Г. X Э H К О К - СЛЕДЫ БОГОВ. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ       


Скачать книгу можно ЗДЕСЬ



ГЛАВА 36 АНОМАЛИИ

С нашего наблюдательного пункта в пустыне пейзаж некрополя в Гизе с его тремя великими пирамидами имел вид величественный, но несколько странный.

Ближе всех к нам была пирамида Менкаура, а пирами­ ды Хафры и Хуфу стояли за ней, смещенные к северо- востоку. Диагонали двух больших пирамид почти идеально ложатся на одну прямую, проходящую через их юго-запад­ ные и северо-восточные углы. Думаю, что это не случайно. С того места, где мы находились, было хорошо видно, что, если продолжить эту воображаемую линию на юго-запад, то она заведомо пройдет западнее третьей пирамиды.

Египтологи отказываются видеть в этом аномалию. Да и с какой стати? С их точки зрения в Гизе отсутствует какая-либо генеральная планировка. Просто есть три пира­миды, построенные на протяжение семидесяти пяти лет в качестве гробниц и только гробниц для трех фараонов. Ло­ гично предположить, что каждый из правителей стремился выразить в монументе свою личность, свои особенности, вот Менкаур и "вышел из строя".

Египтологи ошибались. И хотя я еще не знал об этом мартовским утром 1993 года, прорыв уже состоялся; было сделано открытие, доказывающее, что некрополь строился по единому генеральному плану, который требовал точной привязки трех пирамид по отношению не только друг к другу, но и к реке Нил, протекающей в нескольких кило­ метрах к востоку от плато Гиза. Эта планировка с невероят­ ной точностью и в грандиозном масштабе моделирует не­ бесное явление — возможно, именно поэтому египтологи, которые очень гордятся тем, что их взоры обращены ис­ ключительно на землю под ногами, и не смогли обнару­ жить этого. И, как мы увидим в последующих главах, эта планировка в полной мере отражает озабоченность создате­ лей соблюдением точной ориентации и размеров каждого из монументов по отдельности.

СТРАННЫМ ОБРАЗОМ ПОДАВЛЯЕТ...

Гиза, Египет, 16 марта 1993 года, 8 утра

При высоте чуть больше 60 метров (и со стороной ос­ нования 108 м) Третья пирамида вдвое ниже, чем Великая, и еще в большей пропорции уступает ей по массе. Тем не менее она величественна и по-своему ошеломляет. Когда мы шагнули из залитой солнцем пустыни в ее огромную геометрическую тень, я вспомнил, что сказал о ней иракс­ кий писатель Абдул Латиф, когда посетил ее в XII веке:

"Она кажется малой по сравнению с двумя другими; но вблизи, когда не видно тех, она странным образом подавляет, и ее созерцание неизбежно связано с болезненным ощущением..."

Нижние 16 рядов монумента все еще покрыты первона­ чальной облицовкой блоками, высеченными из красного гранита (по словам Абдулы Латифа, "столь твердого, что железо оставляет на нем след очень медленно и с большим трудом"). Некоторые блоки очень велики; они зачастую имеют сложную форму, но при этом идеально пригнаны, чем очень напоминают циклопическую кладку-мозаику в Куско, Мачу-Пикчу и в других местах в Перу.

Как и положено, вход в третью пирамиду располагает­ ся с северной стороны, достаточно высоко над землей. От­ сюда нисходящий под углом 26 ° 2 ' коридор прямо, как стрела, уходит в темноту точно на юг. Он имеет прямоу­ гольное сечение и так низок, что для того, чтобы войти в него, приходится складываться по­ чти пополам. Там, где он про­ ходит сквозь кладку, его пото­ лок и стены сло­ жены из хорошо пригнанных гра­ нитных блоков. На некоторое рас­ стояние эта обли­ цовка продолжа­ ется и ниже уров­ ня земли.

Примерно через двадцать метров от входа коридор выров­ нялся и соеди­нился с прохо­ дом, где можно было стоять во весь рост. В свою очередь, этот проход ведет в не­ большую предка­ меру с резными панелями и ка­ навками в стенах, предназначенными, по-видимому, для опускной решетки. В конце камеры нам снова пришлось скрючиться, чтобы войти в следующий коридор. Так, со­ гнувшись, мы прошли в южном направлении метров две­ надцать, прежде чем попали в первую из трех основных погребальных камер-усыпальниц, если только они были усы­ пальницами.

Эти мрачные, беззвучные комнаты высечены в скале. Та, в которой мы стояли, в плане имела форму прямоу­ гольника, вытянутого с востока на запад. Она имеет размеры 9 метров в длину, 4,5 — в ширину и столько же — в высоту, плоский потолок и довольно сложное внутреннее устрой­ ство. В ее западной стене — большое отверстие неправиль­ ной формы, ведущее в темное, похожее на пещеру, про­ странство. Кроме того, есть отверстие и в полу, через которое можно попасть в туннель с наклоном на запад, ведущий на еще большую глубину. Мы спустились по туннелю. Он кончался коротким горизонтальным проходом, из которого через узкий дверной проем можно войти в небольшую пус­ тую камеру. В ее стенах были вырублены шесть комнат, похожих на кельи средневековых монахов: четыре с восто­ ка и две с севера. По мнению египтологов, эти комнаты были задуманы как "склады... для хранения предметов, ко­ торые усопший монарх хотел бы иметь под рукой".

На выходе из камеры мы снова повернули направо и опять попали в горизонтальный проход. В его конце нахо­дилась еще одна пустая камера оригинальной конструкции, какой больше не встретишь в египетских пирамидах 50 . Че­ тырех метров в длину и двух с половиной в ширину, она ориентирована с севера на юг; ее сильно поврежденные" сте­ ны и пол выложены особенно плотным гранитом шоколад­ ного цвета, который, как нам показалось, поглощает не только свет, но и звук. Ее потолок состоит из восемнадцати крупных блоков из того же материала, по девять с каждой стороны, которые стыкуются на коньке. Их нижняя сторо­ на обтесана так, что потолок имеет заметно вогнутую фор­му; в целом помещение смахивает на идеальный винный погреб, тайно размещенный в каком-нибудь романском со­ боре.

Покинув нижние камеры , мы вернулись по наклонно­ му тоннелю в большое помещению с плоской кровлей, вы­ рубленное в скале. Пройдя через отверстие с неровными краями в западной стене, мы обнаружили, что видим прямо перед собой верхнюю сторону восемнадцати блоков, обра­ зующих перекрытие камеры, расположенной внизу. Отсю­ да была ясно видна конструкция конька. Но гораздо менее ясно было, как эти блоки сюда затащили, не говоря уже о том, как удалось их так аккуратно уложить на предназна­ ченное им место. Каждый из них весит много тонн, что затрудняет манипуляции с ними в любых обстоятельствах. Но здешние обстоятельства были далеко не ординарными. Как-будто стараясь усложнить себе жизнь (а может быть, считая такие задачи элементарными), строители пирамиды не потрудились зарезервировать достаточно рабочего про­ странства между блоками и скалой, нависающей над ними. Я заполз в этот зазор и обнаружил, что его величина от 60 см на южном конце до считанных сантиметров на северном. В таком объеме было физически невозможно манипулировать с этими монолитами, опуская их на место. Следовательно,если рассуждать логически, то остается предположить, что их поднимали с иола камеры, но как? Камера была так мала, что там одновременно могли бы работать лишь не­ сколько человек — слишком мало, чтобы поднимать грубой силой своих мускулов. По мнению археологов, полиспасты еще не существовали в эпоху пирамид (но даже если они бы и были, то для размещения полиспаста места явно не хвата­ло). Тогда, может быть, использовали какую-нибудь неиз­ вестную систему рычагов? Или все-таки было что-то в древ­неегипетских легендах (что недооценили ученые), которые рассказывали о жрецах и волшебниках, без малейшего уси­ лия поднимавших в воздух каменные глыбы, бормоча зак­ линания, "слова мощи"?

Уже не в первый раз сталкиваясь с тайнами пирамид, я понимал, что передо мной невыполнимая техническая зада­ча, которая тем не менее была выполнена, причем на уди­ вительно высоком уровне и с потрясающей точностью. Кста­ ти, если верить египтологам, строительные работы выпол­ нялись на заре цивилизации, причем людьми, не имевши­ ми опыта крупномасштабного строительства.

В этом, разумеется, заключается удивительный куль­ турный парадокс, адекватного объяснения которому акаде­ мики-ортодоксы предложить не в силах.

ДВИЖУЩИЙСЯ ПАЛЕЦ ПИШЕТ, А НАПИСАВ, ДВИЖЕТСЯ ДАЛЬШЕ

Покинув подземные камеры, которые, казалось, виб­рировали в толще Третьей пирамиды подобно спиральному с многими клапанами сердцу дремлющего Левиафана, мы пробрались по узкому входному коридору и вышли наружу.

Теперь нашей целью была Вторая пирамида. Мы про­ шли вдоль ее западной стороны (215 метров), повернули направо и через некоторое время оказались около точки на северной стороне, где расположены главные входы (12 мет­ ров к востоку от оси симметрии "север-юг"). Один из них пробит прямо в скальном грунте в девяти метрах от мону­мента; другой проделан в северной грани на высоте 15 мет­ ров. Из последнего коридор спускается под углом 25 ° 55 . Из первого, которым мы воспользовались, чтобы проник­ нуть в пирамиду, другой нисходящий коридор ведет глубо­ ко под землю, потом переходит в короткий горизонталь­ ный участок, из которого можно попасть в подземную ка­ меру, круто поднимается и переходит в длинный горизонтальный проход, идущий к югу; с этим же проходом соеди­ няется верхний коридор, который спускается от входа в северной грани.

Достаточно высокий, чтобы стоять в нем, облицован­ ный сначала гранитом, а потом отшлифованным известня­ ком, горизонтальный проход расположен почти на уровне земли, или, точнее говоря, он идет сразу под нижним рядом каменной кладки. Он очень длинный, его прямой участок длиной 60 метров кончается в единственной "усыпальни­це", в сердце монумента.

Как уже говорилось, в этой камере не было найдено ни мумии, ни надписей, в результате чего так называемая пи­ рамида Хафры, строго говоря, анонимна. Правда, в новое время искатели приключений не стеснялись оставлять на ее стенах свои имена. Среди них выделяется бывший цирко­вой силач Джованни Батиста Бельцони (1778-1823), кото­ рый пробился в пирамиду в 1818 году. Его огромный авто­граф, выведенный черной краской высоко на стене камеры, свидетельствует об одной из основных черт человеческой природы — желании, чтобы о нас все знали и помнили. Ясно, что это чувство не было чуждо и самому Хафре, по­скольку в окружающем пирамиду комплексе некрополя нео­ днократно встречаются упоминания о нем, равно как и льстивые статуи. Если он действительно построил пирами­ду как свою гробницу, представляется невероятным, чтобы он не отразил 'свое имя и личность хоть где-нибудь в ее интерьере. Лично я все-таки не понимаю, почему египтоло­ги упорно не желают рассмотреть возможность того, что погребальный комплекс вокруг — работа Хафры, а пирами­ да — кого-то еще.

Но кого?

Со многих точек зрения именно это центральная про­ блема, а не отсутствие идентифицирующих пометок. До правления Хуфу, Хафры и Менкаура не было ни одного фараона, кто мог бы претендовать на эту роль. Снофру, отец Хуфу, первый фараон IV династии, как считают, пост­ роил в Дашуре, в 50 километрах к югу от Гизы, две пира­ миды (так называемые "Согбенную" и "Красную"). Атри­ буция обеих пирамид — вещь достаточно таинственная, так как не очень понятно, зачем хоронить одного фараона в двух пирамидах (если, конечно, это действительно гробни­ цы). По мнению некоторых египтологов, Снофру имеет также какое-то отношение к сооружению "Рухнувшей" пирамиды в Мейдуме (хотя ряд ученых настаивает на том, что это гробница Хуни, последнего фараона III династии). Кроме него известными строителями Древнего периода были Зо- сер, второй фараон III династии, которому приписывают сооружение "Ступенчатой" пирамиды в Саккаре, и преем­ ник Зосера, Ссхсмхст. чья пирамида была также поставлена в Саккаре. Именно поэтому, несмотря на отсутствие надпи­сей, и посчитали очевидным, что три пирамиды в Гизе дол­жны были быть построены Хуфу. Хафрой и Менкауром и должны были служить им гробницами.

Здесь нет необходимости снова перечислять все недо­ статки теории "гробниц и только гробниц". Однако надо иметь в виду, что эти недостатки относятся не только к пирамидам Гизы. но и ко всем остальным перечисленным выше пирамидам III и IV династий. Ни в одном их этих монумешов не бьыо найдено тела фараона или вообще при­ знаков царского погребения. Некоторые из них даже не были снабжены саркофагами — например, "Рухнувшая" пирамида в Мейдуме. В пирамиде Сехемхета в Саккаре (ко­ торую впервые посетила в 1954 году экспедиция Египетс­ кой организации древностей) саркофаг был, причем он ос­ тавался запечатанным и нетронутым с самого момента уста­ новки в "гробнице". Мародерам не удалось пробраться' к нему; однако при вскрытии оказалось, что он пуст.

Так что же происходит? Как может быть, чтобы свыше двадцати пяти миллионов тонн камня пустили на строи­ тельство пирамид в Гизе, Дашуре, Мейдуме и Саккаре, если единственная цель этого упражнения состояла в том, чтобы поставить пустые саркофаги в пустых усыпальницах? Если даже списать кое-что на гипотетические странности одного- двух маньяков, страдавших манией величия, представляется невероятным, чтобы целая вереница фараонов поощряла подобное расточительство.

ЯЩИК ПАНДОРЫ

Скрывшись под пятью миллионами тонн Второй пира­ миды в Гизе. мы с Сантой ступили в просторную внутрен­ нюю камеру, которая могла быть усыпальницей, но с тем же успехом могла служить и какой-либо иной, неизвестной нам цели. 14 метров в длину с востока на запад и 5 метров в ширину с севера на юг — это голое и стерильное помеще­ние имело мощное двускатное перекрытие высотой в конь­ ке 6,8 метра. Блоки перекрытия, каждый из которых представляет собой массивный монолит из известняка массой 20 тонн, были уложены под углом 53 ° 7 '28 (который в точности равняется углу наклона боковых граней пирами­ ды). Здесь не было "камер упокоения" (как над камерой царя в Великой пирамиде).

Я медленно оглядел комнату. Вырубленные прямо в скальной породе, ее стены не были гладко отделаны; как можно было бы ожидать, а были грубыми и неровными. Пол тоже был специфический, двухуровневый: между его восточной и западной половинами была ступенька высотой сантиметров в тридцать. Предполагаемый саркофаг Хафры лежал у западной стены, заглубленный в пол. Он имел в длину несколько больше 180 сантиметров, был мелок и, пожалуй, узковат, чтобы в нем поместилась забинтованная и набальзамированная мумия благородного фараона; его глад­ кие стенки из красного гранита были мне по колено.

Я смотрел в его темное нутро, и он казался мне дверью, распахнутой в другое измерение.

<<<< || >>>>



     Форум "этого момента"

     Рассказы и притчи Ильи Панина на Яндекс.Дзен