой в самом борце: он не решается перейти от догмы к действительности, так как в этом случае отказывают привычные костыли его мышления. И, однако, именно в медицине иррациональная интуиция имеет решающее значение при постановке диагноза, а иррациональная иррадиация – при лечении.

 

4. Отрицать, что в обществе есть межличностные связи, бесполезно; вопрос в том, что эти связи из себя представляют?
Мы чувствуем влияние Солнца и других небесных объектов, хотя достоверных знаний о причинах и механизме такого влияния у нас нет. Также мы влияем и друг на друга, хотя механизм такого влияния тоже пока неизвестен. Нашу жизнь можно сравнить с жизнью звёзды: зарождается маленькое красное солнце, которое начинает расти, со временем превращаясь в белого гиганта, а затем, на спаде кривой развития, превращается в красного карлика и, наконец, потухает.
Может быть, то же самое можно сказать не только в отношении отдельного человека, но и в отношении целых народов?
Если прошлые поколения думали в атомной терминологии, то мы - в лучевой. Наиболее прогрессивные учёные думают уже больше не об излучениях, а о разности потенциалов. Но для изучения ментальных взаимодействий больше подходят лучевые процессы, которые в духовной жизни играют такую же роль, какую играет денежный оборот в экономике.
Физики открыли нам мир лучей, мир, простирающийся между длинами волн от 100 (возможно, 100 000) километров до 0,001 Ангстрема (1 Ангстрем – одна стомиллионная доля сантиметра). Вполне естественно, что наша душа ослеплена быстрым натиском научных открытий. Какое глубокое воздействие оказало на европейское мышление открытие Америки! И как когда-то Европа была под глубоким впечатлением от открытия, сделанного Колумбом, так и сейчас мы находимся в подобном положении, когда высокий физико-технический прилив выбрасывает на берег все новые бутылки с посланиями из неизведанных областей знания.
Нетрудно объяснить стремление экспериментальной науки изучать, несмотря на огромные сложности, только те виды лучей, которые имеют видимую, практическую пользу. Также понятно и то, что легче рассматривать те явления, которые находятся перед глазами, чем те, которые находятся в неизведанных далях. Но мы не должны ошибаться, недооценивая те или другие.

 

5. Научно-исследовательский метод нашего времени построен следующим образом: объект наблюдается; регистрируются взаимосвязи и исследуются внутренние и внешние изменения под воздействием различных причин. В конечном итоге выводится причинно-следственная формула, описывающая поведение наблюдаемого объекта в наблюдаемом процессе. Принцип причинности строго охраняется научным миром.
Вообще-то ответной реакции какой-либо субстанции на воздействие причины уделяется недостаточно внимания. Результатом такого пренебрежения являются разного рода погрешности. В обычной жизни это особой роли не играет, чего нельзя сказать в случае тонких измерений. Так, астрономы борются с субъективными ошибками наблюдений отдельных исследователей и ищут "уравнение", сглаживающее погрешности измерений Репсольда8. Однако при этом почему-то не принимают во внимание то обстоятельство, что эти погрешности подвержены постоянным изменениям как в течение коротких, так и в течение продолжительных отрезков времени.
Если рассмотреть цветовосприятие, то, пожалуй, невозможно предложить единственно правильную систему9. Это своего рода экспериментальное подтверждение слов Гераклита: ????? ???????? ??????????? ???????? ??? ??? ????????? ????? ??????? (глаза и уши людей с неразвитой душой поставляют недостоверный материал)10. Поэтому лучше полагаться не на отдельные впечатления, а на целостное восприятие, полученное от всего комплекса анализаторов нашего тела и души. В этом случае психологи говорят об эмоциональном восприятии. Можно обнаружить множество любопытных форм чувственных восприятий, наблюдая за поведением людей вокруг шведского стола.
Преподаватель и хирург С. Гарре считал глаза и уши важнейшими каналами поступления психических воздействий. Он разделял людей и, в частности, своих студентов, по этому признаку: некоторые лучше воспринимают визуальную информацию, чем акустическую, другие - наоборот. Но он был достаточно велик, чтобы, наряду с этим, признавать также наличие других многочисленных вариантов и комбинаций психических типов восприятия, составляющих индивидуальный ??????11, которые выполняют ту же роль, какую в химии выполняет армия безымянных катализаторов12. Эти комбинации психических типов восприятия обуславливают бесчисленные различия между людьми.

