|
ГЛАВА 41 ГОРОД СОЛНЦА, КАМЕРА ШАКАЛАМохаммед подобрал нас у отеля в Гелиополе в 6 утра, когда еще было темно. Мы выпили по чашечке крепкого черного кофе в при дорожном буфете и поехали на запад, по еще почти пустын ным улицам, в сторону Нила. Я попросил Мохаммеда про ехать через площадь Майдан-аль-Массаллах, на которой высится один из самых старых уцелевших египетских обе лисков 60 . Этот монолит из розового гранита весом 350 тонн и высотой 32 метра был воздвигнут фараоном Сенусеретом I (1971-1928 годы до н.э.). Первоначально он был одним из двух, стоявших при входе в великолепный храм Солнца в Гелиополе. За прошедшие 4000 лет храм погиб, так же как и второй обелиск. Фактически исчез почти весь древний Гелиополь, резные каменные украшения и готовый строи тельный материал из которого растащили бесчисленные по коления обитателей Каира. Гелиополь (город Солнца) фигурирует в Библии под названием Он, а египтяне первоначально называли его Инну, или Инну-Мехрет, что соответственно переводится как "столп", или "северный столп". Этот район был очень по читаем, ассоциировался со странной группой из девяти солнечных и звездных богов и был уже очень древним, когда Сенусерет решил поставить там свой обелиск. Верили, что вместе с Гизой и далеким южным городом Абидосом Инну- Гелиополь был частью первозданной земли, что поднялась из вод в момент творения, земли "Первого Времени", где боги установили свою власть на земле. Теология Гелиополя базировалась на мифе о творении, который имел некоторые необычные и любопытные осо бенности. Согласно этому учению, вначале Вселенная была заполнена темным водянистым "ничем", которое называ лось Нун. Затем из этого инертного космического океана ("бесформенного и такого черного, как чернота черной ночи") вырос холм сухой земли, на котором бог Солнца Ра материализовал себя в виде Атума (которого иногда изобра жают в виде бородатого старика, склонившегося над своими творениями): "Еще не было создано небо, еще не была со здана земля, и не были еще вылеплены дети земли и всякого рода пресмыкающиеся... Был только Я, Атум, сам по себе... И некому было помочь мне в работе... " Сознавая свое одиночество, это блаженное и бессмерт ное существо задумало создать двух блаженных отпрысков, Шу — бога воздуха и сухости и Тефнут — богиню влаги: "Я ввел свой фаллос в свой кулак и заставил потечь свое семя. Влив его в рот, я испражнился в виде Шу и излился в виде Тефнут" 61 . Несмотря на такое, казалось бы, неблагоприятное нача ло, Шу и Тефнут, называемые Близнецами и часто изобра жаемые в виде львов, выросли, созрели, совокупились и произвели на свет собственное потомство: Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти, в свою очередь, соединились' и произвели на свет Осиоиса, Исиду, Сета и Нептис, завершив формирование эннеады, полного сонма из девяти бо гов Гелиополя. Считалось, что из этих девяти четверо пра вили Египтом в качестве царей: Ра, Шу, Геб и Осирис; за ними последовал Гор. После этого в течение 3226 лет правил бог мудрости с головой ибиса Тот 62 . Кем были они: творениями, существами, богами? Плодом воображения жрецов, символами или элементами шифра? Были ли истории об их приключениях мифологизиро ванной памятью о реальных событиях, которые происходи ли тысячи лет назад? Или это часть кодированного посла ния древних, которое последовательно передается от эпохи к эпохе — послания, которое мы только теперь начинаем распутывать и понимать? Эти идеи могут показаться фантастическими. Но я не мог забыть, что из тех же преданий Гелиополя вырос вели кий миф об Осирисе, содержащий в завуалированной фор ме точный расчет скорости прецессионного движения. Кро ме того, жрецы Инну, отвечавшие за сохранность и переда чу эстафеты этих преданий, славились в Египте своей муд ростью и искушенностью в прорицаниях, астрономии, математике, архитектуре и магии. Они были знамениты также тем, что владели могущественным и священным фетишем под названием Бенбен. Египтяне называли Гелиополь Инну, то есть столб, по скольку, согласно преданию, в далекие додинастические времена Бенбен хранили здесь, на верхушке грубо отесан ного каменного столба. Согласно поверью, Бенбен упал с неба. К сожалению, он был утерян так давно, что к моменту воцарения Сенусе-рета в 1971 году до н.э. никто уже не помнил его внешнего вида. В это время (эпоха XII династии) в памяти сохрани лось только, что он имел форму пирамиды. Отсюда и геометрия всех последующих обелисков. А словом Бенбен ста ли обозначать так называемый "пирамидной", или заостренный камень, обычно устанавливаемый на самую верши ну пирамиды. В символическом смысле он тесно и непос редственно ассоциировался с Атумом-Ра, о котором древние тексты говорили: "Ты стал выше высот; ты вознесся, как камень Бенбен, в Жилище Феникса..." Жилищем Феникса называли храм в Гелиополе, где хра нился Бенбен. Это название отражало тот факт, что данный таинственный предмет служил также вечным символом ми фического Феникса, священной птицы Бенну, чье перио дическое появление и исчезновение поверье связывало с неистовыми космическими циклами и разрушением миро вых эпох с последующим возрождением ". СВЯЗИ И ПОДОБИЯ Проезжая в полседьмого по пригородам Гелиополя, я прикрыл глаза и попытался вообразить, как выглядел ланд шафт в мифическое "Первое Время", после того, как из вод Нун поднялся первобытный холм Ра-Атума. Очень соблазнительно было бы разглядеть связь между этим образом и андскими преданиями о появлении бога-цивилизатора Ви-ракочи из вод озера Титикака после всесокрушающего потопа. Следовало бы рассмотреть и Осириса — бородатую фигуру, вроде Виракочи, вроде Кецалькоатля — кстати, именно он, по преданию, пресек людоедство среди египтян, научил их земледелию и животноводству, познакомил с ис кусством письма, архитектуры и музыки. Это сходство между преданиями Старого и Нового Света трудно не заметить, но еще труднее интерпретировать. Может быть, конечно, что все это серия вводящих в заблужде ние совпадений. С другой стороны, нельзя исключить воз можности того, что здесь проглядывают следы древней и неизвестной нам глобальной цивилизации, которые попа даются то в мифах Центральной Америки, то в высоких Андах, то в Египте. В конце концов, жрецы Гелиополя, распространявшие учение о сотворении мира — у кого на учились они? Они что, появились из ниоткуда, или же их доктрина, со всей своей сложной символикой, явилась ре зультатом, длительной шлифовки религиозных идей? Если так, то когда и где эти идеи возникли? Я огляделся и обнаружил, что мы уже выехали из Ге- лиополя и пробираемся сквозь шумные и многолюдные ули цы деловой части Каира. Затем мы перебрались на запад ный берег Нила по мосту Шестого октября и вскоре после этого въехали в Гизу. Минут через пятнадцать, оставив спра ва громаду Великой пирамиды, мы свернули на шоссе, ве дущее вдоль самой длинной реки мира в южном направле нии среди пальм и зеленых полей, окаймленных рыжими пятнами пустошей безжалостно вторгающейся пустыни. Идеи жрецов Гелиополя влияли на все стороны мирс кой и религиозной жизни Древнего Египта, но вот вопрос: возникли они здесь или были откуда-то привнесены в до лину Нила? Предания египтян давали на этот вопрос не двусмысленный ответ: вся мудрость Гелиополя — наследство, доставшееся человечеству от богов. ДАРЫ БОГОВ? Через полтора десятка километров от Великой пирами ды мы свернули с магистрали, чтобы посетить некрополь Саккары. Здесь над всем доминировала шестиярусная сту пенчатая пирамида — зиккурат фараона III династии Зосе- ра. Этот высящийся на краю пустыни внушительный мону мент (около 60 метров в высоту) датируется приблизитель но 2650 годом до н.э. Он стоит посреди территории, огороженной элегантной стеной, и считается у археологов самым древним сооружением из массивного камня. Согласно пре данию, его создателем является легендарный Имхотеп, "Великий маг", верховный жрец Гелиополя, другими титулами которого были: Мудрец, Чародей, Астроном и Врач. Мы еще поговорим о ступенчатой пирамиде и ее созда теле в другой главе, а в эту поездку в Саккару я не плани ровал ее посещения. Единственной моей целью было загля нуть в погребальную камеру пирамиды Унаса, фараона V ди настии, который правил с 2356 по 2323 год до н.э. Стены этой камеры, которую я несколько раз посещал раньше, покрыты от пола до потолка древнейшими "Текстами пира мид", настоящей феерией иероглифов, выражающих массу замечательных идей — резкий контраст с немым и лишен ным украшений интерьером пирамид IV династии в Гизе.
Исключительная принадлежность V и VI династий (2465-2152 годы до н.э.), "Тексты пирамид" представляют собой священные документы, часть которых, как считают, составлена в конце III тысячелетия до н.э. жрецами Гелио-поля, а часть дошла до них из додинастических времен 64 . Именно последние части "Текстов", восходящие к далекой и недосягаемой древности, вызвали у меня особенный ин терес, когда я взялся за их изучение несколько месяцев, назад. Меня также позабавило и слегка заинтриговало то, каким необычным образом французских археологов XIX века почти довел до потайной камеры с "Текстами пирамид" мифический "открыватель путей". Согласно документаль ным отчетам, египтянин-десятник на раскопках в Саккаре однажды поднялся рано утром и на рассвете возле развалин пирамиды встретился взглядом с янтарными глазами оди нокого пустынного шакала: "Выглядело это так, будто животное под дразнивает человека... и приглашает погнаться за ним. Шакал медленной походкой направил ся к северной стороне пирамиды, где на мгновение остановился и исчез в дыре. Удивленный араб решил последовать за провожатым. Про скользнув ползком сквозь узкое отверстие, он оказался в темных недрах пирамиды. Вскоре он достиг камеры и, подняв фонарь, обнару жил, что стены от пола до потолка покрыты иероглифами. Они были вырезаны и выкра шены в бирюзовый и золотой цвета". Й сегодня до исписанной иероглифами камеры под раз рушенной пирамидой Унаса приходится добираться сквозь северную стену по длинному нисходящему проходу, который французские археологи прокопали после удивительно го открытия десятника. Камера состоит из двух прямоу гольных комнат, разделенных стеной с низким дверным проемом. Обе комнаты перекрыты двускатным потолком, украшенным мириадами звезд. Согнувшись в три погибе ли, мы с Сантой проникли сначала в первую комнату, а затем через соединительную дверь — во вторую. Это была уже настоящая усыпальница с массивным саркофагом Уна са из черного гранита у западной стены и "Текстами пира мид", обращающимися к вам с каждой стены. О чем же говорят иероглифы, когда обращаются на прямую, а не через загадки и математические фокусы неук рашенных стен Великой пирамиды? Ответ до некоторой сте пени зависит от того, каким переводом вы пользуетесь, хотя бы потому, что язык "Текстов пирамид" содержит столько архаических форм и незнакомых мифологических намеков, что ученые вынуждены заполнять пробелы своих познаний догадками 65 . Тем не менее считается общепринятым, что наиболее авторитетный вариант перевода принад лежит покойному Р. О. Фолкнеру, профессору древнееги петского языка Лондонского университета. Фолкнер, чей перевод я штудировал буквально по строч ке, писал, что "Тексты" представляют собой "древнейшее собрание египетской литературы, посвященной религии и похоронным обрядам", и добавлял, что "в них меньше все го искажений по сравнению с другими собраниями и они имеют фундаментальное значение для изучающих египетс кую религию..." Причина, почему "Тексты" так важны (с чем согласны многие ученые), состоит в том, что они пред ставляют собой последний открытый канал, соединяющий относительно короткий период прошлого, который челове чество помнит, с намного более длинным забытым перио дом: "Они смутно приоткрывают нам исчезнувший мир мысли и речи, последнюю из бесчисленных эр, через кото рую прошел доисторический человек, пока, наконец, ...не вступил в историческую эпоху". Трудно не согласиться с этим мнением: "Тексты" дей ствительно открывают исчезнувший мир. Но что меня больше всего привлекало в этом мире, так это возможность того, что его населяли не только примитивные дикари (как мож но было бы ожидать от далекой предыстории), но и, как это ни покажется парадоксальным, люди, сознание кото рых поднялось до понимания космоса. Общая картина была достаточно двусмысленной: в "Текстах пирамид" содержат ся абсолютно примитивные элементы наряду с цепочками высоких идей. Тем не менее каждый раз, когда я погружал ся в эти, как выражаются египтологи, "древние заклина ния", меня поражали странные проблески работающего интеллекта, пробивающегося сквозь слои непонимания, сообщающего о том, о чем он не должен был бы знать, и выра жающего мысли, которые он никогда не должен был бы сформулировать. Короче говоря, эффект, которого "Тек сты" добиваются через посредство иероглифов, сродни эф фекту, которого Великая пирамида добивается при помощи архитектуры. В обоих случаях вас не покидает ощуа(ение анахронизма — передовые технологические процессы ис пользуются и описываются в такой период человеческой истории, когда, как считалось, и техники-то никакой не было...
|