Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ГЛАВА 41 ГОРОД СОЛНЦА, КАМЕРА ШАКАЛА

Мохаммед подобрал нас у отеля в Гелиополе в 6 утра, когда еще было темно.

Мы выпили по чашечке крепкого черного кофе в при­ дорожном буфете и поехали на запад, по еще почти пустын­ ным улицам, в сторону Нила. Я попросил Мохаммеда про­ ехать через площадь Майдан-аль-Массаллах, на которой высится один из самых старых уцелевших египетских обе­ лисков 60 . Этот монолит из розового гранита весом 350 тонн и высотой 32 метра был воздвигнут фараоном Сенусеретом I (1971-1928 годы до н.э.). Первоначально он был одним из двух, стоявших при входе в великолепный храм Солнца в Гелиополе. За прошедшие 4000 лет храм погиб, так же как и второй обелиск. Фактически исчез почти весь древний Гелиополь, резные каменные украшения и готовый строи­ тельный материал из которого растащили бесчисленные по­ коления обитателей Каира.

Гелиополь (город Солнца) фигурирует в Библии под названием Он, а египтяне первоначально называли его Инну, или Инну-Мехрет, что соответственно переводится как "столп", или "северный столп". Этот район был очень по­ читаем, ассоциировался со странной группой из девяти сол­нечных и звездных богов и был уже очень древним, когда Сенусерет решил поставить там свой обелиск. Верили, что вместе с Гизой и далеким южным городом Абидосом Инну- Гелиополь был частью первозданной земли, что поднялась из вод в момент творения, земли "Первого Времени", где боги установили свою власть на земле.

Теология Гелиополя базировалась на мифе о творении, который имел некоторые необычные и любопытные осо­ бенности. Согласно этому учению, вначале Вселенная была заполнена темным водянистым "ничем", которое называ­ лось Нун. Затем из этого инертного космического океана ("бесформенного и такого черного, как чернота черной ночи") вырос холм сухой земли, на котором бог Солнца Ра материализовал себя в виде Атума (которого иногда изобра­ жают в виде бородатого старика, склонившегося над свои­ми творениями):

"Еще не было создано небо, еще не была со­ здана земля, и не были еще вылеплены дети земли и всякого рода пресмыкающиеся... Был только Я, Атум, сам по себе... И некому было помочь мне в работе... "

Сознавая свое одиночество, это блаженное и бессмерт­ ное существо задумало создать двух блаженных отпрысков, Шу — бога воздуха и сухости и Тефнут — богиню влаги: "Я ввел свой фаллос в свой кулак и заставил потечь свое семя. Влив его в рот, я испражнился в виде Шу и излился в виде Тефнут" 61 .

Несмотря на такое, казалось бы, неблагоприятное нача­ ло, Шу и Тефнут, называемые Близнецами и часто изобра­ жаемые в виде львов, выросли, созрели, совокупились и произвели на свет собственное потомство: Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти, в свою очередь, соединились' и произвели на свет Осиоиса, Исиду, Сета и Нептис, завер­шив формирование эннеады, полного сонма из девяти бо­ гов Гелиополя. Считалось, что из этих девяти четверо пра­ вили Египтом в качестве царей: Ра, Шу, Геб и Осирис; за ними последовал Гор. После этого в течение 3226 лет пра­вил бог мудрости с головой ибиса Тот 62 .

Кем были они: творениями, существами, богами? Пло­дом воображения жрецов, символами или элементами шиф­ра? Были ли истории об их приключениях мифологизиро­ ванной памятью о реальных событиях, которые происходи­ ли тысячи лет назад? Или это часть кодированного посла­ ния древних, которое последовательно передается от эпохи к эпохе — послания, которое мы только теперь начинаем распутывать и понимать?

Эти идеи могут показаться фантастическими. Но я не мог забыть, что из тех же преданий Гелиополя вырос вели­ кий миф об Осирисе, содержащий в завуалированной фор­ ме точный расчет скорости прецессионного движения. Кро­ ме того, жрецы Инну, отвечавшие за сохранность и переда­ чу эстафеты этих преданий, славились в Египте своей муд­ ростью и искушенностью в прорицаниях, астрономии, ма­тематике, архитектуре и магии. Они были знамениты также тем, что владели могущественным и священным фетишем под названием Бенбен.

Египтяне называли Гелиополь Инну, то есть столб, по­ скольку, согласно преданию, в далекие додинастические времена Бенбен хранили здесь, на верхушке грубо отесан­ ного каменного столба.

Согласно поверью, Бенбен упал с неба. К сожалению, он был утерян так давно, что к моменту воцарения Сенусе-рета в 1971 году до н.э. никто уже не помнил его внешнего вида. В это время (эпоха XII династии) в памяти сохрани­ лось только, что он имел форму пирамиды. Отсюда и гео­метрия всех последующих обелисков. А словом Бенбен ста­ ли обозначать так называемый "пирамидной", или заост­ренный камень, обычно устанавливаемый на самую верши­ ну пирамиды. В символическом смысле он тесно и непос­ редственно ассоциировался с Атумом-Ра, о котором древние тексты говорили: "Ты стал выше высот; ты вознесся, как камень Бенбен, в Жилище Феникса..."

Жилищем Феникса называли храм в Гелиополе, где хра­ нился Бенбен. Это название отражало тот факт, что данный таинственный предмет служил также вечным символом ми­ фического Феникса, священной птицы Бенну, чье перио­ дическое появление и исчезновение поверье связывало с неистовыми космическими циклами и разрушением миро­ вых эпох с последующим возрождением ".

СВЯЗИ И ПОДОБИЯ

Проезжая в полседьмого по пригородам Гелиополя, я прикрыл глаза и попытался вообразить, как выглядел ланд­ шафт в мифическое "Первое Время", после того, как из вод Нун поднялся первобытный холм Ра-Атума. Очень соблаз­нительно было бы разглядеть связь между этим образом и андскими преданиями о появлении бога-цивилизатора Ви-ракочи из вод озера Титикака после всесокрушающего по­топа. Следовало бы рассмотреть и Осириса — бородатую фигуру, вроде Виракочи, вроде Кецалькоатля — кстати, именно он, по преданию, пресек людоедство среди египтян, научил их земледелию и животноводству, познакомил с ис­ кусством письма, архитектуры и музыки.

Это сходство между преданиями Старого и Нового Света трудно не заметить, но еще труднее интерпретировать. Мо­жет быть, конечно, что все это серия вводящих в заблужде­ ние совпадений. С другой стороны, нельзя исключить воз­ можности того, что здесь проглядывают следы древней и неизвестной нам глобальной цивилизации, которые попа­ даются то в мифах Центральной Америки, то в высоких Андах, то в Египте. В конце концов, жрецы Гелиополя, распространявшие учение о сотворении мира — у кого на­ учились они? Они что, появились из ниоткуда, или же их доктрина, со всей своей сложной символикой, явилась ре­ зультатом, длительной шлифовки религиозных идей?

Если так, то когда и где эти идеи возникли?

Я огляделся и обнаружил, что мы уже выехали из Ге- лиополя и пробираемся сквозь шумные и многолюдные ули­ цы деловой части Каира. Затем мы перебрались на запад­ ный берег Нила по мосту Шестого октября и вскоре после этого въехали в Гизу. Минут через пятнадцать, оставив спра­ ва громаду Великой пирамиды, мы свернули на шоссе, ве­ дущее вдоль самой длинной реки мира в южном направле­ нии среди пальм и зеленых полей, окаймленных рыжими пятнами пустошей безжалостно вторгающейся пустыни.

Идеи жрецов Гелиополя влияли на все стороны мирс­ кой и религиозной жизни Древнего Египта, но вот вопрос: возникли они здесь или были откуда-то привнесены в до­ лину Нила? Предания египтян давали на этот вопрос не­ двусмысленный ответ: вся мудрость Гелиополя — наслед­ство, доставшееся человечеству от богов.

ДАРЫ БОГОВ?

Через полтора десятка километров от Великой пирами­ ды мы свернули с магистрали, чтобы посетить некрополь Саккары. Здесь над всем доминировала шестиярусная сту­ пенчатая пирамида — зиккурат фараона III династии Зосе- ра. Этот высящийся на краю пустыни внушительный мону­ мент (около 60 метров в высоту) датируется приблизитель­ но 2650 годом до н.э. Он стоит посреди территории, огоро­женной элегантной стеной, и считается у археологов самым древним сооружением из массивного камня. Согласно пре­ данию, его создателем является легендарный Имхотеп, "Ве­ликий маг", верховный жрец Гелиополя, другими титулами которого были: Мудрец, Чародей, Астроном и Врач.

Мы еще поговорим о ступенчатой пирамиде и ее созда­ теле в другой главе, а в эту поездку в Саккару я не плани­ ровал ее посещения. Единственной моей целью было загля­ нуть в погребальную камеру пирамиды Унаса, фараона V ди­ настии, который правил с 2356 по 2323 год до н.э. Стены этой камеры, которую я несколько раз посещал раньше, покрыты от пола до потолка древнейшими "Текстами пира­ мид", настоящей феерией иероглифов, выражающих массу замечательных идей — резкий контраст с немым и лишен­ ным украшений интерьером пирамид IV династии в Гизе.