 

6. Главным объектом, который излучает психические воздействия, является, без сомнения, человек. В соответствии с духом времени мы представляем себе эти психические воздействия в виде лучей и хотим использовать данное представление, прежде всего, как гипотезу. Тогда, по аналогии со световыми лучами, мы можем сразу указать на некоторые их свойства:

 

a) Эти лучи экранируются преградами и ослабляются с расстоянием. Если обратиться к средствам массовой информации, деятельность которых в той или иной степени распространяется через стены, континенты и моря, то в них вряд ли вы найдёте разнообразие мнений по поводу этого тезиса. Сквозь стены никогда еще не действовало такое сильнейшее излучение, как любовь, и также настолько же сильная его противоположность - ненависть, проявляющаяся только в том случае, если соответствующие лица явственно видят друг друга. Если бы лучи ненависти одним пучком могли убивать, некоторых людей уже не было бы в живых.

b) Психические лучи, подобно другим лучам, которые отклоняются под воздействием магнитного поля, могут отклоняться. Например, встретились девушка и шесть юношей. Вполне естественно, что всё внимание молодых людей направлено на девушку. Но вот появляются ещё две девушки. Внимание кого-то из юношей сразу переключится на вновь подошедших, тогда как остальные будут по-прежнему увлечены первой очаровательной особой.
То же самое мы наблюдаем и при радиоактивном излучении: если излучаемые радиоактивными материалами лучи пропустить между полюсами сильного магнита, то альфа лучи несколько отклонятся к северному полюсу магнита, бета лучи заметно сильнее отклонятся к южному полюсу. Гамма лучи не отклонятся никуда; это самые жесткие лучи с самыми короткими волнами (0.004 А) и с самой высокой проникающей способностью13.
Подобно тому, как девушка воздействует на молодых людей, так воздействуют и книги: духовная сила автора изменяет направление собственных мыслей внимательного читателя. Но, как заметил Цицерон, чтение многих и разных книг распыляет ум14.
В лечебных целях мы изменяем направление мыслей пациента, когда рекомендуем ему перемену климата, т. е. когда переводим его в другое психоэлектрическое силовое поле.

 

7. c) Психические лучи могут также абсорбироваться и даже проникать в структуру того, кто их принимает. Исходя из этих взглядов, Mонтень дал такое определение дружбы: "cela ne se peult exprimer qu`en respondant: parceque c`estoit liy, parceque c`estoit moy”15. Такое проявление одного в другом можно было заметить между Шиллером и Гёте, и не только в их взаимоотношениях, но и в удивительном восприятии прекрасного, и в великолепных произведениях, среди которых - "Schillerscheva”. Влияние исходило от Гёте16.
В своём труде "Учение о волнах" Братья Эрнст Хайнрих и Вильгельм Вебер заметили , что не смогли бы разграничить долю каждого в совместной работе.
В историю науки и техники вошло тесное сотрудничество между Кирхгофом и Бунзеном, равно как и между Сименсом и Халске.
Кто из научных деятелей имел бы мужество представить своё произведение как порождение только собственных мыслей? Обычно в конце каждого сочинения указывается используемая литература. Но это чистая неблагодарность по отношению ко многим другим, чьи ранее использованные, но забытые труды, письма, разговоры оказали решающее влияние на ход мыслей. Когда биографы с бескорыстным рвением исследуют духовные источники своих героев, то это безусловно похвально, но недостаточно. Вряд ли можно будет установить все источники и особенно впечатления, полученные от них. Так приходим к убеждению, что человек является просто одним из узелков в сети из многих известных и ещё большего числа неизвестных нитей.

 

8. d) В призмах разного состава световой луч преломляется по-разному. Точно также психический луч по-разному преломляется в психофизических системах, т. е. в мозгах своих последователей. Как преломлялись в течение столетий душевные лучи Платона, Христа, Пифагора, Парацельса, Канта, Гегеля! История математики, физики, химии шаг за шагом показывает, как психические лучи, исходящие из одного исследователя, преломлялись в других. Многие, видя только внешнюю сторону картины, говорят, что доходящее до ненависти непонимание – результат подобного преломления – появляется из-за разных взглядов. Мы все только призмы, аппараты разложения более высокой психической энергии, будь то ???? Анаксагора или Плотина, мировая душа Платона или абсолютный дух Шеллинга или Гегеля. Иренаус (140-200) предавался подобным мыслям, проводя различие между вечно живущим духом (?????? ?????????) и временным дыханием жизни (???? ????), неразрывно связанным с телом.
В нашем понимании, для получения чистого белого света через одну собирающую линзу должны быть пропущены тысячи лучей, прошедших через индивидуальные призмы. Никому и никогда сделать это не удастся. Но какой бы неразрешимой задача не была, она поясняет каждому, что все мы являемся мельчайшими пакетами волн в универсальном Спектре. Каждый из нас является равноправным, необходимым элементом белого света.
Такой подход предвосхитил уже 200 лет назад Vauvenargues (1715-1747) в своей знаменитой интродукции: une infinite d'hommes differens envisageaient les choses par divers cotes; mais peu de gens ont l'esprit assez profond et assez vaste pour concilier tant de verites17.
Проблема усложняется тем, что отдельный человек не непосредственно предстоит перед мировым духом. В большой степени между ними вклиниваются более крупные жизненные единицы: народы, времена, культуры, так что до отдельного человека доходит только часть спектра, которая к тому же пронизана Фраунгоферовыми линиями.

9. Как спектр видимого света - от красного до фиолетового - представляет собой только мизерную часть из океана волн Вселенной, так и человек является мельчайшим элементом в глобальном психическом процессе. Нас восхищают человеческие достижения, но не мешает помнить фразу Исайи: "кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса?" (Ис. 40:12). Нет более грубой ошибки, чем утверждать, что с помощью извилин человеческого мозга можно уловить бесконечность. Что представляет собой слабый свет, который посылает Солнце на нашу планету и который попадает на сетчатку наших глаз, по сравнению с излучением Вселенной?

 

10. e). Часть психических лучей не преломляется, как в призме и не отклоняется, как в шаре, а полностью отражается. Другими словами, существует постоянное взаимодействие между тем, кто испускает лучи и тем, кто их принимает. Видим себя, как в зеркале, или слышим себя в сидящем напротив.
В беседе или в переписке собственные мысли всегда отражаются в новых вариантах. В этом и состоит положительное воздействие свободного обмена мнениями.
Ещё Демокрит принимал во внимание взаимодействие между смотрящим и объектом, считая, что лучи исходят из каждой вещи (????????????? ??? ??? ???????? ??? ??? ??????? ??????? ??? ??? ???????? ???? ????????.18). Позднее Картесиус придерживался схожей точки зрения (по высказыванию Фонтенеля): les etoiles ne paraissent briller a reprises que parceque leurs tourbillons poussent perpetuellement les notres et en sont perpetuellement repousses (звёзды блестят только потому, что излучаемые ими вихри соединяются с нашими в бесконечной игре взаимодействий.)
В новейшее время мы услышали от Шопенгауэра: "Можно предположить, что по воле гипнотизёра поток жизненной энергии от его головного мозга идёт к симпатическим нервам гипнотизируемого, а оттуда возвращается обратно к гипнотизёру"19.
Бергсон представлял себе: qu'entre les diverses personalites s'accom-plissent sans cesse des echanges comparables aux phenomenes d'endosmose. Главное – это происходящее со световой скоростью взаимодействие, его же внешнее облачение второстепенно. В духовном смысле это называется вниманием.
Подобные представления были уже у Хоббенса (1588-1679). Он говорил о возвратности чувственных восприятий как о стремлении к объекту. Его заключение: философия – это наука о движении тел21.
Создаётся впечатление, что внимание – это непрерывный, постоянно напряжённый процесс. Наблюдаемое мы воспринимаем безмолвно; говорит же за нас наш напряжённый, внимательный, пристальный взгляд. Но одна видимость может вводить в заблуждение. Уже Бореллус (1608-1679) знал: ambabus viribus contrariis vigentibus quietis apparentia refertur (если оба противника одинаково сильны, то возникает иллюзия покоя)22.
Как световые волны колеблются с неуловимо короткими периодами, так и при внимательном взгляде происходит обмен волнами между субъектом и объектом, но только в более быстрой последовательности. Только всё вновь с невообразимой скоростью появляющиеся новые раздражения оставляют отпечаток на любой по продолжительности отрезок времени. Непрерывное раздражение вскоре исчерпало бы своё воздействие.
Подобные мысли уже высказывал проницательный Оттомар Розенбах (1851-1907). При непрерывном тоническом сокращении сердечной мышцы кровообращение вскоре бы прекратилось23.
То же происходит и в случае молнии. По последним измерениям24, молния начинается с одиночного электрического разряда, идущего из облака на землю. Сразу вслед за этим происходит повторный разряд обратной полярности, и всё это за 1/2000 долю секунды. Этот процесс повторяется около 10 раз в течение ничтожно малого интервала времени.
В противоположность этому Эмпедоклес предостерегал: доверяй глазу, он не обманывает, как уши. Слух невосприимчив, язык полон лжи. И каким бы путём ты не проводил исследования, не доверяй только своим чувствам!25
Словами Кристиана Вольфа (1679-1754) можно сказать и так: campum perceptivum dico multitudinem perceptionum simultanearum (внимательное зрение – это результат одновременного воздействия многочисленных впечатлений)26. Очевидно, что этим он предвосхитил тезис сегодняшних физиологов о постоянном движении глаз и зрачков27. Также как и глазами: tastando quasi cogli occhi le Stoffe e le pelliccie28, для изучения предмета мы ощупываем его пальцами. Но однократного приложения руки недостаточно. Необходимо суммировать ощущения от многочисленных касаний. Точно также действуют и катализаторы - они с наискорейшим чередованием кратковременных соприкосновений – а часто для продолжительности соприкосновения достаточно уже 0,01 секунды, а то и меньше – повторяют свою функцию тысячи и миллионы раз, сами при этом не изменяясь. Таким образом, мы имеем перед собой своего рода химический perpetuum mobile29.
Физико-химическую аналогию такого процесса можно усмотреть в высказывании физика и математика Кембриджа Георга Габриэля Стокса (1819-1903): под воздействием света происходит непрерывное образование и разрушение хлорофилла. Зелёный цвет, который в световом спектре присутствует постоянно, является не какой-то новой материей, а скорее фазой, посредством которой отдельные молекулы должны сложиться в определённую последовательность30. Один глубокомысленный химик однажды назвал озон формой кислорода, которая находится в быстром движении; точно также ведёт себя известный из ядерной физики позитрон (продолжительность его жизни - миллиардная доля секунды), и солнце из года в год излучает одинаковое количество света и тепла, являющихся результатом постоянно новых процессов сгорания. Не является ли наше собственное "Я" результатом постоянного, непрерывного расщепления и синтеза? То, что невежда осмеёт, мудрец осознает: Бытие – это последовательность состояний, сменяющих друг друга с невообразимой скоростью.

 

11. Если зрение, слух, катализ являются сложным результатом воздействия таких тысячекратных, непрерывно движущихся со скоростью света лучей, то важно знать, когда энергия воздействия выше. Она зависит от контактности, отзывчивости взаимодействующих объектов. Что касается отзывчивости, то её можно обозначить термином, который физики называют резонансом. Если противопоставленные тела не резонируют между собой, то даже сильнейшее излучение становится недействующим, как и лучи нашего солнца, которые не активны, если не попадают на планеты или на предметы, и наоборот, соприкоснувшись с ним, могут образовывать вспышки, подобные северному сиянию.

Только влюблённые могут одарить любовью –
Больше никто;
Также и звёзды светят только тем, кто их видит,
А не слепым31.

Напряжение внимания не постоянно: оно меняется в зависимости от физиологических и психологических причин. Поэтому важно всё время его поддерживать. Без этого не будут производить впечатление ни прекрасная природа, ни чудесная музыка, ни блестящий оратор. Как много чудесных открытий остались незамеченными из-за недостаточного резонанса!
Каждый из этих бесчисленных меняющихся рефлексов вызывает реакцию, хотя и незаметную, но реально существующую. Сумма таких неуловимых воздействий в конечном итоге вызывает тончайшие изменения в сознании. Таким образом, внутренний потенциал любого творческого деятеля, занимающегося отображением или исследованиями, накапливается под воздействием этих рефлексов. Рассмотрим даже простого ремесленника. Модели и примеры воздействуют на него таким образом, что, в конце концов, происходит безукоризненное воспитание человека в нужном направлении точно так же, как и шлифование драгоценного камня. К сожалению, это действует и в противоположенную сторону - худые сообщества развращают добрые нравы: bose Beispiele verderben auch die besten Sitten, non vi, sed saepe cadendo.
Не существует морали или аморали, которые, в понимании Меланхтона, Кальвина, Канта, появились во Вселенной иллюзорно; это только лишь отражения наиболее ярких впечатлений. В жизни народов гораздо важнее тысячи взаимодействий, вызванных увеличивающимися душевными волнениями, как это происходит сейчас перед нашими глазами, в растущем резонансе животных инстинктов вследствие развития транспорта, способствующего более быстрому передвижению населения32.

 

12. Каждый знает силу цели. Людей можно оценивать по их целям. По большому счёту они отличаются не умом, и не талантом, а только своими целями и тем, как они их достигают. Для одних главной целью является наполнение своего собственного желудка. Для других - распутная жизнь33. Цели оказывают такое дальнее воздействие, которое можно смело сопоставлять с силой притяжения.
Это просто удивительно, каким образом более высокие инстанции распределяют цели среди людей. Задача женщины не только родить детей, но и воспитать их. Поэтому их способность рожать к 40 годам прекращается, чтобы в течение отведённого ей жизненного срока женщина смогла поставить на ноги своего последнего ребёнка. Задачи мужчины относятся больше к духовной сфере. Поэтому он не перестаёт накапливать опыт и применять его на общее благо. Потому почитание стариков имеет своё психофизическое основание.
Мы все являемся объектами каких-то целей, независимо от того, знаем ли мы о существовании этой мощной магической силы, или нет, а также с какого расстояния она действует, так как каждая система волн асимптотически уходит в бесконечность. Она неумолимо демонстрирует нам резонанс посредством законов мироздания. Ducunt volentem fata, nolentem trahunt34 (судьба ведёт смиренных и тащит строптивых).
Цели нашей жизни и наших стремлений неясно проносятся сквозь наш восхваленный мозг, а чаще всего даже мимо нас. Осознанные цели установлены для смертных не Зевсом; как пел Пиндар35, мы сами в наших планах отважно возносимся ввысь. Всё чаще целями руководит наша алчность, получающая всё новые силы через взаимодействие с этими сверхфизическими факторами. Луч веры, посылаемый верующим божеству, возвращается к нему усиленный силой его веры. Все формы верования достойны в равной степени. Тот же, кто совершенно не имеет веры, не имеет опоры, и, следовательно, может пасть. Браку, который распался из-за стремления избежать потомства, недостает биологической цели. Поэтому он разрушается изнутри, хотя внешне выглядит достаточно прочно. Перспектива иметь ребёнка, цель всей жизни, осчастливит каждую беременную женщину. Психозы беременности происходят не из-за этого, а вызываются нашей цивилизацией, создающей преграды для нормальной жизни. В тех народах, где любовные отношения вызывают вместо радости страх перед беременностью, мы наблюдаем крушение инстинктивной идеи. Такой народ, как показывает история, несмотря на непродолжительный период блеска и славы, неминуемо обречён на закат: примером может служить древний Рим или современная Франция.
Мы должны осознавать, насколько цель отдалена от нас. Иначе человек потеряется в бесконечности. Как много одаренных умов ничего не добились по причине их разносторонней суетливости!
Между тем цели отдельных индивидов могут сталкиваться между собой. В результате возникает борьба мнений и стремлений, в которой каждый мерится силами, становясь от этого крепче. И не имеет значения, какое направление победит в данный момент. Можно сказать и так: побеждённый сегодня укрепляется и при наступлении благоприятных времён проявит себя уже с большей внутренней силой. Существуют непонятые направления, школы, партии, народы, взаимное неприятие которых происходит только лишь от непонимания общности целей и задач.
Так же как зрение и слух постоянно осуществляются с помощью тысяч туда и обратно спешащих волн, вызывающих резонансы, так и исследование, которое осуществляется песчинка за песчинкой36, в конечном итоге заканчивается выводами. Мы, обычные смертные, смотрим с восторгом или критически на завершённое произведение исследователя или деятеля искусства, как будто оно возникло внезапно из головы Зевса – как Паллас Атэнэ. Но при этом мы легко забываем о становлении произведения, что всегда ново, всегда сильно полётами мысли, которая частично, а порой и полностью живёт тоской, страстями и надеждами людей.
Здесь уместн?о сравнение с охотой: пролетающая дичь возбуждает пыл охоты от минуты к минуте всё сильнее.
На более низком уровне аналогом может служить захватывающее чтение или увлекательная беседа. В этом случае забывают о собственном Я, так как сливаются с другим.
Вот уж действительно: живем только тогда, когда забываем о себе.

 

13. В прежние времена проводилось различие между активным и пассивным вниманием. Теория лучей объясняет разницу: сильный источник возбуждения активно обращает на себя внимание; таким образом, внимание становится пассивным. И напротив, внимание становится активным в результате снижения порога возбуждения или усиления контактности.
Именно из этого взаимодействия вытекает тезис психолога – экспериментатора: настройка взгляда определяется не интенсивностью и качеством возбуждения, а способностью к концентрации внимания37.
Нечто похожее происходит и при гравитации. Известно, что большая масса притягивает малую. Это открытие несомненно принадлежит Ньютону. В практической жизни можно пренебречь малой силой притяжения, но теоретически её нужно учитывать, так как большая масса может возбудить в меньшей новую силу, которая постепенно может изменить соотношение этих сил. Уже Парацельс (1493-1541), вспоминая гений Агриппы фон Нэттэсхайма (1456-1535) положил резонанс в основе своей магической теории 38. У динамо-машины возможен такой вариант: происходит увеличивающееся взаимодействие между обмоткой якоря и магнитным полем статора, которое в конце концов приведёт к «перегоранию машины». Сюда же относятся «катализ прироста» или чрезмерный автокатализ новейшей химии39.

14. В духовной жизни дела обстоят следующим образом: меньшая сила увеличивается за счёт большей – сначала присоединяется к ней, осмотрительно с ней взаимодействует, начинает её подавлять, и, наконец, преодолевает её. Это так называемая техника прихода и движения идей. При таком столкновении друг с другом духовных волн происходят нечто вроде прибоев. Для философов-историков эти прибои являются признаком ранее действовавшей силы.
На обывательском уровне можно сказать так: перед прибоем волны становятся больше.
Не таким ли образом огонь юношей притягивает к себе девушек, и это постепенно перерастает во взаимную страстную любовь? А актеры и певцы – не черпают ли они свои силы из психологического контакта со зрителем? Вместе с аплодисментами возрастают воодушевление и выносливость.
Поучительный пример такого взаимодействия показал Rud Eucken (1846-1926). В уединенности его рабочего кабинета царило глубочайшее согласие и мир; верили, что там можно было наблюдать тихое плетение создающейся души. Но когда он становился за трибуну, то, в гневе, огонь внутреннего возбуждения, казалось, извергался из него, и слушатели были полностью им захвачены40. Можно ли охарактеризовать психофизические взаимодействия более пластично?
Нужно только остерегаться хитроумных аналогий, которые приводят к искажению и потере сути. Во всяком случае целесообразно, в соответствии с аналогией эпикурейцев ??? ???? ??? ???????? ??????, попытаться проложить тропу от известного к неизведанному41.

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен