|
ГЛАВА 36 АНОМАЛИИС нашего наблюдательного пункта в пустыне пейзаж некрополя в Гизе с его тремя великими пирамидами имел вид величественный, но несколько странный. Ближе всех к нам была пирамида Менкаура, а пирами ды Хафры и Хуфу стояли за ней, смещенные к северо- востоку. Диагонали двух больших пирамид почти идеально ложатся на одну прямую, проходящую через их юго-запад ные и северо-восточные углы. Думаю, что это не случайно. С того места, где мы находились, было хорошо видно, что, если продолжить эту воображаемую линию на юго-запад, то она заведомо пройдет западнее третьей пирамиды. Египтологи отказываются видеть в этом аномалию. Да и с какой стати? С их точки зрения в Гизе отсутствует какая-либо генеральная планировка. Просто есть три пирамиды, построенные на протяжение семидесяти пяти лет в качестве гробниц и только гробниц для трех фараонов. Ло гично предположить, что каждый из правителей стремился выразить в монументе свою личность, свои особенности, вот Менкаур и "вышел из строя". Египтологи ошибались. И хотя я еще не знал об этом мартовским утром 1993 года, прорыв уже состоялся; было сделано открытие, доказывающее, что некрополь строился по единому генеральному плану, который требовал точной привязки трех пирамид по отношению не только друг к другу, но и к реке Нил, протекающей в нескольких кило метрах к востоку от плато Гиза. Эта планировка с невероят ной точностью и в грандиозном масштабе моделирует не бесное явление — возможно, именно поэтому египтологи, которые очень гордятся тем, что их взоры обращены ис ключительно на землю под ногами, и не смогли обнару жить этого. И, как мы увидим в последующих главах, эта планировка в полной мере отражает озабоченность создате лей соблюдением точной ориентации и размеров каждого из монументов по отдельности. СТРАННЫМ ОБРАЗОМ ПОДАВЛЯЕТ... Гиза, Египет, 16 марта 1993 года, 8 утра При высоте чуть больше 60 метров (и со стороной ос нования 108 м) Третья пирамида вдвое ниже, чем Великая, и еще в большей пропорции уступает ей по массе. Тем не менее она величественна и по-своему ошеломляет. Когда мы шагнули из залитой солнцем пустыни в ее огромную геометрическую тень, я вспомнил, что сказал о ней иракс кий писатель Абдул Латиф, когда посетил ее в XII веке: "Она кажется малой по сравнению с двумя другими; но вблизи, когда не видно тех, она странным образом подавляет, и ее созерцание неизбежно связано с болезненным ощущением..." Нижние 16 рядов монумента все еще покрыты первона чальной облицовкой блоками, высеченными из красного гранита (по словам Абдулы Латифа, "столь твердого, что железо оставляет на нем след очень медленно и с большим трудом"). Некоторые блоки очень велики; они зачастую имеют сложную форму, но при этом идеально пригнаны, чем очень напоминают циклопическую кладку-мозаику в Куско, Мачу-Пикчу и в других местах в Перу. Как и положено, вход в третью пирамиду располагает ся с северной стороны, достаточно высоко над землей. От сюда нисходящий под углом 26 ° 2 ' коридор прямо, как стрела, уходит в темноту точно на юг. Он имеет прямоу гольное сечение и так низок, что для того, чтобы войти в него, приходится складываться по чти пополам. Там, где он про ходит сквозь кладку, его пото лок и стены сло жены из хорошо пригнанных гра нитных блоков. На некоторое рас стояние эта обли цовка продолжа ется и ниже уров ня земли. Примерно через двадцать метров от входа коридор выров нялся и соединился с прохо дом, где можно было стоять во весь рост. В свою очередь, этот проход ведет в не большую предка меру с резными панелями и ка навками в стенах, предназначенными, по-видимому, для опускной решетки. В конце камеры нам снова пришлось скрючиться, чтобы войти в следующий коридор. Так, со гнувшись, мы прошли в южном направлении метров две надцать, прежде чем попали в первую из трех основных погребальных камер-усыпальниц, если только они были усы пальницами. Эти мрачные, беззвучные комнаты высечены в скале. Та, в которой мы стояли, в плане имела форму прямоу гольника, вытянутого с востока на запад. Она имеет размеры 9 метров в длину, 4,5 — в ширину и столько же — в высоту, плоский потолок и довольно сложное внутреннее устрой ство. В ее западной стене — большое отверстие неправиль ной формы, ведущее в темное, похожее на пещеру, про странство. Кроме того, есть отверстие и в полу, через которое можно попасть в туннель с наклоном на запад, ведущий на еще большую глубину. Мы спустились по туннелю. Он кончался коротким горизонтальным проходом, из которого через узкий дверной проем можно войти в небольшую пус тую камеру. В ее стенах были вырублены шесть комнат, похожих на кельи средневековых монахов: четыре с восто ка и две с севера. По мнению египтологов, эти комнаты были задуманы как "склады... для хранения предметов, ко торые усопший монарх хотел бы иметь под рукой". На выходе из камеры мы снова повернули направо и опять попали в горизонтальный проход. В его конце находилась еще одна пустая камера оригинальной конструкции, какой больше не встретишь в египетских пирамидах 50 . Че тырех метров в длину и двух с половиной в ширину, она ориентирована с севера на юг; ее сильно поврежденные" сте ны и пол выложены особенно плотным гранитом шоколад ного цвета, который, как нам показалось, поглощает не только свет, но и звук. Ее потолок состоит из восемнадцати крупных блоков из того же материала, по девять с каждой стороны, которые стыкуются на коньке. Их нижняя сторо на обтесана так, что потолок имеет заметно вогнутую форму; в целом помещение смахивает на идеальный винный погреб, тайно размещенный в каком-нибудь романском со боре. Покинув нижние камеры , мы вернулись по наклонно му тоннелю в большое помещению с плоской кровлей, вы рубленное в скале. Пройдя через отверстие с неровными краями в западной стене, мы обнаружили, что видим прямо перед собой верхнюю сторону восемнадцати блоков, обра зующих перекрытие камеры, расположенной внизу. Отсю да была ясно видна конструкция конька. Но гораздо менее ясно было, как эти блоки сюда затащили, не говоря уже о том, как удалось их так аккуратно уложить на предназна ченное им место. Каждый из них весит много тонн, что затрудняет манипуляции с ними в любых обстоятельствах. Но здешние обстоятельства были далеко не ординарными. Как-будто стараясь усложнить себе жизнь (а может быть, считая такие задачи элементарными), строители пирамиды не потрудились зарезервировать достаточно рабочего про странства между блоками и скалой, нависающей над ними. Я заполз в этот зазор и обнаружил, что его величина от 60 см на южном конце до считанных сантиметров на северном. В таком объеме было физически невозможно манипулировать с этими монолитами, опуская их на место. Следовательно,если рассуждать логически, то остается предположить, что их поднимали с иола камеры, но как? Камера была так мала, что там одновременно могли бы работать лишь не сколько человек — слишком мало, чтобы поднимать грубой силой своих мускулов. По мнению археологов, полиспасты еще не существовали в эпоху пирамид (но даже если они бы и были, то для размещения полиспаста места явно не хватало). Тогда, может быть, использовали какую-нибудь неиз вестную систему рычагов? Или все-таки было что-то в древнеегипетских легендах (что недооценили ученые), которые рассказывали о жрецах и волшебниках, без малейшего уси лия поднимавших в воздух каменные глыбы, бормоча зак линания, "слова мощи"? Уже не в первый раз сталкиваясь с тайнами пирамид, я понимал, что передо мной невыполнимая техническая задача, которая тем не менее была выполнена, причем на уди вительно высоком уровне и с потрясающей точностью. Кста ти, если верить египтологам, строительные работы выпол нялись на заре цивилизации, причем людьми, не имевши ми опыта крупномасштабного строительства. В этом, разумеется, заключается удивительный куль турный парадокс, адекватного объяснения которому акаде мики-ортодоксы предложить не в силах. ДВИЖУЩИЙСЯ ПАЛЕЦ ПИШЕТ, А НАПИСАВ, ДВИЖЕТСЯ ДАЛЬШЕ Покинув подземные камеры, которые, казалось, вибрировали в толще Третьей пирамиды подобно спиральному с многими клапанами сердцу дремлющего Левиафана, мы пробрались по узкому входному коридору и вышли наружу. Теперь нашей целью была Вторая пирамида. Мы про шли вдоль ее западной стороны (215 метров), повернули направо и через некоторое время оказались около точки на северной стороне, где расположены главные входы (12 мет ров к востоку от оси симметрии "север-юг"). Один из них пробит прямо в скальном грунте в девяти метрах от монумента; другой проделан в северной грани на высоте 15 мет ров. Из последнего коридор спускается под углом 25 ° 55 . Из первого, которым мы воспользовались, чтобы проник нуть в пирамиду, другой нисходящий коридор ведет глубо ко под землю, потом переходит в короткий горизонталь ный участок, из которого можно попасть в подземную ка меру, круто поднимается и переходит в длинный горизонтальный проход, идущий к югу; с этим же проходом соеди няется верхний коридор, который спускается от входа в северной грани. Достаточно высокий, чтобы стоять в нем, облицован ный сначала гранитом, а потом отшлифованным известня ком, горизонтальный проход расположен почти на уровне земли, или, точнее говоря, он идет сразу под нижним рядом каменной кладки. Он очень длинный, его прямой участок длиной 60 метров кончается в единственной "усыпальнице", в сердце монумента. Как уже говорилось, в этой камере не было найдено ни мумии, ни надписей, в результате чего так называемая пи рамида Хафры, строго говоря, анонимна. Правда, в новое время искатели приключений не стеснялись оставлять на ее стенах свои имена. Среди них выделяется бывший цирковой силач Джованни Батиста Бельцони (1778-1823), кото рый пробился в пирамиду в 1818 году. Его огромный автограф, выведенный черной краской высоко на стене камеры, свидетельствует об одной из основных черт человеческой природы — желании, чтобы о нас все знали и помнили. Ясно, что это чувство не было чуждо и самому Хафре, поскольку в окружающем пирамиду комплексе некрополя нео днократно встречаются упоминания о нем, равно как и льстивые статуи. Если он действительно построил пирамиду как свою гробницу, представляется невероятным, чтобы он не отразил 'свое имя и личность хоть где-нибудь в ее интерьере. Лично я все-таки не понимаю, почему египтологи упорно не желают рассмотреть возможность того, что погребальный комплекс вокруг — работа Хафры, а пирами да — кого-то еще. Но кого? Со многих точек зрения именно это центральная про блема, а не отсутствие идентифицирующих пометок. До правления Хуфу, Хафры и Менкаура не было ни одного фараона, кто мог бы претендовать на эту роль. Снофру, отец Хуфу, первый фараон IV династии, как считают, пост роил в Дашуре, в 50 километрах к югу от Гизы, две пира миды (так называемые "Согбенную" и "Красную"). Атри буция обеих пирамид — вещь достаточно таинственная, так как не очень понятно, зачем хоронить одного фараона в двух пирамидах (если, конечно, это действительно гробни цы). По мнению некоторых египтологов, Снофру имеет также какое-то отношение к сооружению "Рухнувшей" пирамиды в Мейдуме (хотя ряд ученых настаивает на том, что это гробница Хуни, последнего фараона III династии). Кроме него известными строителями Древнего периода были Зо- сер, второй фараон III династии, которому приписывают сооружение "Ступенчатой" пирамиды в Саккаре, и преем ник Зосера, Ссхсмхст. чья пирамида была также поставлена в Саккаре. Именно поэтому, несмотря на отсутствие надписей, и посчитали очевидным, что три пирамиды в Гизе должны были быть построены Хуфу. Хафрой и Менкауром и должны были служить им гробницами. Здесь нет необходимости снова перечислять все недо статки теории "гробниц и только гробниц". Однако надо иметь в виду, что эти недостатки относятся не только к пирамидам Гизы. но и ко всем остальным перечисленным выше пирамидам III и IV династий. Ни в одном их этих монумешов не бьыо найдено тела фараона или вообще при знаков царского погребения. Некоторые из них даже не были снабжены саркофагами — например, "Рухнувшая" пирамида в Мейдуме. В пирамиде Сехемхета в Саккаре (ко торую впервые посетила в 1954 году экспедиция Египетс кой организации древностей) саркофаг был, причем он ос тавался запечатанным и нетронутым с самого момента уста новки в "гробнице". Мародерам не удалось пробраться' к нему; однако при вскрытии оказалось, что он пуст. Так что же происходит? Как может быть, чтобы свыше двадцати пяти миллионов тонн камня пустили на строи тельство пирамид в Гизе, Дашуре, Мейдуме и Саккаре, если единственная цель этого упражнения состояла в том, чтобы поставить пустые саркофаги в пустых усыпальницах? Если даже списать кое-что на гипотетические странности одного- двух маньяков, страдавших манией величия, представляется невероятным, чтобы целая вереница фараонов поощряла подобное расточительство. ЯЩИК ПАНДОРЫ Скрывшись под пятью миллионами тонн Второй пира миды в Гизе. мы с Сантой ступили в просторную внутрен нюю камеру, которая могла быть усыпальницей, но с тем же успехом могла служить и какой-либо иной, неизвестной нам цели. 14 метров в длину с востока на запад и 5 метров в ширину с севера на юг — это голое и стерильное помещение имело мощное двускатное перекрытие высотой в конь ке 6,8 метра. Блоки перекрытия, каждый из которых представляет собой массивный монолит из известняка массой 20 тонн, были уложены под углом 53 ° 7 '28 (который в точности равняется углу наклона боковых граней пирами ды). Здесь не было "камер упокоения" (как над камерой царя в Великой пирамиде). Я медленно оглядел комнату. Вырубленные прямо в скальной породе, ее стены не были гладко отделаны; как можно было бы ожидать, а были грубыми и неровными. Пол тоже был специфический, двухуровневый: между его восточной и западной половинами была ступенька высотой сантиметров в тридцать. Предполагаемый саркофаг Хафры лежал у западной стены, заглубленный в пол. Он имел в длину несколько больше 180 сантиметров, был мелок и, пожалуй, узковат, чтобы в нем поместилась забинтованная и набальзамированная мумия благородного фараона; его глад кие стенки из красного гранита были мне по колено. Я смотрел в его темное нутро, и он казался мне дверью, распахнутой в другое измерение.
|