|
ГЛАВА 38 ИНТЕРАКТИВНАЯ ТРЕХМЕРНАЯ ИГРАНа самом верху Большой галереи мне пришлось влезть на здоровенную гранитную ступень почти метровой высо ты, которая, насколько я помню, лежит точно на оси "вос ток-запад" пирамиды — как перекрытие камеры царицы. Соответственно она отмечает границу между северной и южной половинами монумента. Внешне напоминая алтарь, эта ступень образует массивную горизонтальную площадку непосредственно перед небольшим квадратным туннелем, который служил входом в камеру царя. Остановившись на минутку, я оглянулся на галерею. Никаких украшений, никакой религиозной иконографии, полное отсутствие узнаваемой символики, какая обычно ас социируется с системой верований древних египтян. Взгляд регистрирует только бесстрастную регулярность и застыв шую машинообразную простоту этой сорокасемиметровой величественной полости. А наверху еле-еле виднелось темное отверстие, проби тое в восточной стене повыше моей головы. Никому не известно, кто и когда первым здесь поработал и какого оно первоначально было размера. Это отверстие ведет в первую из пяти "камер упокоения" над камерой царя; в 1837 году его расширили, когда Говард Вайс пробивался к последую щим четырем камерам. Снова оглянувшись вниз, я еле раз глядел внизу, у основания западной стены, место, откуда почти вертикальный колодец начинает свой головокружительный пятидесятиметровый спуск через тело пирамиды, чтобы далеко под землей соединиться с нисходящим кори дором. Для чего потребовался такой сложный аппарат из труб и проходов? На первый взгляд, это лишено смысла. Так же, впрочем, как и все в Великой пирамиде, если только вы не готовы уделить ей серьезного внимания. И тогда время от времени, совершенно непредсказуемом образом, вас может ждать вознаграждение. Так, если у вас есть склонность к точным наукам и вы запросите у нее размер высоты и пери метра основания, она может в ответ "распечатать" вам чис ло "пи". Если вы готовы "копать" дальше, она будет выда вать дополнительную математическую информацию, каж дый раз все более сложную и трудную для понимания. Этот процесс оставляет ощущение запрограммирован ности, как-будто он заранее тщательно "просчитан". Уже не в первый раз я почувствовал, что пирамида представляется мне специально сконструированной гигантской обучающей машиной — или, скорее, трехмерной интерактивной зада чей, оставленной в пустыне, чтобы человечество ее решало. ПРЕДКАМЕРА Имея чуть больше метра в высоту, проход в камере царя заставляет всех людей нормального роста нагибаться. Правда, уже через метр с небольшим вы попадаете в "пред камеру", где потолок внезапно поднимается на высоту трех с половиной метров. Восточная и западная стены предкаме ры сложены из красного гранита; в них высечены четыре пары расположенных друг против друга пазов, в которых, по мнению египтологов, должны были скользить толстые подземные плиты-двери. Три из этих пар доходят до самого пола, и в них ничего нет. Что касается четвертой (самой северной) пары пазов, то она прорезана только до уровня перекрытия "прихожей" (то есть кончается в метре от пола), и в нее вставлена гранитная плита толщиной 23 сантиметра и высотой около 1,8 метра. Между северным торцом "при хожей", откуда я только что вошел, и зависшей плитой расстояние по горизонтали всего 53 сантиметра. Расстояние между верхом плиты и потолком около 1,2 метра. Каково бы ни было предназначение этой системы, очень трудно согласиться с египтологами, что она должна была препят ствовать проникновению мародеров. Здорово озадаченный, я поднырнул под плиту и снова распрямился уже в южной части предкамеры, длина кото рой около трех метров при прежней высоте 3,6 метра. "На правляющие" пазы в восточной и западной стенах были основательно изношены, но различимы. Никаких следов подъемных плит видно не было, и было трудно предста вить, как можно было бы установить такие громоздкие ка менные объекты в столь стесненном рабочем пространстве. Я вспомнил, как Флиндерс Петри, который методично обследовал в конце XIX века весь некрополь Гизы, ком ментировал похожую ситуацию во Второй пирамиде: "Гра нитные подъемные ворота в нижнем проходе демонстрируют высокое мастерство в перемещении масс, поскольку для их подъема потребовалось бы 40-60 человек; тем не менее их подняли и установили на место, причем в узком прохо де, где к ним могли подойти всего несколько людей". Те же соображения могут быть адресованы подъемным плитам в Великой пирамиде. Если только речь действительно идет о подъемных плитах-воротах, которые нужно поднимать и опускать. Следует иметь в виду, что для того, чтобы их можно было поднимать и опускать, плиты должны быть короче, чем полная высота предкамеры; будучи подняты к потолку, они должны оставить внизу достаточно места, чтобы те, кому положено, могли войти в гробницу или выйти из нее. Но это, в свою очередь, означает, что когда плиты опуска ют вниз на пол, чтобы перекрыть вход в предкамеру, то сверху между плитой и потолком возникает такой же про свет, какой раньше был внизу. Ясно, что любой предпри имчивый мародер сумеет им воспользоваться. . Таким образом, и здесь в предкамере мы встречаемся с такими же парадоксами, когда сложная конструкция соче тается с видимой функциональной бессмысленностью. Выходной туннель, тех же размеров, что и туннель- "прихожая" на входе облицован массивным красным гра нитом. Он начинается в южной стене предкамеры, также сложенной из гранита, но имеющей в своем составе на са мом верху тридцатисантиметровую плиту из известняка. Пройдя 2,7 метра по туннелю, вы оказываетесь в камере царя, большой мрачной красной комнате целиком из гра нита, которая создает атмосферу огромной энергии и мощи. КАМЕННЫЕ ЗАГАДКИ Я встал в центре камеры царя, большая ось которой точно направлена с востока на запад, а малая столь же точно — с севера на юг. Высота комнаты 5,8 метра; в плане — это прямоугольник с соотношением сторон точно 2:1 (10,46 метра на 5,23 метра). Пол состоит из 15 массивных гранитных плит, стены — из 100 гигантских блоков, каждый весом по 70 тонн и более, уложенных в пять рядов, а потолок перекрыт еще девятью блоками по 50 тонн каждый. Все это производит впечатление интенсивного и непреодолимого сжатия. У западной стены камеры находится объект, ради кото рого, если верить египтологам, сооружалась вся Великая пирамида. Этот объект, высеченный из одного куска тем но-шоколадного гранита, содержащего особо твердые зерна полевого шпата, кварца и слюды, — кофр без крышки, предположительно саркофаг Хуфу. Размеры его внутренней полости: длина 2 метра, глубина 0,87 метра и ширина 0,68 метра. Наружные размеры: длина 2,27 метра, высота 1,05 метра, ширина 0,98 метра. Кстати, поперечные размеры слиш ком велики, чтобы его можно было пронести через нижний (теперь забитый) вход в восходящий коридор. В размерах саркофага не обошлось без неких математи ческих игр. Так, его внутренний объем 1166,4 литра, внешний — ровно вдвое больше — 2332,8 литра. Такую точ ность (до пятой значащей цифры) нельзя считать случай ным совпадением, причем стенки кофра обработаны масте рами высочайшей квалификации и опыта с точностью, ко торую могут обеспечить лишь современные станки. По мне нию Флиндерса Петри, который сам был озадачен результа тами исследования, в распоряжении этих мастеров были инструменты такого класса, "какие мы лишь недавно по вторно изобрели..." 54 Петри особенно внимательно обследовал саркофаг и со общил, что он вырезан из гранитного блока прямыми пила ми "не менее 2,5 метра в длину". Поскольку этот гранит имеет очень высокую твердость, пришлось предположить, что пилы были изготовлены из бронзы (самого твердого из доступных в то время конструкционных материалов), а их режущие кромки оснащены еще более твердыми камнями. "Характер работы заставляет в первую очередь думать об алмазе в качестве режущего материала; против этого пред положения — только его редкость вообще и отсутствие ме сторождений в Египте, в частности..." Еще большая таинственность окружает обработку внут ренней полости саркофага, которая представляет значитель но большую сложность, чем вырезание из блока породы. Как считал Петри, для этого египтяне должны были "...перейти от возвратно-поступательного резания к вращательному, как-бы свернув пилу в трубу; проделав образовавшимся трубчатым сверлом кольцевые канавки и выломав остав шиеся стержни-керны, они могли с минималь ными затратами труда выбирать большое количество материала. Диаметр этих труб чатых сверл лежал в диапазоне от 6 до 130 миллиметров, а ширина режущей кром ки — от 0,8 до 5 миллиметров... " Разумеется, Петри признавал, что никому из египтоло гов не удавалось найти самих алмазных сверл и пил. Одна ко характер поверхностей, обработанных сверлением и пи лением, убедил его в существовании подобных инструмен тов. Заинтересовавшись этой проблемой, он расширил свои исследования и, не ограничиваясь саркофагом камеры царя, распространил их на много других изделий из гранита и керны, которые он собрал в Гизе. Чем глубже он исследовал проблему, тем более загадочной становилась камнерез ная технология древних египтян: "Достойным удивления является величина сил резания, о которой свидетельствует скорость, с которой сверла и пилы проходили сквозь ка мень; по-видимому, при сверлении гранита 100- миллиметровыми сверлами на них действова ла нагрузка не менее 1-2 тонн. У гранитного керна №7 спиральная риска, оставленная ре жущим инструментом, имеет шаг вдоль оси отверстия, равный дюйму (25,4 мм), при дли не окружности отверстия 6 дюймов (152,4 мм); этому соответствует потрясающая ско рость резания... Такую геометрию спираль ных рисок нельзя объяснить ничем, кроме того, что подача сверла осуществлялась под огром ной нагрузкой..." Не странно ли, что на так называемой заре цивилиза ции, свыше 4500 лет назад, древние египтяне располагали сверлильными станками индустриальной эпохи с усилием на шпинделе в тонну и больше, что позволяло им врезаться в твердые камни, как в масло? У Петри не было объяснения этой загадке. Также не мог он объяснить, каким инструментом были вырезаны иероглифы на диоритовых чашах времен IV династии, ко торые он отыскал в Гизе: "Иероглифы прорезаны в диорите чрезвычайно острым инструментом, а не процарапаны или прошлифованы, о чем свидетельствуют кромки линий..."» Это чрезвычайно удивило педантичного Петри, посколь ку он знал, что диорит — один из самых твердых камней на земле, намного тверже железа. Но, оказывается, в Древнем Египте его прекрасно резали с высокой точностью при по мощи какого-то неизвестного гравировального инструмента: "Поскольку ширина линий всего 0,17 миллиметра, очевидно, что твердость режущей кромки инструмента должна быть выше, чем у кварца; кроме того, ее материал должен быть достаточно вязким, чтобы не рассы паться при такой острой кромке (порядка 0,13 миллиметра). Известно, что удавалось гравиро вать параллельные линии с шагом всего 0,8мм". Иными словами, речь идет об инструменте, конец которого, острый как иголка, имел настолько высокую, чтобы не сказать — исключительную, твердость, что легко погру жался в диорит и делал в нем бороздки, возникающие при этом. Что это за инструмент? Как с ним работали, как прилагали необходимые усилия, как выдерживалась точ ность, необходимая для проведения параллельных линий с шагом 0,8 миллиметра? Но трубчатые сверла с алмазным зубом, использование которых для обработки саркофага камеры царя предполо жил Петри, еще можно себе представить. Труднее, но тоже возможно, вообразить неизвестный инструмент для грави ровки по диориту, особенно если допустить существование в 2500 году до н. э. намного более высокого уровня техно логии, чем готовы признать египтологи. Но дело не только в нескольких иероглифах на не скольких чашах. Во время своих путешествий по Египту я познакомился с большим количеством сосудов, датировка которых восходит к додинастическим временам, таинственным образом выточенных из материалов типа диорита, ба зальта, кристаллического кварца и аспидного сланца. Свыше 30 тысяч таких сосудов было найдено под сту пенчатой пирамидой Зосера в Саккаре, относящейся к III ди настии. Это означает, что они по меньшей мере не моложе самого Зосера (то есть примерно 26.50 год до н.э.). В прин ципе они могут быть даже старше, потому что аналогичные " сосуды находили в слоях, относящихся к додинастическим временам (4000 год до н.э. и ранее), и потому что традиция передачи ценностей по наследству, от поколения к поколе нию, существовала в Египте с незапамятных времен. Были ли они сделаны в 2500 или 4000 годах до н.э., или вообще раньше, каменные сосуды из ступенчатой пира миды замечательны качеством изготовления, которое дос тигнуто за счет использования какого-то неизвестного и почти невообразимого инструмента. Почему невообразимого! Потому что многие из этих сосудов — высокие вазы с длинным, тонким, элегантным горлышком и сильно расширяющейся внутренней полос тью, которая зачастую имеет полые заплечики. Еще не из'об-ретено инструмента, которым можно было бы вырезать вазы такой формы, потому что он должен быть достаточно уз ким, чтобы пролезать через горлышко, и достаточно прочным (и соответствующего профиля), чтобы им можно было бы изнутри обработать заплечики и скругленные по радиусу поверхности. И как, спрашивается, приложить к такому инструменту достаточное для таких операций усилие, на правленное внутрь или наружу? Высокие вазы никоим образом не являются единствен ным типом загадочных сосудов, отрытых в пирамиде Зосера и других древних сооружениях. Среди них урны с изящны ми орнаментальными ручками, вырезанные из одного кус ка камня. Пузатые сосуды с очень широким низом и очень узким горлом. Открытые чаши; почти микроскопические фиалы; странные изделия в форме колеса, вырезанные из аспидного сланца с загнутыми внутрь краями, настолько тонкими, что почти прозрачны. Во всех случаях совершенно потрясает точность обработки; внутренние и внешние стенки практически эквидистантны, повторяя форму друг друга, а поверхность их абсолютно гладкая, без рисок, ос тавленных режущим инструментом. Нам неизвестны технологии, доступные древним егип тянам, которые позволяли бы добиваться таких результа тов. Более того, на это не способны, пожалуй, и современ ные резчики по камню, в распоряжении которых находятся лучшие инструменты из карбида вольфрама. Это означает, что в Древнем Египте пользовались какой-то неизвестной или секретной технологией. . ЦЕРЕМОНИЯ С САРКОФАГОМ Стоя в камере царя лицом к западу (направление смерти у древних египтян и майя), я слегка оперся руками о шершавый край гранитного саркофага, который, как уверяют египтологи, был сделан как вместилище тела Хуфу. Я смотрел в его мрачную глубину, куда с трудом проникал тусклый электрический свет, и мне чудилось, что я вижу пылинки, кружащиеся золотистым облачком. Разумеется, это была всего лишь игра света и тени, но камера царя полна таких иллюзий. Мне вспомнилось, что Наполеон Бонапарт останавливался здесь на ночлег во вре мя завоевания Египта в конце XVIII века. На следующее утро он появился бледный и потрясенный, испытавший что- то такое, что его глубоко обеспокоило; позднее он никогда об этом не говорил. Уж не попробовал ли он спать в саркофаге? Находясь под настроением момента, я взобрался в гра нитный кофр и лег, ногами к северу, головой к югу. Наполеон был парень некрупный, ему должно было быть удобно. Мне тоже хватало места. А каково было Хуфу? Я расслабился и постарался не думать о возможности того, что придет кто-нибудь из охраны и обнаружит меня в этом смущающем, а возможно, и запрещенном положении. Надеясь, что меня не побеспокоят в течение нескольких ближайших минут, я сложил руки на груди и подал голос на низкой ноте. Я уже пробовал так делать в других точках камеры царя, причем стены как-будто собирали звук, усиливали и возвращали ко мне, так что я мог ощущать воз вращающиеся колебания подошвами ног, теменем и кожей. В саркофаге я почувствовал примерно то же, только усиление и концентрация колебаний были во много раз интенсивнее. Ощущение было такое, будто находишься в резонансной камере какого-то гигантского музыкального инструмента, рассчитанного на то, чтобы вечно звучать на одной раскатистой ноте. Звук был интенсивный и достаточ но тревожный. Я представил, как он поднимается из кофра и, отражаясь от Красных гранитных стен и потолка камеры царя, вылетает из северной и южной "вентиляционных" шахт и распространяется на плато Гиза этаким акустическим грибообразным облаком. Погрузившись в эти амбициозные видения и продол жая гудеть, так что звук эхом отдавался у меня в ушах и заставил саркофаг вибрировать, я закрыл глаза. Когда же через несколько минут я их открыл, передо мной предстало зрелище, повергшее меня в глубокое смущение: вокруг сар кофага сгрудились шесть японских туристов различного возраста и пола — по двое стояли с боков и по одному — в голове и ногах. Выглядели они... ну, скажем, изумленными. И я был изумлен не меньше. Из-за недавних нападений, совершен ных вооруженными исламскими экстремистами, в Гизе по чти не было туристов, и я рассчитывал, что смогу один хозяйничать в камере царя. Что прикажете делать в подобной ситуации? Собрав все свое самообладание, я поднялся, улыбаясь и отряхиваясь. Японцы отодвинулись, и я вылез из саркофа га. С деловым видом, как-будто я все время занимаюсь такими вещами, я прошел вдоль "северной вентиляционной шахты", как ее называют египтологи, и принялся дотошно ее обследовать. Как мне уже было известно, эта шахта имеет попереч ное сечение 20x23 см и протяженность свыше 60 метров. Она выходит наружу в районе 103-го ряда каменной клад ки пирамиды, причем направлена (сознательно или случай но?) в полярный район северной небесной полусферы под углом 32 ° 30 . Это означает, что в 2500 году до н.э., в Эпоху Пирамид, она была нацелена на верхнюю кульмина цию альфы Дракона. К моему огромному облегчению, японцы быстро ос мотрели камеру царя и поочередно покинули ее, нагибаясь и не оглядываясь. Как только они ушли, я перебрался на другую сторону комнаты, чтобы осмотреть и южную шахту. С тех пор, как я побывал здесь несколько месяцев назад, ее вид преобразился радикально. В ее отверстии возник кон диционер воздуха, установленный Рудольфом Гантенбрин- ком, который в дальнейшем переключился на заброшенные шахты камеры царицы. Поскольку египтологи были убеждены, что шахты ка меры царя предназначены для вентиляции, они не имели ничего против того, чтобы для повышения эффективности этого процесса использовалось современное оборудование. Однако с позиций эффективности, не были бы горизон тальные шахты предпочтительнее наклонных? Их, кстати, было бы проще соорудить. Поэтому вряд ли можно считать случайностью, что южная шахта камеры царя смотрит в южное небо под углом 45 °. В Эпоху пирамид здесь пересе кала меридиан дзета Ориона, нижняя из трех звезд Пояса Ориона — обстоятельство, как мне предстояло выяснить, имеющее чрезвычайное значение для будущих исследова ний пирамид. ИНСТРУКТОР ПО ИГРАМ Теперь, когда я снова остался с камерой один на один, я подошел к западной стене, наиболее удаленной от сарко фага, и повернулся лицом к востоку. Огромная комната производит впечатление неограни ченного собрания математических игр. Например, ее высота (5,81 метра) в точности равняется половине диагонали пола (11,62 метра). Интересно, знали ли строители пирамиды, что они также выражают здесь "золотое сечение", посколь ку пол камеры имеет форму прямоугольника с соотношением сторон ровно 1:2? Обозначаемое "фи", золотое сечение является еще од ним иррациональным числом, которое, подобно "пи", не может быть выражено арифметически. Его величина равняется (5 1/2 +1)/2, то есть примерно 1,61803. Одновременно оно является пределом, к которому стремится отношение сосед них чисел ряда Фибоначчи — последовательности 0; 1; 1; 2; 3; 5; 8; 13 и т.д., в которой каждый последующий член является суммой двух предыдущих.
К началу своей династической истории Египет унаследовал у неизвестных предшественников систему мер. В этих старинных единицах размеры пола камеры царя составляют ровно 20x10 "царских кубитов" (10x5 метров), а высота боковых стен (до по толка) — 11,18 кубитов (5,6 метра). Полудиагональ АВ пола так же равна 11,18 кубитов, и ее можно "повернуть" к точке С, что бы убедиться, что она совпадает с высотой q > (фи) и математически определяется как (5 1/2 +1)/2, то есть 1,618. Является ли совпа дением, что расстояние CD , то есть сумма высоты камеры царя плюс половина ширины равняется 16,18 царских кубитов, то есть содержит четыре первых значащих цифры числа Ф ? Графически "фи" можно представить следующим обра зом. Пусть точка С лежит внутри отрезка АВ так, что АС больше СВ. Тогда золотое сечение — это такое отношение всего отрезка АВ к его большей части АС, как АС к мень шей СВ, то есть: Ф - АВ/АС = АС/СВ. Эту пропорцию, которая считается гармоничной и при ятной для зрительного восприятия, открыли предположи тельно греки-пифагорейцы, которые использовали ее в афин ском Парфеноне. Однако нет никакого сомнения, что чис ло "фи" было получено и отображено на 2000 лет раньше в камере царя Великой пирамиды в Гизе. Чтобы понять, каким образом, разделим прямоуголь ный пол камеры на два равных воображаемых квадрата со стороной, равной единице. Если один из этих квадратов разделить пополам, чтобы получились два новых прямоу гольника, провести диагональ в том из них, который ближе к центру, то сумма длин этой диагонали и меньшей сторо ны малого прямоугольника даст искомую величину Ф = 1, 618 (по отношению к стороне квадрата, то есть единице). Египтологи считают все это случайными совпадения ми. Однако строители пирамиды не делали ничего случай но. Кем бы они ни были, трудно представить себе более целеустремленных и математически мыслящих людей. С меня на сегодня было достаточно математических игр. Уходя из камеры царя, я не мог не вспомнить, что она расположена на уровне пятидесятого ряда кладки Великой пирамиды на высоте 45 метров над землей. Это означает, как указывал Флиндерс Петри с некоторым удивлением, что строители сумели разместить ее "на уровне, где верти кальное сечение пирамиды уменьшается вдвое, где площадь горизонтального сечения равна половине основания, где диагональ из угла в угол равняется длине стороны основа ния, а ширина горизонтального сечения равна половине диагонали основания". Уверенно и эффективно забавляясь с более чем шестью миллионами тонн камня, создавая галереи, камеры, шахты и коридоры, добиваясь почти идеальной симметрии, почти идеальных прямых углов и почти идеальной ориентации по ключевым точкам, таинственные строители Великой пира миды находили время и для других фокусов, в том числе с размерами огромного монумента. Почему их мысль работала в этом направлении? Что они пытались сказать или сделать? И почему через столько тысяч лет после постройки этот монумент продолжает ока зывать магнетическое действие на,такое множество людей из самых разнообразных слоев общества, которые вступают с ним в контакт? Здесь неподалеку находился Сфинкс, так что я решил отправиться со своими загадка ми к нему...
|