 

Исключительная принадлежность V и VI династий (2465-2152 годы до н.э.), "Тексты пирамид" представляют собой священные документы, часть которых, как считают, составлена в конце III тысячелетия до н.э. жрецами Гелио-поля, а часть дошла до них из додинастических времен 64 . Именно последние части "Текстов", восходящие к далекой и недосягаемой древности, вызвали у меня особенный ин­ терес, когда я взялся за их изучение несколько месяцев, назад. Меня также позабавило и слегка заинтриговало то, каким необычным образом французских археологов XIX века почти довел до потайной камеры с "Текстами пирамид" мифический "открыватель путей". Согласно документаль­ ным отчетам, египтянин-десятник на раскопках в Саккаре однажды поднялся рано утром и на рассвете возле развалин пирамиды встретился взглядом с янтарными глазами оди­ нокого пустынного шакала:

"Выглядело это так, будто животное под­ дразнивает человека... и приглашает погнаться за ним. Шакал медленной походкой направил­ ся к северной стороне пирамиды, где на мгно­вение остановился и исчез в дыре. Удивленный араб решил последовать за провожатым. Про­ скользнув ползком сквозь узкое отверстие, он оказался в темных недрах пирамиды. Вскоре он достиг камеры и, подняв фонарь, обнару­ жил, что стены от пола до потолка покрыты иероглифами. Они были вырезаны и выкра­ шены в бирюзовый и золотой цвета".

Й сегодня до исписанной иероглифами камеры под раз­ рушенной пирамидой Унаса приходится добираться сквозь северную стену по длинному нисходящему проходу, кото­рый французские археологи прокопали после удивительно­ го открытия десятника. Камера состоит из двух прямоу­ гольных комнат, разделенных стеной с низким дверным проемом. Обе комнаты перекрыты двускатным потолком, украшенным мириадами звезд. Согнувшись в три погибе­ ли, мы с Сантой проникли сначала в первую комнату, а затем через соединительную дверь — во вторую. Это была уже настоящая усыпальница с массивным саркофагом Уна­ са из черного гранита у западной стены и "Текстами пира­ мид", обращающимися к вам с каждой стены.

О чем же говорят иероглифы, когда обращаются на­ прямую, а не через загадки и математические фокусы неук­ рашенных стен Великой пирамиды? Ответ до некоторой сте­ пени зависит от того, каким переводом вы пользуетесь, хотя бы потому, что язык "Текстов пирамид" содержит столько архаических форм и незнакомых мифологических намеков, что ученые вынуждены заполнять пробелы своих познаний догадками 65 . Тем не менее считается общеприня­тым, что наиболее авторитетный вариант перевода принад­ лежит покойному Р. О. Фолкнеру, профессору древнееги­ петского языка Лондонского университета.

Фолкнер, чей перевод я штудировал буквально по строч­ ке, писал, что "Тексты" представляют собой "древнейшее собрание египетской литературы, посвященной религии и похоронным обрядам", и добавлял, что "в них меньше все­ го искажений по сравнению с другими собраниями и они имеют фундаментальное значение для изучающих египетс­ кую религию..." Причина, почему "Тексты" так важны (с чем согласны многие ученые), состоит в том, что они пред­ ставляют собой последний открытый канал, соединяющий относительно короткий период прошлого, который челове­ чество помнит, с намного более длинным забытым перио­ дом: "Они смутно приоткрывают нам исчезнувший мир мысли и речи, последнюю из бесчисленных эр, через кото­ рую прошел доисторический человек, пока, наконец, ...не вступил в историческую эпоху".

Трудно не согласиться с этим мнением: "Тексты" дей­ ствительно открывают исчезнувший мир. Но что меня больше всего привлекало в этом мире, так это возможность того, что его населяли не только примитивные дикари (как мож­ но было бы ожидать от далекой предыстории), но и, как это ни покажется парадоксальным, люди, сознание кото­ рых поднялось до понимания космоса. Общая картина была достаточно двусмысленной: в "Текстах пирамид" содержат­ ся абсолютно примитивные элементы наряду с цепочками высоких идей. Тем не менее каждый раз, когда я погружал­ ся в эти, как выражаются египтологи, "древние заклина­ ния", меня поражали странные проблески работающего ин­теллекта, пробивающегося сквозь слои непонимания, сооб­щающего о том, о чем он не должен был бы знать, и выра­ жающего мысли, которые он никогда не должен был бы сформулировать. Короче говоря, эффект, которого "Тек­ сты" добиваются через посредство иероглифов, сродни эф­ фекту, которого Великая пирамида добивается при помощи архитектуры. В обоих случаях вас не покидает ощуа(ение анахронизма — передовые технологические процессы ис­ пользуются и описываются в такой период человеческой истории, когда, как считалось, и техники-то никакой не было...

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен